Программа индивидуального обучения для 5 класса
рабочая программа по музыке (5 класс)
Программа расчитана для дей с ОВЗ, два урока в нелелю по 30 минут. Темы уроков поделены и упращены для доступного восприятия и запоминания.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по музыке.
5 класс. 3 четверть.
Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка».
Цель: Формирование и развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи.
Задачи урока:
- формирование у учащихся представления о музыкальности изобразительного искусства.
- воспитание творческого начала в деятельности.
- развитие внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчества поэтов, художников, композиторов.
Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.
Планируемые результаты изучения:
Формировать навыки сопоставления картин изобразительного искусства, поэзии и музыкальных произведений. Понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент синтезатор.
Музыкальный материал:
Ф. Шопен «Вальс дождя», «Весенний вальс», М. Глинка «Соловушка»
Ход урока.
I. Организационная часть.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний (продолжение темы).
- На сегодняшнем уроке мы продолжим говорить на тему прошлого урока. Кто ее озвучит?
- «Музыкальная живопись и живописная музыка».
- «Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись?» (ответы детей).
- На эти и другие вопросы мы и попробуем сегодня ответить.
2. Опрос домашнего задания.
В. Борисов-Мусатов «Мои помыслы – краски, мои краски напевы…»
Какая музыка созвучна картинам художника ?
Презентация или видео «Музыкальная живопись и живописная музыка»
3.Работа над новым материалом.
Сейчас мы будем работать с «нашими мольбертами» (альбомный лист с готовым фоном) и постараемся изобразить звучание разных тонов в сочетании красок.
Какие краски могут соответствовать звукам?
Тёплые – жёлтый, коричневый, оранжевый, красный …
Холодные – синий, фиолетовый …
Колорит – это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов.
Звучит музыка: Ф. Шопен «Вальс дождя»
Какой образ запечатлён ?
Самостоятельная работа - изображение образа цветовыми линиями.
3.Вокально-хоровая работа. Звучит песня М. Глинки «Соловушка».
- О чем эта песня и с какими чувствами её надо исполнять?
Истоки музыки М. Глинки уводят нас в русское народное творчество, любовь к к природе и любовь к народу, к его душевным чувствам и переживаниям …
Работа над песней «Соловушка» - напевность, фразы, дыхание…
Какую картину рисует нам мелодия? (Трели соловья, образ тишины, замирание сердца, полёт, надежду на счастье...) Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим картину: сад, заря поющего соловья и человека с горестными переживаниями...
Можно ли увидеть музыку Глинки?
Выставка рисунков «Соловушка» (подготовленных дома)
Вывод: Музыка М. Глинки живописна. Используя музыкальные краски (тембровые) композитор создал музыкальные образы картин русской природы и душевных переживаний русского человека.
4. Краткая беседа о творчестве композитора.
Шопен Фридерик Францишек (1810— 1849), польский композитор и пианист.
Родился 22 февраля (по другим данным, 1 марта) 1810 г. в Желязова-Воле недалеко от Варшавы в семье учителя. Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано. В 1817 г. были изданы первые полонезы юного композитора и с этого же времени начались выступления в концертах в качестве пианиста-виртуоза.
Первым учителем музыки для Шопена стал чешский музыкант В. Живный. А затем, поступив в Высшую музыкальную школу в Варшаве.
В 1827 г. Шопен закончил обучение и стал систематически выступать в концертах, исполняя и свои собственные сочинения. Композитор совершил первую гастрольную поездку в Берлин, а затем в Вену, принёсшую ему огромный успех.
С 1829 г. начала расти слава Шопена не только как гениального пианиста, но и как композитора. Настоящий поэт фортепиано, он посвятил этому инструменту почти всё своё творчество. Им написаны два фортепианных концерта, три сонаты, в том числе Соната си-бемоль-минор со знаменитым Траурным маршем, четыре баллады, 21 ноктюрн, 27 этюдов, 25 прелюдий. Кроме того, Шопену принадлежат 19 песен и многие другие произведения.
В 1830 г. композитор навсегда покинул Варшаву и переехал в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак, поэт А. де Мюссе, композитор Г. Берлиоз. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она была подругой композитора.
В 1837 г. Шопен совершил путешествие в Англию и Шотландию. Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, которая и стала причиной его смерти.
Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костёле Святого Креста.
5.Заключение.
Рефлексия для обучающихся:
Послушайте одно из самых грациозных и нежных произведений композитора – видео «Весенний вальс»».
Задание : Исполни пластические импровизации на музыку вальса
6.Итог урока : Продолжи фразу
Я узнал(а), что…
Я не думал(а), что…
Я заинтересовался(лась)…
Я обязательно…
Мне понравилось…
7. Домашнее задание: найди в книгах или Интернете стихи созвучные картинам художники и музыки композитора.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая адаптированная рабочая программа разработана на основе Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 2 варианта под ред. В.В. Воронковой в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №24 г. Новочеркасска, рассмотрен и утвержден на заседании ШМО протокол № 1 от 30.08.2018 г.
Адаптированная программа, разработанная для обучающихся Агаджанян 5 класса с ОВЗ с умственной отсталостью и соответствует возможностям учащиеся, овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.
Разработанная рабочая программа ориентирована на:
- создание благоприятных условий учащимся для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции, сохранения здоровья учащихся;
- создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся;
- формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения программы;
- формирование полноценной, разносторонней, активной личности на основе интеграции образовательного, воспитательного процессов;
- практическую подготовку учащихся с проблемами в развитии к самостоятельной жизни;
Учебный план индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ориентирован на помощь ребенку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей и создание условий для успешного развития с учетом индивидуальных особенностей психического и физического здоровья.
Поставленные задачи по обучению ученика определяются особенностями его психических и физических возможностей здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития такого ребенка необходимо для эффективной работы с ним для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи его обучения.
Методические аспекты индивидуального обучения на дому:
Индивидуальное обучение детей на дому ведется с учетом данных о состоянии здоровья, психических и физических возможностей обучающихся, в строгом соответствии с медицинскими рекомендациями.
Индивидуальное обучение детей на дому осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами по образовательным программам, скорректированным для каждого ученика, предусматривающим полный объем содержания среднего общеобразовательного учреждения.
Приоритетными методами являются индивидуальный подход, личностно – ориентированная организация занятий.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся на основе уплотненного учебного материала.
Формы организации работы учащихся: учебно-практические работы, творческие, проектные работы, презентации, творческие задания и т.п.
Формы учебных занятий:, обзорные уроки, посильные практические занятия, упражнения, тренинги, тестирование, лекции, беседы.,
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, самостоятельная работа, рефлексия.
В процессе индивидуального обучения учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями.
Сроки реализации рабочей программы – 2016-2017 учебный год
Содержание учебного предмета.
Актуальность
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
В Федеральном базисном учебном плане в 5 классе на предмет искусство (музыка) отводится 2 часа в неделю (общий объем 63 часов)
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета Музыка
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
- уважительное отношение к культуре других народов:
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
- понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
- и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2. Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
- построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
2. Тематическое планирование
№ | тема | Кол-во часов |
5класс | ||
1 | Музыка и литература Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов | 8,5 часов |
2 | Музыка и изобразительное искусство Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Импрессионизм в музыке и живописи. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Музыкальная живопись и живописная музыка. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. | 8,5 часов |
Всего 63 часа |
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Тема | часы |
5 класс Музыка и литература (31 час). | |||
1 | 05.09 | Что роднит музыку с литературой | 1 |
2 | 07.09 | Вокальная музыка. | 1 |
3 | 12.09 | Россия, Россия, нет слова красивей… | 1 |
4 | 14.09 | Вокальная музыка. | 1 |
5 | 19.09 | Песня русская в березах, песня русская в хлебах… | |
6 | 21.09 | Вокальная музыка. | 1 |
7 | 26.09 | «Песни Тихого Дона» | 1 |
8 | 28.09 | Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… | 1 |
9 | 03.10 | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 |
10 | 05.10 | «Стучит, гремит Кикимора…» | 1 |
11 | 10.10 | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 |
12 | 12.10 | Жанры инструментальной музыки. | 1 |
13 | 17.10 | Жанры вокальной музыки. | 1 |
14 | . 19.10 | Вторая жизнь песни. | |
15 | 24.10 | Живительный родник творчества. | 1 |
16 | 26.10 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…». | |
17 | 31.10 | «Перезвоны». | 1 |
18 | 14.11 | «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» | |
19 | 16.11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 |
20 | 21.11 | «Гармонии задумчивый поэт». | 1 |
21 | 23.11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 |
22 | 28.11 | Донские композиторы детям - А. Кудряшов | 1 |
23 | 30.11 | Первое путешествие в музыкальный театр. | 1 |
24 | 05.12 | Опера. | 1 |
25 | 07.12 | Второе путешествие в музыкальный театр.
