«Роль и место музыкального искусства в духовном развитии учащихся»
статья по музыке

Коломиец Елена Дмитриевна

 Искусство зародилось на заре цивилизации как отражение чувств и мыслей человека.  Сама жизнь была его источником. Человека окружал огромный и многообразный мир. События, происходившие вокруг, влияли на его характер, жизненный уклад. Искусство никогда не существовало отдельно от жизни, не было чем-то иллюзорным. Оно слито с языком людей, обычаями, особенностями темперамента. Окружающая природа была его источником вдохновения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Роль и место музыкального искусства в духовном развитии учащихся»

Коломиец Елена Дмитриевна

учитель музыки

   Искусство зародилось на заре цивилизации как отражение чувств и мыслей человека.

Сама жизнь была его источником. Человека окружал огромный и многообразный мир. События, происходившие вокруг, влияли на его характер, жизненный уклад. Искусство никогда не существовало отдельно от жизни, не было чем-то иллюзорным. Оно слито с языком людей, обычаями, особенностями темперамента. Окружающая природа была его источником вдохновения.

   Русский народ принял христианство более тысячи лет назад и оно глубоко вошло в жизнь русских людей. Свое отношение к вере народ раскрывал через творчество, в том числе и через архитектуру. Создавались прекрасные соборы, храмы, ставшие неотъемлемой органической частью русского пейзажа. Каждый храм в старину возводили таким образом, чтобы его было видно отовсюду, и все улицы и дороги вели к нему. Храм был и остается центром духовной жизни людей, где жители собирались вместе, чтобы молиться и беседовать с Богом, незримо присутствующим в святых таинствах, в благодати. Недаром православный храм воспринимается как целая единая часть вселенной, будучи ее духовным завершением.

   С принятием на Руси христианства искусство рождалось вокруг алтаря, расцветало в храме. Оно тогда не считалось «искусством» в современном смысле слова, но разве есть поэзия выше, чем некоторые псалмы, трагический художественный текст – сильнее, чем Апокалипсис, картина – чем Владимирская Богоматерь, об архитектуре и говорить нечего. О. Павел Флоренский считал, что отдельные искусства не самодостаточны и не просто связаны между собой. По своему происхождению все искусства (и не только они) – это разные проявления единой, высшей деятельности человека: просветления материи, одухотворении вещества. Вот как говорит об этом отец Павел в одной из своих лекций:

«Изящные искусства – исторически суть выпавшие из гнезда или выскочившие звенья более серьезного и более творческого искусства – искусства Богоделания – Феургии. Феургия… была материнским лоном всех наук и всех искусств… Но когда единство человеческой деятельности стало распадаться, когда Феургия сузилась только до обрядовых действ,.. то деятельности жизни, выделившись из нее…стали плоски, поверхностны… Они тогда лишились истинной точки своего приложения, а потому – и прочной уверенности в безусловной нужности своей». Всмотримся в любую Богородичную икону… Почему взгляды Марии и Младенца не встречаются, не единятся? Это одна из важнейших тайн иконы. Она всегда обращена к молящемуся, всегда включает предстоящего человека в свое пространство. И в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение.

   Вспомним гениальную «Троицу» Рублева. По трем сторонам престола с жертвенной трапезой сидят Трое. Четвертая сторона престола пуста, она обращена к нам. «…И к отворившему мне войду, и вечерять с ним буду, а Он со мной».

Таковой же должна быть и природа вхождения ребенка в духовную музыку в школе: от интонации слова («В начале было Слово») в интонационный строй музыки, в ее сердцевину. И там, внутри ее, стараться раскрыть свою душу. Постижение музыки и осознание того, как же ты, именно ты, сможешь решить вечные проблемы человеческого бытия: добра и зла, любви и предательства. Потому что она обращена к тебе, и для тебя в ней оставлено место. «…И к отворившему мне войду…»

   «Понять природу предмета – это означает познать духовную связь, сдерживающую собой все частности, исходя из своего духа, сердца и чувства, коротко говоря, из всего своего существа, ставя себя как бы в центр самого предмета». Эти слова Гегеля я понимаю как ключ к введению ребенка в духовный мир с помощью музыки, не разрушая, не насилуя саму природу ребенка, а лишь учитывая его естественное стремление к прекрасному, возвышенному.

