Игра наизусть
статья по музыке по теме

Литвинова Галина Михайловна

 Сейчас игра наизусть всеми от мала до велика, от начинающих обучение маленьких детей до концертирующих профессионалов считается настолько привычной, что никогда и нигде не подвергается сомнению.

   А, между тем, это был не всегда… 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_naizust.docx30.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 Игра наизусть

                                «Я считаю, что, в конце концов, люди придут к тому,                                                                                                                        

                               что будут, играя в концерте, ставить перед собой  ноты»

К.Н. Игумнов

   Константин Николаевич Игумнов сказал это в ответе на вопрос, почему он не играет Баха в концертах.  Он признавался, что полифонические произведения Баха ему было «страшно играть». Просто боюсь каждую минуту забыть. В конце концов, я с большим удовольствием сыграл бы Баха публично, но только чтобы непременно были ноты.

   Сейчас игра наизусть всеми от мала до велика, от начинающих обучение маленьких детей до концертирующих профессионалов считается настолько привычной, что никогда и нигде не подвергается сомнению.

   А, между тем, это был не всегда… Лилиас  Маккиннон в своей книге «Игра наизусть» увлекательно рассказывает, как появилась мода игры по памяти. До Листа и Паганини музыканты в концертах непременно ставили ноты, а ученикам строго настрого запрещалось играть наизусть.

    Во времена Листа и Паганини массового музыкального образования не существовало. Музыкой занимались те, кто чувствовал в этом искусстве свое призвание, а значит обладал определенными способностями- музыкальным слухом и памятью. И тем не менее учителя требовали исполнения по нотам, чтобы их талантливые воспитанники не искажали авторский текст, несмотря даже на то, что в те времена исполнитель мог и даже должен был вносить элементы импровизации в свое исполнение. Многочисленные репризы в произведениях того времени тому доказательство. При повторении каждая часть должна была звучать по-другому с учетом стиля автора. Другое дело, что тогда игру наизусть путали с игрой по слуху.  

   В прочем, тогда существовало и домашнее музыкальное образование. В каждой аристократической семье дети обучались игре на музыкальных инструментах. Только вот не могу себе представить, как гувернантка требует от княжны выучивания на память что бы играть гостям.

   Музыканты солисты: скрипачи и пианисты, играющие в концертах наизусть большие программы, осуждались и даже обвинялись в гордыне. Клара Шуман, несмотря на увлечение своего мужа Роберта Шумана игрой наизусть, плакала от необходимости играть без нот.

    Как же получилось, что то, что подвергали сомнению великие музыканты, стало не только привычным, но и обязательным?  Напомню, что спорили тогда об игре наизусть выдающиеся концертирующие музыканты, собирающие концертные залы и зарабатывающие музыкой на свою жизнь. И жили они себе вполне благополучно и стабильно, играя по нотам, до того памятного события, пока в концерте Паганини не   упали с пюпитра ноты. Продолжающий играть как ни в чем не бывало музыкант ошеломил публику, подтверждая своим необычайным мастерством и фантастической памятью свою демоническую сущность, которую ему приписывали. Конечно, публика стала просто валом валить на его концерты, дабы увидеть это чудо.    

   Подчеркну, что игру по памяти всего концерта тогда воспринимали как чудо. Среди пианистов первым стал играть на память Ференц Лист, чем тоже не мало шокировал публику. Именно зрители произвели революционный переворот в концертной деятельности музыкантов, потому что уже не хотели видеть уткнувшихся в ноты исполнителей. Ну и последним ничего не оставалось делать, как последовать примеру своих гениальных коллег. Бесспорно, что исполнение наизусть более зрелищно, не отвлекает внимание переворачивание страниц, а музыкант более свободен в выражении эмоций.

     А теперь вернемся в наше время, в наш класс, где на уроке сидят не Паганини и не Лист, и не даже плачущая Клара Шуман, и не боящийся играть Баха без нот Коля Игумнов… У нас в классах учатся обыкновенные, нормальные дети со средними или малюсенькими способностями, или вообще без таковых. Из них никто, никогда не станет концертирующим музыкантом, количество поступающих в профессиональные музыкальные учебные заведения исчезающе мало. Какое отношение к ним имеют фантастические шоу, которые устраивали гении в позапрошлом веке?

      Подобно окнам Овертона игра по памяти выдающимися музыкантами позапрошлого века от немыслимого и радикального явления постепенно трансформировалась в общепринятую норму для всех.

   Прочитав множество публикаций на эту тему, я не обнаружила ни одной, в которой необходимость выучивания наизусть исполняемых произведений, всеми хотя бы дискутировалась. Пишут лишь о том, как эффективнее учить запоминать, какие виды памяти задействованы в запоминании нотного текста.

