Проблема исследования
проект по музыке по теме

Андрюхина Ольга Васильевна

В статье рассмтривается способ постановки проблемы в учебном исследовнии. Поиски объекта и предмета исследования, выдвижения гипотезы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья подготовлена

Учителем музыки МБ

Андрюхиной О.В.

ОУ ШР «СОШ №2»

Проблема исследования

Любая проектная или исследовательская работа направлена на решение определенной фундаментальной или прикладной проблемы. Определение  проблемы может способствовать развитию исследования.

Определять проблему – значит устанавливать несоответствие между желаемым и действительным. Проблема возникает из противоречия:

 1. Во-первых, проблема всегда возникает, когда есть необходимость, потребность в чем-либо.

2.  Во-вторых, проблема – это расхождение, противоречие между тем, что мы хотели бы сделать и нашими возможностями, наличием тех или иных средств. Поиск проблемы для исследовательской работы – это определение комплекса вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес для исследователя.

К понятию проблемы имеет отношение и «актуальность» работы.   В случае школьных проектных и исследовательских работ обосновывать актуальность избранной темы можно с точки зрения ее научной, социальной и личностной значимости.

При определении  проблемы можно использовать следующие методы:

провести социологический опрос, блиц-опрос, анкетирование, тестирование, интервью;

проанализировать материалы средств массовой информации и др.

При определении проблемы для ее дальнейшего решения следует обращать внимание на такие существенные критерии:

посильность задачи для проектной команды;

ее соответствие возрастным особенностям учащихся;

сумма затрат и сроки, необходимые для реализации проекта;

ожидаемые результаты.

Необходимо, чтобы учащиеся взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой  реально на конкретной территории.

Выбор темы напрямую зависит от выявленной проблемы .

Здесь учащимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые социально значимы для данной территории и требуют своего решения.

Тема отражает суть исследования.

Гипотеза работы

Ряд исследователей считает, что выдвижение гипотезы в проектной работе в большинстве случаев нецелесообразно, так как гипотеза является элементом методологии научного аппарата, а проекты школьников обычно моделируют не научно-исследовательскую работу, а прикладные исследования или инновационные   проекты. Вопрос о необходимости гипотезы в школьном исследовании остается открытым. В положениях по ряду конференций в критериях оценки и требованиях к работе будет указано, что гипотеза является обязательным компонентом исследования. Реально гипотезу сформулировать можно не всегда: например это трудно сделать в мониторинговых   исследованиях.

Для понимания вопроса стоит разобраться, что такое гипотеза. Проанализировав формулировки слова «гипотеза» в ряде словарей и энциклопедий, мы можем выделить 2 аспекта, которые используются в науке:

1. гипотеза как один из способов объяснения фактов и наблюдений,

2. предположение, которое ложится в основу планирования его экспериментов.

Первая из трактовок относится фундаментальной науке, к которой школьные исследования имеют небольшое отношение. В этом случае гипотеза как результат детского исследования не рассматривается: для создания гипотезы нужны определенные исследовательские данные и гипотеза является одним из результатов проведенного исследования.

 Вторая трактовка заключается в том, что на основе общеизвестных знаний исследователь делает предположение, которое ложится в основу планирования его экспериментов. Такая гипотеза помогает понять, что и для чего мы будем исследовать, и является методическим инструментом, а не результатом исследования. Этот элемент методологии важен при проведении экспериментальных исследований, но он может оказаться неприменим при использовании описательных и натуралистических методик. Т. е. не «не всякое предположение есть гипотеза». Для того чтобы быть научной, гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. она должна содержать предположение

«Формулируя гипотезу, желательно использовать такие грамматические конструкции, как: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

  1. научная гипотеза должна быть проверяемой т. е. следствия, выведенные из неё должны поддаваться опытной проверке и соответствовать  результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу.
  2. гипотеза не должна быть логически противоречивой. Из противоречивой гипотезы по правилам логики можно вывести любые следствия, как проверяемые, так и противоположенные им. Противоречивая гипотеза заведомо лишена познавательной ценности.
  3. гипотеза должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления. Кроме того, она должна служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях.
  4. гипотеза должна быть «фальсифицируемой» в понимании К. Поппера (она должна рассматриваться как отвергнутая или доказанная по итогам проверки в зависимости от результата).

