Статья Музыка как средство воспитания
статья по музыке

Горячун Наталья Анатольевна

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Наиболее выдающийся вклад в историю музыкальной педагогики внес Платон. Он заложил основы философии музыкального воспитания и образования.

Консультация посвящена вопросам музыкального воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_kak_sredstvo_vospitaniya.docx20.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка как средство воспитания

«Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта,

а, прежде всего,

воспитание человека».

В.А. Сухомлинский

Музыка – это инструмент для выражения настроений, мыслей, чувств. Давно известно, что многие великие люди не мыслили своей жизни без музыки. Эйнштейн, Планк, Перельман, этот список можно продолжать бесконечно. Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Музыка – универсальный способ развития ребенка. Не случайно древние называли музыку гармонией сфер, подтверждая неразрывную связь музыки и математики.

Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность (пение, движение под музыку, музицирование, слушание музыки и т.д.) открывают доступ к врожденным механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки и расширяет использование этих механизмов для образования других высших функций мозга. Музыкальное обучение увеличивает число нейронов, реагирующих на звуки, и образует новые связи между ними. Площадь активных зон мозга у профессионального музыканта на 25% больше, чем у обычного человека.

Начиная с древних времен, наука накопила огромное количество сведений о возможностях музыкального искусства.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Наиболее выдающийся вклад в историю музыкальной педагогики внес Платон. Он заложил основы философии музыкального воспитания и образования.

Фундаментальным понятием музыкально-педагогической концепции Платона является гармония. По мнению философа, слышимая гармония, заключенная в произведениях мусического искусства, водворяет гармонию в души людей, а, значит, делает их добродетельными. Созерцание гармонии в движении звуков, небесных тел поворачивает душу к познанию добра. Таким образом, гармония является свойством музыки как искусства и как науки и объединяет их.

Д.Кирнарская, доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, указывает на несколько важных аспектов музыкального воспитания.

Музыка развивает эмоциональную сферу, так называемую эмпатию, умение сочувствовать другому человеку и в то же время воспитывает характер, волю и дисциплину, т.к. заниматься необходимо регулярно изо дня в день.

Музыкальные занятия развивают коммуникативные навыки и актерские способности – каждый раз исполняя произведения композиторов, такие разные по характеру, юный музыкант учится актерской способности перевоплощаться в тот или иной характер, донести до публики основную мысль автора. Отдельно следует сказать о работе музыканта в хоре или оркестре, которая приучает человека работать в коллективе, внимательно слушать коллег, подчинять свое личное я общему делу.

Музыка развивает математические способности (ребенок «пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить!»).

Музыка развивает язык и словесную речь («играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку»).

Музыка структурирует мышление, по аналогии со строением музыкальных произведений мозг усваивает законы иерархии в жизни, а также строгие рамки языков программирования.

«Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. ... Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка как средство духовно-нравственного воспитания.

ГБОУ  СОШ  № 737    ЗАПАДНОГО  ОКРУГА   ГОРОДА   МОСКВЫ...

Духовная музыка как средство эстетического и нравственного воспитания обучающихся

В статье размышление о том, почему у многих молодых людей утеряна духовность и как ее возродить, может быть как одно из средств это приобщение к церковной музыке? Что это даст? Во–первых, знани...

Статья "Методы и средства воспитания"

В данной работе систематизированы эффективные методы и средства, которые наиболее часто используются учителями в воспитательном и образовательном процессе. В  работе широко представлен теоретичес...

Музыка-как средство воспитания ребенка.

Музыка как средство воспитания ребенка.«Музыкальное образованиене есть воспитание музыканта, музыкальное образование –это есть воспитание человека» М. С.Казиник Роль музыкального искусс...

Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.

Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна  проблема, с которой  я столкнулась ещё в самом начале моей профессиона...

Консультация для педагогов "Музыка, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста".

Цель:Познакомить с теоретическими  основами  музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении....