Технологическая карта урока музыки в 5 классе
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Елена Александровна Сергеева

«Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?» Формирование представления о жанре музыкального портрета, определить: может ли музыка выразить характер человека.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Технологическая карта урока музыки в 5 классе

«Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?»

Тема: «Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Дидактическая цель урока: создать условия для формирования новой учебной информации.

Обучающая цель: сформировать представление о жанре музыкального портрета, определить: может ли музыка выразить характер человека.

Предметные результаты урока:

  •  развивать познавательную и творческую деятельности, вокальные и  исполнительские способности, формировать певческие навыки, знания и умения в области музыкальной культуры;
  • сформировать представление о жанре музыкального портрета;
  •  научить слушать и анализировать музыкальные произведения М. Мусоргского «Песня Варлаама» (из оперы «Борис Годунов»), «Гном» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»), исполнять «Песню о картинах» Г. Гладкова
  • развивать

Личностные результаты урока:

  • расширить музыкальный и общий кругозор;
  • развивать речь учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми музыкальными понятиями);
  • формировать позитивную самооценку на основе успешной учебной деятельности;
  • развивать умение анализировать, систематизировать, делать выводы;
  • развивать образное и ассоциативное мышление, фантазию, творческое воображение на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Метапредметные результаты урока:

Познавательные УУД:

  • сопоставить произведения музыки и живописи, выявить общее и различное в этих произведениях;
  • расширить и углубить представления обучающихся о многогранных связях музыки и живописи.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • осуществлять поэтапный контроль действий;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • учиться критично относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • уметь работать в команде.

Методы обучения:

- по источникам знаний: словесные и наглядные;

- по степени взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик;

- по характеру познавательной деятельности: проблемно-поисковый.

Межпредметные связи: изобразительное искусство.

Музыкальный материал:  М.П. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов», М.П. Мусоргский «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки», Г.Гладков «Песня о картинах».

Оборудование: компьютер, колонки, аккордеон, портреты композиторов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты. УУД

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель  этапа: включить учащихся в учебную деятельность.

Создает условия для возникновения  у ученика внутренней потребности включения в деятельность.

Прослушивание песни Г.В. Гладкова «Песня о картинах». Вопросы к учащимся: о чем песня? Какого она характера и настроения?

Если бы вы были композиторами, какое название вы  дали бы этой песне?

Управляют поведением и деятельностью. Слушают и анализируют песню. Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.

Познавательная: извлекать информацию, ориентируясь в своей системе знаний.

Коммуникативная: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать и понимать речь других.

Регулятивная: самоопределение к учебной деятельности.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цель этапа: актуализировать  знания учащихся.

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

О каких художественных жанрах идет речь в песне?

Отвечают на вопрос, используя свой жизненный опыт.

Познавательная: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативная: доносить свою мысли до других, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивная: самостоятельно решать учебную проблему.

  1. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.

 Цель этапа: организовать  анализ учащимися возникшей ситуации, выбор способа и средств реализации цели.

Показ картин.

Можем ли мы представить этот пейзаж музыкально? Как? Что мы можем услышать в музыке?

Что такое портрет? Передает ли портрет характер человека? Обоснуйте свой ответ.

Как вы думаете, а можно ли портрет представить музыкально?

Побуждает учащихся к формулировке цели и темы урока, организует поиск решения проблемы.

Может ли музыка выразить характер человека?

Как вы думаете: чтобы ответить сегодня на вопрос, что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы, используя свой жизненный опыт. Аргументируют свою точку зрения. Решают поставленную проблему.

Определяют тему и план урока. Аргументируют свою точку зрения.

Познавательная: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативная: оформлять свои мысли в устной речи. Учиться критично относиться к своему мнению, слушать других, принимать другую точку зрения, доводить свою позицию до других.

Регулятивная: учиться формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, составлять план действий по решению проблемы.

  1. Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач.

Динамическая пауза.

Организует  работу в командах.

Показ портретов.

Прослушивание произведений М.П. Мусоргского «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» и «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки».

Анализ и сравнение музыкальных и живописных произведений. Работа с учебником.

Работа в таблице в рабочих тетрадях.

Устанавливают рабочие отношения в группе. Организуют учебное планирование и сотрудничество. Анализирует музыкальные и живописные произведения.  Аргументируют свою точку зрения.  Добывают новые знания.

Познавательная: сопоставить произведения музыки и живописи, выявить общее и различное в этих произведениях, анализировать, сравнивать, уметь добывать новые знания

Коммуникативная: уметь работать в группах, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.

Регулятивная: выдвигать версии решения проблемы.

  1. Этап первичного закрепления знаний.

Цель:  усвоение учащимися новых способов действий.

Организует первичное закрепление применение новых знаний.

Определение музыкального портрета.

Решают поставленную задачу. Выстраивают причинно-следственные связи.  Аргументируют свою точку зрения.

Познавательная: извлекать информацию, осознавать необходимость нового знания. Коммуникативная: оформлять свои мысли в устной речи. Доносить свою мысль до других.

Регулятивная: самостоятельно решать поставленную проблему.

  1. Этап закрепления и повторения.

Цель: повторение и закрепление изученного.

Ответить на вопрос урока: может ли музыка выразить характер человека? Проанализировать этапы урока, которые помогли достичь цели.

Выстраивают причинно-следственные связи.   Аргументируют свою точку зрения.

Познавательная: уметь структурировать знания, рефлексия способов и условий деятельности.

Коммуникативная: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая фактами.

Регулятивная: соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель:  оценивание деятельности.

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Предлагается назвать  моменты урока, которые вызвали затруднения или наибольший интерес, оценить собственную деятельность с помощью предложенных учителем фраз.

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их. Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Коммуникативная: уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других. Учиться критично относиться к собственным знаниям.

Регулятивная: понимать причины неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

  1. Домашнее задание.

Комментирование домашнего задания.

Назвать произведения, изученные ранее, в которых средствами музыки воплощаются портреты героев (персонажей).

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки 4 класс

"За Русь мы все стеной стоим..." М.И.Глинка опера "Иван Сусанин"...

Технологическая карта урока музыки. 1 класс.

Данная технологическая карта помогает правильному планированию урока музыки в 1 классе....

Композитор и время. А.Скрябин. Технологическая карта урока музыки. 6 класс.

Технологическая карта урока музыки в 6 классе по программе Д.Б.Кабалевского.  класс, 2 четверть. Отражение в музыке А.Н. Скрябина духа и настроения предреволюционной эпохи....

Технологическая карта урока музыки 1 класс

тема урока "Художник, поэт, композитор"...

технологическая карта урока музыки 2 класс

Симфоническая сказка "Петя и волк"...

Технологическая карта урока музыки 6 класс "Ночной пейзаж"

Технологическая карта урока музыки 6 класс "Ночной пейзаж" содержит подробное описание урока в контексте требованиям ФГОС....

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....