Кружок "Народное искусство Кубани" 2017-2018г
рабочая программа по музыке на тему

Гатальская Елена Олеговна

Кружок "Народное искусство Кубани" 2017-2018г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nar_isk_ku_2017_-_2018g_vneurochka.doc89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краснодарский край , Красноармейский район, ст.  Ивановская

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №

от «___________» 2018 года

Председатель педсовета __________/Капустянова Е,В,/

Ф.И.О. Подпись, печать  ОУ                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                           по общекультурному  направлению

                                                                 кружок

                                             

                            «Народное искусство Кубани»

                                                                     

                                  Срок реализации - 3 года

                                          5,6,7 классы

                                                         

                                             

                                                Учитель: Гатальская Елена Олеговна.

Программа разработана в соответствии с ФГОС на основе:  рекомендаций по организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края (письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 30.09.2015года №47-15091/1514).

                                       


                                          Пояснительная записка

Данная Программа разработана в соответствии с ФГОС на основе:  рекомендаций по организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края (письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 30.09.2015года №47-15091/1514).

 Особенность данной программы  - это включение казачьего фольклора: рождённого в  родном крае и в родной станице , наряду с известным народным творчеством и авторскими произведениями современных Кубанских композиторов. Форма занятий – групповая. Формы подведения итогов: концерты, конкурсы

   Режим занятий:

1 год – 1 час в неделю, всего 34 часов.

2 год – 1час в неделю, всего 34 часов.

3 год -  1 час в неделю, всего 34 часов.

 За весь период обучения 102 часа.

  Основная цель программы состоит в приобщении школьников к народному творчеству Кубани посредством исполнения кубанских песен, потешек, закличек, пословиц, поговорок и драматизаций народных кубанских обрядов.

 

                             Основные задачи программы:

  1. Знакомство с классическими произведениями, народными песнями, играми, пословицами, поговорками, обрядами Кубани;
  2. Развитие творческих и музыкальных способностей детей;
  3. Построение учебно-воспитательного процесса с учётом вокальных особенностей детей, развивая эстетический вкус и музыкальную память.
  4. Воспитание навыков толерантного поведения учащихся  посредством приобщения к общечеловеческим нравственным ценностям.

                                           

                      Планируемые результаты программы:

                      В результате кружковых занятий учащиеся

должны знать:

историю родного края и народные обряды: проводы казака на службу,  

выкликание дождя, рождественские колядки - щедрики;

  • войсковой гимн кубанского казачества «Ты, Кубань, ты наша родина»;
  • песни кубанские народные, песни местных авторов,  авторские;
  • игры народные;
  • календарные праздники.
  • детские песни современных кубанских композиторов

 должны уметь:

                петь с сопровождением и без сопровождения;

  • выполнять движения ритмично под музыку;
  • эмоционально передавать характер песен;
  • петь легко, выразительно, красиво;
  • слушать музыку;
  • анализировать её, эмоционально реагировать;
  • объяснять и инсценировать народные игры.

                       

                           

                                         Содержание программы:

                                         

                                      1 й год обучения – 5 класс

Тема 1.  « Вводное занятие». 

 - Голосовой аппарат, строение голосового аппарата (органы дыхания, голосовые связки); - специфика народной манеры пения; - проверка  первичных  данных музыкального  слуха и  певческих данных.

Тема 2.  « Край наш кубанский – родная земля».

Вспомнить - повторить символику Кубани  (герб, флаг, гимн). Разучивание войскового гимна кубанского казачества «Ты, Кубань, ты наша Родина».

Разучивание и  исполнение  кубанских казачьих песен. Викторина: «Кубань, Кубань, родимые просторы».

                                                                 

Тема 3.   « Сердцу, дорогая сторона».

Знакомство с историей «Ивановского куреня», символикой муниципального образования Красноармейский район (герб, флаг, гимн).  Разучивание гимна Красноармейского района и песен  местных авторов. Работа над чистым интонированием и звукообразованием.

Тема 4.   «Войсковое казачество».

