Главные вкладки

    Опера М. Коваля "Волк и 7 козлят"
    план-конспект урока по музыке на тему

    Макеева Наталья Михайловна

    Знакомство с оперой М Коваля "Волк и 7 козлят"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    опера

    Слайд 2

    Первое путешествие в музыкальный театр. Опера и балет

    Слайд 4

    Опера Опера – музыкально-сценический жанр. В её исполнении участвуют оркестр, хор, певцы и нередко танцоры. В ней соединились драма и музыка, пение и танец, игра актёров и мастерство живописцев-декораторов. Опера появилась в Италии в начале 17 века. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто – прекрасного пения.

    Слайд 5

    Опера опера действия или акты, действия на картины, а картины на сцены.

    Слайд 7

    О каком произведении пойдет речь на уроке?

    Слайд 9

    Топтушка Болтушка Всезнайка Бодайка Малышка Дразнилка Мазилка

    Слайд 10

    Топтушка. «Я на венике верхом объезжаю все кругом. Ты беги, Мазилка, вслед, ну, догонишь или нет?» Всезнайка. «А я знаю, за лежанкой Прячет мать с вареньем банку». Бодайка. «Забодаю, забодаю!» Болтушка. «Вот Всезнайка и Топтушка говорят, что я - болтушка, Говорят, что много вру, а я правду говорю». Сочините мелодию к этому тексту. Какой вариант исполнения прозвучал выразительнее, ярче передал характер козлят? Когда вы читали или пели?

    Слайд 12

    Автор текста: Энтин Юрий. Композитор: Жорж Буржоа 2 класс Припев. М a м a — п e рв oe сл o в o, Гл a вн oe сл o в o в к a жд o й судьб e. М a м a жизнь п o д a рил a, Мир п o д a рил a мн e и т e б e . 1 куплет. Т a к быв ae т — н o чью б e сс o нн o ю М a м a п o ти xo ньку вспл a кн e т, К a к т a м д o чк a, к a к т a м сын o к ee — Лишь п o д утр o м a м a усн e т. Прип e в тот же: 2 куплет . Т a к быв ae т — e сли случится вдруг В д o м e в a ш e м г o р e- б e д a, М a м a — с a мый лучший, н a д e жный друг Буд e т с в a ми ряд o м вс e гд a. Припев тот же: 3 куплет. Т a к быв ae т — ст a н e шь взр o сл ee ты И, к a к птиц a, ввысь ул e тишь, К e м бы ни был, зн a й, чт o для м a мы ты — К a к и пр e жд e, милый м a лыш.



    Предварительный просмотр:

    Прием «Шаг за шагом». (Класс делится на 3 группы, обычно по рядам, в группе выбирается лидер, который дает ответы).

    1.Он пишет музыку для нас,

    Мелодии играет,

    Стихи положит он на вальс.

    Кто песни сочиняет?   (Композитор)

    2. Нужен музыке не только «сочинитель»,

    Нужен тот, кто будет петь. Он... (исполнитель)

    3. Тот, кто песни не поет, а слушает,

    Называется, ребята, ... (слушатель)

    Если текст соединить с мелодией

    И потом исполнить это вместе,

    То, что вы услышите, конечно же,

    Называется легко и просто — ... (песня)

    5.Под музыку эту проводят парад,

    Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.     (Марш.)

    Ярко зал весь засверкал,

    Приглашает всех на бал,

    Попрошу ответить вас,

    Что за танец этот?      (Вальс)

    7. Пел с душою, молодец!

    Будешь знатный ты ...      (Певец.)

    8.  Коллектив музыкантов, что вместе играют,

    И музыку вместе они исполняют.

    Бывает он струнный и духовой,

    Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

    9. Он руками машет плавно,

    Слышит каждый инструмент.

    Он в оркестре самый главный,

    Он в оркестре - президент!     (Дирижёр.)

    10.  В кинотеатре – широкий экран,

    В цирке – манеж иль арена.

    Ну, а в театре, существует,

    Площадка особая - …(Сцена)

    11. Чтоб смотрелось представленье интереснее

    В благодарность слышались овации,

    Надобно на сцене оформление:

    Дом, деревья и другие… (Декорации)

    12.  Коль спектакль завершился –

    Слышно «Браво!», комплименты;

    А актёрам, в благодарность, 

    Дарим мы… (Аплодисменты)

    Молодцы! Скажите, кто догадался о чем  сегодня мы будем говорить на уроке?

    Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный!!!

    3.Открытие новых знаний. Объяснение новой темы сопровождается презентацией.

    Слайд 1.

    Ребята, скажите, какие спектакли можно увидеть в музыкальном театре? (музыкальные) Правильно, такие спектакли называются «опера» и «балет».

    Слайд 2.

    Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша. А кто знает, что такое афиша? (ответы детей) Афиша – это красочное объявление о спектакле. А какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей).

    Слайд 3.

    Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся?  («Волк и семеро козлят») Скажите, вам знакомо это название? (Да, это сказка) правильно в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль) Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.

    Давайте войдем в театр….

    Слайд 4.

    Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

    Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

     (мама Коза, козлята и Волк).

    Слайд 5.

    Правильно. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь.  Сначала мы познакомимся в мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.

    Прослушивание Колыбельной мамы Козы.

    Скажите,  какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной (Она добрая, нежная, любит своих козлят). Кто услышал имена козлят?

    Слайд 6.

    (Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.) Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят?  (О характере козлят).

    Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

    Прослушивание темы Малыша и Военного марша.

    Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш? (Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша).

    Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром.

    Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Военного марша.

    Молодцы!

    Прием «Ассоциации».Сейчас мы продолжим работу в группах. Каждая группа получает картинку с изображением козленка. Ваша задача: дать козленку имя, сбоку написать по три слова-ассоциации к данному образу и предметы, которые, по вашему мнению, могут принадлежать этому герою. (Дети работают в группах.)

    Результаты работы: лидер группы представляет своего героя, не называя имени. Класс должен отгадать имя козленка.

    5.Вокальная работа

    Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»?  (Ответы детей). Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе , то есть хором.

    Прослушивание заключительного хора оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

    Разучивание песни. Учитель называет детей, которые исполняют роли козлят, все остальные ученики – хор. Начинает и заканчивает пение хор, солисты исполняют фразы, соответствующие их героям.

    Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.

     

    6.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

    Приём “Послушать – сговориться - обсудить”. (работа в парах) Ученики придумывают  и записывают 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу. Учитель записывает слова на доске. Затем из записанных слов выбираются 3 слова, с которыми в ходе дискуссии составляются предложения. Например,

    Опера, солист, хор.

    Опера – музыкальный спектакль, где все действующие лица поют под сопровождение оркестра.

    Солист – главный герой оперы, который исполняет свои песни соло, т.е. один.

    Хор – коллектив певцов.

    Домашнее задание. Нарисовать афишу к музыкальному спектаклю.

     

    7.Подведение итогов урока

    Рефлексия.

    - Скажите, пожалуйста, бывают ли чудеса на свете?

    - Где нас ждут чудеса?

    Рефлексия деятельности. 
    - Что нового вы узнали на уроке? 

    - Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? 
    - Что на уроке тебе понравилось больше всего?
    «Солнышко» 
    На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. 
    Дети выходят из класса под песню «Спор Маши и Вити» Г.Гладкова.



    Предварительный просмотр:

    Сказочные персонажи в картинках: Козлёнок 2 - Детские картинки - Картинки - Персональный сайт Сказочные персонажи в картинках: Козлёнок 2 - Детские картинки - Картинки - Персональный сайт Сказочные персонажи в картинках: Козлёнок 2 - Детские картинки - Картинки - Персональный сайт  Сказочные персонажи в картинках: Козлёнок 2 - Детские картинки - Картинки - Персональный сайтСказочные персонажи в картинках: Козлёнок 2 - Детские картинки - Картинки - Персональный сайт

    Сказочные персонажи в картинках: Козлёнок 2 - Детские картинки - Картинки - Персональный сайт  Сказочные персонажи в картинках: Козлёнок 2 - Детские картинки - Картинки - Персональный сайт  Сказочные персонажи в картинках: Козлёнок 2 - Детские картинки - Картинки - Персональный сайт  Сказочные персонажи в картинках: Козлёнок 2 - Детские картинки - Картинки - Персональный сайт Сказочные персонажи в картинках: Козлёнок 2 - Детские картинки - Картинки - Персональный сайт

    Сказочные персонажи в картинках: Козлёнок 2 - Детские картинки - Картинки - Персональный сайт  Сказочные персонажи в картинках: Козлёнок 2 - Детские картинки - Картинки - Персональный сайт Сказочные персонажи в картинках: Козлёнок 2 - Детские картинки - Картинки - Персональный сайт Сказочные персонажи в картинках: Козлёнок 2 - Детские картинки - Картинки - Персональный сайтСказочные персонажи в картинках: Козлёнок 2 - Детские картинки - Картинки - Персональный сайт



    Предварительный просмотр:

    Либретто

    Пролог

    На опушке дремучего леса приютилась избушка. Здесь живут Мать-коза и ее семеро козлят. Тихо в лесу, не спит только голодный Волк. Он подкрадывается к избушке. Но услышав подозрительный шум, Волк убегает. Он решает вернуться на заре, когда Коза уйдет из дома.