| 1 |
26 | 12.12 | Балет. | 1 |
27 | 14.12. | Музыка в театре и кино. | 1 |
28 | 19.12 | Музыка на телевидении | 1 |
29 | 21.12 | Третье путешествие в музыкальный театр. | 1 |
30 | 26.12 | Мюзикл. | 1 |
31 | 28.12 | Мир композитора. | 1 |
Музыка и изобразительное искусство (32 часа). | |||
32 | 16.01 | Что роднит музыку и изобразительное искусство? | 1 |
33 | 18.01 | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 |
34 | 23.01 | Импрессионизм в музыке и живописи. | 1 |
35 | 25.10 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 |
36 | 30.01 | Донские художники М. Греков | 1 |
37 | 01.02 | «Мои помыслы-краски, мои краски - напевы …» | 1 |
38 | 06.02 | Звать через прошлое к настоящему. | 1 |
39 | 08.02 | «Александр Невский» | 1 |
40 | 13.02 | «Небесное и земное» в звуках и красках.» | 1 |
41 | 15.02 | «Музыкальные картины родного края» | 1 |
42 | 20.02 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 |
43 | 22.02 | «Фореллен -квинтет» | 1 |
44 | 27.02 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | 1 |
45 | 01.03 | Колокольные звоны храмов нашего города. | 1 |
46 | 06.03 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1 |
47 | 13.03 |
Музеи М. Грекова и И. Крылова | 1 |
48 | 15.03 | «Звуки скрипки так дивно звучали…» | 1 |
49 | 20.03 | Волшебная палочка дирижёра. | 1 |
50 | 22.03 | «Дирижёры мира». | 1 |
51 | 03.04 | Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 |
52 | 05.04 | Застывшая музыка. | 1 |
53 | 10.04 | Полифония в музыке и живописи. | 1 |
54 | 12.04 | Полифония в музыке и живописи | 1 |
55 | 17.04 | Музыка на мольберте. | 1 |
56 | 19.04 | Музыкальные впечатления в рисунке. | 1 |
57 | 24.04 | «О подвигах, о доблести, о славе…». | 1 |
58 | 26.04 | «В каждой мимолётности вижу я миры…». | 1 |
59 | 08.05 | «Рисуем музыку…» | 1 |
60 | 15.05 | Музыкальная живопись М. П. Мусоргского | 1 |
61 | 17.05 | «Картинки с выставки». | 1 |
62 | 22.05 | Обобщение по теме «Музыка и изобразительное искусство» | 1 |
63 | 24.05 | Мир композитора. | 1 |
Всего 63 часа |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая адаптированная рабочая программа разработана на основе Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 2 варианта под ред. В.В. Воронковой в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №24 г. Новочеркасска, рассмотрен и утвержден на заседании ШМО протокол № 1 от 30.08.2018 г.
Адаптированная программа, разработанная для обучающихся Агаджанян 5 класса с ОВЗ с умственной отсталостью и соответствует возможностям учащиеся, овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.
Разработанная рабочая программа ориентирована на:
- создание благоприятных условий учащимся для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции, сохранения здоровья учащихся;
- создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся;
- формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения программы;
- формирование полноценной, разносторонней, активной личности на основе интеграции образовательного, воспитательного процессов;
- практическую подготовку учащихся с проблемами в развитии к самостоятельной жизни;
Учебный план индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ориентирован на помощь ребенку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей и создание условий для успешного развития с учетом индивидуальных особенностей психического и физического здоровья.
Поставленные задачи по обучению ученика определяются особенностями его психических и физических возможностей здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития такого ребенка необходимо для эффективной работы с ним для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи его обучения.
Методические аспекты индивидуального обучения на дому:
Индивидуальное обучение детей на дому ведется с учетом данных о состоянии здоровья, психических и физических возможностей обучающихся, в строгом соответствии с медицинскими рекомендациями.
Индивидуальное обучение детей на дому осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами по образовательным программам, скорректированным для каждого ученика, предусматривающим полный объем содержания среднего общеобразовательного учреждения.
Приоритетными методами являются индивидуальный подход, личностно – ориентированная организация занятий.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся на основе уплотненного учебного материала.
Формы организации работы учащихся: учебно-практические работы, творческие, проектные работы, презентации, творческие задания и т.п.
Формы учебных занятий:, обзорные уроки, посильные практические занятия, упражнения, тренинги, тестирование, лекции, беседы.,
Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, самостоятельная работа, рефлексия.
В процессе индивидуального обучения учащиеся овладевают необходимыми знаниями и умениями.
Сроки реализации рабочей программы – 2016-2017 учебный год
Содержание учебного предмета.
