Значение музыкального искусства в духовном развитии учащихся
статья по музыке на тему

Перагова Наталья Олеговна

В данной статье говорится о значении музыкального исукусства в духовном развитии учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovnoe_razvitie.doc86.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Городской дворец детского (юношеского)

творчества им. Н.К.Крупской»

Значение музыкального искусства в духовном развитии учащихся

Выполнила:
Перагова Н.О.,

педагог дополнительного образования

Новокузнецк, 2017

Музыка есть всецело сфера личности, и притом абсолютизированной личности. "Музыке за относительно короткий промежуток времени удается достичь того, для чего не всегда хватает целой жизни… - единства намерения и его осуществления".

Лосев А.Ф. говорил, что из всех искусств одна лишь музыка приближается по назначению к умной молитве и, с другой стороны, выше музыки - только молитва. "Во всей истории культуры я не нахожу более глубокого и содержательного достижения человеческого духа, как практика и молитвенное состояние аскета на высоте его умного делания… Тут уж музыка самого бытия человека…". Музыка по мнению философа, наиболее близка к сфере божественного.

То как человек воспринимает мир, зависит не только от свойства наблюдаемого объекта, но и от психологических особенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента.

"В системе музыкальной культуры есть место для духовного развития музыканта - художника, как постоянное ощущение вертикали, сближение и срастание с ней, - движение по логике субъекта, личности; и место всей суммы технологии как движения по горизонтали, по логике объекта".

Талант мы можем рассматривать как изначальное проявление духовности. Чем выше уровень духовности у музыканта, тем выше он поднимается над рутиной обыденной жизни. Высокий уровень духовности уберегает от переноса всего несущественного в его собственный опыт работы в искусстве.

Музыкальное, художественное воспитание всесторонне развивает все духовные грани личности, сообщает нам о духовной сущности человека, о его высоком происхождении и предназначении.

Духовное развитие музыканта - это неразрывная связь художественного выражения с его невидимыми и нерациональными причинами, с его первообразом. Это причина, направленная вверх. Существует некая невидимая вертикаль, вертикаль как уходящий в невидимую высоту человеческий путь, с которым музыкант соприкасается, и имеет к нему личное отношение.

Настоящее развитие музыканта можно определить как периодические акты духовности. Одаренность, когда она вполне выявлена и соединена с мастерством, - это мощное духовное проявление художника.

Не надо забывать, что весь художественно-исторический опыт создания и исполнения музыки появился как ответ на духовную человеческую потребность. Поэтому почти все эстетические теории определяют искусство как выражение человеческой духовности.

Отсюда образно-художественное мышление музыканта должно опережать развитие его технических навыков. Необходимо подготовить сознание музыканта для восприятия и исполнения им музыки как личностного проявления в ней своего "Я". Эмоционально-эстетически развитое сознание должно быть тем зерном, из которого потом вырастут все его музыкально-художественные творческие и исполнительские возможности. Нужно развивать убежденность в том, что художественно исполнить музыкальное произведение - это то же самое, что и стать настоящим художником. Внесение художественного элемента в музыкальное исполнение связано с нахождением особого, личностно-неповторимого способа воссоздания того или иного произведения. В этой особенности, неповторимости, уникальности подхода и просматривается личность музыканта.

Медушевский. В.В. говорил: "Высота и точность духовных заданий - условие и движущая сила развития музыкального мышления".

Следует иметь в виду, что проблема развития эмоциональной культуры существует для всех тех, кто еще не совсем владеет образным языком музыки, и в еще большей мере для тех, кто пребывает в неведении относительно существования таковой. Развитие эмоциональной культуры и музыкально-образного мышления должно быть направлено на выработку отношения к музыкальному произведению как к нечто, за чем скрыт музыкальный художественный образ.

Практика убеждает, что музыкант показывающий хорошие художественные результаты, личностно более развит, обладает высокой эмоциональной культурой, имеет богатый мир духовных переживаний. Все его существо как бы направлено на музыку. Он владеет особым умением переводить обыденные эмоции в эмоции эстетические. Он способен "выйти" за нотный текст, преодолеть его. Поэтому "Я" каждого подлинного художника - это всегда нечто новое, новый "словарь", новый язык, посредством которого он дарит нам нечто ранее неведомое. В искусстве это именуется стилем. И то, что сообщает нам стиль одного художника не сможет сказать другой.

Философия возникает не только из жизни, но скорее - из музыки, мира поэтической стихии. К ней в значительной степени относится то, что сказал Хосе-Ортега в адрес искусства: "Художественный объект является художественным лишь постольку, поскольку он нереален". Посему создавать и воспринимать произведения искусства и философии могут только те, кто способен видеть их такими, каковы они на самом деле есть, - нереальными. Большинство людей неспособны на это, ибо целиком погружены в быт. Великий художник и философ погружены в бытие. Поэтому существуют два искусства и две философии: для возвышенных - идеалистическое, сущностное; для плебеев - реалистическое, популярное, поверхностное.

Поэтому каждый подлинный философ или музыкант в каком-то смысле незаменим. Ученый будет превзойден другим ученым, пришедшим ему на смену, потому, что в науке работает принцип: понять - значит прежде всего продолжить. Художник всегда в буквальном смысле слова остается непревзойденным. По этой причине всякое подражание в искусстве неуместно. К чему оно? В науке ценно именно то, что может быть повторено, ценность художественного стиля - в его единственности. В этой связи можно привести слова испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета: "Я чувствую религиозное волнение, когда читаю молодых поэтов. За всеми их достоинствами, звучности, гармонии и точности я вдруг слышу детский крик, первый крик рождающегося стиля. Первая смутная улыбка новой музы. Она обещает нам, что наш мир расширится".

Эта глубина обнаруживается в специфически человеческом чувстве вдруг открывающихся перспектив: в людях вспыхивает радость, когда неожиданно раздвигаются их горизонты, так, что сердце ясно и безошибочно ощущает присутствие истины, рождающей надежду и радость. Недаром у древних греков понятие духовной радости выражалось словосочетанием "расширение души", буквально "распространять". "Музыка дает душе искомый простор, потому что в ней есть частичка истины - высшая жизнь, свет в пути и осуществление чаемого. Радость духовной активности, бесконечная ширь и глубина мироощущения и полет в царство смысла - эти три принципа легли в основание звукосмысловой формы великой музыки".

Лукьянов А.В. в своей работе "Идея метакритики "чистой" любви" пишет, что "Произведение можно отнести к разряду духовных, если оно дает нам не просто объект для нашей духовной деятельности, но одновременно и талант для занятий оным". Далее он делает ссылку на Фихте, который также говорил, что духовное произведение "не только дает нам дар, но и руку, которой мы можем ухватить его".

Теперь коротко остановимся на проблеме становления.

"По основному правилу диалектики, становление может состоятся только тогда, когда есть то, что именно должно становится и что остается как таковое неизменным, при всех своих фактически происходящих изменениях. Как только нарушится и изменится в своем существе это "что", - так, можно сказать, прервалось и его становление, началось становление совершенно другой вещи", говорил в своей работе "Диалектика мифа" А.Ф. Лосев.

Становление, писал он, предполагает два плана, а именно "внешне-исторический и - внутренно-замысленный, как бы план заданности, преднамеренности и цели".

Нечто, само по себе, вне всякой истории и вне всякого становления, остающееся всегда совершенно неизменным в течение всего своего изменения и истории - что это? Это один из бесчисленных аспектов того, что мы называем Богом. Второй план внешне-исторический, он непрерывно и вечно меняется, становится - это то, что мы называем историей и находится во времени. А так как становление всегда происходит во времени, то мы вправе спросить себя, что же такое время?

Приведем, на наш взгляд, наиболее убедительные суждения по этой проблеме А.Ф. Лосева в его работе "Диалектика мифа", где он писал: "Говорят: все временно и нет ничего вечного. А может кончиться временное или само время? Допустим, что время никогда не кончится. Так, значит оно - вечно? Тогда почему мы говорим, что все временно? Но допустим, что время может кончиться: время кончилось, а наступило - что? Наступило или опять временное или вне-временное. Если - опять временное,- значит время вовсе не кончилось; если - вне-временное, то как же мы утверждали, что нет ничего вечного? Итак, или все временно, но тогда есть и вечность и, прежде всего, само же время вечно; или нет никакой вечности, - тогда нет и ничего временного.

Допустим - все вечно и нет ничего по существу своему временного. Вечность существует. Чтобы существовать, надо отличаться от того, что не есть вечность. Вечность, стало быть, предполагает нечто невечное, от чего она, чтобы быть, отличается. Но не-вечное есть временное. Следовательно вечность предполагает время. Однако вечность охватывает все, что было есть и будет, и кроме нее ничего нет. Тогда - что же, кроме вечности, может быть временным? Очевидно, временной может быть только сама же вечность. Итак, время - вечно, а вечность временна".