   Если в произведении искусства ощущается живой огонь, что радостно опаляет и возносит душу, если сердце начинает согреваться от любви и необъяснимого восторга, то это произведение духовно. Духовность здесь понимается как высшая гармония, лад, высшая правда и любовь.

   «Формирование музыкальной культуры как части духовной», – писал Д. Б. Кабалевский в пояснительной записке к программе «Музыка». И учителя добросовестно и кропотливо «формируют» эту часть, которая на их же глазах начинает распадаться, потому что целого нет. Нет той духовной культуры, частью которой должна стать музыка. Поэтому музыкальная культура могла бы быть той зажженной свечой, которая не погасится во тьме. Потому что уже зажжена. И тьма пошлости, разнузданности, наглости и зла не смогла бы объять этот свет.

Н.Рерих делил слово «культура» на два словосочетания: «культ» – почитание, «Ур» – свет. А борьба света и тьмы обострилась сейчас как никогда. Смертельная угроза нависла не только над экологией природы, но и над экологией души. Идет психическая атака на наши умы и сердца, а главное на умы, сердца и неокрепшие души наших детей. И лишь привнесением света уничтожится тьма.

   Многолетний опыт работы в школе позволяет мне утверждать, что основой уроков музыки являются те духовные, незримые нити, который должны вывести к свету. Понимание сути тематизма как накопление и усвоение ребенком опыта эмоционально-нравственных отношений, заложенных в искусстве, позволяет учителю не «привязывать» отдельные грани воспитания личности к определенной теме четверти, а раскрывать сверхзадачу уроков музыки – Человек, его поиски Истины, его размышления о вечных проблемах бытия, решения им этих проблем.

   Так как же сделать так, чтобы духовное начало затрагивало самые сокровенные струны человеческого сердца и увлекало ввысь на своих крыльях? Как эту нить духовности не прервать из урока в урок, из класса в класс? (Особенно принимая во внимание то, что количество уроков в году – 33 – 34 часа! Всего одна неделя чистого времени общения с Музыкой в школе!!!)

   Воспитывая детей, важно знать чем «дышит» душа ребенка, подростка. Умение услышать нравственное, духовное дыхание не дается инстинктивно. Этому нужно учиться. А чем же заполнена душа ребенка вне уроков музыки? Что слышит он вокруг себя? Чем увлекается?

   Проведенное тестирование разновозрастных групп школьников красноречиво дает ответ на этот вопрос. Несколько одинаковых вопросов были предложены учащимся третьих, седьмых и девятых классов.

  • Как вы понимаете выражение «духовная музыка»?
  • Какие произведения духовной музыки вы знаете? Кто их автор?
  • Назовите ваши любимые произведения, песни, исполнителей.
  • Можно ли их назвать духовными?
  • Как вы относитесь к рок-музыке, к поп-музыке?

   На первый вопрос учащиеся третьих классов единодушно отвечали, что это нежная, успокаивающая, ласковая музыка.

   Семиклассники показали «широкий спектр понятий»:

13% считают, что это музыка, исполняющаяся в церкви;
48% – это музыка для души, для сердца;
4% – та музыка, которая захватывает дух;
13% – музыка, которая успокаивает, поднимает настроение;
5% – путают понятия «духовная» и «духовая» (оркестровая) музыка;
17% – заявили, что вообще не имеют об этом никакого понятия.

   Старшеклассники отвечали на этот вопрос аналогично.

