Метод. доклад Игра наизусть
методическая разработка по музыке

Методические рекомендации, посвященные обучению игре на духовых инструментах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._doklad_igra_naizust.docx17.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Музыканты прошлого считали невероятным игру наизусть; она не только не поощрялась, но категорически запрещалась. Игра без нот не одобрялась ни педагогами старой школы, ни исполнителями, встречала резкий отпор музыкальных критиков. Но ничто не помешало ей в конце концов утвердиться в педагогике и концертной практике.    

     Игра по памяти вошла в моду со времён Ф. Листа (40-е гг. 19 в.) А. Рубинштейн в 80-х годах совершил творческий подвиг, сыграв семь «Исторических концертов» наизусть.  (в этих концертах были сыграны сотни произведений более 50 композиторов разных стран, эпох и стилей.) С течением времени концертное исполнение без нот всё больше завоёвывало право на существование, сначала на эстраде, а и потом в учебной практике передовых педагогов. В настоящее время оно повсюду принято за норму. В музыкальных учебных заведениях учащиеся играют целые концертные программы по памяти. То, что даже для опытных артистов прошлого казалось абсолютно невозможным или сверхдостижением, стало неотъемлемой частью исполнительского мастерства.    

     Для того, чтобы научится играть без нот, наизусть, надо серьёзно заниматься развитием и укреплением музыкальной памяти. Долго играя по нотам, музыкант перестаёт доверять памяти, её способности запечатлеть в мозгу, в сознании, в привычных мускульных движениях то, что прочитал в нотах. Разучивание и запоминание произведения охватывает также сферу подсознания; сознание обеспечивает первую стадию, подготовительную часть работы, то есть помогает выучить произведение, а подсознание включается в работу в процессе исполнения выученного произведения.

       Решающую роль в успешной работе над произведением играют свойства памяти музыканта. Один может запомнить пьесу, лишь однажды прослушав или проиграв её, другому для запоминания той же пьесы потребуется неделя и больше. Однако музыкант, способный быстро выучить пьесу наизусть, не всегда подробно и достаточно добросовестно изучает её, а это приводит к тому, что память не вполне точно и не всегда надежно закрепляет отдельные детали текста, более полно раскрывающие образное содержание произведения. Метод постепенного изучения музыкального текста, впитывания музыки предпочтительнее и надежнее быстрого, лёгкого запоминания.     Свойства музыкальной памяти развиваются посредством систематических упражнений, повторений, превращаясь в привычку запоминания. Мозг, как и мускулы, надо ежедневно упражнять. Задача педагога- найти соответствующий метод занятий, учитывая индивидуальные способности учеников, воспитывать соответствующие навыки и привычки, которые окажут благотворное влияние как на музыкальную память, так и на дополняющую её технику исполнения. Настойчиво должны работать все: кто не умеет быстро запоминать, тот должен заниматься долго, внимательно, а тем, кто обладает этим даром, придётся работать значительно меньше, но добросовестно, вдумчиво, пытаясь сделать интересные открытия, касающиеся музыки, её образного содержания.

       Музыкальная память представляет собой совокупность, в значительной степени взаимозависимое сотрудничество различных видов памяти, которыми обладает каждый человек. Это своеобразный квартет, «инструментами» которого являются слуховая память, зрительная, тактильная (осязательная) и мускульная (моторная).

       Слуховая память- способность сохранять в сознании полученные извне музыкальные впечатления и воспроизводить их. Хороший слух-главное достоинство музыканта, его надо беречь и развивать. Уделяя несколько минут ежедневной тренировке слуха, изучая простейшую гармонию, хотя бы проигрывая на фортепиано партию аккомпанемента изучаемой пьесы, ученик постепенно приобретает привычку представлять себе музыку не только в виде партии трубы, а во всей полноте звуковых образов, которые возникают при совместном исполнении трубы с фортепиано.

       Зрительная память- способность мысленно видеть внутренним зрением страницы нотного текста произведения со всеми его подробностями. Зрительная память, как и абсолютный слух, - очень ценно и редкое качество музыканта. Хорошо читающие с листа пользуются преимущественно зрительной памятью, но если они не уделяют должного внимания глубокому осмыслению музыки, то иногда не в состоянии вспомнить и воссоздать её посредством исполнения на инструменте. Это значит, что нотный текст, запечатлевшийся только зрительно, не долго сохраняется в памяти. Только единство слуховой и зрительной памяти устранит опасность механического чтения и обеспечит достижение цели.

       Тактильная (осязательная) память – способность посредством прикосновения кончиков пальцев к клавишам, а также ощущения привычных колебательных движений губ и подвижности языка вызывать в памяти необходимые действия для воссоздания выученного произведения.

      Моторная (мускульная) память – способность мгновенно воспринимать сигналы моторных центров головного мозга, приводящих в движение мускульную систему исполнительского аппарата для воспроизведения музыки. Внутренним слухом исполнитель представляет себе последование звуков, а моторная память, подчиняясь выработанной привычке, включает в действие физические средства техники исполнения.

    Правомерно дополнить этот комплекс четырёх видов памяти музыканта ещё одним видом – логической памятью, связанной с пониманием содержания произведения, закономерностью его строения. Без неё сотрудничество различных видов памяти представляется неполным.

       Исполнение наизусть – результат применения приобретённых и закреплённых навыков. Чем больше усилий затрачивается на разучивание произведения, чем более привычными, естественными становятся действия музыканта во время игры, тем легче происходит запоминание. Как это получается, очевидно, можно объяснить только зная психологические и физиологические закономерности запоминания. Музыканты, не задумываясь об этом, играют наизусть большие, сложные произведения на концертной эстраде, что свидетельствует о действенности и независимости музыкальной памяти.    Современная педагогика отвергает механическое заучивание, зубрёжку музыкального текста, вытесняющие творческую мысль, перспективное предслышание музыкального образа в его становлении и развитии в определённой форме пьесы, сонаты, концерта и т. д. Чем больше проявлено интереса к содержанию музыки, к тому, что следует выучить, тем более верно и прочно оно запомнится.

       Таким образом, необходимыми условиями исполнения музыки наизусть являются: внимательное вслушивание, осмысление услышанного, прочное запоминание, активное припоминание. Педагог должен внимательно изучать свойства памяти ученика, создавать условия для её развития. Работа над запоминанием произведения должна отличатся обострённым вниманием и активностью мышления, глубоким вниканием в содержание, в логику развития всех элементов осмысленно исполняемой музыки. Надо добиваться, чтобы ученик, вслушиваясь, вдумываясь, неоднократно проигрывая произведение, старался как бы воссоздать в памяти отпечатки услышанного. Подлинный интерес к избранному произведению, любовное его изучение, проявление волевых усилий, старание выучить его наизусть – важнейшие стимулы, способствующие успешному решению сложной, но увлекательной исполнительской задачи.

Использованная литература:

1 С. Болотин «Методика преподавания трубы в музыкальной школе.

2.Х.М. Хаханян «Духовой оркестр. Учим партии наизусть»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

Образования «Восходненская детская музыкальная школа»

           Красногвардейского района Республики Крым

            Методический доклад на тему:

                               «Игра наизусть»

                                                                      Шинкарецкий Виктор

                                                                       Алексеевич

                                                                                преподаватель по классу

                                                                                духовых инструментов

       

                                

2018-2019 уч. год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

"ИГРА НАИЗУСТЬ"

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ О МЕТОДАХ ЗАПОМИНАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА...

Современные методы обучения в средних специальных учебных заведениях. Метод доклад

Содержание и методы обучения - это те компоненты учебного процесса,  которые наиболее активно влияют на результаты подготовки специалистов.Содержание и методы обучения - категории дидактики...

Методическая разработка "Игра наизусть в фортепианном классе ДШИ"

Путь к полноценному овладению музыкальным материалом тернист и сложен. Он требует напряжения умственных и физических сил. Автор предлагает вниманию ряд методических принципов, облегчающих запоминание ...

Игра наизусть

Методы позволяющие увидеть заинтересованность к игре наизусть....

ДОКЛАД СПЕЦИФИКА ЗАДАЧ, СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ВОЛЕЙБОЛ НА УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Актуальность данной темы в том, что, только решая специфические задачи обучения игре волейбол, применяя специальные средства и методы обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся можно достич...

Игра наизусть

Сейчас игра наизусть всеми от мала до велика, от начинающих обучение маленьких детей до концертирующих профессионалов считается настолько привычной, что никогда и нигде не подвергается сомнению....