«Проблемы и особенности работы с хором мальчиков»
статья по музыке

Нечаева Галина Витальевна

Многие педагоги – хоровики и вокалисты испытывают сложности в обучении мальчиков пению. Данная работа может помочь руководителю в организации и работе с хором  мальчиков, в индивидуальной работе, а также в сохранении созданного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_s_horom.docx69.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Проблемы и особенности работы с хором мальчиков»

Автор:

  Нечаева Галина Витальевна, учитель музыки

ГБОУ Гимназия № 168 г. Санкт - Петербурга

Санкт – Петербург

2019 год                                                              

Содержание

  Введение.

 

1. Актуальность работы.

2. Объект исследования.

3. Предмет исследования.

4. Цель работы.

5. Задачи.

6. Гипотеза исследования.

I. Особенности работы с хором мальчиков.

 1.1. Психологические особенности мальчиков.

 1.2. Возрастные особенности развития голоса мальчика.

II. Проблема сохранения хора мальчиков.

  2.1. Причины текучести в хоре мальчиков.

  2. 2. Психолого – педагогические методы и приёмы воздействия, направленные

   на удержание интереса и продолжение занятий.

III. Комплекс психологических рекомендаций для родителей.

IV. Заключение.

V. Литература.

Введение

Хор мальчиков – всегда желанный и востребованный коллектив, дарующий слушателям особое удовольствие. Руководить мальчишеским коллективом мечтают многие педагоги – хоровики. Создание такого коллектива требует  много сил, большого терпения и систематической работы. Ещё сложнее сама работа с хором мальчиков и удержание юных хористов в коллективе, а также привитие интереса и любви к вокально – хоровому искусству на всю жизнь.

Всё это требует знания многих аспектов работы -  знания психологических особенностей мальчиков, физиологии мальчишеского голоса, характеристик всех возрастных групп. Результаты работы с мальчишеским коллективом будут зависеть от педагогического мастерства руководителя,  умения подбирать приёмы и методы воздействия в обучении и воспитании юных хористов.

Актуальность данной работы.  Многие педагоги – хоровики и вокалисты испытывают сложности в обучении мальчиков пению. Данная работа может помочь руководителю в организации и работе с хором  мальчиков, в индивидуальной работе, а также в сохранении созданного коллектива.

Объект исследования -  работа с хором мальчиков.

Предмет исследования – психологические особенности работы с хором мальчиков.

Целью данной работы является  подбор  методов и приёмов психологического воздействия, которые целесообразно использовать в работе с мальчиковым коллективом.

Задачи данной работы:

1. Выявить психологические особенности мальчиков в процессе занятий

пением.

2. Изучить психолого - физиологические особенности мальчиков.

3. Подобрать методы и приёмы воздействия, способствующие качественному обучению  пению мальчиков и удержанию в системе занятий на протяжении всего школьного периода.

4. Разработать комплекс психологических рекомендаций для педагогов и родителей.

Гипотеза исследования. Успешная работа с хором мальчиков возможна при знании психологических особенностей мальчиков, систематическом гармоничном воспитании  юных хористов, а также правильно подобранных психологических приёмах и методах воздействия.

Особенности работы с хором мальчиков.

Создание хора мальчиков – сложный процесс, который требует от руководителя определённой подготовки и настроя. Такого рода коллектив невозможно создать и организовать в короткий срок, как, например, хор девочек. Мальчиков, вследствие их большой подвижности, а также широкого круга их интересов, труднее привлечь в хор, чем девочек. Поэтому руководитель должен найти особые пути, чтобы заинтересовать и приобщить мальчишек к занятиям хоровым пением.

В основе любого хора есть такое «ядро», которое притягивает любящих петь детей. Как правило, это солисты хора. Обладающие музыкальным слухом, чистым, красивым голосом, они являются примером, образцом для подражания.

Если в школе есть один, два или три таких мальчика, создание и организация хора будут проходить быстрее. Первоначально проще создать маленький ансамбль, который в дальнейшем разрастётся в хоровой коллектив.

Если учитель работает по системе класс – хор,  то это будет также способствовать скорейшему набору мальчиков в школьный хор. Желательно, чтобы из каждого класса школы было подготовлено по 2 – 3  солиста, которые и войдут в состав школьного хора мальчиков. Это должны быть самые яркие, музыкальные, «голосистые» мальчики, «запевалы» класса. Собрав таких «запевал», получится мальчишеский коллектив.  Это нелегко, но выполнимо.