   На второй вопрос ответили только 4% тестируемых, но называли только музыку Баха и Моцарта. И тут есть о чем задуматься учителю: западную музыку помним, а русскую?
  В третьем вопросе перечислялись почти все песни и композиции, звучащие в теле – и радио эфире, наиболее часто появляющиеся исполнители и группы (гремучая смесь попсы с роком!!!).

   На четвертый вопрос все единодушно отвечают: «Нет!»

   К рок-музыке 16% относятся «никак», 8% – отрицательно, 76% – положительно, объясняя это тем, что рок-музыка – это музыка быстрая, динамичная…и т. д. При таких результатах надо не только задуматься, но и срочно принимать экстренные меры!

   «Музыкальные достижения поп-музыки весьма сомнительны, несмотря на громкий хвалебный хор специфической рекламы» – таков вывод международной комиссии из социологов, музыкантов, психологов. Далее говорится, что «музыка», состоящая из одних шумов и ритмов, действует на людей хуже наркотиков – тут и мигрень, и нервное истощение, и ослабление слуха, и потеря памяти. Комиссия работала три года, собирая медицинские данные в разных странах. Специалисты убедились, что поп-ритмы разрушают иммунную систему человека, особенно молодого. И во всем мире развернулась борьба с попсой. Во Франции, Швейцарии и Германии резко сократили для нее время на радио и телевидении. У нас же она занимает до 80% радиоэфира. Доколе?

   Неисчерпаемые возможности музыки воздействовать на внутренний мир человека, формировать его нравственный облик издавна привлекали внимание ученых, мыслителей, музыкантов. Философы, психологи, педагоги, медики, общественные деятели задумывались над тайнами влияния музыки.

   В решении ряда проблем современная эстетика постоянно обращается к эстетическим теориям Древней Греции.

   Уже в древности было замечено, что музыка, и прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм – меняет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние.    

   Во времена Пифагора существовала «музыкальная медицина» и пифагорейцы пользовались мелодиями, специально «выдуманными» против ярости и гнева. Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Царь Давид своей игрой на арфе избавил от депрессии царя Саула. Приемами музыкотерапии пользовались египетский жрец Шебут-м-мум, ветхозаветный музыкант Имхотеп и многие другие.

   Современные традиции изучения воздействия музыки на нервную систему человека и животных также насчитывает свыше 100 лет. Еще в 19 веке И. Догель установил, что под воздействием музыки меняется кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания.

   В рамках данной работы нет особой необходимости перечислять все достижения современной науки в данной области. Достаточно напомнить, что с 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Проводят успешную работу исследовательские коллективы и отдельные научные работники. Благодаря их усилиям стало известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, в течении считанных секунд убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений, что прослушивание классической музыки способно примерно на 20% увеличить количество молока у кормящих матерей, а прослушивание современной музыки снижает его почти вдвое. Есть и множество других интересных наблюдений.

   Прежде всего, зададимся вопросом: что такое МУЗЫКА и каковы ее возможности?

   «Музыка есть гармоничное соединение противоположностей, приводящее к единству многого, и согласие разногласного», – вслед за пифагорейцами утверждал Платон.

   «Музыка – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека», – утверждает современная эстетика.

   «Музыка – искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании» – такое определение дает современное музыкознание.

   Запомнив эти определения, попробуем подойти к этой проблеме с другой стороны.   Какова этимология слова «МУЗЫКА»? Что означают однокоренные с ним слова?

В современной эстетике узаконено возведение этого слова к греческому, которое обозначает «искусство муз», а музы, в свою очередь, возводятся к слову «мыслящие».

Дарвин Али (16 век) считал это слово производным от греческого «му» («узелок») и «сики» (зыбкие стихии воздуха и вода, течение времени). Отсюда «мусики» – это «узелок времени».

   В Древнем мире была известна единая система мер, включавшая в себя меры звука, времени, длины, объема и веса, позволявшая не только качественно и количественно сравнивать между собой далекие друг от друга явления, как гаммы и стороны света, эмоции отдельного человека и структуру государственного устройства, но и приводить их в соответствие с законами Космоса.

