КВН: «Музыкальный лабиринт»
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Байбикова  Альфия  Назиповна

Закрепить  и обобщить историю возникновения музыкальных инструментов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

.

КВН:  «Музыкальный лабиринт»

Разработала

 учитель музыки

МКОО «Старомостякская средняя школа»

Байбикова Альфия Назиповна

Урок –обобщение

  1. Планируемые результаты урока:

Предметные результаты: 

- познакомить с историей названия инструментов

 -расширять представления о многообразии музыкальных инструментов;

- воспитывать  интерес и любовь к музыкальным инструментам разных народов;

- формировать навыки выражения своего мнения о звучании инструментов;

- развивать интерес и желание играть на музыкальных инструментах;

- совершенствовать речь, обогащать словарный запас;

- воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к музыке;

- расширять музыкальный кругозор.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- понимают и формулируют проблему,

-формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;

- планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

- вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Коммуникативные УУД:

- работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;

- выделяют главные и существенные признаки понятий, составляют описание изучаемого объекта;

- высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;

- слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;

Познавательные УУД:

-анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую,

-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Личностные цели

- осознают то, что изучение народного творчества  - это важный этап в формировании культуры человека.

- понимают значения народного творчества в современном мире.

Цель:  Закрепить  и обобщить историю возникновения музыкальных инструментов.

Задачи:            1.  Показать особое значение музыкальных инструментов при исполнении музыки.

                          2.Развивать речь, логическое мышление, память, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

                         3. Воспитывать эстетический вкус и интерес к предмету, умение работать в группах.

                         4. Повышать эмоциональную стабильность учащихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Оборудование:музыкальный центр; ПК; медиапроектор; презентация Power Point «Музыкальные загадки», «По музеям и выставочным залам», «Кроссворд»; CD с фрагментами музыкальных произведений.

Музыкальный материал:

             1.CD «Танец черных» из балета К.Караева «Тропою грома».

             2. CD «Полет шмеля» Н.А Римский-Корсаков (труба)

             3. CD «Вариации на тему хоты» Таррега.

             4. CD Соната для лютни Канцона. Ф. Милано

Ход урока:

I.Организационный момент.

     Слайд 1 .    Звучит музыка из заставки к КВН. Ребята рассаживаются по цветным стикерам, заранее приклеенным в тетради. На столах цветные опознаватели. Всего пять групп по 4 ученика. В каждой группе есть свой руководитель, который отвечает за порядок в группе, очередность ответов и оценивает работу своей команды.

Слайд 2. Учитель озвучивание план урока, объясняет правила работы во время игры. Представляет руководителей каждой группы и определяет круг их деятельности.

II. Ход урока:

  1. Разминка (каждой команде поочередно задаётся по одному вопросу и загадке)

Зеленым:

  1. Назовите три предмета, благодаря которым появились музыкальные инструменты.  (Камень, раковина, жила животного)
  2. Какой ударный инструмент в старину изготавливали из черепахового панциря? (Кастаньеты)
  3. О каком инструменте говорят: «Он мудр, скрытен и одинок»? (Орган)
  4. В самый сказочный момент

Вступит этот инструмент.

Но совсем не каждый знает,

Что в оркестре он играет!

Тихо, нежно зазвенит, будто все посеребрит.

А затем умолкнет скоро по сигналу дирижёра.

 Знает  ли то каждый школьник,

Что такое...

Слайд 3        (Треугольник)

            Желтым:

  1. Какой ударный инструмент популярен в церкви? (Колокол)
  2. Этот духовой инструмент по ошибке относят и к медным и к деревянным. (Саксофон)
  3. Какой струнно-щипковый инструмент помог шестиструнной гитаре выйти из тени? (Ручная виуэла)
  4. Знайте, они с барабаном соседи.

Сделаны они из меди.

Вовремя нужно руками взмахнуть,

Звонко ударить, потом отдохнуть.

Партия их не пустяк, не безделка,

В музыке тоже бывают...

