Совершенствование вокальных навыков на основе патриотического репертуара
план-конспект по музыке на тему

Хасанова Ильмира Фаритовна

Открытое занятие кружка “Веселые нотки”

Тема: Совершенствование вокальных навыков на основе патриотического репертуара

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

лицей № 2 г. Дюртюли

Открытое занятие

кружка “Веселые нотки”

Тема: Совершенствование вокальных навыков на основе патриотического репертуара

Учитель музыки: Хасанова Ильмира Фаритовна

 

                                                       Дюртюли  2018

Возраст обучающихся: 8-14лет

Количество детей: 15 человек

Продолжительность занятия: 40 минут

Цель: Способствовать воспитанию гражданской позиции учащихся путем приобщения к  патриотической  музыке,  песне . Развитие навыков чистого устойчивого интонирования, пения в ансамбле.

Задачи: 

  • способствовать развитию певческого голоса: формирование красивого естественного звучания, расширение диапазона;
  • воспитывать патриотические чувства школьников, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению путем приобщения к  патриотической  музыке,  песне .
  • развивать творческое мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализа музыкальных произведений, интегрируя с историей, литературой;
  • обогащать духовный мир ребенка, приобщая его к лучшим образцам русской , башкирской музыки героико-патриотической тематики
  • воспитывать инициативность исполнителя, самостоятельность в действиях и суждениях в процессе освоения певческой деятельности.

Тип занятия: комбинированное занятие – ознакомление с новым материалом, закрепление изученного материала, применение ранее полученных навыков и умений.

Форма занятия: групповое учебное занятие.

Методы обучения: наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), практический, метод сравнительного анализа.

Оснащение занятия: музыкальный инструмент (синтезатор), ноутбук, мультимедийный проектор.

Дидактический материал: аудиозаписи, ноты, тексты песни.

Ход занятия:

 1.-Здравствуйте, ребята!

 Сегодня у нас открытое занятие, на котором у вас ,есть возможность проявить свои вокальные, творческие и исполнительские таланты и показать ваши знания!

2.  Распевание.                                                                                                                      

А)Настройка певческих голосов

Вы знаете, ребята, что перед началом занятия необходимо выполнить дыхательные упражнения. Для чего нужны дыхательные упражнения? 

- Если перед началом пения не взять дыхание, то звук  прозвучит не  так как надо.

-Разогрев дыхания, это настройка мышц и приведение мышц диафрагмы в тонус.

-Красивое ,свободное пение во многом зависит от дыхания .

- Сейчас, мы с вами выполним дыхательные упражнения. Следите за тем, чтобы плечи во время вдоха не поднимались.

 -«Легато. Стаккато»        Это упр. на выработку экономного дыхания.

   выдыхаем на  «С» на   4-4,8-8,12-12,16-16  

Сначало коротко -потом длинно

 -«Ха»(активно задействованы мышцы диафрагмы. Тренирум  и разминаем дыхание)

Далее артикуляционная гимнастика .Артикуляция -это все , что нам помогает петь.(язык, щеки, челюсть, губы, мягкое и твердое небо, гортань)

 -«Львенок»(освобождение речевого аппарата и зажимов нижней челюсти, и укладывание языка)-    круговые вращ-я  языка вправо-4р.,влево-4 р.

Эти упр-я освобожд. корень языка и нижнюю челюсть.

 -«Цокаем» (2 по 2, улыбаемся,  не напрягаем мышцы)

-«Пятачок»( растягиваем мимические мышцы)

-«Надуваем щеки»

 Б)Переходим к блоку вокальной разминки.

-Зачем нужна вокальная разминка?

- А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии?

 Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. .   Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки .

   Во время распевания  формируются, звуки, артикуляция, дикция.

К одним из трудностей во время концертных выступлений ,относятся зажатость  и скованность во время пения ,поэтому  на занятиях  кружка  мы практикуем  технику освобождения голоса от зажимов ,т.е. соединяем движения с пением. Эта техника снимает зажимы с плечевого сустава, шейного отдела, разжимается нижняя челюсть.  

Итак,1-ое упр-е :     -Наклоны (руки на поясе) «Вы»          Начинаем- вправо.

 -«Вы»     на  месте на   «стаккато» вниз.

 -«Бр» , «Р»  с руками   Встать удобно.

Здесь добавляем движения руками, тем самым освобождаем плечевой сустав от зажимов,  освобождаем челюсть.  Легко, не задумываясь доходим до высоких звуков, потому что заняты движениями

-Движения в пении не должны мешать, поэтому включаем  движения в упр-е  «Фа-де,фа-де» Все шагают с правой ноги.(2 шага вперед- хлопок, затем назад)

                                                     

 3. Основная часть                                            

А)   А сейчас , я предлагаю послушать песню в исполнениии  Оксаны .Песня , которую я попрошу сегодня исполнить Оксану, поможет вам ,ребята, определить тему нашего занятия.   