В некоторых случаях стоит разделять рабочую гипотезу (первоначальное временное предположение, не претендующее на открытие и использующееся для планирования исследования) и итоговую гипотезу (формулируемую по итогам исследования, претендующую на решение проблемы, со временем такая гипотеза превращается в утверждение).

Пример Гипотезы. «Если растение поместить в искусственную среду обитания приближенную по тепловому и световому режиму к оптимальным условиям для пробуждения растения после глубокого покоя, то можно пробудить растение ранее природного срока».

Четкое разграничение понятий «объект» и «предмет» в научной работе, их правильная формулировка – критерии компетентности исследователя и грамотности его научной работы.

Объект и предмет исследования – в чём разница?

На самом деле всё просто. Объект – это то, что изучают. А предмет, это свойство объекта, подверженное изучению.

Объект исследования

Грамотный подход к обозначению ключевых аспектов научной работы во многом определяет её успех. Приступив к написанию научной работы, исследователь часто затрудняется в правильном определении объекта изучения.

Несмотря на то, что определение понятий можно легко отыскать в словаре, трудности с самостоятельным выделением объекта исследования у авторов научных работ возникают довольно часто.

Понятие объекта более широкое, поэтому определить его в своем исследовании обычно бывает проще, чем предмет. Объект имеет множество свойств и сторон для изучения.

Объектом исследования является – явление или предмет, существующий в материальном мире независимо от сознания человека, и на которое направлено его познание или деятельность.

Проще говоря, объект – это та часть всего научного познания, с которой работает исследователь.

В научной работе объект тесно связан с темой исследования, но не повторяет ее. 

Объект исследования – это факты, области, некие реальные явления или процессы, на которых будет сосредоточено Ваше внимание как исследователя. Нужно понимать, что объект — это то, что существует независимо от нашего восприятия, сознания, мнения. Это тот материал, который мы будем исследовать, анализировать в своей работе. Чаще всего, это определённый процесс (развитие, управление, обучение и т. д.).

 

Предмет исследования – это отдельное свойство объекта, вопрос или проблема, находящаяся в его рамках. Любая научная работа не может охватывать весь объект для изучения. Поэтому необходимо выделить конкретную сторону, на которую будет направлена деятельность исследователя.

При выделении предмета изучения следует ответить на вопрос: «Что конкретно изучается?». Предметом могут быть процессы, явления, отношения, проблемы, закономерности, зависимости и т.д. Другими словами, происходит уточнение объекта или его конкретизация.

Предмет исследования – это уже конкретные особенности, отдельные, частные свойства процесса внутри объекта исследования. Предмет исследования лишь сторона, компонент объекта исследования. Как правило, объект больше предмета или, крайне редко, может быть равен ему, но никогда не бывает меньше предмета.

Примеры определения объекта и предмета исследования

Для того, чтобы правильно определить объект и предмет исследования, нужно выявить область, в рамках которой проходит исследование. Далее следует рассмотреть тот аспект этой области, которую исследователь планирует изучить, исходя из цели работы. Это и будет являться предметом изучения.

Пример 1. Тема: «Зачем нужна музыка в мультфильмах?»

 Объект исследования: мультипликационные фильмы.

 Предмет исследования: музыка в мультипликационных фильмах.


Источники

1.Цветков А.В., Смирнов И.А. Рекомендации работы над школьным проектом http://mosmetod.ru/centr/proekty/kurchatovskij-proekt/kursy-povysheniya-kvalifikatsii-kurchatovskij-proekt-ot-znanij-k-praktike-chast-vtoraya/ii-zanyatie-3/kursy-3-rec-issled-i-project.html

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр.  доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 80с.

3.Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

4. .http://nikbokarev.ru/rubrika-presentziya/how-to-do-a-scientific-research-work/kak-sformulirovat-obekt-i-predmet-v-nauchnom-proekte.html#ixzz5XajAFLAb

 



Предварительный просмотр:

Статья подготовлена

Учителем музыки

МБОУ ШР «СОШ №2»

Андрюхиной О.В.

Проблема исследования

Любая проектная или исследовательская работа направлена на решение определенной фундаментальной или прикладной проблемы. Определение  проблемы может способствовать развитию исследования.

