Разработка урока музыки в 7 классе по теме "Опера А. Бородина "Князь Игорь"
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Пугачева Анжелика Валерьевна

Конспект урока, презентация, проверочная работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.44 КБ
Microsoft Office document icon proverochnaya_rabota_opera_ivan_susanin.doc29 КБ
Файл k_uroku.pptx2.05 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

7 класс. Тема урока: Опера «Князь Игорь». Противопоставление образов главных героев.

Цель: анализ музыкальных характеристик арий князя Игоря и хана Кончака в опере               А.П. Бородина «Князь Игорь», выявление сходства и различия их интонаций.

Задачи:

Учить составлять музыкальные портреты героев на основе их интонационных характеристик, выявлять драматургию их взаимоотношений; накопление музыкального опыта, словаря.

Развивать навыки анализа музыкального произведения, определяя его форму, основные средства музыкальной выразительности; развивать ассоциативное мышление, умение сравнивать с ранее изученными произведениями.

Воспитывать интерес к русской классической музыке, к истории своей страны, патриотизм.

Музыкальный материал: Ария князя Игоря II д, Ария хана Кончака II д,

Оборудование: видеозапись арий; компьютер, интерактивная доска; в ходе урока использована презентация к опере Князь Игорь.

Ход урока

  1. Орг. Момент.
  2.  Закрепление пройденного

Задание с пропущенными словами по теме «Иван Сусанин» (приложение)

Слайд 1 Проверка, оценка: 1 балл за правильное слово

  1. Стадия вызова

Продолжим наше путешествие в музыкальный театр. Снова окажемся в зрительном зале, и сегодня свою оперу нам представит русский композитор. Назовите его имя.

Звучит А. П. Бородин «Богатырская симфония № 3»

Слайд  2  (портрет)Что мы знаем о композиторе?

 Просмотр видеоматериала «Творчество Бородина»

Слайды  3-5   Презентация  История создания оперы

  1. Мотивация.

Слайд  6   эпиграф  Б.Асафьев: «Князь Игорь»… опера высокого гражданского звучания…Это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки».

Слайд  7  Тема урока Опера «Князь Игорь» - русская эпическая опера

Слайд 8  Проблема: Почему ……?

Проблема двух уроков изучения: Почему опера «Князь Игорь» считается эпической?

  1. Стадия содержания.

Работа с учебником стр.18-19:

Слайд 9  задание: самостоятельно в тетрадь

схема строения оперы

Пролог – 1 действие в Путивле – 2 действие в лагере половцев – 3 действие – в лагере половцев – 4 действие – в Путивле

Главные герои: русские – Князь с сыном Владимиром, Ярославна, ее брат Владимир Галицкий

Половцы – хан Кончак, воины

Слайд 10  проверка

-  Что положено в основу оперы «Князь Игорь»? (поэма Слово о полку Игореве)

Драматургия оперы свойственна былинам, сказаниям и сказкам. События оперы разворачиваются по всем правилам эпического повествования:

Слайд 11   Неторопливый зачин

Сборы в дальнюю дорогу, зловещее предзнаменование

Трудный и долгий путь, роковое событие

Тягостный плен

Мотив чужедальней стороны

Человеческие и природные силы, помогающие герою бежать и спастись

Счастливое возвращение на родину

Слайд 12-14. Пролог, хор «Солнцу красному слава!»

сравнить с хором из оперы «Жизнь за царя » на стр. 17.

Но взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела-дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина,
Князь промолвил: - Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей,
Чем от рук поганых полонену!
Сядем, братья, на лихих коней,
Да посмотрим синего мы Дону! –
Вспала князю эта мысль на ум –
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
- Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья. Голову сложить,
Либо Дону зачерпнуть шеломом!

^ Слушание сцены солнечного затмения.
Слушаем хор из пролога, запись в таблицу (с прошлого урока). Характерные черты хора?