Слайд 4.                  (Тарелки)

          Синим:

  1. На какие подгруппы делятся духовые инструменты? (На медные и деревянные)
  2. Назовите самый большой струнно-щипковый инструмент. (Арфа)
  3. Зачем музыкальные мастера ищут выдержанное дерево? (Так как в выдержанном дереве капилляры заполнены смолой и инструменту из такой древесины не страшна вода)
  4. Этот медный духовой

То короче, то длиннее.

Ведь кулису он имеет!

Громче всех в оркестре он.

Как зовут его...

 Слайд 5.                         (Тромбон)

Красным:

  1. С этим ударным инструментом камлают шаманы. (Бубен)
  2. Что натягивают на смычок?  (Волос с коня мужской особи)
  3. Какой инструмент запатентовал венский органный мастер Кирилл Демиан? (Аккордеон)
  4. Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло всё: играет...

 Слайд 6.                        (Скрипка)

Лиловым:

          1. На какие подгруппы делятся струнные инструменты? (Смычковые и щипковые)

          2. Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и     гармонь? (Аккордеон)

          3. Какая часть гитары склеивается паркетным способом? (Шейка)

          4. Звучит сигнал, на бой зовет!
           Вставай, солдат, она поёт!
 

Слайд 7.                     (Труба)

Слайд 8. 2. Выбери меня. (Каждая команда, за две минуты,  должна выбрать из набора предложенных музыкальных инструментов свою группу инструментов. Приложение №1)

Зеленым:   ударные  

Желтым:  медно-духовые

Синим:  деревянно-духовые

Красным:  струнно-щипковые

Лиловым: струнно-смычковые

На слайде 9, пока дети выбирают свою группу инструментов, звучат фрагменты музыкальных произведений.

  1. Кто я? (По набору предложений, за две минуты, надо определить о каком инструменте идет речь. Слайд 10. Ответы появляются на экране. Приложение №2)
  2. Конкурс гидов. (В течение трех минут, прочитав текст, надо выйти к доске и рассказать о предложенном инструменте, так, как рассказывают гиды в музее. Если ребенок затрудняется, то ему помогают ученики из группы.  Инструменты по ходу представления появляются на экране. Слайды 11-15. Приложение №3)
  3. Реши кроссворд. ( За три минуты надо решить кроссворд по составляющим частям гитары. Слайд 16-17. Приложение №4)

  1. Подведение итогов конкурса.    
  1. Руководитель группы оценивает работу каждого участника своей группы.
  2. Ребята делятся впечатлением о проведенном уроке.

Приложение №1.

Зеленым (ударные): Бубен,  гитара, кастаньеты, баян, треугольник, маракасы, тромбон, флейта, трещотка, фортепиано, арфа,  тарелки, домра, орган, колокола, саксофон, барабан, виолончель, литавры,  кларнет, труба, ложки.

Желтым (медно-духовые):  Тромбон,  барабан, аккордеон, труба, скрипка, рояль, валторна, гармонь, тарелки, горн,  металлофон, флейта, гитара,  туба, барабан, арфа, корнет, треугольник, виолончель, рожок, лютня, домбра.

Синим (деревянно-духовые):  Гобой, рояль, скрипка, баян, флейта,  барабан, гармонь, металлофон, ручная виуэла, фагот, гитара, аккордеон, арфа, губная гармонь, орган, саксофон, тарелки, рожок,  ложки, волынка, балалайка, кифара.

Красным (струнно-щипковые):  Барабан, арфа, волынка, фагот, литавры, банджо, орган, гитара, гармонь, рояль, лютня, труба, саксофон, балалайка, виолончель, ручная виуэла, мандолина, трещотки, флейта, туба.

Лиловым (струнно-смычковые): Бубен,  гитара, кастаньеты, скрипка, баян, треугольник, маракасы, тромбон, флейта, трещотка, фортепиано, арфа, альт,   тарелки, домра, орган, колокола, контрабас,  саксофон, барабан, виолончель, литавры,  кларнет, труба, ложки.

Приложение №2

Зеленым:   Этот инструмент один из главных инструментов симфонического оркестра. Он имеет много родственников. Среди них – деревянный народный инструмент славянского происхождения гудок-смык: долбленое деревянное корытце, покрытое плоской пластиной с тремя струнами и лукообразным смычком. Бродячие музыканты, странствуя из города в город, играли на таких инструментах. Сегодня этот инструмент имеет 4 струны, каждая из которых обладает своей неповторимой звуковой окраской. По своим техническим возможностям этот инструмент самый подвижный и гибкий среди смычковых.

Желтым:  Этот инструмент входит в группу медных духовых инструментов. Её звонкий, призывный  голос  был известен с древнейших времен пастухам, охотникам и воинам. В средние века этот инструмент принимал активное участие в рыцарских церемониалах, играх, турнирах и охотах.

Современный инструмент представляет собой металлическую трубку, дважды свернутую в вытянуто-овальную форму. С одной стороны заканчивается раструбом, а с другой металлическим мундштуком. Голос этого инструмента придает звучанию оркестра удивительную торжественность и приподнятость.

Синим:  Название этого инструмента – это собирательное название семейства клавишно-струнных музыкальных инструментов, снабженных молоточковой механикой. Это один и самых распространенных инструментов и для него создано огромное количество произведений. Богатые возможности этого инструмента позволяют  исполнять произведения любых форм и жанров, вплоть до симфонических.

В наши дни существует две разновидности этого инструмента: для концертного исполнения  и домашнего музицирования.

Красным:  О происхождении этого инструмента сложены целые легенды. Одна из них рассказывает, что древнегреческий бог пастбищ, бог Пан, полюбил прекрасную нимфу. Спасаясь от преследований Пана, нимфа обратилась к богу реки, что бы он её спрятал. И бог реки превратил нимфу в тростник. А Пан не найдя своей возлюбленной, срезал тростник и сделал из него этот инструмент.

Сегодня эти инструменты изготавливают из бамбука, пластика, дерева, кости, металла. Они бывают продольными и поперечными. Эти разновидности инструмента применяются в симфоническом оркестре от пикколо до альтовой.

Звук этого инструмента слегка свистящий и одновременно нежный и приятный.

Лиловым:  Это струнно-щипковый инструмент, который имеет очень сложную и путаную историю. Непосредственными  предшественниками этого инструмента были  несколько струнных инструментов: лира, кифара, виола. Его, то задвигали в тень, то поднимали на вершину славы.   Изготавливают из ценных пород дерева практически весь корпус этого инструмента, а вот верхняя дека делается из резонансной ели. Сегодня этот инструмент очень популярен. Может быть использован и в оркестре и в ансамбле и в джазе и на школьной сцене и у туристов на привале.

Приложение №3

Зеленым:   Этот инструмент в переводе с греческого звучит как  – деревянный звук. Это ударный самозвучащий музыкальный инструмент, состоящий из набора деревянных брусочков называется ксилофон. Он стал известен в Европе с 15 века. Бруски ксилофона, а их 41, изготавливают из ценных пород дерева и располагают в четырех вертикальных колонках на жгутах из соломы или рогожи. Такие жгуты не глушат звук. А вот что бы усилить звук, то под специальный стол ставят резонаторы – медные гильзы разной величины. Именно на этом инструменте можно озвучить сказочные или фантастические сюжеты. Так как звук ксилофона звонко-пронзительный, щелкающий.

Желтым:  Кларнет входит в группу деревянных духовых инструментов. Он полноправный член духового и эстрадного симфонического оркестра, так же используется как сольный инструмент. Создателем кларнета принято считать нюрнбергского мастера Доннера.  Звук извлекается с помощью камышовой пластинки – трости, и от этого он светлый, гибкий, выразительный. Не зря в переводе с латинского «кларус» - ясный. В передаче чувств и настроений кларнет может соперничать с любым струнным инструментом. Современные  разновидности кларнета: малый кларнет, альтовый, бас-кларнет.

Синим:  Этот инструмент пришел к нам с античных времен. Какой возраст у арфы – сложно сказать. Родиной этого инструмента можно назвать много стран: Египет, Китай, Океанию, страны  Северной и Южной Америки, Европы, Средней Азии. Изящная,  как крыло гигантской бабочки,  арфа, смотрится по-королевски: внизу педали сверкают золотом, вверху на колонне что-то вроде маленькой резной короны. И тончайшая накидка из 46 струн.

Арфа в симфоническом оркестре занимает особое положение. Почти всегда ее голос звучит в тот момент, когда происходит что-либо необыкновенное. Хотя прекрасно арфа звучит в ансамбле и сольно.