    Первое действие

    Картина первая. Раннее утро. Козлята просыпаются и затевают веселую возню. Мать-коза хлопочет у плиты: она печет пироги. Накормив детей, Коза рассказывает им сказку: козленка, который ушел без разрешения мамы в лес, поймал злой волк и съел – остались от козленка рожки да ножки.
    Козлята, огорченные таким концом, обливаются слезами. Мать-коза, чтобы утешить их, обещает принести с базара подарки. Она строго-настрого наказывает козлятам никого не пускать в дом и уходит. А около избушки давно притаился Волк.
    Козлята играют. Вдруг слышится стук в окно. Помня наказ матери, испуганные козлята не открывают дверь. «Кто там?» – спрашивают они. В ответ раздается грубый голос: «Ваша мама пришла». А в окно показывается серая лапа, по которой козлята узнают страшного Волка. Конечно, они и не думают открывать ему дверь. Волк скрывается, разозленный неудачей.
    Картина вторая. В лесной чащобе избушка на курьих ножках. В ней живет свирепая Баба-Яга, которой прислуживают лесные чудовища. По ее приказу они разводят костер. Прибегает дрожащий от холода Волк и просит разрешить ему погреться у огня. Он рассказывает Бабе-Яге о козлятах и обещает поделиться добычей, если она поможет ему. Пусть только колдунья сделает так, чтобы голос у Волка стал тоненький, а лапа белой, как у Козы. Баба-Яга соглашается. Она приказывает своим чудовищам отточить Волку язык. Хищник воет от боли, однако голос у него становится все тоньше и тоньше. Затем Баба-Яга велит Волку сунуть лапу в кипящий котел, после чего шерсть становится белой.

    Второе действие

    Картина третья. Снова козлята одни в своей избушке. Раздается стук в окно. Видна белая лапа – совсем, как у Матери-козы, слышен – совсем, как у нее – тоненький голосок: «Ваша мама пришла». И козлята радостно бегут открывать дверь. Они в ужасе замирают, когда в избушку врывается Волк. Разбойник ловит их, связывает веревкой и запирает в сундук. Лишь одному Малышу удается спрятаться за печь. Не заметив этого, Волк торопится скрыться со своей добычей в лесу.
    Малыш вылезает из-за печи. Надо спасти несчастных козлят, – решает он и отправляется вслед за Волком.
    Картина четвертая. Волк тащит по лесу сундук с козлятами. Выбившись из сил, он останавливается отдохнуть. Жадному Волку жаль отдавать Бабе-Яге козлят, и он замышляет обмануть ее, спрятав сундук в кустах. Неожиданно появляется Баба-Яга. Волк говорит ей, что не утерпел и сразу съел козлят. Колдунья с помелом набрасывается на хитреца, тот отбивается. В пылу драки они не замечают, как подкравшийся Малыш открывает сундук, выпускает козлят и уводит их с собой. А когда это обнаруживается, уже ничего нельзя поделать. Баба-Яга улетает на своем помеле, а Волк в бессильной злобе плачет, сидя на пустом сундуке.
    Картина пятая. Ничего не подозревая, Мать-коза возвращается домой. И вдруг видит, что в избушке никого нет. Она сразу догадывается, что ее деток утащил Волк – ведь он давно охотился за ними, – и горько плачет. Но недолго пришлось печалиться Козе: в окно она видит весело марширующих семерых козлят во главе с Малышом. Мать-коза радостно встречает их, спешит раздать подарки.
    Козлята, довольные и счастливые, запевают веселую песенку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме: «Народ и власть». (По трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов», одноименной опере М. Т.Мусоргского и «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина).

    Цели урока:прививать учащимся навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусства; совершенствовать умение работать по группам; развивать речь учащихся, умение конспектировать....

    Конспект урока музыки в 3 классе по теме «Интонационно-образное развитие музыки. Опера М.И. Глинки « Руслан и Людмила».

    Урок музыки, с использованием технологии системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон. Технологическая карта урока....

    "Музыка 7 класс" Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская урок "В музыкальном театре. Опера М. Глинки Иван Сусанин "

    Данный урок разработан так, что за один урок реально уложить драматизм всей оперы и ребятам понятно....

    «Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

    Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

    Методическая разработка «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» (из опыта работы)

    В методической разработке"Особенности постановки детской оперы в школе" представлен опыт постановки оперы с детским хоровым коллективом. Исполнителями в опере были дети 3-5 классов.В работе представле...

    Приложение №1(сценарий) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» .

    В приложении №1(сценарий) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере  оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха»  предложен сценарий оперы.В нём я добавила н...

    Приложение №2(танцевальные номера ) к методической разработке «Особенности постановки детской оперы в школе», на примере оперы М.И.Красева «Муха-Цокотуха» .

    В клавире оперы "Муха-Цокотуха" не было танцевальных намеров, которые так и напрашивались под музыку оперы.Пришлось мне разработать их , что очень нравилось детям при постановке оперы....