"Интегрированное комплексно-тематическое занятие «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
план-конспект по музыке на тему

Королёва Татьяна Александровна

Конспект занатия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_tsare_saltane.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 «Ладушки»

Каменского образовательного округа

Интегрированное комплексно-тематическое занятие

«Три чуда» из оперы

«Сказка о царе Салтане»

Н.А Римского-Корсакова

(подготовительная группа)

Подготовил:

музыкальный руководитель

Королёва Т.А.

Согласовано: старший воспитатель Топчиева Т.Ф.

г.Камень-на-Оби

2016г.

Задачи:

  • Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к музыкальной деятельности.
  • Формировать базовую культуру посредством приобщения детей к музыкальной культуре и художественной литературе. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к классической музыке.
  • Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности. Продолжать формировать интерес к искусству музыкальному, как классическому, так и народному.

Цель:

  • Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
  • Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
  • Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.

Тема: «Сказка в музыке».

Цель: Развивать основы музыкально-эстетического сознания в процессе восприятия классической музыки.

Задачи:

Образовательные: - закреплять знания о композиторах, поэтах, об опере,  познакомить с отрывками  «трех чудес» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Развивающие: 

- продолжать развивать целостное и дифференцированное восприятие музыки;

- развивать творческое воображение детей средствами музыки, поэзии и изобразительного искусства;

- закреплять умение соотносить свои действия с характером музыки в творческих проявлениях.

Воспитательные: -

- формировать ценностное отношение к культурному наследию;

- развивать коммуникативные качества детей в процессе коллективных действий.

Методы: наглядные (наглядно-слуховой, наглядно-зрительный: методы демонстрации и иллюстрации), словесные (рассказ, беседа, викторина), практические (импровизированное музицирование, пение)

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, , литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

  • формирование эстетического восприятия окружающего мира;
  • приобщение к миру искусства;
  • воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;
  • развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности.

Ход занятий. Занятие №1.

Муз. руководитель:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица

Муз. руководитель: Говорит одна девица.

То на весь крещенский мир
Приготовила б я пир.

Кабы я была царица

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна
Наткала я полотна!

Кабы я была царица,

Третья молвила сестрица

Я б для батюшки царя
Родила богатыря!

Только вымолвить успела 
Дверь тихонько заскрипела, 
И в светлицу входит царь 
Стороны той государь.

Вы узнали, какая сказка начинается такими словами? (Дети отвечают). Правильно, это «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». (слайд 1-2)

Вспомнить, кто такие поэты и композиторы.

А  знаете ли вы автора  «Сказки о царе Салтане»?

Эту сказку написал А.С.Пушкин.  (слайд 3)

А как вы познакомились с этой сказкой? Смотрели мультфильм?

А музыку к этой сказке  написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. (слайд 4)

Римский- Корсаков сочинил много замечательной музыки. Он автор 15 опер среди которых опера «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Сказка о золотом петушке».

Сегодня мы познакомимся с музыкой из оперы «Сказка о царе Салтане».

Кто напомнит, что такое опера?

Опера - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

Стихи А.С.Пушкина звучат как музыка. Композитору Римскому-Корсакову  очень понравилась сказка , и он решил сочинить  к ней музыку.

Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в незабываемый прекрасный мир чудес и волшебства и послушать отрывки из оперы про три чуда.

В сказке о царе Салтане много волшебства. Какие три основных чуда вы можете вспомнить из этой сказки?

(Белка, тридцать три богатыря, царевна Лебедь).

А в кого превращался князь Гвидон, чтоб навестить своего отца и узнать о чудесах света.

(комар, муха, шмель)

Мы сейчас с вами тоже оборотимся комарами, чтобы узнать о первом чуде. (физминутка с движениями под слова из сказки) (слайд 5)

Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,

Потихоньку опустился
На корабль — и в щель забился.

О каком первом чуде услышал князь Гвидон?

1. Белка (слайд 6)

Послушайте отрывок из «Сказки о царе Салтане»:

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут»

О ком говорится в этом отрывке?

Послушайте, как Николай Андреевич Римский-Корсаков отобразил эти чудеса в музыке.

Звучит тема белочки.

Вы прослушали музыкальный отрывок «Белочка»

Какая это музыка по своему характеру? (танцевальная, веселая, грациозная, ласковая, озорная, теплая, светлая, игривая, задорная, бойкая, прыгучая)

А какую тему русской народной песни здесь мы слышим?

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла –

Невеличка, круглоличка,

Румяное личко.

(поем распевку)

Рефлексия занятия.

Показ мультипликационного отрывка из «Сказки» про первое чудо.

Занятие №2.