Скорейшему созданию хора мальчиков  могут помочь объявления, афиши, рекламные фото, объявления по школьному радио, рекламные объявления на родительских собраниях.

После того, как хор организован, необходимо установить расписание занятий.

Поначалу руководитель хора должен  работать ежедневно.  Так как расписание должно быть удобным для юных хористов. Даже если это неудобно самому руководителю коллектива. Ежедневная работа – залог успеха в создании хора мальчиков и выработке привычки приходить на хоровые занятия.

Работа с хором мальчиков имеет свои особенности. Мальчики, более подвижные от природы, чем девочки, не могут долго находиться в статичном состоянии. Поэтому руководитель должен давать им возможность подвигаться

во время занятия. Можно часть занятия петь сидя, а другую часть -  стоя. Желательно провести физическую разминку в середине занятия. Можно сделать 2 – 3 разминки, если занятие длительное.Также можно предложить мальчикам исполнить несколько песен спеть с движением.

Мальчики любят соревноваться друг с другом. Поэтому предлагают на занятии индивидуальные прослушивания в виде конкурса - соревнования  «кто лучше споёт куплет». Такой  дух соревнования очень стимулирует мальчишек и способствует быстрому вокальному росту.

Не следует много времени уделять разучиванию одного произведения или повторению одного материала. На мнгократном повторении ослабевает внимание. Желательно поддерживать высокий темп работы, часто меняя задания. Необходимо выстраивать план занятия таким образом, чтобы кантиленные произведения чередовались с подвижными, бодрыми по характеру и настроению. Такой метод работы с коллективом мальчиков дает хороший результат.

Для мальчишеского коллектива должен быть подобран интересный репертуар, состоящий из произведений разной направленности. Это и патриотическая тематика, и песни военных лет,  песни о детстве и школе, о семье, о дружбе. Но особое место в репертуаре занимают произведения о маме, которые мальчики исполняют особенно нежно, чувственно и проникновено. Ну, и, конечно, о первой любви.

Если вырабатывается привычка, мальчики с удовольствием занимаются хоровым пением, регулярно посещают занятия, готовятся к выступлениям, принимают участие в концертах.

Систематически поющий хор мальчиков может достигнуть очень высоких результатов, добиться качественного звучания хорового коллектива. Но для этого нужно приложить немало усилий и руководителю и самим хористам. Для более успешной работы  с мальчишеским коллективом руководитель должен учитывать психологические особенности мальчиков.

Психологические особенности мальчиков.

Мальчики развиваются медленнее девочек. На момент поступления в школу мальчики в среднем на 1-1,5 года младше девочек по биологическому (психологическому) возрасту. В подростковый (пубертатный) возраст мальчики вступают позже девочек. Воспитывая и обучая мальчика,  важно понимать, что необходимо формировать  черты личности, которые позволят быть ему счастливым мужчиной и счастливым отцом.  

Для мальчика важно движение, игра, действие. Для игр и деятельности мальчикам требуется больше места.

Если не хватает горизонтального пространства, мальчики начинают осваивать вертикальное. Например, лестницы, шкафы. Любят хватать предметы и манипулировать ими.

Движение формирует настойчивость, активность, а значит и получение результатов. При этом важно давать ребенку самостоятельность, особенно с 14 лет. В этом возрасте во многих культурах проводят обряд инициации во взрослого, и мальчикам надевают галстук, как признак принадлежности к мужскому полу, а значит и определенному поведению, поступкам.

 

Мальчики имеют определенные качества и черты (на биологическом и психологическом уровне). Они - сильные, к 7 годам независимые, спокойные, не понимают женской изворотливости, могут преодолевать трудности, для них формируется понятие «хорошо-плохо», исходя из общечеловеческих критериев на всю жизнь; мальчики - игроки, играют всю жизнь, только игры меняются; мальчики имеют свою точку зрения, складывают целое из отдельных деталей, речь мальчиков – состоит из глаголов и междометий.

Психологический портрет мальчиков вербального (левополушарного) типа: Молчаливый, Храбрый , Спокойный , Чувствительный, Старательный, Настойчивый, Лидер.

 

Психологический портрет мальчиков невербального (правополушарного) типа: Разговорчивый, Боязливый, Неспокойный, Равнодушный, Неряшливый, Переменчивый, Ведомый.

 

Ещё некоторые психологические особенности мальчиков:

-Способны на кратковременное усилие.

-Предпочитают поисковую деятельность.

-Не любят повторения.

-Ориентируются на принцип.

-Предпочитают сделать быстро, но «кое-как».

-Труднее адаптируются к неподходящим для них условиям деятельности, пытаются от них избавиться.

У мальчиков развитие происходит скачкообразно, они менее устойчивы к стрессам.

Выявляются явные противоречие в требованиях к качествам, которыми должен обладать мальчик - идеальный ученик: желание учиться, интерес к учебе, внимательность, трудолюбие, воспитанность, усидчивость, доброта и личностными качествами для юноши, который оканчивает школу: умение принимать самостоятельные решения, уверенность в собственных силах, целеустремленность, ответственность, способность иметь собственное мнение, надежность и мужественность.

Одна и та же психическая функция у взрослого и ребенка может реализоваться разными структурами мозга. Мозг ребенка может развиваться только под воздействием совместно-разделенной деятельности со взрослым. То есть мозг ребенка развивают родители и педагоги. И развитие, и обучение для мальчиков и девочек имеет свои особенности.

Обучение мальчиков должно учитывать высокий темп работы, информационную насыщенность задания (урока), смену видов деятельности в течение урока, давать задания на поиск, на сообразительность, на понимание принципов и на собственное их открытие, а также необходимо «проживание» ситуации в образе, в движении. Для мальчиков надо чаще использовать метод «мозгового штурма», отталкиваться от их идей, при объяснении нового материала расставлять эмоциональные акценты, переводить усложненный язык учебника на язык разговорной речи, подчеркивать сложность задания и одновременно свою уверенность в том, что они справятся. Необходимо осторожно поддерживать дух соревновательности, отслеживая тех, кому это может нанести вред, давать возможность продемонстрировать знания в неречевой форме, организовывать возможность активной двигательной деятельности (нетравматической) на переменах, хвалить, подчеркивая, за что хвалите, дозировать отрицательную оценку: давать ее кратко, выразительно, четко. «Феминные» мальчики требуют других подходов в обучении и воспитании, чем «маскулинные». Дифференцированный подход в образовании и воспитании ребенка с учетом пола – это важное условие для формирования гармоничной и успешную личности, будущего мужчины-отца.

Известно, что мальчики по своей природе более подвижны, менее усидчивы, не так прилежны, как девочки. Они более расположены к спортивным занятиям и двигательным видам искусства. Но это не  значит, что мальчики не могут быть приспособлены к музицированию – инструментальному, вокальному и хоровому. Опыт показывает, что если мальчики в раннем детстве начинают заниматься пением, они легко привыкают к вокально – хоровым занятиям. Многие продолжают заниматься этим видом искусства в школьные годы и в студенчестве, и сохраняют любовь к пению на всю оставшуюся жизнь.

Следует учитывать то, что мальчикам от природы свойственны большая двигательная и познавательная активность, а также любознательность. Учитывая эти особенности при  работе с мальчиками, необходимо подключать их к поисковой деятельности. На занятии мальчишки  лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. Мальчиков нужно подвести к пониманию, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут активны в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал.

Поначалу  речь  у мальчиков развита хуже, чем у девочек. Нередко наблюдается так называемая алекситимия - психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности: затруднение в определении и описании собственных эмоций и эмоций других людей; затруднение в различении эмоций и телесных ощущений и др. Мальчики хуже выражают словами свои мысли и научаются это делать гораздо позднее, да и то не всегда. И словесные задания, устные объяснение преподавателя мальчики воспринимают с трудом, им это не интересно, они быстро начинают отвлекаться. И если ученикам становится скучно, на первый план тут же выходит то, что компенсирует скуку – это двигательная активность. У мальчиков двигательная расторможенность нередко бывает реакцией на подавление их активности. Мальчик начинает вертеться, рыться в рюкзаке, кидаться бумажками, а то и вовсе встает и начинает ходить. Как же с этим бороться? Прежде всего, мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. А чтобы  мальчики не рылись в своих вещах во время занятий, необходимо отвести  для рюкзаков и папок отдельное место в классе, куда каждый мальчик перед занятием все сможет положить.

Нужно отметить, что мальчики в массе своей менее дисциплинированы, чем девочки, они более возбудимы, и их труднее остановить, если в коллективе начинается какая-либо «цепная реакция». Единожды найденный способ вернуть дисциплину через некоторое время перестает работать. Мальчиков все время нужно удивлять, находить новые методы работы с ними, новые способы привлечения внимания. Например, можно устроить соревнование на лучшее исполнение куплета песни за небольшую награду (для младшего школьника это может быть конфета). У всех мальчишек отлично развит дух соревновательности.