                                ПЕСНЯ   «Красно солнышко»                                   2мин.

 -Итак, о чем пойдет речь на занятии?

- О России….

А Россия это наша …..Родина

-Родина, Россия - это наш общий дом. Дом, который имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Дом, который имеет свои ценности и традиции.

-А для вас что Родина?( наш город Дюртюли, наша республика Башкортостан ,наша страна Россия, семья, мои родители,  я и мои друзья, школа, наши земляки……)

-Россия , официальное название -Российская Федерация -это наше государство.                                                                                                                                                                                                                                                    Слайд Россия

-А какой   музыкальный  символ государства вы знаете?

- Верно,гимн.  

-А что такое гимн и какое значение оно имеет для государства?

- Да,действительно,это торжественная песня страны, призванная сплачивать и вдохновлять  весь народ,всю нацию и он передает всю мужественность и отвагу государства.

-В каких случаях  звучит гимн?      

 -А  как нужно исполнять гимн?

-Родина для нас и Россия и Республика Башкортостан.                       Слайд Башкортостан

Предлагаю вам торжественно и вдохновенно  исполнить  по 1 куплету гимны  РФ и РБ

                  Исполнение гимна стоя               1.50 мин.

Б)  -Говорят, история песен –история народа.

-Человек  во все времена ,радости  и трудности передавал  через песню .Песня  это отражение времени.

-Вы согласны?

-Песня, к которой мы сегодня обратимся рассказывает о героическом прошлом нашего народа, о событиях ВОв , это наша история ,которую мы должны знать и помнить.

Но у этой песни есть свой определенный герой .Именем этого героя названа одна из  улиц в нашем городе,где расположен ТЦ «Таныш».

Генерал Миннигали Шаймуратов был командиром 112-ой Башкирской девизии. Он погиб.

 Он герой Советского союза.

                                                                                                  Слайд Миннигали Шаймуратов                                       Башкирский композитор З.Исмагилов и поэт К.Даян увековечили память о герое в песне, которую мы с вами знаем из уроков музыки.

Послушайте следующие строки из песни:

Шли полки башкир в атаку Провожал седой Урал……

Победителей по праву  Встретил с гордостью Урал…

- Ребята, почему, вы думаете, я обратила ваше внимание на эти строки? (Поется об Урале, как Урал провожал своих сыновей на войну.)

- Что значит Урал для башкирского народа, для Башкортостана?

(Выслушиваются ответы детей.)

- Да, для башкир Урал не только богатая, высокая гора. Урал – Родина, земля  отцов, дедов, предков

И не случайно об Урале много старинных и современных башкирских песен, легенд, сказаний.

Кто заметил , в гимне РБ тоже есть строчки ,упоминающие об Урале ( с Урала солнце всходит ,озаряя , наши горы ,реки и поля)

Многие из вас знают наверно легенду об Урал батыре, а кто не знает послушайте:

- Жил когда-то народный батыр Урал. С помощью своего коня  Акбузата и алмазного меча защищал  он людей от злых духов, змеев, дэвов.  Долго искал он тайну бессмертия и нашел ее: раздобыл живую воду, которую охраняли чудища. Но однажды он встретил старика, который открыл батыру другую тайну бессмертия. И вот Урал смертельно болен, люди принесли ему чашу с живой водой. Не стал пить эту воду батыр, а окропил ею все вокруг. И ожила природа: зазеленели травы, расцвели цветы, запели птицы.А после смерти батыра люди насыпали над его могилой высокий курган, от которого и образовались Уральские горы.

                                                                                  Слайд Уральские горы

- Скажите, какую тайну бессмертия открыл Урал - батыру старик? (Нужно совершать добрые поступки, чтобы люди помнили тебя.)                                                                                                                                                           - Да, настоящее бессмертие не в вечной жизни, сказал он, а в том, как  живешь. Человек, творивший добро для других, становится бессмертным, вечно живет в памяти народа.

- Мне кажется, авторы песни о Шаймуратове хотели показать, что башкирские джигиты также беззаветно защищали свой край, свой народ.                                      Слайд  запись

      - А теперь прочтите следующую запись: «Как же не гордиться вами, отважные  джигиты, как не славить в песнях вашу беззаветную преданность Родине и народу?!»

       -Это - удивительный документ, переписка военных лет. В 1943 году дивизия генерала Шаймуратова после одной сложной операции под Ворошиловградом получила наименование 16-ой Гвардейской. В связи с этим бойцы и командиры дивизии написали письма родным и близким в  Башкортостане. В ответном письме были написаны вот эти строки.

      -Ну, а теперь  давайте исполним песню, но прежде скажите  как вы будете ее исполнять?

      -И какие  основные задачи, вы должны  преследовать ,когда поете в составе вокального ансамбля, не как солисты?

-надо слушать друг друга

-если солируешь ,то петь громче, а если в ансамбле ,то тише.

-рот одинаково открывать

-единая динамика

-одинаково дышать

-петь, как один, как один организм.

     - Чтобы слушателям понравилось наше исполнение, петь нужно очень выразительно, чтобы ваше исполнение было запоминающимся

Исполнение песни  « Шаймуратов генерал»     2.10мин.

Вам понравилось наше исполнение? А вам ? Получилось спеть как один ,как один  единый организм?

В)«Песня батыров» сл.Н Наджми муз З. Исмагилова

-Ребята, скажите, а на какой улице находится наш лицей?

-А почему, кто он Н.Наджми ? Что вы знаете о нем ?(народный поэт Башкортостана, наш земляк, родом из д.Миништы  Дюртюлинского р-на,  участник  Вов , в этом году был его вековой юбилей, ниже нашего лицея есть сквер, где установлен бюст Н .Наджми, в д.Миништы есть Дом-музей Н.Наджми )                          Слайд Н.Наджми

 - Стихи  Н.Наджми  отличаются  задушевностью, искренностью, глубиной мысли   и музыкальностью.    Не случайно , многие из них положены на музыку.

-И у нас сегодня есть прекрасная возможность исполнить песню на стихи нашего земляка Н.Наджми ,  музыку к которой написал  башкирский композитор З.Исмагилов.

                                                                                       Слайд Дюртюли

- Догадайтесь, о какой песне идет речь?

- Так  башкирский народ называл своих храбрых, отважных    егетов ?

- Батыры.

- А  какую роль играли батыры в жизни башкирского народа?

 - Они защитники Родины.

- Башкирские батыры всегда были беспощадны к врагам и верны своей родной земле, своему народу.                                                                                                                                                                                                      - Догадались, о какой песне идет речь? ( Песня батыров)  

–Напомните ,пожалуйста,в  каком темпе исполняется песня ,почему? Что изображает музыка?( скачку) Да,это очень характерно для башкирских походных песен. Ведь конь и воин-башкир  -неразлучны.                                                                                                                     -Как вы думаете ,чему можно научиться у этих героев,батыров?                                                       -У них можно научиться мужеству, стойкости, отваги ;безграничной любви к родной земле, своему народу.                                                                                                                                           –Давайте исполним   «Песню батыров» 01.05

Г) -Молодцы ,мои соловушки, хорошо спели.

-Как вы думаете, почему  я к вам так обратилась? (соловей птица певчая и мы тоже поем)        – Что нас обьединяет? (песня) и наше обьединение , наш кружок «Веселые нотки»                    -  А еще  что нас обьединяет ? Место где вы нашли друзей, свои увлечения, где вы каждый день постигаете новые знания?(  наш лицей)                                                                                     -Ребята,  вы согласны, что  лицей, это тоже наша Родина?

-Получается, мы ведь маленькая частичка нашей необьятной  Родины.           Слайд лицей

 –Посмотрите, какое это емкое слово-Родина                                                                                         -Посмотрите, так это же наша « Веселая нотка»,наш  вокальный  кружок.

                                                                                                                         Слайд Веселые нотки

-Пусть у каждого из вас в сердце будет такая веселая нотка.

-В нашем репертуаре есть песня «О Родине»,давайте ее споем.   «О Родине»   2.11 мин Наше занятие подошло к концу, всем  большое спасибо  за работу на занятии. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование речевых навыков на основе лексики по теме «Кино».

Приемы совершенствование речевых навыков на основе лексики по теме «Кино»....

Тема урока вокального кружка: «Формирование вокальных навыков у подростков»

Цель занятий вокального кружка: создание положительной установки на ход и результаты урока.Задача: сконцентрировать внимание учащихся, настроить их на совместную работу, подготовить голосовой аппарат ...

Формирование правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом.

Формирование  правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом.Практические рекомендации...

Статья «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования»

В статье «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования» уделено внимание развитию одаренной личности на примере вок...

О работе над формированием правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом в МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ»

Никто уже не спорит, что учить считать и читать ребенка нужно еще до школы, но немногие убеждены в необходимости раннего музыкального развития. Чаще всего музыкальные занятия, проводимые в детских сад...