Знакомство  с кубанским фольклором. Звание - казак. Знакомство с обрядом «Проводы казака на службу». Обыгрывание обряда. Применение и использование ролевых знаний в различных ситуациях жизнедеятельности.

 

Тема 5.    «Игры и обряды кубанских казаков ( детские) ».

Игры казачат.  Местный  детский фольклор. Заклички, считалки, попевки.

                                       2 й год обучения – 6 класс

Тема 6.    «Игры и обряды кубанских казаков».

Жанры казачьих песен; лирические, трудовые, колыбельные.

Тема 7.      «Традиции быт Кубанского казачества».

Знакомство школьников с жизнью, бытом и культурой кубанского казачества. Жилище, мебель, кухонная утварь. Работа над пополнением словаря. Изучение кубанского диалекта в казачьих песнях.

Работа над дикцией, интонацией, чистым интонированием мелодии  и развитием музыкальной памяти.

Тема 8.      «Народные кубанские праздники».

Народные праздники и казачьи песнопения в них. Православные праздники - «Рождество», «Пасха», «Благовещенье», «Медовый Спас», «Троица», проводы зимы – «Масленица»,  « Святки», «Крещение» и. т. д.

Разучивание песен, игр, хороводов, обрядов, щедривок, разыгрывание сценок.

Тема 9.      «Кубань в песне».

Разучивание народных песен кубанских казаков( хоровых) и песен современных композиторов Кубани. Работа над народной манерой исполнения, и артистизмом. Дикция, артикуляция, выразительность исполнения, чистое интонирование, работа над дыханием, звукообразованием и динамическими оттенками.

Исполнение песен.

                                         3 й год обучения – 7 класс

Тема 10.      «Кубань в песне».

Разучивание народных песен кубанских казаков(сольных) и песен современных композиторов Кубани. Работа над народной манерой исполнения, и артистизмом. Дикция, артикуляция, выразительность исполнения, чистое интонирование, работа над дыханием, звукообразованием и динамическими оттенками.

Исполнение песен.

Тема 11.   «Пляски кубанских казаков».

Знакомство и разучивание танцевальных движений характерных для плясок казаков. Положение рук, ног, головы, эмоции, мимика, жест (его роль).

Овладение навыков ведущего партнёра в танцах для мальчиков, совершенствуя мужские качества и нежности, лёгкости, изящества для девочек.

Разучивание основных элементов танцев и плясок.

Тема 12.  «Шумовые инструменты».

Знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами Кубани.

Изготовление шумовых  инструментов - самоделок. Импровизация при игре, на самодельных музыкальных инструментах.

Тема 13. «Живи Кубань, цвети Кубань».

Творчество Кубанского Казачьего хора. Пение песен из репертуара детской студии при Кубанском Казачьем хоре. Отчётные концерт, фото, видеосъёмка.

 

                           Тематическое планирование.

Класс.

Темы

Кол –во часов.

Основные виды деятельности обучающихся.

5 класс

1.Вводное занятие.

 1

Знать строение голосового аппарата. Уметь пользоваться органами дыхания при пении. Научиться народной манере исполнения. Развивать музыкальный слух и память. Воплощать художественно – образное содержание песен в собственном их исполнении. Уметь импровизировать и в пении и в игре. Понимать особенности музыкального воплощения текстов в песнях.

2. Край наш кубанский – родная земля.

10

3.Сердцу дорогая сторона.

10

.

4.Войсковое казачество.

 9

5.Игры и обряды кубанских казаков ( детские).

 4

34 ч

6 класс

6.Игры и обряды кубанских казаков.                

4

Знать жанры народных песен и их отличительные признаки. Находить преемственность в разных видах народного фольклора. Уметь работать в ансамбле. Распознавать художественный смысл различных форм драматизации песен. Исследовать интонационно – образную природу фольклорного искусства. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личное отношение к народным песням. Оценивать собственное исполнение и творчество.

7.Традиции и быт кубанского казачества.

10

8.Народные кубанские праздники

10

9.Кубань в песне.

10

 34 ч

7 класс

10.Кубань в песне.