Красным:  Почти триста лет назад в Италии появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. Крутишь ручку – раздается музыка. Чаще всего звучал тогдашний шлягер «Прелестная Катарина» - по-французски «Шарман Катарин». От названия песенки произошло одно из названий инструмента – шарманка. Это черный ящик внутри которого валик, на нем записана музыка, но только одного произведения, не больше. Но,  тем не менее, шарманка была популярным инструментом. Хотя в некоторых кавказских городах и сейчас есть шарманщики, их нередко приглашают на какое либо торжество ради экзотики.

Лиловым: Отгадаете загадку, узнаете имя этого инструмента.      

            В лесу выросла,
            Из лесу вынесена.
            На руках плачет.
            На полу скачет.

И совсем это не трудная загадка, это всего лишь балалайка. Появилась балалайка примерно в 18 веке. Она пришла на смену скоморошьей домре. Сначала балалайка была двухструнная, а потом добавилась еще одна струна. Все триструны крепятся на деревянном корпусе треугольной формы.  Играют на балалайке,  бренча указательным пальцем правой руки. Нередко этот простой инструмент веселил не только простой народ, но и царственных особ.

Сегодня балалайка  является ведущей  в оркестре русских народных инструментов. Балалайка может быть от маленькой – прима, до огромной – бас-балалайки.

Приложение №4

По горизонтали:

1.Отверстие в верхней деке для лучшего звучания гитары.

5. Как называется винт, на который крепят струну и подкручивают его для подстройки гитары?

6. Старинный струнно-щипковый инструмент, который «помог выйти» гитаре из тени.

По вертикали:

7. Какая часть гитары делается из бархатного черного дерева?

4. Именно эта часть гитары крепится особым паркетным способом.

3. Она соединяет верхнюю и нижнюю деки китары.

2. Именно они изначально были у гитары  жильными, затем металлическими, а сейчас нейлоновые. О чем речь?

Список литературы:

1. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.: просвещение,1985

2. Дьяченко Н. Первое знакомство ребенка с музыкой. – 1992

3. Кофанов А. Книга о гитаре. – СПб.: Питер, 2006

4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Терра-Terra, 1996

5. Смолина Е.А. Современный урок музыки. – Ярославль: Академия развития, 2006

6. Экерт Я. 500 музыкальных загадок. – М.: Советский композитор, 1971

7. История музыкальных инструментов. – СПб.: НАРО, 2005

8. Музыка «Дарлинг Киндерсли». – Лондон, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ИГРА «ЛАБИРИНТ» В 6 КЛАССЕ

УРОК ИГРА «ЛАБИРИНТ»  В  6 КЛАССЕТЕМА УРОКА: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ»ЦЕЛЬ:ПРОВЕРКА УМЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ПРАВИЛ, ЗАКОНОВ И УМЕ...

Психологическая игра « Лабиринт»

Психологическая игра «Лабиринт» не только интересна, но и полезна занимающимся. Она способствует развитию воображения, концентрации внимания, взаимопониманию между партнерами. В игре применяется...

В лабиринтах русского ударения

Сложность и прихотливость русского ударения широко известны. Пожалуй, ни одна другая область русского языка не вызывает столько ожесточенных споров, недоумений и колебаний. Правильная постановка ударе...

Урок - игра "Лабиринт"

Урок проводится в виде игры. На каждом этапе игры ученику надо решать задачу определнного типа. Путь по Лабиринту каждый ученик определяет самостоятельно, выбирая оптимальный для себя уровень сложност...

ВИКТОРИНА "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛАБИРИНТ"

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛАБИРИНТ, КОТОРЫЙ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ НАШИМ "ТРУДНЫМ ДЕТЯМ"...

Викторина "Музыкальный лабиринт"

Викторина предназначена для внеклассной работы с учащимися 4-х классов, преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к искусству....

Нетрадиционный социально-игровой урок "Музыкальный лабиринт"

Этот урок создан по методике А. П. Ершовой и  В. М. Букатова нестандартных уроков «Социально-игровой урок» для общеобразовательных школ. Нетрадиционные уроки усиливают акцент на ...