Определять проблему – значит устанавливать несоответствие между желаемым и действительным. Проблема возникает из противоречия:

 1. Во-первых, проблема всегда возникает, когда есть необходимость, потребность в чем-либо.

2.  Во-вторых, проблема – это расхождение, противоречие между тем, что мы хотели бы сделать и нашими возможностями, наличием тех или иных средств. Поиск проблемы для исследовательской работы – это определение комплекса вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес для исследователя.

К понятию проблемы имеет отношение и «актуальность» работы.   В случае школьных проектных и исследовательских работ обосновывать актуальность избранной темы можно с точки зрения ее научной, социальной и личностной значимости.

При определении  проблемы можно использовать следующие методы:

провести социологический опрос, блиц-опрос, анкетирование, тестирование, интервью;

проанализировать материалы средств массовой информации и др.

При определении проблемы для ее дальнейшего решения следует обращать внимание на такие существенные критерии:

посильность задачи для проектной команды;

ее соответствие возрастным особенностям учащихся;

сумма затрат и сроки, необходимые для реализации проекта;

ожидаемые результаты.

Необходимо, чтобы учащиеся взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой  реально на конкретной территории.

Выбор темы напрямую зависит от выявленной проблемы .

Здесь учащимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые социально значимы для данной территории и требуют своего решения.

Тема отражает суть исследования.

Гипотеза работы

Ряд исследователей считает, что выдвижение гипотезы в проектной работе в большинстве случаев нецелесообразно, так как гипотеза является элементом методологии научного аппарата, а проекты школьников обычно моделируют не научно-исследовательскую работу, а прикладные исследования или инновационные   проекты. Вопрос о необходимости гипотезы в школьном исследовании остается открытым. В положениях по ряду конференций в критериях оценки и требованиях к работе будет указано, что гипотеза является обязательным компонентом исследования. Реально гипотезу сформулировать можно не всегда: например это трудно сделать в мониторинговых   исследованиях.

Для понимания вопроса стоит разобраться, что такое гипотеза. Проанализировав формулировки слова «гипотеза» в ряде словарей и энциклопедий, мы можем выделить 2 аспекта, которые используются в науке:

1. гипотеза как один из способов объяснения фактов и наблюдений,

2. предположение, которое ложится в основу планирования его экспериментов.

Первая из трактовок относится фундаментальной науке, к которой школьные исследования имеют небольшое отношение. В этом случае гипотеза как результат детского исследования не рассматривается: для создания гипотезы нужны определенные исследовательские данные и гипотеза является одним из результатов проведенного исследования.

 Вторая трактовка заключается в том, что на основе общеизвестных знаний исследователь делает предположение, которое ложится в основу планирования его экспериментов. Такая гипотеза помогает понять, что и для чего мы будем исследовать, и является методическим инструментом, а не результатом исследования. Этот элемент методологии важен при проведении экспериментальных исследований, но он может оказаться неприменим при использовании описательных и натуралистических методик. Т. е. не «не всякое предположение есть гипотеза». Для того чтобы быть научной, гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. она должна содержать предположение

«Формулируя гипотезу, желательно использовать такие грамматические конструкции, как: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

  1. научная гипотеза должна быть проверяемой т. е. следствия, выведенные из неё должны поддаваться опытной проверке и соответствовать  результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу.
  2. гипотеза не должна быть логически противоречивой. Из противоречивой гипотезы по правилам логики можно вывести любые следствия, как проверяемые, так и противоположенные им. Противоречивая гипотеза заведомо лишена познавательной ценности.
  3. гипотеза должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления. Кроме того, она должна служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях.
  4. гипотеза должна быть «фальсифицируемой» в понимании К. Поппера (она должна рассматриваться как отвергнутая или доказанная по итогам проверки в зависимости от результата).

В некоторых случаях стоит разделять рабочую гипотезу (первоначальное временное предположение, не претендующее на открытие и использующееся для планирования исследования) и итоговую гипотезу (формулируемую по итогам исследования, претендующую на решение проблемы, со временем такая гипотеза превращается в утверждение).

Пример Гипотезы. «Если растение поместить в искусственную среду обитания приближенную по тепловому и световому режиму к оптимальным условиям для пробуждения растения после глубокого покоя, то можно пробудить растение ранее природного срока».