Мальчикам необходим высокий темп работы. Как только начинается повторение, закрепление - они выпадают из процесса, внимание ослабевает. Поэтому не следует уделять много времени повторению одного и того же мотива, куплета, лучше вернитесь к нему через некоторое время.

Хотя бытует представление, что девочки более эмоциональны, чем мальчики,  но с точки зрения нейропсихологии дело обстоит не совсем так. Дело в том, что среди мальчиков и мужчин вообще больше, чем среди девочек и женщин набор индивидуальных различий, то есть среди них больше как ярко выраженных логиков-мыслителей, так и ярко-эмоциональных людей. Мальчики же, хотя и не проявляют этого внешне, могут переживать ситуации более глубоко. Не требуйте от мальчишек внешних проявлений эмоциональности, пусть это выразится в интонации песни, в смысле слова, фразы.

Педагог должен учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мальчик эмоционально реагирует на первых минутах общения, разговора.

В ситуации «разбора поведения» не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Чтобы не сломаться, он просто отключает слуховой канал.

Поэтому следует замечание изложить кратко, но более ёмко.

Мальчики более чувствительны, чем девочки. Они боятся темноты, ссор, громкого голоса, конфликтов, скандалов и маминых слёз. У них чаще появляется заикание, страх одиночества. Они более скрытны, сдержанны, молчаливы.

Мальчики, занимающиеся пением, обладают особым комплексом характерных психологических особенностей личности. Среди них  выделяются музыкальность, хороший вокальный слух, образность и метафоричность мышления, эмоциональный слух, художественно – исполнительские способности, хорошая обучаемость.

Рассмотрим ещё некоторые психологические особенности мальчиков, отличительные от  особенностей девочек:

1. Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).

2. Хорошо усваивают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически.

3. Мало реагируют на интонацию речи и модуляцию голоса, то есть на эмоциональную его окраску.

4. Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности. Похвала побуждает сделать что – то ещё, то есть цикл становится непрерывным.

5. Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.

6. Высокая отзывчивость на первый информативный призыв. При повторении активность ответов резко снижается.

7. Быстро и легко решают новые задачи, хуже – стереотипные.

Возрастные особенности развития голоса мальчика.

   Вследствие специфичности голосового аппарата (короткие и тонкие голосовые связки, малая ёмкость лёгких и т. д.) голос мальчика отличается от голоса взрослого; ему свойственны “высокое» (головное) звучание, меньший диапазон, “серебристость” тембра. Высокий голос у мальчиков называют дискант, диапазон: от до первой октавы до ля второй, низкий голос – альт, его диапазон: от соль – ля малой октавы до ре – ми-бемоль второй октавы. Применение голосов в хоре связано с возрастными особенностями ребят. Голоса разделяются условно на три возрастные группы (возраст указываем приблизительно).

    Первая, чисто детская стадия – от 6 до 9 лет; голоса этой группы отличаются исключительно фальцетным (головным звучанием, небольшим диапазоном (максимум–октава), небольшой силой - от пиано до меццо-форте. Существенного различия в этом возрасте между голосами мальчиков и девочек ещё нет. Хоры младшего возраста имеют в репертуаре главным образом одно-, двухголосные произведения. В этом, по сути начальном, периоде хорового воспитания закладываются необходимые профессиональные навыки пения - точное интонирование, элементы вокальной техники, ансамблирование и т. д.

    Вторая стадия формирования – 9-11 лет. Мальчишеские голоса обладают характерными признаками – прозрачностью, лёгкостью, светлостью и нежностью звука. Им также свойственна серебристость и “звончатость”. Диапазон дисканта принято считать от до первой октавы до соль второй октавы. Альт отличается металлическим, густым звуком, бывает то чрезвычайно нежным, то сильным. Диапазон альта – от соль малой октавы до ре второй. Приблизительно с этого возраста по мере развития вокальных мышц способ голосообразования начинает всё больше обретать микстовый характер. Голоса мальчиков звучат с большей силой, обогащаются обертонами. Особенно крепнет звучание на среднем участке диапазона. Намечаются элементы грудного звучания, индивидуальный тембр, появляются глубоко окрашенные грудные тоны. Исполнительские возможности хоров среднего возраста порой значительные. В репертуаре могут быть произведения двух- и трёхголосного гармонического склада, несложная полифония.