"Время - это сейчас. Главное, чему мы должны научиться - это жить и действовать в настоящем.

Сейчас - это время, которое существует всегда. Время жить, время учиться, время действовать. Да, единственное время - это сейчас. Сейчас - это Вечность. Относитесь к каждому моменту своей жизни как к "сейчас". Ибо именно только это и есть мгновение истины, возможность увидеть истину".

А.Ф. Лосев говорил: "Время, или становление потому и возможно, что оно есть диалектический антитезис смыслу или идее, которые именно мыслятся не становящимися. Любое математическое положение применимо решительно ко всем временам; оно ничего временного в себе не содержит. Время есть антитезис смыслу. Оно по природе своей алогично, иррационально. Оно принципиально таково, что прошлого момента уже нет, будущего еще нет и ничего о нем неизвестно, а настоящее есть неуловимый миг. Сущность времени заключается в этой алогической стихии становления, в алогическом становлении, в том, что совершенно ничего нельзя тут различить и противопоставить; все тут слито в один нерасчленимый поток смысла. Сущность времени - в непрерывном нарастании бытия, когда совершенно, абсолютно неизвестно, что будет через одну секунду, и когда прошлое - совершенно, абсолютно невозвратимо и потеряно, и вообще никакие силы не могут остановить этого неудержимого, нечеловеческого потока становления".

И в этом потоке мы вечно обречены себя выбирать, "вечно решать, чем ты станешь в этом мире". Идеал красоты и нравственности - это идеальная проекция, живущая как возможность самоосуществления в каждой отдельной личности. Вопрос состоит лишь в том, насколько личности удается ее осуществить. "Стань самим собой - вот справедливый императив", говорит Хоссе Ортега. Прекрасное и нравственное живут в каждом человеке - и притом всегда в неповторимой форме.

На основании всего сказанного, мы можем сделать вывод, что духовное становление личности неразрывно связано с музыкальным искусством, которое и существует и развивается во времени, т.е. является искусством времени.

Современная музыкальная жизнь необычайно пестра и разнообразна. Закономерности возникновения и развития культуры определили исторические типы музыкального искусства. Условно можно выделить четыре таких типа: современный городской фольклор - это своеобразная адаптация на профессиональный лад народных мотивов, песен, романсов, других образцов; развлекательная поп и рок-музыка - это можно определить как продолжение традиций менестрельства; академическая светская композиторская музыка - оригинальное сочинение, зафиксированное в нотном тексте, на наш взгляд, наиболее значимый, так как именно на него ложится миссия, светскими средствами возвратить души людей к своему Источнику; и наконец, искусство канонической импровизации - литургический распев, традиционные неевропейские инструментальные и вокально-инструментальные импровизационные циклы.

Человеку дана способность творить. И нужно понять, что творить и для чего творить. "Современная индустрия шоу-бизнеса составляет сегодня эмпирическую реальность, которая практически выходит за рамки чисто музыкального явления, становясь по существу, широким социокультурным движением, в основе которого - развлекательность. Главное содержание всякого развлечения - переживание свободы без интеллектуальных и духовных затрат. Танец как нельзя лучше удовлетворяет этим условиям, и поэтому развлекательная музыка тесно связана с танцем; она танцевальна по природе. Она провоцирует игру телом. Танец издавна был одной из символических форм любви".

Основной формой развлекательных песен и танцев веками остается форма рефрена, куплетная, типа АВ-АВ-АВ, в результате чего возникает инерция циклического повтора типа вдох-выдох. Нередко это повторение выливается в экскатическое ускорение темпа к концу. Но даже если темп одинаков, постоянный возврат одних и тех же структур дает психологический эффект аккумуляции напряжения. Концовка песни в этом конструктивном контексте воспринимается как разрядка, к которой подводило нагнетание однотипных движений. Фразы становятся кратки, одинаковы по объему и жестко разделены цезурами. Лишившись фразировки, мелодия вырождается в повторение одной и той же фигуры. Песня выступает в роли метронома тела, и в этом же состоит ее компенсаторская функция.

Определение стилистического статуса рок-музыки чрезвычайно затруднено. В литературе по рок-музыке доминирует следующее определение: "рок-музыка - полижанровое стилевое направление второй половины ХХ века в музыке, возникшее на основе сложного взаимодействия афро-американских и европейских традиций, как одно из ярких выражений контр культурного мироотношения молодежи". Рок-музыка не похожа на просто игру, она скорее похожа на ритуал. Выделяющийся ритмический каркас вызывает бессмысленное и бессознательное движение тела. Мышление сводится к минимуму. Это состояние диаметрально противоположно состоянию, познающей себя душу в произведениях выдающихся композиторов. И теперь давайте посмотрим, в чем заключается различие между "серьезной" и "легкой" музыкой, и как это различие прослеживается через призму воздействия на человека.