  • Почему опера начинается с хора, сравнить с оперой М. Глинки.


Пламенеют стяги над Путивлем, и возносится к небу торжественный перезвон колоколов. То храбрую дружину Игореву провожают на битву кровавую в степи половецкие.

У. – Назовите приемы драматургического развития изобразительного характера

(загадочные, тревожные, таинственность, статичность низких тембров, колористические эффекты)

- Что ощущают, что переживают герои? ( растерянность, оцепенение, смятение и резкое изменение настроения главного героя – вызов небесным силам ).

 Назовите, пожалуйста, главных героев оперы? Наша задача на сегодняшнем уроке проанализировать музыкальные образы Князя Игоря, Хана Кончака.

Слайд  15   Кто из героев оперы изображен на той или иной иллюстрации?

Вот видите, даже ещё не слушая оперу, в общих чертах, мы уже можем составить представление о характере героя. А какими изобразил их А.П. Бородин? Давайте послушаем.

Слушание   Ария князя Игоря. II д.

Учитель. В этой арии всесторонне обрисован главный герой оперы.

Первое слушание

Учитель. Постарайтесь определить, как композитор характеризует князя? (Обратите внимание на характер вступления, лад, звучание инструментов.)

После слушания

Ученики. Вступление заставляет задуматься. Струнные звучат низко, фактура плотная, аккордовая, голоса развиваются и расходятся в движении, а бас спускается вниз. Композитор характеризует Игоря как человека вдумчивого, совестливого. Он мужественный герой и в тоже время очень любящий супруг.

Анализ арии

Учитель. Какой тембр голоса у героя? (баритон )

Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)

Каково настроение героя? (мрачное)

Какие средства музыкальной выразительности способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)

О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне)

Эта ария - музыкальный портрет главного героя оперы, выражающий его разнообразные черты.

Слайд 17. Ария хана Кончака. II д

Учитель. Давайте вспомним, каков основной сюжет данной оперы?

Ученики. Противопоставление образов русского народа и половцев.

Учитель. В какой еще опере мы встречали аналогичный конфликт? («Иван Сусанин» Глинки).

Слушание Ария Кончака.

-  Как же А.П. Бородин охарактеризует главного врага князя - хана Кончака?

Ученики. В арии ощущается воинственность, властность.

Учитель. Обратите внимание на сопровождение, какова его роль ?

Ученики. На первый план выступает изобразительные моменты в оркестровой партии, воссоздающие эпизод скачки.

В следующем разделе хан проявляет искреннее уважение к Игорю. В мелодии появляются интонации, близкие восточным лирическим напевам. Учитель. Какие качества в этом разделе мы находим у хана Кончака, какие средства музыкальной выразительности нам в этом помогают? Обратите внимание на ритм, тембр.

Ученики. Вкрадчивость, горделивость, упрямость движений Кончака, звучащей в исполнении барабанчика.

В заключительном разделе в музыкальной характеристике хана проступают воинственные черты своенравного и жестокого предводителя кочевой орды. Образ Кончака Бородин показал разносторонне: смелым, сильным, порой великодушным. В нем сочетаются различные признаки: жестокость и великодушие, хитрость и благородство

Учитель. Образ князя Игоря тоже разносторонне представлен.

- Как вы думаете, зачем композитор представляет этих героев такими разными?

Ученики. Кончак и Игорь представлены в опере как достойные противники.

Учитель. Кто еще из композиторов представлял в своей опере два противоборствующих лагеря с такой же многогранностью и симпатией к иноземной культуре? (Глинка «Иван Сусанин»)

Учитель. Мы слушали музыкальную характеристику князя Игоря и хана Кончака, они находятся в разных лагерях, они противники, и соответственно их характеристики контрастны

Вывод: Раскрывая тему нашего урока, мы создали два мужских музыкальных портрета и выяснили, что А.П. Бородин в опере представляет образы разнообразные и многогранные. В основе каждого музыкального образа лежит интонация или комплекс интонаций, соответствующий данному образу, и именно из них и вырастает индивидуальный музыкальный портрет героя.

