Конспект внеурочного мероприятия для учащихся начальных классов «Встреча Масленицы»
методическая разработка по музыке

Ситникова Елена Вячеславовна

Мероприятие направлено на формирование  познавательного интереса к русским   обрядам, обычаям и  бережного  к  ним отношение через использование здоровьесберегающих технологий, создание положительного психологического настроя обучающихся на проведение мероприятия; с помощью психогимнастики, валеологической распевки, музыкотерапии, динамических и музыкально- ритмических упражнений укрепление физического и психического здоровья учащихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

 г. Мичуринск Тамбовская область

Конспект внеурочного мероприятия

(для учащихся начальных классов)

Внеклассное мероприятие «Встреча Масленицы»

                                                                           

                                                                       

                                                                               автор-составитель:

 Ситникова Елена Вячеславовна,

                                                                          учитель музыки

 I квалификационной категории

                                                                   

г. Мичуринск, 2019г.

Цель:

 Формирование  познавательного интереса к русским   обрядам, обычаям и  бережного  к  ним отношение через использование здоровьесберегающих технологий.  

Задачи:

Образовательная:  познакомить и углубить знания учащихся с культурой и традициями русского народа.

Воспитательная: воспитывать уважение к народным ценностям родного края.

Развивающая: развивать внимание, ловкость, мышление, восприятие.

Оздоровительная: создать положительный психологический настрой обучающихся на проведение мероприятия; с помощью психогимнастики, валеологической распевки, музыкотерапии, динамических и музыкально- ритмических упражнений укреплять физическое и психическое здоровье учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:  учащиеся научатся понимать, что здоровье – главное и невосполнимое богатство человека, которое необходимо беречь;

Регулятивные УУД: учащиеся научатся  оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Познавательные УУД: учащиеся научатся  устанавливать аналогии  между познавательным  материалом и собственным опытом;

Коммуникативные УУД: учащиеся научатся  воспринимать другие мнения, формулировать собственные мнения и позицию, приобретая навыки бесконфликтного взаимодействия.

Оборудование: музыкальный аудио- центр, СD-диск с музыкальным оформлением ( народные мелодии, фонограммы песен праздника, музыкальные произведения композиторов-классиков); чучело  Масленицы; предметы для  сервировки стола: блины, конфеты, варенье, мед, пироги, самовар, салфетки, чашечки для чая; инвентарь для проведения конкурсов.

 Используемые  технологии:

•      Игровые  технологии

•      Технология личностно-ориентированного обучения 

•      Технологии группового обучения

•      Здоровьесберегающие технологии 

 Действующие лица: Ведущий, Солнышко, Петрушка, Ряженые, учащиеся начальных классов, учителя школы.

Литература:

 1. А.Н. Слажнёв, А.Н. Шадрин Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. Барнаул 2007.

 2. А.И. Севрук, Е.А. Юнина. Здоровьесберегающий урок. Школьные технологии 2004. №2

 3. М.А.Михайлова Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль «Академия развития» 1997

4. Т.Е. Вендрова, И.В.Пигарева Воспитание музыкой. Москва «Просвещение» 1991.

 5. С.А.Карцева. Музыкальная фонетика в школе. Москва «Просвещение» 1976

Информационные ресурсы:

prazd-nik.rumaslenica/

nsportal.ru…zdorovesberegayushchie…urokakh-muzyki

nsportal.ruНачальная школаОбщепедагогические технологии…-na-uro

Ход мероприятия.

I. Организационный момент:

(Звучит веселая русская народная мелодия. Под звуки музыки в зал входят нарядные дети).

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Приглашаем всех на Масленицу русскую – праздничную,

вольную, вкусно–хлебосольную! Масленица–самый русский народный праздник. Масленицей провожали всегда на Руси зиму и встречали весну.

Психогимнастика «Веселый пирог»

Если стало вдруг кому-то

Очень грустно почему-то

И не знаешь – как же быть?

Как его развеселить?

Мы возьмем стакан смешинок,

Громкий хохот из корзинок,

Рассыпного смеха ложку

И хихиканья немножко.

Их веселкой размешай,

В тонкий юмор раскатай,

Обваляй все в прибаутках,

Запекай в горячих шутках.

Кто попробует кусочек_

Непременно захохочет (смеются)

-Я здоровым быть хочу,

Хохочу и хохочу.

II. Актуализация знаний:

Ведущий: А на Масленицу принять было призывать Солнце, приближая этим весну. Для того чтобы ускорить приход Солнца, помочь ему совершить свой круг, люди изображали круг или круговые движения (пекли блины, водили хороводы и т. п.). Вот только солнышка что-то на небе не видно, наверно за тучку закатилось. Скучно нам без солнышка, не радостно, да и холодно как-то… Давайте мы, ребята, позовем Солнышко! Без него нам праздник не встретить, в гости к себе Масленицу не позвать… И весны не будет..не захочет уходить лютая зима.

(выполняется  логоритмическое упражнение с хлопками)

Солнышко ясное, нарядись! (хлопки по плечам, скрестив руки на груди)

Солнышко красное, покажись! (хлопки в ладоши)

Платье алое надень, (хлопки по коленям)

Подари нам красный день! (хлопки над головой).

(упражнение повторяется 2 раза)

(Дети стоят в кругу. Звучит красивая мелодия. Детям предлагается выполнить за ним движения)

Дети: «Солнышко яркое, здравствуй! Небо прекрасное, здравствуй!

Солнышко: Все мои подружки, все мои друзья! Здравствуйте, ребята, как люблю вас я! »

На первое предложение   они  тянутся вверх, взмахивая руками, тянутся к солнышку, опускают руки.

На второе - тянутся к небу, опускают руки.

 На третье предложение поворачиваются в одну сторону, руки разводят в стороны, кланяясь соседу справа,

 На четвёртое – поворачиваются в другую сторону, руки разводят в стороны, кланяясь соседу слева.  

(Входит Солнышко, оно грустит)

Солнышко: Кто меня звал? Кто потревожил? Не хочу вам светить, землю согревать, пусть зима продолжается, грустно мне…

Ведущий: Солнышко, не грусти, мы тебя не просто так позвали. У нас веселый – веселый праздник – Масленица.

Солнышко: С песнями, конкурсами, играми?

Ведущий: Обязательно!

III. Основной этап.

(Играет веселая русская народная песня, вбегает Петрушка).

Петрушка: А вот и я! Какое веселье, игры без Петрушки? Я на Руси всегда

был заводилой на праздниках. Много разных потех и игр устраивали на Масленицу. Во время праздничных маскарадов пели, плясали, лепили из снега скульптуры, любили устраивать состязания, которые назывались игрища. На масленицу всегда устраивали кулачные потехи во время которых  участники стремились показать удаль молодецкую. А не хочет ли кто из вас помериться силой, поучаствовать в состязаниях, потешить Солнышко? Есть ли среди вас будущие богатыри русские?

(Перед конкурсами необходимо разделить детей на 2 команды).

Конкурс «Петушиные бои»

   На полу чертится мелом круг диаметром 1 метр. Из каждой команды выбирают по одному самому сильному участнику и связывают им руки за спиной. Задача играющего – «петушка»: прыгая на одной ноге, плечами выбить соперника из круга.

Петрушка:

Солнышко красно,

Гори – гори ясно!                                      

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

Встанем вместе в хоровод

Пусть весна быстрей придет!

(Петрушка приглашает всех в хоровод. Дети водят хоровод, поют песню «Весна-весна красная»).

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,

С радостью великою,

 С милостью богатою.

Весна, весна красная!

На чем пришла, прибыла?

На сошечке,

На бороночке!

Весна, весна красная!
Приди, весна, с милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким.

Петрушка: А ну-ка, отгадайте мои загадки…

·         Что на сковородку наливают, да в четверо сгибают? (Блин.)

·         Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)

·         Что вверх корнем растёт? (Сосулька.)

·         Тётушка крутая, Белая да седая, В мешке стужу везёт, На землю холод трясёт.

           Сугробы наметает, Ковром землю устилает. (Зима.)

·         Заря-заряница, Красная девица, Травку выпускает, Росу расстилает. Едет стороной,          С сохой, бороной, С ключевою водой. (Весна.)

·         Доброе, хорошее на людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит. (Солнце.)

(С детьми проводится конкурс «Воевода»)

Ведущий: Катилось яблоко вокруг хоровода.

Кто его поднял – тот воевода.

Воевода, воевода, выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь, беги, как огонь!

Дети стоят по кругу. На первые две строки передают мяч от одного к другому. Тот, у кого окажется мяч на слове «воевода», должен выбежать из круга, пробежать (в то время как звучит третья строка) – за спинами детей и положить мяч на пол между двумя из них. На слова последней строки те должны разбежаться в разные стороны и постараться быстро обежать круг. Остальные участники хлопают в ладоши.  Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он и становится «воеводой», начинает игру снова (передает мяч по кругу).

Ведущий:

Каждый день масленичной недели имел своё название и свои особые традиции.

Понедельник называется ВСТРЕЧА. В этот делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Ведущий: А знаете ли вы пословицы о труде? Проверим! Я буду читать начало пословицы, а вы — конец.

Ученье — свет… (а неученье — тьма).
Готовь сани летом… (а телегу — зимой).
Не красна изба углами… (а красна пирогами).
Маленькое дело лучше… (большого безделья).
Чем дальше в лес… (тем больше дров).
Не сиди, сложа руки… (не будет в доме скуки).

Вторник – ЗАИГРЫШ! С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные  гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных  горок.

Ведущий:

- Ребята, а у вас не возникает вопрос:  почему блин является символом Масленицы? С масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась природа. Вот и стал блин символом набирающего яркость и жар весеннего солнышка. В старину блин сопутствовал человеку всю его жизнь - от рождения и до последних дней.  

Образное описание блина как  символического кушанья дал А.И. Куприн: "... Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей!"

Назовите начинки для блинов.(на листочках)

А вот и третий день масленицы – ЛАКОМКА! В среду тещи приглашают своих зятьев на  блины, зятья приносят подарки- расписные пряники. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины, в деревнях в складчину варят пиво. Собираются родственники. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.

Петрушка: А сейчас объявляем конкурс скороговорок и пословиц. Кто лучше скороговорку скажет, да больше пословиц знает, тот и угощенье заслужит.

(дети читают пословицы и повторяют скороговорки, наиболее активные получают призы)

Четвертый день масленицы  Широкий четверг – «РАЗГУЛЯЙ»!  С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы.

Конкурс «Перетягивание каната»

   Посередине веревки привязывают цветную ленточку. На полу рисуют

черту. Один конец веревки берет первая команда, другой – вторая.

Ленточка должна находиться над чертой. Побеждает та команда, которой удастся перетянуть канат так, чтобы ленточка оказалась за чертой.

(Дети исполняют веселые частушки)

Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

Приходите, заходите 
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя—
Будьте счастливы, как мы! 

В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.


По деревне в каждый двор
Забегает детский хор.
Из домов несут старье,
Всяко разное тряпье.

Для любимой за платок
Парень лезет на шесток.
А шесток облит водой,
Оттого и ледяной.

В испытаньях хлопцы стойки,
А в стряпне девчонки бойки –
Сладки блинчики пекут,
Угощенья подают.

Улыбается народ,
Дружно водит хоровод.
То ведь Масленица,
Добра Масленица!


Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.

Пятница – «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ». Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.

Игра «Мотальщики».
Ровно посредине длинной растянутой ленты привязывается приз. Концы ленты держат двое участников. Они должны смотать ленточку как можно быстрее. Получит приз тот, кто первым доберется до него.

Суббота - “ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных Ведущий: Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы,
содействовать молодежи в нахождении себе пары.

(Проводится конкурс «Коса – девичья краса!»)

 или друзей.

Воскресенье - “ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ Торжественно сжигают соломенное чучело в знак победы жизни над смертью; пепел развивают по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю.Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем».  Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными  поклонами испросить взаимного прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.

Одна шеренга:

Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой.

Другая шеренга:

Да простит тебя Бог, и я прощаю.

Ведущий: Неделя вся именовалась Широкая и честная боярыня Масленица,,.

 

(Доносятся голоса из толпы): «Скоро ли придет? Едет….»

(звучит русская народная мелодия)

 

(Масленицу несут два мальчика, масленица представляет собой соломенную куклу, одетую в русский народный костюм. Ее усаживают на скамейку).

 

Девочка1: (показывает на Масленицу правой рукой):

Ой да Масленица, во двор приезжает,

Наша щедрая во двор приезжает!

А мы, девочки, ее же встретим,

А мы, красные, ее же встретим!

Девочка 2: ( начинает пританцовывать и кланяться):

Ах, да Масленица, отгости как тут недельку,

Ах, да Масленица, отгости ка здесь другую!

Девочка 3: (выносит каравай и обращается со словами к Масленице):

Масленица же ты кривошейка,

Встречаем мы тебя хорошенько

Блинами да караваями и вареничками вкусными!

(Дети  выстраиваться в круг. Начинает играть песня про масленицу. Все радуются и веселятся, улыбаются. Дети ходят по кругу против часовой стрелки, делая руками разнообразные движения, которые повторяют такт музыке. Масленица находится в центре круга. Дети поют хором).

 

А мы же масленицу повстречали,

Повстречали, гей гоп, повстречали.

Мы сыр да масло поедали,

Поедали, гей гоп, поедали.

Ой да блинчиками мы гору устилали,

Да услали, гору всю услали.

Сверху маслом обливали,

Обливали сверху обливали.

Ой от сыра горка окрутела,

Окрутела, ой да окрутела,

От масла да гора ясна,

Ясна гора, ясна, ясна,ясна.

IV.Рефлексия .

Ведущий.

ДА! Чуть было не забыла…
На Руси законом было
Щедро зиму провожать,
Всех блинами угощать!

Петрушка:

Какая же Масленица без блинов, горячих и румяных? 
Ряженые:

Тин-тинка, 
Подай блинка! 
Оладышка-прибавышка, 
Масляный кусок! 
Тетушка, не скупись, 
Масляным кусочком поделись! 

Пришла маслена неделя, 
Была у кума на блинах, 
У кума была сестрица, 
Напекла им кучек шесть, 
Семерым их не съесть, 
А сели четверо за стол, 
Дали душеньке простор, 
Друг на друга поглядели, 
И блины-то все поели! 

Прощай, зима строптивая, 
Приходи, лето красное! 
Исполняется песня «Блины»

(Выносятся блины. Раздаются детям)

Песня “Блины”

Мы давно блинов не ели
Мы блиночков захотели.

Припев:

Ой блины, блины, блины,
Вы, блиночки, мои.
Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Припев:

Напекла она поесть
Сотен пять, а может шесть.

Припев:

В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.

Припев:

На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.

Припев:

Гости будьте же здоровы!
Вот блины мои готовы!

(Дети угощаются блинами)

Ведущий:
Пора нам прощаться с Масленицей. 
Сейчас сгорит она, а это значит — конец зиме! 
Петрушка:
А теперь пойдем гулять — Масленицу провожать. 
(Дети идут на улицу продолжать праздник). 
Давайте, ребята, в горелки играть, чтобы Масленица лучше горела. 
(Играют в горелки). 
Петрушка: 
А Масленица-то нас обманула! 
Обманула, провела, 
Годика не дожила, 
Говорила семь недель, 
А остался — один день! 
Ведущий:
Пора нам прощаться с Масленицей. 
Сейчас сгорит она, а это значит — конец зиме! 
(
Поджигают чучело. Ребята и взрослые расходятся, образуя широкий круг). 
Все (хором): 
Уходи, зима! Приходи, весна! Прощай, зима! Прощай, Масленица!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спектакль-мюзикл на английском языке ‘Once In a Village’ («Однажды в деревне»), внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.

В основе сценария – сюжет сказки ‘The Cat And the Mouse’[Кошка и мышка. Адаптация текста Н.А. Наумовой. – М.: Айрис-пресс, 2011.-16с. – На английском языке.]. Действие происходит в деревне, на ф...

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов «Цирк! Цирк! Цирк!»

Занятие направлено на развитие творческого потенциала детей–инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование коммуникативных навыков общения, коррекцию творческих способностей, м...

Сценарий внеклассного мероприятия, для учащихся начальных классов «ЧТО СОЛНЫШКО В НЕБЕ, ТО МАМА В ДОМУ»

Материал предназначен для учащихся начальных классов. Внеклассное мероприятие включает игры, загадки, викторины о празднике День Матери....

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов: игра "Осенний час"

Тема: "Золотая Осень"Цель: развивать сообразительность, память, логическое мышление, познавательный интерес, расширять кругозор знаний, прививать бережное отношение и любовь к родной природе; создать ...

Внеурочное мероприятие для учащихся начальной школы по теме "Английский алфавит"

В материале представлена разработка внеклассного меоприятия на английском языке для учащихся начальной школы (4 класс). Тема мероприятия "Английский алфавит"....

Сценарий спортивного мероприятия для учащихся начальных классов "Весёлые старты"

Сценарий спортивного мероприятия для учащихся начальных классов "Весёлые старты"...