Актуальность
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
В Федеральном базисном учебном плане в 5 классе на предмет искусство (музыка) отводится 2 часа в неделю (общий объем 63 часов)
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета Музыка
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
- уважительное отношение к культуре других народов:
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
- понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
- и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2. Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
- построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
2. Тематическое планирование
№ | тема | Кол-во часов |
5класс | ||
1 | Музыка и литература Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов | 8,5 часов |
2 | Музыка и изобразительное искусство Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Импрессионизм в музыке и живописи. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Музыкальная живопись и живописная музыка. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. | 8,5 часов |
Всего 63 часа |
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Тема | часы |
5 класс Музыка и литература (31 час). | |||
1 | 05.09 | Что роднит музыку с литературой | 1 |
2 | 07.09 | Вокальная музыка. | 1 |
3 | 12.09 | Россия, Россия, нет слова красивей… | 1 |
4 | 14.09 | Вокальная музыка. | 1 |
5 | 19.09 | Песня русская в березах, песня русская в хлебах… | |
6 | 21.09 | Вокальная музыка. | 1 |
7 | 26.09 | «Песни Тихого Дона» | 1 |
8 | 28.09 | Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… | 1 |
9 | 03.10 | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 |
10 | 05.10 | «Стучит, гремит Кикимора…» | 1 |
11 | 10.10 | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 |
12 | 12.10 | Жанры инструментальной музыки. | 1 |
13 | 17.10 | Жанры вокальной музыки. | 1 |
14 | . 19.10 | Вторая жизнь песни. | |
15 | 24.10 | Живительный родник творчества. | 1 |
16 | 26.10 | «Всю жизнь мою несу родину в душе…». | |
17 | 31.10 | «Перезвоны». | 1 |
18 | 14.11 | «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» | |
19 | 16.11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 |
20 | 21.11 | «Гармонии задумчивый поэт». | 1 |
21 | 23.11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | 1 |
22 | 28.11 | Донские композиторы детям - А. Кудряшов | 1 |
23 | 30.11 | Первое путешествие в музыкальный театр. | 1 |
24 | 05.12 | Опера. | 1 |
25 | 07.12 | Второе путешествие в музыкальный театр.
| 1 |
26 | 12.12 | Балет. | 1 |
27 | 14.12. | Музыка в театре и кино. | 1 |
28 | 19.12 | Музыка на телевидении | 1 |
29 | 21.12 | Третье путешествие в музыкальный театр. | 1 |
30 | 26.12 | Мюзикл. | 1 |
31 | 28.12 | Мир композитора. | 1 |
Музыка и изобразительное искусство (32 часа). | |||
32 | 16.01 | Что роднит музыку и изобразительное искусство? | 1 |
33 | 18.01 | Импрессионизм в музыке и живописи | 1 |
34 | 23.01 | Импрессионизм в музыке и живописи. | 1 |
35 | 25.10 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 |
36 | 30.01 | Донские художники М. Греков | 1 |
37 | 01.02 | «Мои помыслы-краски, мои краски - напевы …» | 1 |
38 | 06.02 | Звать через прошлое к настоящему. | 1 |
39 | 08.02 | «Александр Невский» | 1 |
40 | 13.02 | «Небесное и земное» в звуках и красках.» | 1 |
41 | 15.02 | «Музыкальные картины родного края» | 1 |
42 | 20.02 | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 |
43 | 22.02 | «Фореллен -квинтет» | 1 |
44 | 27.02 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве | 1 |
45 | 01.03 | Колокольные звоны храмов нашего города. | 1 |
46 | 06.03 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1 |
47 | 13.03 |
Музеи М. Грекова и И. Крылова | 1 |
48 | 15.03 | «Звуки скрипки так дивно звучали…» | 1 |
49 | 20.03 | Волшебная палочка дирижёра. | 1 |
50 | 22.03 | «Дирижёры мира». | 1 |
51 | 03.04 | Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 |
52 | 05.04 | Застывшая музыка. | 1 |
53 | 10.04 | Полифония в музыке и живописи. | 1 |
54 | 12.04 | Полифония в музыке и живописи | 1 |
55 | 17.04 | Музыка на мольберте. | 1 |
56 | 19.04 | Музыкальные впечатления в рисунке. | 1 |
57 | 24.04 | «О подвигах, о доблести, о славе…». | 1 |
58 | 26.04 | «В каждой мимолётности вижу я миры…». | 1 |
59 | 08.05 | «Рисуем музыку…» | 1 |
60 | 15.05 | Музыкальная живопись М. П. Мусоргского | 1 |
61 | 17.05 | «Картинки с выставки». | 1 |
62 | 22.05 | Обобщение по теме «Музыка и изобразительное искусство» | 1 |
63 | 24.05 | Мир композитора. | 1 |
Всего 63 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Скорректированная программа индивидуального обучения для 11 класса. Общая биология.
В помощь учителю индивидуального обучения....
Скорректированная программа индивидуального обучения по химии. 11 класс
В помощь учителю....
Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс
Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс...
Пояснительная записка к программе индивидуального обучения 2 класс немецкий язык
пояснительная записка...
Рабочая программа индивидуального обучения, 9 класс.
Индивидуальная программа обучения ученика 9 класса Никиты С. по русскому языку,чтению,физкультуре,профильному труду,истории Отечества,домоводству....
Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...
Рабочая индивидуальная адаптированная общеобразовательная программа индивидуального обучения на дому для обучающейся с тяжелой умственной отсталостью
Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в специальных (коррекционных) образовательных организациях.Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениям инте...