    Третья стадия – голоса мальчиков11-13 лет. Голосообразование в этом возрасте происходит в основном по типу смешанного регистра, поэтому голоса мальчиков легко отличаются от голосов девочек. Они различаются не только по тембру, но и по силе. Голоса мальчиков обычно бывают сильнее голосов девочек. В этот период у мальчиков – расцвет голоса, как правило, это сигнал близкого наступления смены голоса – мутации, т. е. перехода из стадии детского голоса в стадию взрослого.

    После 12 лет организм мальчика вступает в период полового созревания, во время которого происходит его глубокая перестройка. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твёрдого нёба, изменяется форма ротовой и глоточной полостей. Гортань мальчиков вырастает на 2/3, резко вытягивается вперёд, образуя кадык, голосовые складки также соответственно удлинняются. Бурный рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения вызывают резкие нарушения в голосообразовании. Это приводит к тому, что мальчики не могут пользоваться голосом в привычной для них манере. Сроки наступления мутации зависят от многих обстоятельств: общего физического и психического развития, певческого режима до мутации и т. д.

    В мутационном периоде условно различают три стадии: начальную или скрытую, собственно мутационную (острую) и стадию завершения мутации (постмутационный период), которые характеризуются определёнными признаками. Все признаки мутации выявляются:

 а) по изменениям в звучании голоса;

 б) по субъективным ощущениям поющих детей;

 в) при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).

    Начальная (скрытая) стадия мутации зачастую наступает при внезапном росте ребёнка, когда наблюдается диспропорция в развитии тела (чрезмерное изменение конечностей). Поведение мальчика резко меняется: появляется излишняя нервозность, лёгкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остаётся ещё детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, голос грубеет, постепенно теряет лёгкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость.

    В средней, собственно мутационной (острой) стадии (14-15 лет) все явления прогрессируют. Усилившаяся охриплость и сипота, болезненные ощущения не только затрудняют пение, но и делают его в некоторых случаях невозможным. У мальчиков диапазон может сократиться до нескольких нот, при этом резко падает сила звука. Эти признаки являются самыми характерными для этого периода. Мутанты обычно поют очень тихо и осторожно, боязливо, невольно щадя свой голосовой аппарат, быстро утомляются. Их голоса ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, “петушит”. Срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает ещё до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше.

    Для третьей, завершающей стадии (постмутационный период - 15-17 лет) характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идёт на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы (от ре малой октавы до ре первой), иногда и больше. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе непременно восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и неопределёнными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно выкристаллизовывается вид будущего взрослого голоса (тенора или баритона). Басы формируются из баритонов ещё позже, в 17-19 лет, их голоса обогащаются новыми тембральными красками.

    Мутация в среднем длится около полутора лет. Продолжительность мутации подвержена значительном индивидуальным колебаниям: от нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также имеют широкие индивидуальные пределы.

    Педагогическая практика показывает, что мальчикам в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намёка на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы. Их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии мутации, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить. Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья – завершающая стадия. В этой стадии происходит становление и формирование взрослого голоса на новой физиологической основе.

    Роль педагога-хормейстера в этот период особенно значительна. Главное – не торопиться формировать взрослый голос; нужно поставить голос в такие условия, чтобы он спокойно и естественно развивался, без особого напряжения. Необходимо закреплять и развивать положительные певческие навыки, полученные в детстве, и исправлять недостатки, которые сохранились в голосе (носовой или горловой оттенок в звуке, глубокое формирование гласных, поверхностное дыхание, напряжённая или вялая дикция и т. д.)

 Обычно мальчики-юноши при появлении первых нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и расширять свой диапазон вниз, т. е. петь ещё не свойственным им звуком, что ведёт к перенапряжению голосовых мышц. Мальчики, у которых началась мутация, должны петь в характере и диапазоне детских голосов до тех пор, пока пение новым способом для них не станет естественным. Оправдан перевод из партии дискантов в партию альтов.

 Насколько естественным для подростка стал новый способ голосообразования, определяет опытное ухо педагога-хормейстера. Юношу можно переводить в тесситуру мужского звучания тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретёт ровность и устойчивость звучания в диапазоне ре малой октавы – ре первой октавы.

    Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру, даёт возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров). Такая манера пения, тесно связанная с применением микстового регистра, позволяет использовать голосовой аппарат в период мутации с наименьшим напряжением и способствует более быстрому и лёгкому приспособлению голосовых органов к новым условиям голосообразования. При работе с юношами- мутантами следует избегать двух крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса, так же как нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом. Как одна, так и другая крайность может нанести существенный вред голосовому аппарату. Поэтому наблюдение за мутантами и воспитание их голоса в завершающей стадии мутации является весьма ответственным моментом в работе педагога-хормейстера.

    Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия мутации проходит у мальчиков-подростков, певших в домутационные годы и имеющих правильные вокальные навыки. Наиболее важным в этом отношении оказалось умение петь лёгким светлым звуком, максимально использовать головной резонатор. У «крикунов» мутация наступает раньше, выражена более резко и длится дольше.

    В постмутационный период необходимо продолжать над укреплением высокой позиции, звуковедение сделать более широким. В это время вокальные упражнения поются не только в нисходящем движении, но и непременно в восходящем: большое внимание уделяется углублению дыхания и опоре. Для восстановления гибкости и лёгкости голоса целесообразно давать юношам быстрые беглые упражнения с контрастной динамикой, специальные упражнения на регулировку постепенности выдоха, лирические произведения, требующие тонкой нюансировки.

Проблема сохранения хора мальчиков.

В хоре мальчиков происходит частая смена состава, связанная с мутацией (дети в этом случае должны молчать или петь в особой группе), и это может отразиться на исполнительском уровне коллектива.

Все эти и другие специфические особенности, свойственные мальчикам, требуют от руководителя хора особого подхода и к организаторской, и к учебной, и к воспитательной работе в коллективе.

В то же время, пройдя определенный период становления, приобретя привычку к занятиям, научившись трудиться и получать от этого удовольствие и удовлетворение, мальчики с огромной преданностью относятся к своему хору. Не случайно посещаемость в хорах мальчиков очень высокая — они приходят на занятия, невзирая на непогоду или недомогание. Если исключить влияние мутации и других причин естественного отсева, то мальчики никогда не выбывают из коллектива и по-рыцарски сохраняют верность ему.

При всей сложности ведения хора мальчиков, умелое использование психологических особенностей участников этого своеобразного коллектива приносит превосходные результаты.

Прежде всего, специфический звук, которым обладают поющие мальчики, создает ни с чем не сравнимое по красоте своей звучание хора. Опыт лучших коллективов говорит, что у хора мальчиков широкий диапазон исполнительских возможностей, особенно там, где мужскую партию (или партии: тенора, басы) поют мальчики после мутации (или в период мутации, когда уже появляется мужской тембр голоса). В этих случаях возникает дополнительная хоровая краска (мужской тембр) и расширяется не только диапазон хора, но и его возможности в выборе репертуара.

С точки зрения воспитательной, смешанные хоры мальчиков представляются нам наиболее желаемой формой. Прежде всего, увеличивается срок пребывания в хоре каждого мальчика, и тем самым ликвидируется психологическая проблема: «отпел и не нужен». В однородных хорах, где поют девочки и мальчики, или в однородном хоре мальчиков мутация иногда становится трагедией.

Представим себе поющего, любящего хор мальчика, может быть, даже солиста, который после активной деятельности (как правило, перед мутацией голос у мальчиков особенно звучит, «расцветает») вынужден расстаться с хором. И это в возрасте 12—16 лет, то есть в возрасте, в котором мальчики особенно нуждаются в благотворном влиянии, в интересном деле, желании подражать чему-то хорошему, положительному. Быстро сменить увлечение и заняться также активно другим делом мальчики в большинстве своем не могут: слишком много времени и эмоциональной энергии отнял у них хор, ставший их любимым делом! Появляется неудовлетворенность, чувство неполноценности, поиск новых друзей, не всегда, может быть, удачный, открываются возможности для влияния улицы и т.д. Вот почему хоры мальчиков, где имеются мужские партии, для нас наиболее желательны.

Остановимся в заключение лишь на одном факте применения мужских голосов мальчиков в хоровой практике. У известного чехословацкого хормейстера Ф. Лысека мутирующие мальчики составляли в хоре партию своеобразных детских октавистов. Для того чтобы не выделяться на общем фоне поющих детей, эти мальчики артикулировали песни без звуков. Как только наступал подходящий момент, по знаку дирижера мальчики вступали, исполняя свою особую хоровую партию в диапазоне от ля — соль малой октавы до ре — до первой октавы, расширяя общий диапазон хора и дополняя палитру красок (тембров).

Причины текучести в хоре мальчиков.

Текучесть состава хора  у мальчиков гораздо выше, чем у девочек.

Основная причина отсева мальчиков из хора – это наступающая мутация голоса. Как только наступает мутационная стадия в развитии голоса, резко снижается вероятность продолжения пребывания в хоре. Этому способствуют те бурные изменения, которые происходят в организме мальчика – подростка.

