Урок музыки по теме "Океан - море синее"
план-конспект урока по музыке

Герасимова Татьяна Евгеньевна

Содержание урока обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней, воплощение музыкальных образов через пластическое интонирование.   Данный материал может быть рекомендован как учителям музыки, так и других школьных предметов, а также в плане обобщения передового опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок музыки "Океан - море синее"27.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Герасимова Т.Е., учитель музыки, г. Усть-Кут

Тема урока «Океан – море синее»

УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.  

Школа – Муниципальное образовательное учреждение Средняя образовательная школа № 2  Усть-Кутского муниципального образования  Иркутской области.

Класс – 3 «Б».

Предмет – музыка.

Тип урока – открытие новых знаний.

Место урока в системе уроков по данной теме – 7-й урок по теме «В

музыкальном театре».

Цели учителя: помочь учащимся углубить теоретические сведения об увертюре к опере;  создать условия, чтобы ученики смогли «услышать» музыку моря в картинах художника.

Планируемые результаты:

предметные: научиться распознавать настроение в музыке, характерные интонации;

регулятивные: самостоятельно ставить цель в работе, учиться определять собственные достижения и трудности, связанные с выполнением учебных действий в рамках данной темы;

коммуникативные: развитие умения слушать и слышать учителя и собеседника, работать в группе.

Оборудование: мультимедиа,  музыкальный центр или компьютер, музыкальный материал.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель поет.         Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас.

Ученики поют. Здравствуйте, учитель! Добрый день, наш класс!

Учитель. Давайте все вместе повторим правило певческой посадки:

 «Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь.»

Ученики повторяют правила певческой посадки (спина прямая, голова немного приподнята, руки располагаются свободно на парте перед собой).

Создание ситуации успеха. Мотивация. Введение в тему урока. Постановка целей.

Слайд 1. Картины И.К. Айвазовского.

Учитель. В чем заключается сходство и различие представленных вам картин?

Ученики. На всех картинах изображено море. Но оно в разных состояниях.

Учитель. Каким увидел море художник?

Ученики. Разным: спокойным и бурным, штормящим.

Учитель. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?                 

Ученики.  Теме моря. Музыке моря.

Учитель. Рассмотрите эти картины. Может быть, кто-нибудь знает, кто является автором этих картин?

Слайд 2. Портрет И.К. Айвазовского, годы жизни.

Учитель. Нарисовал эти картины великий русский художник Иван Константинович Айвазовский. Он написал много картин с изображением моря. Что вы можете сказать о его картинах?

Ученики отвечают.

Видео «Море».

Учитель. Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Что вы заметили?

Ученики. Что музыка соответствует представленной картине.

Учитель. Можно ли сказать, что вы сейчас слушали «музыку моря»?

Ученики…

Учитель. Эту музыку передал нам знаменитый русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в увертюре к опере «Садко».

Слайд 2. Портрет Н.А. Римского-Корсакова, годы жизни.

Учитель. Римский-Корсаков написал 15 опер. Среди них: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Сказка о Царе Салтане…», «Золотой петушок» и др. На какие сюжеты написаны эти оперы?

Ученики.  На сказочные.

Учитель. Верно. Поэтому Николая Андреевича Римского-Корсакова называют композитором-сказочником. Он умел сделать неодушевленный предмет одушевленным. Но сегодня мы будем говорить об увертюре к опере-былине «Садко».

Учитель. Какие цели вы сегодня можете поставить перед собой? Постарайтесь их сформулировать. В этом вам помогут слова, написанные на табличках. Прочитайте их.

Ученики. Познакомиться, углубить, услышать, распознавать.

Учитель. Так какие цели вы поставите перед собой?

Ученики. Углубить знания об увертюре к опере. Познакомиться с увертюрой к опере «Садко». Соотнести картины художника с музыкой композитора. Распознавать настроение в музыке. Распознавать интонации в музыке и т.п.

Актуализация знаний.  

Учитель. Что такое опера?

Ученики. Жанр музыки, музыкальный спектакль, где все герои поют.

  (Учитель уточняет. В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), хореография.)

Учитель. Что такое былина?

Ученики. Старинное сказание о народных героях, богатырях.

Учитель. Каких вы знаете былинных героев?

Ученики. Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Учитель. Кто читал былину о Садко? Кем был Садко?

Ученики. Новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который хотел прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами.

Учитель. Ярослав нам сейчас кратко изложит былину о Садко.

Заранее подготовленный ученик рассказывает былину.

Учитель. Что сказочного произошло с Садко?

Ученики. Садко попал в подводное царство, встретился с Морским царём, его дочерьми.

Учитель. На каком инструменте играл Садко?

Ученики. На гуслях.

Учитель. Гусли – старинный русский народный инструмент.

Слайд 4. Гусли.

Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора – белый клён.

Былины появились еще тогда, когда книжек не было. Поэтому былины не читали, а сказывали, т.е. пели. Во время пения подыгрывали на гуслях.  А исполнители былин назывались сказителями. Ведь немногие умели сказывать былины. Сказителей почитали и выражали им всяческое уважение. Былины рассказывали о разных подвигах богатырей и бесстрашных воинов, обладающих огромной силой.

Учитель. Какой музыкальный жанр переводится как “труд”, “сочинение”?

Ученики. Опера.

Учитель. Что такое опера-былина?

Ученики. Опера на сюжет былины.

Учитель. Кто помнит, как называется вступление к опере?

Ученики. Увертюра.

Открытие новых знаний. Работа в группах.