Слайд 18   д/з Эскиз к декорации оперы «Князь Игорь".



Предварительный просмотр:

Проверочная работа ОПЕРА ИВАН СУСАНИН

Задание: вставить пропущенные слова

   Намерение написать русскую национальную оперу возникло у ____________ в __________.  По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план 5-актной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. В 1823 году появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя глинкинской оперы.

   В ходе работы план оперы менялся: задуманная вначале как трехактная, она превратилась в пятиактную, а затем — в ________________ с эпилогом. Весной 1836 года начались ____________. Премьера состоялась _________ году в петербургском Большом театре. Опера была с восторгом принята передовой частью общества. Аристократическая публика, близкая к придворным кругам, отнеслась к опере холодно.

Еще в период репетиций по настоянию Николая I название оперы было изменено на ___________________, что должно было придать ей монархическую направленность. Под этим названием опера шла вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

В опере ______________ рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба русских против __________ приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино ____________, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Героями оперы также являются _____________________________________________________________________________

Проверочная работа ОПЕРА ИВАН СУСАНИН

Задание: вставить пропущенные слова

   Намерение написать русскую национальную оперу возникло у ____________ в __________.  По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план 5-актной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. В 1823 году появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя глинкинской оперы.

   В ходе работы план оперы менялся: задуманная вначале как трехактная, она превратилась в пятиактную, а затем — в ________________ с эпилогом. Весной 1836 года начались ____________. Премьера состоялась _________ году в петербургском Большом театре. Опера была с восторгом принята передовой частью общества. Аристократическая публика, близкая к придворным кругам, отнеслась к опере холодно.

Еще в период репетиций по настоянию Николая I название оперы было изменено на ___________________, что должно было придать ей монархическую направленность. Под этим названием опера шла вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.

В опере ______________ рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба русских против __________ приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино ____________, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Героями оперы также являются _____________________________________________________________________________

Премьера состоялась  1836


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

проверка Намерение написать русскую национальную оперу возникло у М. И. Глинки в Италии . По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план 5-актной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. В 1823 году появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя глинкинской оперы. В ходе работы план оперы менялся: задуманная вначале как трехактная, она превратилась в пятиактную , а затем — в 4-актовую с эпилогом. Весной 1836 года начались репетиции . Премьера состоялась в 1836 году в петербургском Большом театре. Опера была с восторгом принята передовой частью общества. Аристократическая публика, близкая к придворным кругам, отнеслась к опере холодно. Еще в период репетиций по настоянию Николая I название оперы было изменено на «Жизнь за царя», что должно было придать ей монархическую направленность. Под этим названием опера шла вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В опере «Иван Сусанин» рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба русских против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино Ивана Сусанина , о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Героями оперы также являются дочь Антонида , приемный сын Ваня, жених Антониды

Слайд 2

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887гг.)

Слайд 3

История создания оперы «Князь Игорь» 18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л.И. Шестаковой В.В. Стасов предложи л композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве» А. П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем.

Слайд 4

Опера писалась в течении 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А.П. Бородина работу завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Александр Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие. Н.А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш.

Слайд 5

В основу сюжета оперы «Князь Игорь» положена патриотическая поэма Древней Руси «Слово о полку Игореве», дополненная другими историческими документами, летописями

Слайд 6

эпиграф Б.Асафьев: «Князь Игорь»… опера высокого гражданского звучания…Это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки».

Слайд 7

Опера «Князь Игорь»- русская эпическая опера

Слайд 8

Проблема Почему….? Почему опера «Князь Игорь» считается эпической?

