«Небесное и земное в звуках и красках» урок 20
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Гринь Наталья Андреевна

Целью занятия научить обучающихся понимать   интонационно-образную природу духовной  музыки; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_nebesnoe_i_zemnoe_v_zvukah_i_kraskah.docx26.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

тема II полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”   3 четверть

Урок  №20:   «Небесное и земное в звуках и красках». 1 час

Цель: понимать   интонационно-образную природу духовной  музыки;

сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности.

Задачи урока: осмысление взаимодействия искусств (музыки, изобразительного искусства и литературы) как средства расширения представлений о содержании образов, их влиянии на  духовно-нравственное становление личности; формирование духовно – нравственных ценностей, через  музыкальные произведения; развитие интонационно-слухового опыта учащихся на основе восприятия духовных образов древнерусского искусства; умение сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, музыкальный инструмент ф-но.

Музыкальный материал:

«Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский  

«Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов

«Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно

«Ave Maria»  Ф. Шуберт

«Ave Maria»  Дж. Каччини

Художественный материал:

Репродукция картины итальянского художника Рафаэля.

Внутренний вид Храма Христа спасителя;

Богоматерь Владимирская. Икона; иконы «Покров Пресвятой Богородицы».

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть

Вход детей в класс под музыку Ф. Шуберта «Ave Maria».

Музыкальное приветствие

Здравствуйте, ребята!

Создает благоприятные условия для восприятия произведений искусства.

Здравствуйте, учитель!

Улыбаются, отвечают на приветствие учителя, поют. 

Учащиеся настраиваются на продуктивную работу

II. Основная часть.

1.  Актуализация знаний

Мы убедились, что образы разных искусств – живописи, архитектуры, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы и души человека.

Постановка проблемного вопроса.

2. Планирование деятельности.  

  • Узнать о церковном искусстве;
  • Слушать и сравнивать музыкальные произведения;
  • Рассмотреть иконы и картины  и сопоставить с музыкальными произведениями.

3. Введение в тему урока

На фоне старинного русского распева («Хвалите Господа с небес» - знаменный распев) демонстрируют иллюстрации

 (слайды № 1,2)

Внутренний вид Храма Христа спасителя;

Богоматерь Владимирская. Икона;

4. Совместное открытие новых знаний

Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье?

 Дети ищут ответ в течение урока, в конце должны ответь на вопрос.

Церковное искусство обращается к возвышенному, небесному миру. Созерцание икон, слушание песнопений вызывают у человека мысли о прекрасном, вечном.

(Слушаем « Величание Божей и Матери» знаменного распева) Основным видом древнерусского церковного пения является знаменный распев. Это название произошло от старославянского слова знамя, то есть знак. Знаменами или крюками назывались знаки, которыми без линеек записывали напевы, звучащие обычно одноголосно, в унисон.

Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.

(Слайд №6) Давайте рассмотрим композицию иконы «Покров Пресвятой Богородицы». Она делится на две части. В верхней изображены небесные силы и Богородица, в нижней – Роман Сладкопевец – византийский поэт и певец. Он поет мелодии дарованные самой Богоматерью, которая невидимо присутствует в храме, простирая надо всеми свой покров. Романа окружает народ, который подхватывает припев, как было принято в старинном церковном пении.

Слушание и сравнивание произведений:  

1. «Богородице Дево радуйся» Чайковский.

2. «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов

В минуты Музыки печальной…

Склоняясь к юному Христу,

Его Мария осенила:

Любовь небесная затмила

Его земную красоту.

А Он в прозрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперед – и ясным оком

Голгофу видит пред Собой.

                                      А. Толстой.

5. Углубление в тему урока

Смотреть репродукцию  картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».

(Отрывок из поэмы Эдуардаса  Межелайтиса «Женщина»).

Небесная голубизна – светла, ясна. В прозрачности глубоких красок неизъяснимой чистоты, с глазами голубых мечтаний, остановилась ты, подняв дитя, чтобы оно могло взглянуть на уходящий к роще путь в лучащемся тумане. А на лице твоем Покой и Благодать – две спутницы твои и каждой женщине, которая готова страдать и ждать, когда дитя – ей, первой ей, произнесет свое вот - вот родившееся слово. Как не гордится ей, одной из матерей, начальным зернышком огромной жизни, которой она дала родиться – как каждая на свете мать, что миру дарит детство, пренебрегая мукою своей. И тот, кто может взвесить на руке песчинку, незаметную в песке, способен ощутить весь вес планеты. Так и мать, своё дитя,  подъемля – всю Землю держит. И только потому её святой позволено назвать.