Особенно резкие изменения происходят в голосе мальчика – мутанта. Он уже не может петь в той тесситуре, в которой поёт весь хор. Голос  как бы «срывается». Всё это создаёт неудобства, дискомфорт, и как результат, мальчик отказывается от занятий пением.

Вот ещё некоторые причины отсева или текучести состава хора мальчиков:

- Статичность, малая двигательная активность на  хоровых занятиях.

- Трудность  удержания внимания на слуховых ощущениях.

       

        - Невозможность  длительно удерживать внимание на вокально – хоровом материале.

- Изменение интересов мальчика,  желание попробовать другие виды  деятельности.

- Организационная. Например, не устраивает расписание занятий (дни  или время).

-  Проблемы межличностных отношений с другими хористами.

-  Удалённость учреждения образования от места жительства.

- Переход ученика в другое учебное учреждение (школа).

Психолого-педагогические методы и приёмы воздействия, направленные на удержание интереса и продолжение

занятий пением.

Педагогу необходимо решить задачу – как заинтересовать и удержать мальчика в хоровом коллективе. Как привить любовь к вокальному и хоровому искусству. А, может быть, даже сделать пение жизненной потребностью юноши и будущего мужчины.

Во–первых, очень важен личный пример. Педагог, умеющий и любящий петь, имеет больше шансов увлечь, заинтересовать мальчика пением. Своим примером он показывает, как важно пение для здоровья  человека (физического и психического).

 

 Во–вторых, педагог должен быть соратником и другом. Очень важно сохранить и поддерживать доверительные отношения с подростком. В подростковом возрасте сохраняется очень высокий уровень эмоциональной чувствительности.

 В–третьих, важна сила убеждения. Педагог, являющийся  профессионалом и авторитетом для подростка, сможет убедить его продолжать вокально – хоровые занятия после окончания начальной школы, в среднем звене и старшей школе.

Неустойчивую,  поверхностную, скоропреходящую мотивацию, характерную для большинства подростков, необходимо трансформировать в мотивацию стабильную, основательную, прочную. Только в этом случае  «заряд», полученный от занятий пением, сохранит свою энергетику на все последующие годы.

В мальчишеском коллективе должна присутствовать преемственность разных возрастных групп. Младшие мальчики учатся пению, наблюдая за своими старшими товарищами, за теми, кто занимается в хоре уже много лет.  Старшие мальчики являются для младших образцом для подражания. Юноши 16 – 17 лет дают мастер – классы для средней и младшей возрастной группы, учат приёмам вокального и хорового мастерства.

Мальчики, у которых уже началась мутация голоса, могут быть выделены из общего хора в отдельный ансамбль. Для них проводятся отдельные занятия, на которых мутанты поют специально подобранную для них программу в удобной для данного возраста тесситуре. Таким образом, в хоровом коллективе сохраняется старшая группа мальчиков, вступивших в период мутации.

Возможен такой метод, как внедрение более младших хористов в группу старших. При этом, в процессе занятия  младшие дети слышат, какого успеха  в пении добились старшие юноши. У них появляется желание так же научиться владеть своим голосовым аппаратом, иметь яркий красивый голос и петь в такой же манере.

Изучение биографий знаменитых певцов, слушание произведений в их исполнениии  также  пробуждает желание быть похожим на любимого исполнителя, добиваться дальнейших успехов в развитии своего голоса.

Следует как можно чаще  напоминать мальчикам о благотворном влиянии пения на здоровье и продолжительность жизни мужчины.

Всё это способствует формированию потребности заниматься пением дальше, а не останавливаться на данном этапе вокально – хорового развития.

Руководитель хора должен работать в содружестве с родителями мальчиков. Так как семья играет наиглавнейшую роль в стимулировании мальчика к занятиям пением, в поощрении и поддержке подростка в его начинании.

Мальчикам нравится выступать на различных концертных площадках, а не только в своей школе или Доме Творчества. Поэтому руководитель хора мальчиков должен находить различные возможности для выступлений своего коллектива и солистов и за пределами учебного заведения, например, на концертных площадках района или города. Возможность выступлений перед разными аудиториями и на  новых сценах также стимулирует мальчишеский коллектив.

Удержание мальчиков в хоре и сохранение коллектива возможно при систематичном гармоничном воспитании  и правильно подобранными приёмами психологического воздействия.

