Артикуляция звука
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Погребная Вера Григорьевна

Как избавится от пения в нос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_izbavitsya_peniya_v_nos.docx13.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ПОЮТ В НОС?

Причинами гнусавости могут быть:
- недостаточная подвижность мягкого нёба и неправильная форма языка при звукоизвлечении (самая распространенная причина)
- врожденные дефекты мягкого и твердого неба
- аденоиды
- патологически увеличенная носоглоточная миндалина, вызывающая затруднение носового дыхания
- ринит (насморк) – воспаление слизистой оболочки носа
- искривление перегородки носа, травмы и др.

КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ?

В речеобразовании участвуют резонаторы, в частности ротовой и носовой. Что интересно, но при помощи второго мы произносим всего лишь 4 звука [м] [м’] [н] [н']. В этом легко убедиться самостоятельно. Зажмите руками нос и начните произносить буквы: а, б, в, г, д, ж... и так далее. В процессе вы услышите, что "а" произносится без изменений, "м" и "н" сказать сложновато.

Почему так происходит?
Когда мы произносим [м] [м’] [н] [н'] нёбная занавеска, вот тот самый болтающийся язычок, который вы видите в зеркало, широко открывая рот, опускается и даёт возможность воздуху направиться в носовую полость. Заметьте, у здоровых людей, при разговоре язычок преимущество прикрывает щель, открывает исключительно на буквах "м" и "н".

Что же происходит у людей, которые гнусавят?
- Либо язычок постоянно прикрывает вход в носовую полость, даже на звуках "м" и "н" - закрытая гнусавость (при хроническом насморке, полипах в носу, аденоидах).
- Либо язычок никогда не напрягается и воздух поступает не в ротовую полость, а носовую – открытая гнусавость (при заболеваниях мягкого нёба).

ТЕСТ.

Как проверить, правильное ли у вас звукоизвлечение? Попробуйте пропеть мелодию на открытом звуке "А". Затем зажмите нос пальцами и повторите тоже самое. Если звучание не изменилось - значит всё в порядке. Если Вы услышали, что звук действительно меняется сильно, то нос явно участвует в звукоизвлечении больше, чем должен, придется с этим бороться.

Еще один вариант "теста на гнусавость" - зажать нос и сказать весь алфавит без "м" и "н". Если всё нормально, это не доставит Вам труда.

УПРАЖНЕНИЯ.

Если гнусавость не вызвана заболеваниями (заложенностью носа, травмами и т.д.), её помогут побороть следующие упражнения.

Упражнение №1 "Зевок".
Именно зевок позволяет отрабатывать умение быстро переводить поток воздуха из носовой области в полость рта. Вывод – чаще зевайте, как с закрытым ртом, так и открытым.

Упражнение №2 "МУ" - "НУ"
Как мы выяснили, "М" и "Н" - носовые согласные. Когда за ними идут гласные, по инерции человек может произносить в нос и их . Чтобы этого не происходило, тяните "М" так, чтобы на губах была щекотка, потом добавляйте гласную "У". То же проделайте и с "Н" .

Упражнение №3 "Таблица гласных"
Таблица проста: И-Э-А-О-У-Ы. Делаете вдох, потом присоединяете "М" к каждой гласной: МИ – МЭ –МА –МО – МУ – МЫ. Аналогичная работа с "Н".

Упражнение №4. "РАЗ!"
Слышите, как звучит «А» в «РАЗ!» ? Пробуйте найти этот звук в чистой гласной А, сначала произнося ее коротко, как в РАЗ, потом все длиннее. Больше откройте рот, уложите язык, освободите заднюю часть глотки, тут надо добиться звонкости. Искать необходимо до тех пор, пока зажатый пальцами нос никак не повлияет на звук гласной (неважно какой, любой). Только после нахождения у себя такого вот «звонка» можно считать, что гнусавость побеждена.

Упражнение №5. "Гимнастика для язычка"
Необходимо набрать стакан воды и пить его маленькими глотками. Это вызывает максимально высокое поднятие "язычка" и его удержание в таком положении более длительное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профиль артикуляции звука.

Вашему вниманию предлагаются  схемы, в которых показано положение артикуляционного аппарата во время произнесения наиболее проблемных звуков и их характеристика. Предназначено для логопедов...

«Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».

Модели артикуляции звуков отражают по­ложение органов артикуляционного аппарата в момент про­изнесения звука, положение губ и работу голосовых складок. Коррекционная работа при по­становке звуков пров...

Методическая разработка по теме "Вызывание и уточнение артикуляции звуков у детей раннего возраста"

Логопед часто сталкивается с ситуацией, когда дети невергно артикулируют не только сложные звуки , но и звуки раннего онтогенеза. Данная методическая разработка составлена для работы с детьми раннего ...

Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике (постановка звуков)

Ребенок, не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели.Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент ...

Памятка "Артикуляция звуков "С-З", "Ш-Ж"

Профиль артикуляционного уклада;Краткая характеристика звуков;Описание артикуляции....

Памятка "Артикуляция звуков "Р, Л"

подробное описание позиции органов артикуляции для произнесения звуков+ профиль звука...