   В жизни школьников этому должно противостоять хоровое пение. Оно развивает музыкальность, дает переживание единства, участвует в религиозном воспитании.

Когда дети хорошо поют, они как певчие птицы, а когда ребенок воспитан на современной эстраде, на «металле» – ребенок глух. Мы не должны допустить «поколения глухих»! А для развития голоса и воспитания души ребенка учитель имеет богатейшие традиции русской духовной музыки!

   Другое дело, что подчас к подобной работе не готов сам учитель. Поэтому результат напрямую зависит от каждодневных духовно-практических усилий каждого учителя, а учителя музыки – особенно. Воду из колодца надо черпать, сама она не течет к нам в рот.    

  Так и живительная влага духовной культуры, духовного искусства, духовной музыки сама не придет к нам. «Лишь к отворившему мне…»

   И если дети постигнут отношение к искусству как к проявлению возвышенного, то с ними, повзрослевшими, будет нетрудно говорить о мужестве и честности, о добре и зле, о высокой мудрости народного искусства как памяти человечества, т. е. обратиться к тому, что уже было прожито, прочувствовано, но обратиться на новом уровне и готовить детей к осмыслению, к философскому обобщению важных жизненных проблем.

   Для учителя, старающегося воспитывать учащихся в таком направлении, работы очень много. Но и цель такой деятельности оправдана: вести ребенка к тем высшим понятиям и законам бытия, которые определяют всю человеческую жизнь.

   Список использованной литературы:

Ангуладзе Н. «Только в пении человек может полностью выразить себя» Искусство в школе №4 1994г.

Бонтинк И., Марк Д. «Музыка…растущие децибелы!» Курьер ЮНЕСКО

Диденко Т. «Рок на урок» Музыка в школе» №4 1989

Духовная музыка : Россия и Запад. Программа общеобразовательных учреждений (авт. Кошмина И.В., Алеев В.В.) М. Просвещение

Ильин И.А. Собр. соч. в 10т.

Ильин А.М., Ильина Л.П. Букварь XXI века Или как научить детей читать, считать и думать. СПб-ТЦ «Северо-Запад»

«Кто есть кто в современном роке». Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок музыки. М. Останкино 1991 г.

Неведомская Л «Криминальная музыка» ЧиП

О. Артемий Владимиров «Православный Храм» Приложение к журналу «Гонец» – Саратов

Пестов Н.Е. «Путь к совершенной радости. Воспитание детей». – М. Даниловский благовестник.

Розин В.М. «Кризис личности как отражение кризиса культуры» («Мир психологии и психология в мире». Научно-исторический журнал М.1994)

Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств. Сергиев Посад 1918.10.24 (Искусство в школе 1-92)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект ученика "Роль колыбельных песен в жизни и духовном развитии ребёнка"

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и обр...

Роль изобразительного искусства в духовном развитии личности

  В контексте современных целей школьного образования круг традиционных задач изобразительного искусства, как отдельного предмета, представляется необъективно узким. С одной стороны, не от...

Значение музыкального искусства в духовном развитии учащихся

Искусство зародилось на заре цивилизации как отражение чувств и мыслей человека. Сама жизнь была его источником. Человека окружал огромный и многообразный мир. События, происходившие вокруг, влияли на...

Роль и место школьных образовательных учреждений в развитии человеческого потенциала региона

Статья посвящена проблемам образования  в Дагестане в системе регионального развития России....

Статья на тему: "Роль и место музыкального искусства в жизни человека и общества".

В данной статье раскрывается тема о значении музыки в жизни человека и о её влиянии на него....

Значение музыкального искусства в духовном развитии учащихся

В данной статье говорится о значении музыкального исукусства в духовном развитии учащихся...

Роль музыкального искусства в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся

Одним из действенных средств духовно-нравственного воспитания школьников в современном образовании является приобщение обучающихся к искусству средствами музыкального образования, в частности – ...