 Вот ещё некоторые приемы психологического воздействия, которые можно и нужно использовать в работе с мальчиками в процессе занятия:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;

 - запись основных правил пения на плакатах;

 - постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

 - организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;

 - юмор, как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях;

 - различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;

 - одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;

 - использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;

 - формирование личностного и социального смысла певческой деятельности.

 

Рекомендации родителям.

1.     Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке

и пению.

 2.     Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит. Ваше собственное равнодушие к музыке – лучший способ свести на нет все попытки, приобщить к ней ребенка.

 3.     Пусть музыка и пение будут желанными и почетными гостями в вашем доме.

 4.     Пойте вместе с ребенком. Стимулируйте его желание заниматься музыкой и  пением. Всячески поощряйте его и  хвалите за любой успех в музыкальном творчестве.

 5.     Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так  включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае, если ее слушать.

 6.     Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

 7.     Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования  интеллектуальных, творческих  музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

 8.     Не следует огорчаться, если у вашего ребёнка нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

 9.     Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

 10.   Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

 11.  Исследования головного мозга показали, что пение улучшает способность сосредоточиваться, память и развивает талант к импровизации, стимулирует речевую деятельность и оказывает позитивное влияние при дефектах речи. Тот, кто много поет – «эффект Моцарта» – быстрее учит слова и понимает сложные взаимосвязи. Пение просто делает человека счастливым, и при этом не важно, поет ли человек один или в хоре, играя, катаясь на велосипеде или в ванной.

Заключение.

«Детский хор – это живой организм. Это живое существо, существо удивительное, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое.

Хор нужно не просто создать, его нужно вырастить, как малое дитя, его придётся учить и воспитывать – дать ему образование и наделить высокой  духовностью».

                                                                                                       А. Пономарёв.

Каждый руководитель любит свой коллектив и заинтересован в его развитии и процветании. Хор мальчиков – это коллектив, который требует особой любви,

заботы  и поддержки от руководителя.

 

Если хормейстер будет работать с мальчиками не только как хоровик, но и как психолог, улавливать их настроение, понимать их состояние, то работа хора будет стабильной, построенной на взаимопонимании и доверии руководителя и мальчиков – хористов.

Только установив доверительные отношения с каждым  из участников хора, научившись понимать желания и потребности каждого, можно добиться высоких результатов в работе с хоровым коллективом.  Успешным будет тот коллектив, где руководитель ведёт систематическую работу по гармоничному воспитанию хористов, выстраивая свою работу, правильно подбирая психолого-педагогические приёмы и методы воздействия.

Литература.

1. Е. Я. Гембицкая  «Обучение мальчиков пению». М., 1954 г.

2. Ю.Б. Алиев «Настольная книга учителя музыки». М., 2000 г.

3. О. А. Апраксина «Методика музыкального воспитания в школе». М., 1983 г.

4. Г. П. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». М., 1992 г.

5. Н. П. Блинова «Музыкальное творчество и закономерность высшей нервной деятельности». Л., 1974 г.

6. В. В. Давыдов «Возрастная и педагогическая психология». М., 1979 г.

7. Г. А. Струве «Школьный хор». М., 1981 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы и особенности работы с хором мальчиков

Хор мальчиков – это особый, подчас очень сложный, специфический творческий организм, создание которого, а главное – удержание, развитие требует колоссальной энергии, знаний, умений всех заинтере...

Работа концертмейстера в детском хоре. Особенности работы и основные принципы.

Данная статья  написана  двумя концертмейстерами  хоровых классов ГБОУ СОШ № 235 им. Д.Д.Шостаковича  Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербург  -Гайдарлой А. В. и Ослан Я.Г. ...

Работа концертмейстера в детском хоре.Особенности работы и основные принципы.

Данная статья написана двумя концертмейстерами средней школы №235 им.Д.Д.Шостаковича.В ней идет речь о специфике профессии концертмейстера,о необходимых качествах,которыми должен обладать музыкант-кон...

Открытый урок с хором мальчиков

20.04.2013 на базе музыкальной школы г. Нижнеудинска Иркутской области прошло районное методическое мероприятие. Я давала два открытых урока по предметам "Музыка и движение" и "Работа с хором мальчико...

Статья "Особенности работы с детским хором в общеобразовательной школе"

quot;Особенности работы с детским хором в общеобразовательной школе"...

Методическая работа «Особенности работы концертмейстера хора»

Данная работа представляет собой описание особенностей профессиональной деятельности концертмейстера хора: ведущие функции концертмейстера хора, структурные уровни ансамблевого взаимодействия, работа ...