Учитель. Дальше мы будем работать в группах. 

Ученики пересаживаются для работы.

Учитель. Сначала композитор сочинил небольшую симфоническую картину «Океан-море синее», которая потом стала основной темой оперы и вступлением к ней. Увертюру к опере-былине «Садко» Н.А. Римский-Корсаков назвал «Океан – море синее». Как вы думаете, почему?

Ученики  отвечают.

Учитель. У вас на столах лежат задания. Прослушав увертюру «Океан – море синее» к опере-былине «Садко», вы посовещаетесь в группах и ответите на поставленные вопросы.

Групповая работа. 

Аудио. Увертюра.

Учитель. Почему увертюру к опере-былине «Садко» Н.А. Римский-Корсаков назвал «Океан – море синее»?

Ученики. Вступление  в опере – это образ моря. Композитор очеловечил море. Так и океан. Океан, как живой, участвует в событиях оперы.

Учитель. Вслушайтесь в главную интонацию музыкальной картины моря. Сколько всего в ней звуков? Спойте их.

Аудио. Увертюра.

Ученики обсуждают в группах.

Учитель. Н.А. Римский-Корсаков очеловечил море. Так и океан. Океан, как живой, участвует в событиях оперы. А всегда ли одинаково звучит мелодия?

Ученики.

Учитель. Вспомните слайды. Какие состояния моря там показаны?

Ученики. Спокойное и бурное.

Учитель. Когда вы вслушались в интонацию главной картины моря, то вы услышали всего 3 звука. Увидели, как меняется характер музыки. В чем секрет? Что изменяется в звучании?

Ученики. Динамика и темп.

Учитель. Что такое динамика? Какой она бывает?

Ученики. Динамика – это сила звука в произведении (громко, тихо).

Учитель. Что такое темп? Какой он бывает?

Ученики. Темп – это скорость движения музыки. Он бывает быстрый, медленный, умеренный.

Учитель. Изменяется ли темп в музыке? Как?

Ученики.

Физминутка.

Море очень широко,

Широко разводят руки в сторону.

Море очень глубоко.

Приседают, коснувшись руками пола.

Рыбки там живут, друзья,

А вот воду пить — нельзя.

Разводят руки в сторону, приподняв плечи.

Мы немножко искупнемся

Делают кистью руки плавные движения.

И назад домой вернемся.

Ходьба на месте.

Закрепление.

Учитель. Николай Андреевич Римский-Корсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих произведениях. А где можно послушать оперу?

Ученики. В оперном театре, по телевизору, по радио.

Учитель. Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков. Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Как называется вступление к опере?

Ученики. Увертюра.

Учитель. Еще раз послушаем увертюру «Океан – море синее» к опере–былине «Садко», чтобы получше запомнить.

Аудио. Увертюра.

Учитель. Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра музыканты создают фантастические и реальные образы. Как называется группа музыкантов в театре?

Ученики. Оркестр.

Учитель. Какое море в музыке композитора?

Ученики отвечают.

Учитель. Как композитор передает характер моря: то спокойного и безмятежного, то взволнованного и грозного? В чем здесь секрет?

Пластическое интонирование.

Учитель. Ребята, ещё раз прослушайте фрагмент из вступления к  опере Римского – Корсакова «Садко». Ваша задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море спокойное, как вы можете это показать рукой?

2-3 ученика показывают.

Учитель. Если море бурное, то как вы можете показать это?

Аудио. Увертюра.

Рефлексия. Соотнесение результатов урока с поставленными целями.

Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась.

Достигли ли мы намеченных целей?

Что нового вы узнали на уроке?

Что на уроке тебе понравилось больше всего?

Что наиболее запомнилось?

На протяжении всего урока у нас звучала музыка моря. У каждого из вас есть на парте рисунок с изображением волны и карандаши голубого, синего и фиолетового цветов. Кто на уроке легко справлялся с заданиями – раскрасьте волну голубым цветом, кто испытывал затруднения – раскрасьте синим цветом, кому было трудно – фиолетовым цветом. Чтобы изобразить наше море, прикрепите ваши волны к доске.

Домашнее задание

Учитель. Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей или  фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось. Для вдохновения посмотрите картины Айвазовского.

Приложение:

 Карточки для групп.

 Почему увертюру к опере-былине «Садко» Н.А. Римский-Корсаков назвал «Океан – море синее»?

Вслушайтесь в главную интонацию музыкальной картины моря. Сколько всего в ней звуков?

Всегда ли одинаково звучит мелодия?

Как меняется характер музыки? Что изменяется в звучании?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по сказке М.Метерлинка "Синяя птица"

Данная презентация поможет уителю в проведении урока-путешествия по сказке М.Метерлинка "Синяя птица"....

Методический материал к уроку музыки в 5 классе по теме: "Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"

Данный материал  идет как сопровождение к уроку музыки в 5 классе. во втором полугодии по теме: Образ моря в музыке и изобразительтном искусстве". презентация содержит картины художника-мариниста...

Конспект и презентация урока музыки " Океан море синее" 3 класс

Конспект и презентация урока музыки " Океан море синее" 3 класс...

Технологическая карта урока музыки на тему "В минуты праздности на берегу моря" 5 класс

Урок музыки с использованием электронного учебника. Образ моря в искусстве....

"Океан - море синее" (3 класс)

Презентация к уроку по теме "Океан - море синее" (3 класс)...

Урок цветоведения. Цвет в искусстве: синий

Данный материал о теории цвета можно использовать на уроках Изобразителььного искусства и занятиях дополнительного образования....