Сегодня остро встала проблема, как нам возвратиться к красоте нормального, здорового взгляда на искусство и музыку? Примечательно, что эпитет "изящный", прилагавшийся к высокому искусству в XVIII-XIX веках, происходит из церковно-славянского глагола изымати - изъяти: то есть "вынимать", "спасать". К примеру И. Кант, творивший в это время, делил музыку на изящную игру ощущений, которая вызывает рефлексию, и приятную, выступающую как фон. Во время церковных песнопений, согласно христианским догматам, человек изымается из земного и возносится в небесные высшие силы, любовью и благодатью Божией.

"И о ней (о светской музыке) тоже можно сказать, что она потаенно связана с жизнью именно потому, что изъята из нее: изъята из сиюминутного, восхищена в неземной великий смысл,- дабы просветить временное сияние вечного", говорит известный музыковед В.В. Медушевский.

В русском языке слово "исполнитель" - указывает на глагол "наполнять души".

В музыке сливаются воедино "живые силы души", воля, высокие устремления, "чудесные энергии веры, надежды и любви". "В этом слиянии глубокого понимания и душевных энергий рождается смысл, давая начало духовной жизни человека... В чуде музыки продолжилось чудо человека". "Музыкальный смысл - это не чистая семантическая структура. Он представлен не как знание о чем-то, но как сама исходная реальность: смысл погружен во внутренние ощущения и, хотя по содержанию есть развернутое мировоззрение, мыслится непостижимо просто, подобно обычной телесной боли. Отсюда проникновенность музыки, воспринимаемой как непосредственный язык души и бытия. Без такой элементарнейшей интимности не было бы и высших явлений: катарсиса, мирочувственного озарения, энергии вдохновения. Если из меда извлечь ингредиенты и разложить по полочкам - отдельно сахар, отдельно ароматические вещества, - то не стало бы меда. Музыка же - сама сладость духовной реальности. Музыка проникает внутрь энергий и так познает мир: не по внешним проявлениям, но по внутреннему существу и благоустроению - по мере пробужденности к высшему, по мере наполненности их светом и любовью. Внутри движения - есть нечто недвижное, смысл, логос движения: для движения любви нужна сама любовь - иначе движение будет поддельным. Движение есть жизнь того что движется. Музыка раскрывает живую онтологию процессуальности. В движениях, как обнаружениях сущего спрятана этика, добродетель, а музыка выявляет, схватывает и фиксирует в звучаниях это вневременное сущностное начало. В музыкальном тоне - мера духовного света, легкости, жажда восхождения, тонус веры, неизъяснимые благоухания любви. Музыкальный тон - есть цвет, аромат и бесконечность жизни. Так музыка оказывается видением невидимого".

"Музыка - это дыхание души и сознания. Через музыку душа проявляется на земле". Именно с помощью музыки человек непрестанно передает свои чувства и ощущения, именно с помощью музыки он выражает свое религиозное чувство и именно с ее помощью он передает свои горести, свои радости, свою любовь и все свои самые глубокие переживания.

Жизнь подлинно великих людей учит, что стремление к творчеству отвечает инстинктивному чувству - сказать нечто важное человечеству… Шенберг говорил: "Я лично убежден, что музыка несет пророческое послание, открывающее более высокую форму жизни, к которой стремится все человечество. Именно поэтому музыка встречает отклик людей всех рас и культур".

Старая Пифагорейская идея о гармонии небесных сфер, в связи с пересмотром физической картины мира, сегодня обрела новое звучание, и фактически получила подтверждение в наблюдениях современных астрофизиков. Выяснилось, что звуковую окраску имеют пульсирующие звезды, электромагнитные бури и даже формирование молекул ДНК и РНК, лежащие в основе живой материи. При этом речь идет не о хаотическом, а об организованном звучании, стремящемся к гармонии. Таким образом, музыка объективно заложена в структуре мироздания.

Мы должны постулировать тот факт, что в мире звучит все. Мысль звучит. Мы следуем за мыслью, сливаемся с ней и становимся ею. Мы становимся тем, что думаем, порождаем и произносим.

