Открытый урок по музыке "Небесное и земное в звуках и красках"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Логинова Юлия Сергеевна

Педагог знакомит учащихся  с историей возникновения нотной записи, с записью старинных русских знаменных распевов- крюков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass.docx24.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    План конспект урока музыки 5 класс, 22.01.2018

Тема урока: «Небесное и земное в звуках и красках»

Цель урока:                                        

  - сформировать интерес к высшим достижениям музыкального и изобразительного искусства;
- научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных образов;
- развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений;

- развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого  проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей,

- развивать  певческие (вокальные) навыки в процессе вокально-хоровой работы.

                               Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся  с историей возникновения нотной записи, с записью старинных русских знаменных распевов- крюков.

Развивающие:

 - научить понимать различия в музыке и изобразительном искусстве, которые входили в состав культа православных и католических храмов,

- раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам  древнерусского и западноевропейского искусства.

Воспитательные:

- воспитывать у учащихся внимание к слову, его смыслу и интонационному раскрытию музыкальной речи в духовных произведениях;

- на основе эмоционального восприятия образцов классических произведений искусства воспитывать  чувство любви к природе, искусству.

                                 Ход урока

1.Орг. момент (вокальный)

 - Здравствуйте ребята!

 - Здравствуйте!

2. Актуализация знаний.

 - На предыдущих уроках мы выясняли: можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать живопись?

 Да, у человека есть способность мысленно, внутри себя, при помощи внутреннего слуха услышать то, что в данный момент не звучит, и с помощью внутреннего зрения увидеть то, что в данный момент не видно – это творческое воображение.

Но давайте сначала вспомним, что мы называем  музыкальной живописью и живописной музыкой?

- Как и с помощью чего художники и композиторы создают такие произведения?

Художники с помощью палитры, линий, штрихов, чередования каких либо элементов,  а композиторы с помощью музыкальных красок.

-Что входит в понятие музыкальные краски?

Ладовое построение – цвет, тембр – красота голоса, динамика – сила звука, ритм – движение, интонация – выразительность, мелодикодвижение или линия мелодии: взлетающие - радость, свет, энергия, устремлённость; нисходящее – успокоение, грусть, печаль.

3.Введение нового материала

4.Постановка проблемы

Слайд 2.

Сегодняшний урок начну со строк поэта И. Козлова

Молю творца…

Чтобы молитва, чтоб любовь

Всегда мне были утешеньем…

Чтоб сердцем я не остывал,

Чтоб думал, чувствовал, мечтал…

К какой мы музыке сегодня обратимся?

(духовной).

Слайд 3,4. Посмотрите на слайды и скажите, какая картина у нас относится к небесному и земному?  на фоне концерта №3 для фо-но с оркестром С. Рахманинова (портрет композитора на доске)

- В каком жанре написана картина?  Пейзаж.

- Почему для русских художников жанр пейзажа имеет большое значение? 

В пейзаже человек находит отклик на своё безотчётное стремление вдаль, на тоску по счастью, на влечение к вольной жизни. Осознанную и непреходящую любовь русских людей к родной земле, одухотворённость искусства.

«В картине ни один мотив не занимает её центра, ничто не преобладает над другим. Но из взаимодействия её элементов возникает ощущение целостности природы…»

- А ощущения и образы от мелодии 1 части Концерта №3  Рахманинова совпадают с образом  картин.  Мелодия «Стелется, как тропа в полях». Убегает вперёд, в бесконечность…

- Какой характер у музыки? Песенный, текучий, непрерывный.

- Какой инструмент солирует? Фортепиано. - Кто аккомпанирует? Симфонический оркестр.

- Какие средства выразительности создают настроение, неповторимую «интонацию».

Послушайте пожалуйста вступление и скажите, вам знакомо это произведение?

- Какие качества воспитываются исполняя и разучивая такие песни?

Вокально-хоровая работа над песней «Кадетские погоны».

(исполнение с маршировкой).

Физминутка

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.

На счет шесть прошу всех сесть.

Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.

А теперь сядьте поудобнее, закройте глазки и послушайте меня.

- Звучит «Аве, Мария» без слов.

Слайды 5, 6, 7, 8,9

Мы сегодня с вами попали в эпоху средневековья, когда не было городов, а были монастыри, в которых звучала духовная музыка, обращенная к Богу. Представьте себе дерево, корни которого питаются земными благами, а крона устремлена в небеса, на которых живут боги и святые, в силу которых люди верили и обращались с благодарностями и просьбами о помощи, спасении, защите. Имя ему духовная музыка. И вот на дереве стали созревать плоды. Сначала плоды появились на Европейской части дерева (слева)- называются они Григорианский хорал (появились они в первом веке до нашей эры), и лишь через 9 веков дерево заплодоносило с другой стороны  плоды имели тот же вкус и вес только назывались они Знаменный распев.

Сейчас зарисуйте свое духовное дерево. Как вы его представили.

Звучит музыка. Рисуют.

Показ своего рисунка.

Поставьте на своих рисунках знаки  Григорианского и Знаменного распевов.

 Слушание Григорианского распева (зрительный ряд «внутреннее убранство католического храма») и Знаменного распевов христианская  молитва (зрительный ряд внутреннего убранства проваславной церкви).

Итог урока: выставка работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5-ом классе «Небесное и земное в звуках и красках»

Урок разработан по программе Г. П. Сергеевой , Е. Д. Критской, является 2 урокос в разделе II "Музыка и изобразительное искусство"...

открытый урок Небесное и земное в звуках и красках 5 кл

Вокруг нас издается множество звуков. Этих звуков мы разделяем на две группы. Звуки бывают музыкальные и шумовые....

Урок музыки по теме "Небесное и земное в звуках и красках" и презентация

К  учебнику 5 класса Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....

урок музыки 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"

Проект урока музыки в 5 классе 3 четверть по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Тема "Небесное и земное в звуках и красках"....

Разработка урока музыки «Небесное и земное в звуках и красках»

           [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15324450","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"173","width":"231"}}]]  Р...

план к уроку музыки 5 кл.на тему:небесное и земное в звуках и красках

план к уроку музыки 5кл:небесное и земное в звуках и красках...

«Небесное и земное в звуках и красках» урок 20

Целью занятия научить обучающихся понимать   интонационно-образную природу духовной  музыки; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности....