Программа индивидуального обучения для 5 класса
рабочая программа по музыке (5 класс)

Кравцова Елена Александровна

Программа расчитана для дей с ОВЗ, два урока в нелелю по 30 минут. Темы уроков поделены и упращены для доступного восприятия и запоминания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке.

     5 класс. 3 четверть.

Тема урока:   «Музыкальная живопись и живописная музыка».

Цель:  Формирование и развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи.

Задачи урока:

  • формирование у учащихся представления о музыкальности изобразительного искусства.
  • воспитание творческого начала в деятельности.
  • развитие внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчества поэтов, художников, композиторов.

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.

Планируемые результаты  изучения:

Формировать  навыки сопоставления картин изобразительного искусства, поэзии  и музыкальных произведений.   Понимать  выразительные возможности музыки и ее изобразительности.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор,  экран, музыкальный инструмент синтезатор.

 Музыкальный материал:

Ф. Шопен «Вальс дождя», «Весенний вальс», М. Глинка «Соловушка»

                                                   

                                                 Ход урока.

I. Организационная часть.

II. Основная часть.

1.  Актуализация знаний (продолжение темы).

    -  На сегодняшнем уроке мы продолжим  говорить на тему прошлого урока. Кто ее   озвучит?

    -  «Музыкальная живопись и живописная музыка».

    - «Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись?» (ответы детей).

    -  На эти и другие вопросы мы и попробуем сегодня ответить.

2. Опрос домашнего задания.

В. Борисов-Мусатов «Мои помыслы – краски, мои краски напевы…»

Какая музыка созвучна картинам художника ?

Презентация или видео «Музыкальная живопись и живописная музыка»

3.Работа над новым материалом.

Сейчас мы будем работать с «нашими мольбертами» (альбомный лист  с готовым фоном) и постараемся изобразить звучание разных тонов в сочетании красок.

Какие краски могут соответствовать звукам?

Тёплые – жёлтый, коричневый, оранжевый, красный …

Холодные – синий, фиолетовый …

Колорит – это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов.

Звучит музыка:  Ф. Шопен «Вальс дождя»

Какой образ запечатлён ?

Самостоятельная работа - изображение образа  цветовыми линиями.

3.Вокально-хоровая работа. Звучит песня М. Глинки «Соловушка».

      - О чем эта песня и с какими чувствами её  надо исполнять?

               Истоки музыки М. Глинки уводят нас в русское народное творчество, любовь     к      к природе и любовь к народу, к его душевным чувствам и переживаниям …

        Работа над песней  «Соловушка» - напевность, фразы, дыхание…

         Какую картину рисует нам мелодия? (Трели соловья, образ тишины, замирание сердца,  полёт,  надежду на счастье...) Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим  картину: сад, заря поющего соловья и человека с горестными переживаниями...

Можно ли увидеть музыку Глинки?

Выставка рисунков «Соловушка» (подготовленных дома)

Вывод:  Музыка М. Глинки  живописна. Используя музыкальные краски (тембровые) композитор создал музыкальные образы  картин русской природы и душевных переживаний русского человека.

4. Краткая беседа о творчестве композитора. 

Шопен Фридерик  Францишек  (1810— 1849), польский композитор и пианист.

Родился 22 февраля (по другим данным, 1 марта) 1810 г. в Желязова-Воле недалеко от Варшавы в семье учителя. Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано. В 1817 г. были изданы первые полонезы юного композитора  и с этого же времени начались выступления в концертах в качестве пианиста-виртуоза.

Первым учителем музыки для Шопена стал чешский музыкант В. Живный. А затем, поступив в Высшую музыкальную школу в Варшаве.

В 1827 г. Шопен закончил обучение и стал систематически выступать в концертах, исполняя и свои собственные сочинения.  Композитор совершил первую гастрольную поездку в Берлин, а затем в Вену, принёсшую ему огромный успех.

С 1829 г. начала расти слава Шопена не только как гениального пианиста, но и как композитора. Настоящий поэт фортепиано, он посвятил этому инструменту почти всё своё творчество. Им написаны два фортепианных концерта, три сонаты, в том числе Соната си-бемоль-минор со знаменитым Траурным маршем, четыре баллады, 21 ноктюрн, 27 этюдов, 25 прелюдий. Кроме того, Шопену принадлежат 19 песен и многие другие произведения.

В 1830 г. композитор навсегда покинул Варшаву и  переехал в Париж. Во французской столице вокруг Шопена собрался кружок друзей и единомышленников, среди которых были его ближайший друг Ф. Лист, художник Э. Делакруа, писатель О. Бальзак, поэт А. де Мюссе, композитор Г. Берлиоз. Особенно близкие отношения сложились у Шопена с писательницей Авророй Дюдеван, известной под псевдонимом Жорж Санд. В течение восьми лет она была подругой композитора.

В 1837 г. Шопен совершил путешествие в Англию и Шотландию. Конец жизни музыканта был омрачён болезнью лёгких, которая и стала причиной его смерти.

Умер 17 октября 1849 г. в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костёле Святого Креста.

 5.Заключение.                                            

Рефлексия для обучающихся:

Послушайте одно из самых грациозных и нежных произведений композитора – видео «Весенний вальс»».

Задание : Исполни пластические импровизации на музыку вальса

 6.Итог урока : Продолжи фразу

Я узнал(а), что…

Я не думал(а), что…

Я заинтересовался(лась)…

Я обязательно…

Мне  понравилось…

 7. Домашнее задание: найди в книгах или Интернете стихи  созвучные картинам художники и музыки композитора.



Предварительный просмотр:

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Настоящая адаптированная рабочая программа разработана на основе Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 2 варианта под ред. В.В. Воронковой в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Адаптированной основной образовательной программы  основного общего образования МБОУ СОШ №24 г. Новочеркасска,  рассмотрен и утвержден на заседании ШМО  протокол № 1   от 30.08.2018 г.

     Адаптированная программа, разработанная  для обучающихся  Агаджанян  5 класса с ОВЗ с умственной отсталостью и соответствует  возможностям учащиеся, овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.

Разработанная рабочая программа ориентирована на:

  • создание благоприятных условий учащимся для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции, сохранения здоровья учащихся;
  • создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся;
  • формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения программы;
  • формирование полноценной, разносторонней, активной личности на основе интеграции образовательного, воспитательного  процессов;
  • практическую подготовку учащихся с проблемами в развитии к самостоятельной жизни;

Учебный план индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ориентирован на помощь ребенку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей  и создание условий для успешного развития с учетом индивидуальных особенностей психического и физического здоровья.

Поставленные задачи  по обучению ученика определяются особенностями его психических и физических возможностей  здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития такого ребенка необходимо для эффективной работы с ним для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи его обучения.

Методические аспекты индивидуального обучения на дому:

Индивидуальное обучение детей на дому ведется с учетом данных о состоянии здоровья, психических и физических возможностей обучающихся, в строгом соответствии с медицинскими  рекомендациями.

Индивидуальное обучение детей на дому осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами по образовательным  программам, скорректированным  для каждого ученика, предусматривающим  полный  объем  содержания среднего общеобразовательного учреждения.

Приоритетными  методами  являются  индивидуальный подход, личностно – ориентированная организация занятий.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся  на основе уплотненного учебного материала.

Формы организации работы учащихся: учебно-практические работы,  творческие,  проектные  работы,  презентации, творческие задания и т.п.

         Формы  учебных занятий:,  обзорные уроки, посильные  практические занятия, упражнения, тренинги, тестирование, лекции, беседы.,

 Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов,  самостоятельная работа, рефлексия.

        В процессе индивидуального обучения  учащиеся  овладевают необходимыми знаниями и умениями.

Сроки реализации рабочей программы – 2016-2017 учебный год

                   Содержание учебного предмета.

Актуальность

Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;  игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

В Федеральном базисном учебном плане в 5 классе на предмет искусство (музыка) отводится 2 часа в неделю (общий объем 63 часов)

     1. Планируемые результаты изучения учебного предмета Музыка

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  • уважительное отношение к культуре других народов:
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  •  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

1.Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
  • и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

 2. Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
  • построения музыки;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

3. Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

                  2.   Тематическое планирование

тема

Кол-во часов

5класс

1

Музыка и литература

           Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов

8,5 часов

2

Музыка и изобразительное искусство

 Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Импрессионизм в музыке и живописи. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Музыкальная живопись и живописная музыка. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

8,5 часов

Всего 63 часа

        Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема

часы

5 класс

Музыка и литература (31 час).

1

05.09

Что роднит музыку с литературой

1

2

07.09

Вокальная музыка.

1

3

12.09

Россия, Россия, нет слова красивей…

1

4

14.09

Вокальная музыка.

1

5

19.09

Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

6

21.09

Вокальная музыка.

1

7

26.09

«Песни Тихого Дона»

1

8

28.09  

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

1

9

03.10

Фольклор в музыке русских композиторов.

1

10

05.10

«Стучит, гремит Кикимора…»

1

11

10.10

Фольклор в музыке русских композиторов.

1

12

12.10

Жанры инструментальной музыки.

1

13

17.10

Жанры вокальной музыки.

1

14

. 19.10

Вторая жизнь песни.

15

24.10

Живительный родник творчества.

1

16

26.10

«Всю жизнь мою несу родину в душе…».

17

31.10

«Перезвоны».

1

18

14.11

«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

19

16.11

 Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

20

21.11

«Гармонии задумчивый поэт».

1

21

23.11

 Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

22

28.11

Донские композиторы детям - А. Кудряшов

1

23

30.11

Первое путешествие в музыкальный театр.

1

24

05.12

 Опера.

1

25

07.12

Второе путешествие в музыкальный театр.

 

1

26

12.12

Балет.

1

27

14.12.

Музыка в театре и  кино.

1

28

19.12

Музыка на телевидении

1

29

21.12

Третье путешествие в музыкальный театр.

1

30

26.12

 Мюзикл.

1

31

28.12

Мир композитора.

1

Музыка и изобразительное искусство  (32 часа).

32

16.01

Что роднит музыку и изобразительное искусство?

1

33

18.01

Импрессионизм в музыке и живописи

1

34

23.01

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

35

25.10

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

36

30.01

Донские художники  М. Греков

1

37

01.02

«Мои помыслы-краски, мои краски - напевы …»

1

38

06.02

Звать через прошлое к настоящему.

1

39

08.02

«Александр Невский»

1

40

13.02

«Небесное и земное» в звуках и красках.»

1

41

15.02

«Музыкальные картины  родного края»

1

42

20.02

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

43

22.02

 «Фореллен -квинтет»

1

44

27.02

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве  

1

45

01.03

Колокольные звоны храмов нашего города.

1

46

06.03

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

47

13.03

 

Музеи М. Грекова и И. Крылова

1

48

15.03

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

1

49

20.03

Волшебная палочка дирижёра.

1

50

22.03

«Дирижёры мира».

1

51

03.04

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

52

05.04

Застывшая музыка.

1

53

10.04

Полифония в музыке и живописи.

1

54

12.04

Полифония в музыке и живописи

1

55

17.04

Музыка на мольберте.

1

56

19.04

Музыкальные впечатления в рисунке.

1

 

57

  24.04

«О подвигах, о доблести, о славе…».

1

58

26.04

«В каждой мимолётности вижу  я миры…».

1

59

08.05

«Рисуем музыку…»

1

60

15.05

Музыкальная живопись М. П. Мусоргского

1

61

17.05

«Картинки с выставки».

1

62

22.05

Обобщение по теме «Музыка и изобразительное искусство»

1

63

24.05

Мир композитора.

1

Всего 63 часа



Предварительный просмотр:

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Настоящая адаптированная рабочая программа разработана на основе Программы 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 2 варианта под ред. В.В. Воронковой в соответствии с основными положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Адаптированной основной образовательной программы  основного общего образования МБОУ СОШ №24 г. Новочеркасска,  рассмотрен и утвержден на заседании ШМО  протокол № 1   от 30.08.2018 г.

     Адаптированная программа, разработанная  для обучающихся  Агаджанян  5 класса с ОВЗ с умственной отсталостью и соответствует  возможностям учащиеся, овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.

Разработанная рабочая программа ориентирована на:

  • создание благоприятных условий учащимся для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции, сохранения здоровья учащихся;
  • создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся;
  • формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения программы;
  • формирование полноценной, разносторонней, активной личности на основе интеграции образовательного, воспитательного  процессов;
  • практическую подготовку учащихся с проблемами в развитии к самостоятельной жизни;

Учебный план индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ориентирован на помощь ребенку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей  и создание условий для успешного развития с учетом индивидуальных особенностей психического и физического здоровья.

Поставленные задачи  по обучению ученика определяются особенностями его психических и физических возможностей  здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития такого ребенка необходимо для эффективной работы с ним для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи его обучения.

Методические аспекты индивидуального обучения на дому:

Индивидуальное обучение детей на дому ведется с учетом данных о состоянии здоровья, психических и физических возможностей обучающихся, в строгом соответствии с медицинскими  рекомендациями.

Индивидуальное обучение детей на дому осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами по образовательным  программам, скорректированным  для каждого ученика, предусматривающим  полный  объем  содержания среднего общеобразовательного учреждения.

Приоритетными  методами  являются  индивидуальный подход, личностно – ориентированная организация занятий.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся  на основе уплотненного учебного материала.

Формы организации работы учащихся: учебно-практические работы,  творческие,  проектные  работы,  презентации, творческие задания и т.п.

         Формы  учебных занятий:,  обзорные уроки, посильные  практические занятия, упражнения, тренинги, тестирование, лекции, беседы.,

 Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов,  самостоятельная работа, рефлексия.

        В процессе индивидуального обучения  учащиеся  овладевают необходимыми знаниями и умениями.

Сроки реализации рабочей программы – 2016-2017 учебный год

                   Содержание учебного предмета.

Актуальность

Курс нацелен на изучение   целостного  представления  о  мировом  музыкальном  искусстве,  постижения  произведений  золотого  фонда  русской  и  зарубежной  классики,  образцов  музыкального  фольклора, духовной  музыки,  современного  музыкального  творчества. Изучение музыкального искусства направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности  эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово – стилистические особенности. При этом занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;  игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

В Федеральном базисном учебном плане в 5 классе на предмет искусство (музыка) отводится 2 часа в неделю (общий объем 63 часов)

     1. Планируемые результаты изучения учебного предмета Музыка

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
  •  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
  • уважительное отношение к культуре других народов:
  • развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  •  способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  •  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

Предметные результаты

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

  • основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
  • начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
  • воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
  • вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
  • понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

1.Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
  • и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
  • организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.

 2. Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
  • построения музыки;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

3. Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
  • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

                  2.   Тематическое планирование

тема

Кол-во часов

5класс

1

Музыка и литература

           Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов

8,5 часов

2

Музыка и изобразительное искусство

 Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Импрессионизм в музыке и живописи. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Музыкальная живопись и живописная музыка. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

8,5 часов

Всего 63 часа

        Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема

часы

5 класс

Музыка и литература (31 час).

1

05.09

Что роднит музыку с литературой

1

2

07.09

Вокальная музыка.

1

3

12.09

Россия, Россия, нет слова красивей…

1

4

14.09

Вокальная музыка.

1

5

19.09

Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

6

21.09

Вокальная музыка.

1

7

26.09

«Песни Тихого Дона»

1

8

28.09  

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

1

9

03.10

Фольклор в музыке русских композиторов.

1

10

05.10

«Стучит, гремит Кикимора…»

1

11

10.10

Фольклор в музыке русских композиторов.

1

12

12.10

Жанры инструментальной музыки.

1

13

17.10

Жанры вокальной музыки.

1

14

. 19.10

Вторая жизнь песни.

15

24.10

Живительный родник творчества.

1

16

26.10

«Всю жизнь мою несу родину в душе…».

17

31.10

«Перезвоны».

1

18

14.11

«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

19

16.11

 Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

20

21.11

«Гармонии задумчивый поэт».

1

21

23.11

 Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

22

28.11

Донские композиторы детям - А. Кудряшов

1

23

30.11

Первое путешествие в музыкальный театр.

1

24

05.12

 Опера.

1

25

07.12

Второе путешествие в музыкальный театр.

 

1

26

12.12

Балет.

1

27

14.12.

Музыка в театре и  кино.

1

28

19.12

Музыка на телевидении

1

29

21.12

Третье путешествие в музыкальный театр.

1

30

26.12

 Мюзикл.

1

31

28.12

Мир композитора.

1

Музыка и изобразительное искусство  (32 часа).

32

16.01

Что роднит музыку и изобразительное искусство?

1

33

18.01

Импрессионизм в музыке и живописи

1

34

23.01

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

35

25.10

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

36

30.01

Донские художники  М. Греков

1

37

01.02

«Мои помыслы-краски, мои краски - напевы …»

1

38

06.02

Звать через прошлое к настоящему.

1

39

08.02

«Александр Невский»

1

40

13.02

«Небесное и земное» в звуках и красках.»

1

41

15.02

«Музыкальные картины  родного края»

1

42

20.02

Музыкальная живопись и живописная музыка

1

43

22.02

 «Фореллен -квинтет»

1

44

27.02

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве  

1

45

01.03

Колокольные звоны храмов нашего города.

1

46

06.03

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

47

13.03

 

Музеи М. Грекова и И. Крылова

1

48

15.03

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

1

49

20.03

Волшебная палочка дирижёра.

1

50

22.03

«Дирижёры мира».

1

51

03.04

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

52

05.04

Застывшая музыка.

1

53

10.04

Полифония в музыке и живописи.

1

54

12.04

Полифония в музыке и живописи

1

55

17.04

Музыка на мольберте.

1

56

19.04

Музыкальные впечатления в рисунке.

1

 

57

  24.04

«О подвигах, о доблести, о славе…».

1

58

26.04

«В каждой мимолётности вижу  я миры…».

1

59

08.05

«Рисуем музыку…»

1

60

15.05

Музыкальная живопись М. П. Мусоргского

1

61

17.05

«Картинки с выставки».

1

62

22.05

Обобщение по теме «Музыка и изобразительное искусство»

1

63

24.05

Мир композитора.

1

Всего 63 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс

Рабочая программа индивидуального обучения по географии. 8 класс...

Рабочая программа индивидуального обучения, 9 класс.

Индивидуальная программа обучения ученика  9 класса Никиты С. по русскому языку,чтению,физкультуре,профильному труду,истории Отечества,домоводству....

Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией  Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...

Рабочая индивидуальная адаптированная общеобразовательная программа индивидуального обучения на дому для обучающейся с тяжелой умственной отсталостью

Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в специальных (коррекционных) образовательных организациях.Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениям инте...