Лукьянов А.В. в своей работе "Идея метакритики "чистой" любви" так же пишет, что: "Наше "я" действительно имеет определенную направленность внимания (можно смотреть на низменные предметы, а можно и на высшие). При этом мы сами уподобляемся тому, на что себя ориентируем".

Говоря о музыкальном искусстве вокала следует иметь в виду следующее: "Голосовые связки, в отличие от музыкальных инструментов, находятся в самом человеке, следовательно, все, чем живет человек, а также все чувства и мысли, которые он питает в своем сердце и разуме, все отражается на них. Даже, если певец или певица обладают большими техническими данными, их личные слабости и неорганизованность жизни отражаются на их голосе. Поэтому те, кто действительно хочет развивать свой голос и сохранить его на долгое время, должны не только принимать все меры предосторожности по отношению к своему здоровью, но также следить и за своими эмоциями. Малейшая эмоция - беспокойство, страх, гнев, даже радость - все отражается на голосе. Почему во время приступа сильного гнева или от страха мы порой не можем издать ни звука? И, наоборот, когда мы охвачены чувством любви, появляется желание петь. Именно любовь создает самые прекрасные голоса. Значит, чтобы обрести способность петь, надо в кого-нибудь, или во что-нибудь влюбиться".

Огромное значение имеет совместное пение в хоре, (это относится и к игре в оркестре) потому, что живая гармония голоса создает вокруг атмосферу, пронизанную токами любви и света. Такое слияние голосов над нашими головами является одновременно слиянием наших душ и духа. Ваш голос насыщается вашим магнетизмом, вашей жизненной энергией. Он встречает другие голоса, с которыми он сливается, а затем возвращается к вам усиленный, обогащенный тем, что он получил во время этого слияния. Хоровым пением мы выражаем наше желание быть в гармонии со всеми. "Поэтому, каждый раз, прежде чем начать петь, мы должны как бы посмотреть внутрь себя, чтобы успокоиться, отрешиться от всех повседневных забот, отодвинуть на задний план все посредственное и несовершенное, т.е. привести в согласие наш дух, нашу душу, наш интеллект и наше сердце".

Человек не может выполнить никакой истинной внутренней работы, если все его существо не с гармонизировано.

"Петь очень важно. Некоторые довольствуются только слушанием, и считают этого достаточно. Но между пением и слушанием - огромная разница. Это все равно что, как если смотреть на кого-то, кто принимает пищу или же есть самому. Тот кто поет, связывается с миром музыки. А музыка и пение - это пища, которая позволяет выполнить духовную работу. Когда вы поете, то сами того не ведая, соединяетесь с гармонией и она начинает работать над вами. Эта гармония заставляет вибрировать клетки нашего организма, чтобы однажды наше тело обрело формы совершенной красоты и полного совершенства.

Итак, пение создает наилучшие условия для очищения и улучшения физического тела. И в один прекрасный день в вашей душе поднимутся силы, которые будут давать вам вдохновение, вы услышите гармонию сфер и мудрость снизойдет на вас. Ибо музыка - это выражение мудрости. Хокма на древнееврейском языке означает мудрость. Хокма - это область, которая располагается выше нашей гаммы из семи звуков, она простирается над планетами нашей солнечной системы, она охватывает Зодиак. А так как Зодиак является символом необъятности, космоса, бесконечности, то и музыка поднимает наше сознание до уровня слияния с этой бесконечностью. Таким образом, когда вы поете вместе, вы пытаетесь приобщиться к диапазону другого порядка вещей, и тогда вы эволюционируете и преображаетесь".

Подводя итог сказанному, мы можем сделать следующий вывод, что "Музыка и духовная жизнь - как братья-близнецы. Мы не можем разделить их… Они существуют бок о бок. Музыка помогает духовно ищущему идти вглубь, чтобы получить предельное удовлетворение от жизни, от истины, от действительности. Духовная жизнь, в свою очередь, помогает музыке предложить всему миру свои возможности и силу, которые являются светом души".

Свет - душа всего. Свет - душа музыки, душа любви и душа всех искусств. Когда свет божественно проявляет себя в виде музыки, это музыка души. "Когда мы одухотворенно исполняем музыкальное произведение, мы ощущаем внутренний, неосознанный трепет во всем нашем существе. От кончиков пальцев ног до макушки мы чувствуем, что через нас протекает река, река просветленного сознания. Вслед за глубокой молитвой или медитацией музыка имеет первостепенное значение в нашей духовной жизни… Нам не надо знать, как она выглядит или как она действует. Само ее существование поддерживает в нас жизнь". Истинная музыка всегда возвышенно прекрасна. Благодаря своей природе идеально выражать идеальность бытия, музыка способна выявить самый глубокий смысл человеческого восхождения к вершинам мыслей и чувств, раздумий и переживаний. Как сказал Леви-Стросс: "Только слушая музыку и только в то время, когда мы ее слушаем, мы приближаемся к чему-то, похожему на бессмертие".