Муз.руководитель: Сегодня у нас с вами продолжение путешествия по музыкальной сказке. Давайте вспомним и расскажем тем ребятам, которых не было на прошлом занятии, у какой сказки в гостях мы были. (слайд 1-2)

Кто написал эту сказку? (А.С. Пушкин) – (слайд 3) Кто такой поэт?

А кто написал музыку к этой сказке? Какой композитор?

(Николай Андреевич Римский-Корсаков) – (слайд 4)

А кто помнит, как называется то музыкальное произведение, которое написал Римский-Корсаков на эту сказку? Подскажу, что это очень большой музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют – ОПЕРА.

Какие три чуда мы встречаем в сказке? (Белка, тридцать три богатыря, царевна Лебедь).

Слушаем тему «Белки» (слайд 5)

Какая музыка по характреру?

Поем распевку.

Создаем «Оркестр» на мелодию распевки в обработке.

А в кого превращался князь Гвидон, чтоб навестить своего отца и узнать о чудесах света.

(комар, муха, шмель) (слайд 6)

Сегодня мы будем превращаться с муху (физминутка под слова из сказки) (слайд 7)

В муху князь оборотился,

Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль – и в щель залез.        

И о каком втором чуде он узнал? (слайд 8-9)

«Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

33 богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор»

Слушаем  следующий отрывок из оперы «33 богатыря».

Какая музыка? Что можно о ней сказать?

(Сначала мы услышим голос трубы, он извещает о том, что идут богатыри. Музыка передает, как море бурлит, как приближаются богатыри: она будет звучать сначала тихо, потом все громче. А потом богатыри вновь уйдут в море - музыка постепенно станет тише).

(грозная, торжественная, мужественная, величавая, гордая, напористая, широкая, взволнованная, решительная).

В музыке ясно слышатся напористые, бурные волны и тяжелые, грозные  шаги богатырей, выходящих из морской пучины.

Слушаем еще раз.

Рефлексия занятия.

Показ мультипликационного отрывка из «Сказки» про второе чудо.

Занятие №3

Коротко повторяем, о чем говорили и слушали на предыдущих занятиях.

После разговора о теме «Белка», поем распевку.

Исполняем этот отрывок на музыкальных инструментах оркестром.

В кого превращался молодой князь? (комар, муха, шмель)

«И опять она его

Вмиг обрызгала всего.

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму - и в щель забился».

Звучит тема «Полет шмеля».

Какая музыка по характеру? (анализ детей).

А что вы можете сказать о характере музыки, которую вы прослушали? (стремительная, назойливая, привязчивая, осторожная, тихая)

Композитор написал музыку, удивительно похожую на жужжание шмеля.

И какое же третье чудо произошло в сказке?

«За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь- то говорит,

Словно реченька журчит»

Звучит тема «Царевна-Лебедь»

Как вы можете охарактеризовать это музыкальный образ? (спокойный, волшебный, ласковый, задумчивый, легкий,  светлый, прозрачный, мечтательный).

Царевна эта необычная волшебная.

Сначала мы услышим плеск воды, голос птицы, взмахи крыльев. Затем мелодия станет похожа на русскую песню – это лебедь превратилась в прекрасную девушку и вышла на берег.

Музыка подчеркивает её необыкновенную грациозность, красоту и великолепие.

(Показ слайдов 10-13)

Художник Врубель нарисовал эскизы к декорациям этой оперы и саму Царевну-Лебедь. Посмотрите, как художник попытался изобразить на картине, как из образа лебедя появляется царевна. (слайд 14) Эта картина стала знаменитой.

Рефлексия занятий.

Игра «Вспомни сказку» (игра с мячом)
- Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?
- У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?
- В какой сказке на берег выходят тридцать три богатыря и как зовут их дядьку?
- В какой сказке главный герой превращался в насекомых и в каких? И.т.п.

Показ мультипликационного отрывка из «Сказки» про третье чудо.

Но вот, подошло к концу наше увлекательное путешествие. Какое у вас настроение, после прослушанной музыки.

У меня есть иллюстрации..  Кто  изображен на них? А что в этих рисунках не хватает? (красок).

Предлагаю  пойти в группу и  раскрасить  рисунок  понравившихся героев и выразить свое настроение с помощью красок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...

Три чуда из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."

Данный урок проводился в 7 классе с учащимися коррекционной школы 8 вида. К нему имеется презентация, если кому она понадобится пишите valya99@mail.ru...

Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 7 классе "Беседа "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина). Особенности творчества Н.А.Римскова - Крсакова".

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Интегрированный урок по ИЗО и музыке в 7 классе по теме:"Беседа на тему "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина).Особенности творчесства Н.А.Римского- Корсакова"

Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьн...

Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО.  2 класс. Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1.Образовательная - ...