Так, в красках Рафаэля возникая, Равнодержа и Землю, и зерно,

Ты в помыслах моих такая  Земли прекрасной божество.

У.Дополнил текст наше восприятие? Что приобрела наша картина?  

Д.Она стала объёмной.

У. А как вы считаете, она безмолвна? Можем мы назвать её звучащей? Глядя на это чудо в наших душах зазвучала мелодия?

Д. Да тихая, проникновенная, завораживающая, нежная, молитва.

У.Возможно эта?

Слушать  «Аве Мария» Дж. Каччини

У. Простая, незатейливая мелодия композитора Каччини созвучна нашему холсту?

Д.Да

У. А почему для этой песни композитор взял всего два слова «Аве Мария», святая Мария. Ведь мы   знаем, что существуют и большие тексты  песнопений, стихир,  а итальянский композитор ограничился лишь двумя словами?   Иногда бывает так, что слова  могут быть лишними. Вот так получилось и у  Каччини.  у него вышел скорее вокализ-молитва. Здесь слова лишние.

У. как вы считаете, Рафаэль и Каччини смогли объединить музыку и живопись? Что роднит молитву Каччини  с творением Рафаэля?

 Д. они дополняют друг друга. Картина  ожила, стала ещё проникновенней, понятней нам, так как мы её смогли  и увидеть и услышать и почувствовать.

У.  Можем мы сказать про музыку Каччини  - Живописная музыка? а про  Мадонну Рафаэля  -  музыкальная живопись? Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная  живопись»?  Что есть музыкальная живопись и живописная музыка?

Д. Это созвучие, гармоничное слияние, сочетание, соединение, аккорд или палитра

В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времен и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа - Марии. Искренность, нежность, любовь, преклонение людей объединяют произведения искусства, обращенные к Деве Марии.

Слушать  «Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно

6. Закрепление изученного.

Что общего в живописных произведениях и иконах?

В чем сходство Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта с музыкой «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского и Рахманинова, а в чем различие? Что ты можешь сказать об особенностях исполнения этих сочинений? Как вы понимаете слова русского поэта Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье….?

Дети размышляют, дают ответы опираясь на пройденные произведения на уроке.

III.  Подведение итогов урока, рефлексия.

Составить cинквейн, на тему «Россия», «Счастье», «Бог». И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Примеры  синквейна:

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Россия.
Великая, огромная.
Находится, продает, покупает.
Умом Россию не понять.
Отечество.

Счастье.
Бесконечное, всеобъемлющее.
Приходит, переполняет, наполняет.
Жизнь в ярких красках.
Гармония.

Любовь.
Чистая, святая.
Просветляет, возвышает, помогает.
Главная добродетель из трех в христианстве.

Бог.

IV.  Домашнее задание

В качестве домашнего задания я прошу вас подобрать  или сочинить стихотворение о женщине-матери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5-ом классе «Небесное и земное в звуках и красках»

Урок разработан по программе Г. П. Сергеевой , Е. Д. Критской, является 2 урокос в разделе II "Музыка и изобразительное искусство"...

открытый урок Небесное и земное в звуках и красках 5 кл

Вокруг нас издается множество звуков. Этих звуков мы разделяем на две группы. Звуки бывают музыкальные и шумовые....

Урок музыки по теме "Небесное и земное в звуках и красках" и презентация

К  учебнику 5 класса Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....

урок музыки 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"

Проект урока музыки в 5 классе 3 четверть по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Тема "Небесное и земное в звуках и красках"....

Разработка урока музыки «Небесное и земное в звуках и красках»

           [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15324450","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"173","width":"231"}}]]  Р...

Открытый урок по музыке "Небесное и земное в звуках и красках"

Педагог знакомит учащихся  с историей возникновения нотной записи, с записью старинных русских знаменных распевов- крюков....

Технологическая карта «Небесное и земное в звуках и красках» урок 20

Конспект содержит этапы и виды творческой деятельности, формы и методы работы, перечень музыкального материала, предложения по использованию дополнительных материалов....