Четкое разграничение понятий «объект» и «предмет» в научной работе, их правильная формулировка – критерии компетентности исследователя и грамотности его научной работы.

Объект и предмет исследования – в чём разница?

На самом деле всё просто. Объект – это то, что изучают. А предмет, это свойство объекта, подверженное изучению.

Объект исследования

Грамотный подход к обозначению ключевых аспектов научной работы во многом определяет её успех. Приступив к написанию научной работы, исследователь часто затрудняется в правильном определении объекта изучения.

Несмотря на то, что определение понятий можно легко отыскать в словаре, трудности с самостоятельным выделением объекта исследования у авторов научных работ возникают довольно часто.

Понятие объекта более широкое, поэтому определить его в своем исследовании обычно бывает проще, чем предмет. Объект имеет множество свойств и сторон для изучения.

Объектом исследования является – явление или предмет, существующий в материальном мире независимо от сознания человека, и на которое направлено его познание или деятельность.

Проще говоря, объект – это та часть всего научного познания, с которой работает исследователь.

В научной работе объект тесно связан с темой исследования, но не повторяет ее. 

Объект исследования – это факты, области, некие реальные явления или процессы, на которых будет сосредоточено Ваше внимание как исследователя. Нужно понимать, что объект — это то, что существует независимо от нашего восприятия, сознания, мнения. Это тот материал, который мы будем исследовать, анализировать в своей работе. Чаще всего, это определённый процесс (развитие, управление, обучение и т. д.).

 

Предмет исследования – это отдельное свойство объекта, вопрос или проблема, находящаяся в его рамках. Любая научная работа не может охватывать весь объект для изучения. Поэтому необходимо выделить конкретную сторону, на которую будет направлена деятельность исследователя.

При выделении предмета изучения следует ответить на вопрос: «Что конкретно изучается?». Предметом могут быть процессы, явления, отношения, проблемы, закономерности, зависимости и т.д. Другими словами, происходит уточнение объекта или его конкретизация.

Предмет исследования – это уже конкретные особенности, отдельные, частные свойства процесса внутри объекта исследования. Предмет исследования лишь сторона, компонент объекта исследования. Как правило, объект больше предмета или, крайне редко, может быть равен ему, но никогда не бывает меньше предмета.

Примеры определения объекта и предмета исследования

Для того, чтобы правильно определить объект и предмет исследования, нужно выявить область, в рамках которой проходит исследование. Далее следует рассмотреть тот аспект этой области, которую исследователь планирует изучить, исходя из цели работы. Это и будет являться предметом изучения.

Пример 1. Тема: «Зачем нужна музыка в мультфильмах?»

 Объект исследования: мультипликационные фильмы.

 Предмет исследования: музыка в мультипликационных фильмах.


Источники

1.Цветков А.В., Смирнов И.А. Рекомендации работы над школьным проектом http://mosmetod.ru/centr/proekty/kurchatovskij-proekt/kursy-povysheniya-kvalifikatsii-kurchatovskij-proekt-ot-znanij-k-praktike-chast-vtoraya/ii-zanyatie-3/kursy-3-rec-issled-i-project.html

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр.  доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 80с.

3.Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

4. .http://nikbokarev.ru/rubrika-presentziya/how-to-do-a-scientific-research-work/kak-sformulirovat-obekt-i-predmet-v-nauchnom-proekte.html#ixzz5XajAFLAb

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - исследовательский проект "Исследование проблемы сбора и переработки бытового мусора в мире".

Оценить масштабы накопления бытового домашнего мусора. Вычислить масштабы накопления мусора в мире....

Проблема исследование инновационных технологий

Данная работа является исследованием  методической составляющей работы преподавателей любых дисциплин. Знание проблем ииновационых технологий поможет современным преподавателям соринтироваться в ...

Проблемы исследования понятий социогуманитарного цикла в старшей школе - часть 1

Рассматривается методика работы с понятием "система" в старшей школе...

Проблемы исследования понятий социогуманитарного цикла в старшей школе - часть 2

Рассматривается методика работы с понятиями в старшей школе...

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....

Сознательное чтение как проблема исследования в психолого-педагогической литературе

Обучение чтению детей с умственной отсталостью – это весомая составляющая программ обучения детей с нарушениями развития, учитывающими их психофизические особенности. Системная реализация этих п...