Слайд 9

Работа с учебником стр.18-19 Схема строения оперы Главные герои :

Слайд 10

Проверка Схема строения оперы Пролог – 1 действие в Путивле – 2 действие в лагере половцев – 3 действие – в лагере половцев – 4 действие – в Путивле Главные герои: русские – Князь с сыном Владимиром, Ярославна, ее брат Владимир Галицкий половцы – хан Кончак , воины

Слайд 11

События оперы разворачиваются по всем правилам эпического повествования: Неторопливый зачин Сборы в дальнюю дорогу, зловещее предзнаменование Трудный и долгий путь, роковое событие Тягостный плен Мотив чужедальней стороны Человеческие и природные силы, помогающие герою бежать и спастись Счастливое возвращение на родину

Слайд 12

ПРОЛОГ Площадь в Путивле заполнена людьми. Князь готовится к походу против половцев. Народ и бояре величают Игоря, его сына Владимира, князей, д ружину, надеются на успешное завершение похода

Слайд 13

Хор «Солнцу красному слава!»

Слайд 14

Внезапно темнеет, это солнечное затмение. Люди видят в нём дурное предзнаменование и уговаривают Игоря остаться, но Игорь непоколебим. Здесь в символической форме представлена драматургическая завязка всего дальнейшего действия оперы.

Слайд 16

II действие Ария князя Игоря Ария князя открывается небольшим вступлением оркестра. Тяжёлые аккорды передают душевные терзания героя. Благородная мелодия, полная глубокой душевности и теплоты, связана в арии князя с воспоминаниями о жене, Ярославне. Перед мысленным взором мелькают картины затмения солнца, горечь поражения, позор плена. Все перечисленные эпизоды арии позволяют почувствовать трагедию переживаемую Игорем.

Слайд 17

Ария хана Кончака

Слайд 18

Дома Эскиз к декорации оперы «Князь Игорь»

Слайд 19

Сцена вторая «Половецкие пляски» Хор «Улетай на крыльях ветра»

Слайд 20

Как и Глинка, Бородин, создаёт контрастные образы русских людей и их недугов, с уважением относится к национальным культурам других народов.

Слайд 21

IV действие Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет. « Плач Ярославны» В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал п одлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями т аких древних п есенных ж анров, как плач, п ричет, причитания

Слайд 22

В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов. Технику композиции Бородин усвоил самостоятельно. В 60-х гг. XIX в. он стал членом кружка «Могучая кучка», возглавлявшего М. А. Балакиревым . А.П.Бородин М.А.Балакирев

Слайд 23

Вот как описывает те далёкие времена исследователь древнерусской литературы Дмитрий Сергеевич Лихачёв «Весна 1185 года. Огромная, бескрайняя, проросшая буйной травой дикая степь… Со всех сторон опасность: степь принадлежит тем, кто в ней кочует, кто идёт на сёла и города русских, чтобы захватить детей, женщин, мужчин, поживиться золотом, мехами, тканями, оружием. Степняки объединены… Воюя, они движутся всем народом. Это страшный враг, ужас и проклятие Руси - половцы».

Слайд 24

I действие картина вторая Входят думные бояре, друзья Ярославны. Они пришли с плохими новостями (хор «Мужайся княгиня»). Бояре рассказывают, что на Путивль идёт хан Гзак , русская рать разбита, а Игорь вместе с братом и сыном попали в плен. Слышен звон небратского колокола, виднеется зарево пожара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки 3 класс

Урок музыки "Повсюду музыка слышна" предназначен для обучающихся 3 класса, разработан по программе "Музыка" авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева....

разработка урока музыки 4 класс тема: "Музыка Италии"

Данная презентация разрпаботана для урока музыки в 4 классе. тема года: "Между музыкой разных народов мира нет границ!", тема урока "Музыка Италии". в ходе урока учащиеся знакомятся с культурой красив...

Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)

Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...

Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"

разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...

Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"

Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....

Разработка урока музыки, 2 класс "Гимн России"

Разработка урока музыки, 2 класс "Гимн России". Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...