Статья " Как повысить мотивацию к обучению на уроках музыки у школьников"
статья по музыке по теме

Твардовская Ольга Викторовна

Используя опыт работы, хочется поделиться как с помощью некоторых приемов. и методов, можно повысить эмоциональную отзывчивость и интерес на уроках музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


     Хочется поделиться своим опытом "Как повысить мотивацию к обучению  школьников на уроках музыки". Данная работа может быть интересна учителям музыки, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования. В ней раскрываются вопросы развития мотивации школьников на уроке музыки с 1 по 8 класс
       Цель: привлечь внимание к проблемам преподавания музыки в современной школе
      Задачи: раскрыть возможности  использования учебных ситуаций на образно-эмоциональной основе.

      Как повысить мотивацию к обучению  школьников на уроках музыки Каких-то пол столетия назад ученики на уроках внимали каждому звуку, шедшему от учителя. И думать о том, как удержать это внимание, особо-то и не приходилось. Достаточно было попросить не отвлекаться. Иное дело теперь, когда каждый учитель на своём предмете буквально борется за учеников, за их внимание, старается быть современным и плыть на одной волне с подрастающим поколением.
Как повысить мотивацию к обучению на уроках музыки? У каждого педагога есть свои секреты, особенно если это опытный учитель. Но музыка это тот предмет , где немалую роль играет эмоциональное восприятие материала.
     Я хочу рассказать об учебных ситуациях на образно-эмоциональной основе как средстве повышения мотивации к обучению, которые я использую в своей практике.
Очень часто ребята переступают порог кабинета со скучными безразличными, а может уставшими лицами. И бывает тяжело завести их на нужную волну. И уговоры быть активными порою бесполезны. Нужен какой-то щелчок, который привлечёт и внимание, и интерес детей. Таким щелчком может быть необычная интеграция на уроке или нестандартно начатый урок.
     Однажды второклассники пришли на урок музыки и были удивлены присутствием там предметов живописного искусства: краски , кисточки, мольберт, картины. А вопрос учителя «любите ли вы рисовать?» заставил даже самых ленивых и равнодушных поднять глаза и сосредоточиться. И дальнейшее сравнение красок художественных и музыкальных заставляло учеников находиться в постоянном активе, размышлять и анализировать. А  заключительное творческое задание на создание собственного шедевра с использованием художественных красок, но основываясь на музыкальных запомнится им надолго. На данном уроке я использовала учебную ситуацию на образно-эмоциональной основе: дети видели образ , воссоздающий художественную мастерскую, который подталкивал их на размышления; а также включила в план урока собственную презентацию по музыке Петра Ильича Чайковского. А по окончании урока я провела анализ эмоционального состояния на начало и конец занятия: подсчёты были в пользу положительных эмоций.
Такие учебные ситуации можно создавать как в начале урока, таким образом ставя перед детьми задачу(контрольный вопрос, ответ на который они должны дать в конце занятия) или на протяжении всего урока.
   Вот ещё один пример из личной практики.
Первый класс, тема «Моя Россия».
Тема достаточно сложная для малышей, поэтому нужен был особый подход в преподношении материала. И этот урок я начала с просмотра фрагмента мультфильма. На предложение учителя вместе посмотреть мультик ребята отреагировали бурными аплодисментами. Но я преследовала свои цели. Герой фильма исполнял песню о родимой стороне, и, просматривая кадры, дети прониклись сочувствием к нему, его тоске  вдали от родины. Следующий вопрос: «а вы грустите, когда уезжаете далеко от дома, от родных мест?» заставил малышей задуматься , а что такое  родные места? И какие ещё можно составить слова с корнем «РОД». Исполнение песни о родине, участие в игре «Родники и река» подвели нас к беседе о красоте своего края. На данном уроке ребята использовали домашнюю заготовку: я попросила нарисовать на альбомном листе самое дорогое и любимое. Кто-то рисовал маму, кто-то любимую игрушку, а кто-то достопримечательные места города: свою улицу, двор, друзей. У каждого человека своё понятие родины и малыши не всегда могут правильно сформулировать это для себя. И я попробовала с помощью коллажа составить портрет «СВОЕЙ РОДИНЫ». И в конце урока мы увидели на доске карту России, заполненную рисунками ребят, ведь родина это то, что нам дорого.
На данном занятии первоклашек было эмоциональное включение в урок путём просмотра  фрагмента любимого мультика в самом начале встречи и составление собственной карты родины в завершающей части урока.
Как ещё можно зажечь огонёк в глазах детей?
   Во многих школах не сохранились музыкальные инструменты, в том числе и народные. Но когда учитель может использовать на занятиях игру на шумовых инструментах, радости детей просто нет предела. Они с великим удовольствием берут в руки  народные инструменты и в коллективном исполнении ощущают свою причастность к музыкальному искусству. Очень переживают, если инструментов не хватает всем желающим. И хорошо ,что сейчас в продаже появляются народные инструменты, пусть даже виде детских игрушек, но это хоть какие - то наглядные пособия. Такие уроки детям запоминаются надолго.

Еще один способ  удержать внимание детей –это звучащие жесты. В 5 классе есть тема     « Картины природы в музыке». Дети с огромным удовольствием создают природу музыки ( ветер, дождь, ливень и грозу) с помощью звучащих жестов и просят повторять эту            « игру» постоянно.
Очень любят  ситуации на эмоциональной основе старшеклассники. Это и просмотр фрагментов опер, балетов, выступлений эстрадных групп , картин великих художников и создание собственных презентаций. Взрослые ребята с удовольствием создают музыкальные презентации и фильмы по творчеству композиторов и особенно любимых эстрадных групп.
Внедрение нового государственного стандарта в образование позволяет нам широко использовать проектную деятельность.
Чего я жду, используя такие учебные ситуации - это найти эмоциональный отклик в душе ребёнка на созданный образ, а уж затем развитие познавательного интереса и потребности в учебной деятельности. Такие ситуации способствуют поддержанию положительной эмоциональной атмосферы на уроке и развивают у детей стремление к самостоятельному поиску новой информации.
В завершении хочется сказать, что педагог творческий , пытливый, ищущий всегда, независимо от спущенных сверху указаний, искал свои пути к детским сердцам и душам. И многое, что сейчас преподносится как установка к действию, было для него нормой всегда, потому что педагогика и творчество «шагают» рядом, потому что дети это очень тонкая субстанция: можно зажечь , а можно и погасить огонёк в глазах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности на уроках физики.

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его н...

СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"

Методическое сообщение об основных методах, применяющихся в педагогической технологии развивающего обучения. Статья основана на изучении методической литературы, систематизирует психолого-педагогическ...

Статья по теме "Мотивация и стимуляция на уроках математики через применение активных форм обучения с использованием ИКТ"

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интересы учеников к изучаемому предмету в течение всего урока.Мотивация (от латинского motus – движени...

Как повысить мотивацию к обучению. Ошибки родителей.

Для того, чтобы обучение было  школьникам  в радость , а не в тягость, родителям и педагогам  важно создавать благоприятные условия, способствующие развитию   познавательного интер...

Статья "Как повысить мотивацию к изучению английского"

Вы опять столкнулись с невыполненным домашним заданием и агрессивным поведением? Вы снова поставили несколько двоек? Вы никак не можете понять, почему же они не учат? Все просто. Не учат, потому что н...

Статья "Факторы формирования мотивации к обучению иностранному языку"

Статья рассматривает различные факторы формирования мотивации к обучению иностранному языку...

Современные дети или как повысить мотивацию к обучению на уроках иностранного языка.

Мы живем в XXI веке, веке, в котором каждый день происходят какие-то открытия, изменения. Порой мы даже не успеваем все отслеживать. Ритм жизни сумасшедший. В этом ритме живут и взрослеют наши дети. С...


 

Комментарии

Макеева Наталья Михайловна

Спасибо, Ольга Викторовна за полезный материал.По Вашей статье видно, как Вы любите свой предмет и Ваши ученики, наверно, отвечают Вам тем же.Воспользуюсь Вашими рекомендациями.