12

Владеть; народной манерой исполнения песен, Техникой динамических нюансов, навыками музицирования.  Развивать музыкально – ритмические способности. Называть кубанских, современных ,детских композиторов – песенников. Принимать участие в танцевальных и вокальных композициях. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения песен. Исполнять отдельные образцы народного  творчества своего края.

11.Пляски кубанских казаков.

8

12.Шумовые инструменты.

6

13.Живи, Кубань, цвети, Кубань.

Всего 102 ч.

8

34 ч

СОГЛАСОВАНО                                                                                                   СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Протокол заседания

                                                                                                                                         ______________________/Лиходеева Г, Н./

Методического объединения

учителей технологии музыки                                                                                                  «_______________» 2018 год

ИЗО  

От   _____2018 года №

___________________________

Подпись руководителя МО Ф.И.

7.   Формы и виды контроля:

Отслеживание результатов происходит во время занятий путём наблюдения за «ростом» воспитанников, мониторинг усвоения музыкального и познавательного материала, концертная деятельность, творческий отчёт.

8. Список литературы для педагога.

  1. С.Овчинников Войсковой гимн кубанского казачества как памятник гласности исповедания народной души.- Краснодар.- Центр народной культуры.
  2. Народные русские легенды.- Новая Москва.-1998 год.
  3. В. Захарченко Народные песни Кубани / выпуск № 1,- Краснодарское книжное издательство.-1987 год.
  4. Бигдай А.Д./ в редакции В.Г. Захарченко Песни кубанских казаков. - Краснодар. -1992.
  5. Анфимов Н.В., .Бардадым В.П., Ермаков Б.А. и другие Кубанские рассветы.- Краснодар.- 1989 год.
  6. Народные песни Кубани / песни кубанских казаков Краснодар Советская Кубань 1997 год.
  7. Песни из репертуара кубанского казачьего хора / в записи и обработке Краснодарского края. В.Г.Захарченко.- Киев.- Министерство.- 1990 год.
  8. Кузнецова Н.Т. Россыпь народных традиций, праздников, обрядов на Руси / Музыка в школе.- № 2 2004 год.
  9. Захаров С. Я не уеду за границу.-2002 год.
  10. Видеозаписи выступлений хоровых и хореографических коллективов

11.   Дискография / Многая лета.- Государственный академический Казачий

        хор.- 1994 год.

9. Список литературы для детей и родителей

  1. Варганова Н.В. Песни календарных праздников.- Правда.-1988 год.
  2. Бойко И.Н. Песенный венок Кубани.- Отрада.- 1993 год.
  3. Ратушняк В.Н. Родная Кубань / страницы истории.- Краснодар.- 2003 год.
  4. Кубани славные сыны.- Краснодар.- 1985 год.
  5. История Кубани в рассказах и иллюстрациях.

                                   Репертуарный план

1. Ты, Кубань, ты наша, Родина. (Гимн кубанского казачества)  

    Музыка и текст   Образцова К.

2. Гимн станицы ленинградской.

3. Здравствуй, Кубань.     Слова и музыка Юдиной С.

4. У, Кубань, реки.       Кубанская, казачья песня.

5. Ой, чи я ж цэ, хатэнька. Кубанская казачья песня.

6. Песня о Ленинградской. Слова и музыка Ворончука Н.

7. Частушки.

8. Проводы казака на службу (обряд).

9. Игры: « Петушок», « Брыль», «Заколка».

10 Пляски: « Кубанская казачья», «Кадриль».

11. Щидривки и колядки.

 

.

        

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

Тема :" Воздействующая сила  искусства.  Искусство и  власть." В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  законо...

Презентация по предмету "Искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

 Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на бо...

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Воспитательные функции искусства. Личное, национальное и общечеловеческое в искусстве.

Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер, то искусство воздействует на ум и сердце, формирует целостну...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

Конспект урока по истории изобразительного искусства в 4 классе на тему: Искусство западной Европы (X-XIVв.в.).Романское и готическое искусства в архитектуре.

Формирования понятий о средневековом искусстве.Обобщение знаний о ведущей роли архитектуры в синтезе средневековья.Закрепление представлений об особенностях романского и готического искусства....