Музыкальное искусство всегда рассматривалось как неотъемлемая часть проявления человеческого духа. За редким исключением, все философские школы видели в музыке отражение всего Универсума. Мир, рожденный звуком, рассматривался как звучащее целое. Звук понимался как выразитель сущности мира. И это видение очень важно возродить именно сегодня, в период, когда искусство стало вырождаться в чувственное, увеселительное мероприятие.

Нынешний цивилизационный кризис должен быть понят в том смысле, что человечество стоит на пороге нового, грандиозного по своим масштабам, этапа своего развития. Старые парадигмы, со своей шкалой ценностей, перестают отвечать на те проблемы с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Насущная необходимость заключается в выработке новой системы ценностей, исходя из нового понимания назначения человека - как неотъемлемой, существеннейшей части Космического целого, носителя духовной эволюции Вселенной. Новое мировоззрение должно базироваться на том основании, что человек всем своим существом неразрывно связан и един со всем сущим. Осознание этого факта уже есть проявление духовности, человек обладающий подобным мироощущением уже есть высоко духовное существо. Музыка здесь выступает своего рода индикатором. Она объединяет души и сердца людей, способна поднимать, "восхищать" их сердца на более высокие уровни сознания.

Мы убедились, что Музыка обладает ключом, которым открывается дверь-сердце нашего истинного Я. В сущности она сама этот ключ. Всякий раз, когда мы слушаем наполненную душой музыку, мы испытываем вдохновение и восторг. В мгновение ока музыка способна поднять наше сознание. Шри Чинмой говорит: "Давайте не будем стараться понять музыку умом. Давайте даже не будем пытаться почувствовать ее своим сердцем. Давайте просто и естественно позволим птице- музыке парить в нашем небе-сердце. В полете она безусловно откроет нам то, чем она владеет, и то, чем она является. То, чем она владеет, - это послание Бессмертия. То, чем она является, - это течение Вечности".

В поисках секретов музыкальной формы мы соприкоснулись с большим кругом наук о человеке - от нейропсихологии до культурной антропологии, обнаруживая рассредоточенную в них неделимую и единую реальность, сущность которой выражена в Абсолюте. Духовный мир человека и гармония общества, категории прекрасного и трагического, Высшая реальность и художественный вкус, устройство мелодии, фактуры и развитие цивилизации - все эти и другие понятия, разбросанные по разным уголкам человеческого сознания, оказываются неожиданно рядом, в самом тесном сплетении друг с другом. Музыка ведет человека к подлинной духовной жизни. Она призывает людей к самостоятельным поискам красоты и одухотворенности. Мы все здесь соприкасаемся с одним из самых завораживающих источников человеческой радости: с пониманием глубины и безмерности человека, с пониманием самих себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение музыкального искусства в воспитании личности. Роль хоровых занятий.

«Значение музыкального искусства в воспитании личности» посвящена вопросу о воспитательных возможностях искусства. Не секрет, что многое в методике музыкального воспитания школьников уже разрабо...

Роль изобразительного искусства в духовном развитии личности

  В контексте современных целей школьного образования круг традиционных задач изобразительного искусства, как отдельного предмета, представляется необъективно узким. С одной стороны, не от...

Значение музыкального искусства в духовном развитии учащихся

Искусство зародилось на заре цивилизации как отражение чувств и мыслей человека. Сама жизнь была его источником. Человека окружал огромный и многообразный мир. События, происходившие вокруг, влияли на...

Значение музыкального образования в духовном становлении и развитии личности ребёнка.

Значение музыкального образования в духовном становлении и развитии личности ребёнка....

"Музыкальные инструменты как средство развития учащихся"

Методическая разработка урока по музыке 5 класс"Музыкальные инструменты как средство  развития учащихся"...

Роль музыкального искусства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся

Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания школьников в современном образовании является приобщение обучающихся к искусству средствами музыкального образования, в частности – ...

«Роль и место музыкального искусства в духовном развитии учащихся»

Искусство зародилось на заре цивилизации как отражение чувств и мыслей человека.  Сама жизнь была его источником. Человека окружал огромный и многообразный мир. События, происходившие вокру...