   Знаю, что вряд ли найду понимание у большинства коллег, тем не менее, возьму на себя смелость изложить свое видение этой проблемы.

  Давайте разберем плюсы и минусы игры наизусть в музыкальных школах. Не будем касаться профессионалов, а проанализируем, как процесс выучивания наизусть и последующее исполнение без нот влияет на среднего ученика ДМШ.

     Что касается плюсов, то они те же, что и для профессионалов: эффектно, зрелищно. Исполнитель более свободен в проявлении своего артистизма, музыкальности и выражении эмоций. Многие педагоги уверены, что заучивание наизусть воспитывают дисциплину, усидчивость, волевые качества и, собственно тренируют память.

    Хочу сразу подчеркнуть, что все изложенное не относится к одаренным детям, которым и разучивание, и игра наизусть дается относительно легко. Эти дети участвуют в городских концертах, конкурсах и их двое - трое в классе. Успехи же остальных никому не интересны, особенно контролирующим и проверяющим органам.

   Разберем теперь вред или скажем мягче – недостатки обязательного разучивания и исполнения наизусть.

  1. Игра только наизусть тормозит навыки чтения нот.  Приведу пример из общеобразовательной школы.

          Я знала одного мальчика, которому дома много раз прочитывали тексты, задаваемые в школе, и он на уроке их бодро так «читал». В пятом классе обнаружилось, что он едва читает по слогам.

Нечто подобное происходит с нашими учениками. Запоминая текст по нотке, по такту, по фразочке при помощи в основном моторной и визуальной памяти, графику они отодвигают на второй, третий планы и постепенно отвлекаются от нее совсем. Попросите усердного ученика, выучившего трудное произведение наизусть, сыграть его по нотам в медленном темпе… Как минимум это будет для него затруднительно. А зачастую он будет играть так, как будто впервые видит эти ноты. Кроме того, не секрет, что педагог, отчаявшись, показывает ученику с рук, и не только начинающим. Как- то знакомые родители попросили меня подтянуть сына по фортепиано. Он уже играл обеими руками в двух ключах. И я столкнулась с тем, что он, рыдая, кричал, как ненавидит эти ноты!

   Мне могут возразить, что чтение нот и игра наизусть никак не связаны… Ну пусть тогда попробуют попросить человека, не умеющего читать, выучить стихотворение без посторонней помощи.

   У нас принято разделять чтение нот с листа и разучивание произведений для исполнения, как отдельные предметы, не связанные друг с другом, а между тем, при абсолютной нехватке времени, вдумчивая, подробная работа по нотам, охватывающая все аспекты текста была бы хорошей альтернативой проигрыванию (иногда) легких текстов, не связанных с текущей работой.

  1. Не секрет, что при разучивании программы, ученики большую часть времени тратят на запоминание наизусть. Освободившись от этого бремени, мы получим огромную экономию времени, которое сможем потратить на те самые задачи, до которых никогда не доходят руки.  Это чтение с листа, игра по слуху, аккомпанирование, ансамбли, о которых я писала в предыдущей статье.
  2. За счет экономии времени можно разучить большее количество музыки разных жанров и направлений, а не ограничиваться лишь теми, которые нужно играть на академических концертах и экзаменах.
  3. Всем знакома картина, когда дети, стоя перед входом в зал, дрожат от страха. Всем, кто учился в музыкальной школе, знакомо это чувство, доходящее порой до паники. Причем не важно – разгильдяй это или отличник – чувствуют все одно и то же. Разрешив тем, кто этого пожелает, играть по нотам, не снижая при этом отметки, мы избавим детей от лишнего стресса! Это ли не благая цель?
  4. Выученные наизусть пьесы при отсутствии регулярных повторений забываются очень быстро. По прошествии, скажем, зимних каникул, сыгранные на пять вещи забудут почти все… Не слишком ли высока цена за пяти-, десятиминутное выступление и хорошую, а иногда и не очень отметку? Порой мы завидуем художникам, моделистам, прикладникам (я работаю во Дворце детского и юношеского творчества), они сделали работу и вот она перед вами, ее можно рассматривать, любоваться, трогать… А музыка, существующая только во времени, мимолетна. Единственная возможность сохранить свои достижения заключается в глубоком освоении музыкальной грамоты, при помощи которой можно легко восстановить ранее выученные вещи. Но при непрерывной зубрежке это не выполнимая мечта. Существующее общепринятое среди преподавателей музыки выражение «разбор текста» говорит само за себя. То есть и не предполагается даже, что ученик может, пусть медленно, но все же прочитать новое произведение. Он должен его разбирать по кирпичикам.

        Бывают случаи, когда ученик может играть довольно крупные вещи, справляется технически, способен охватить форму, почувствовать стиль, но не может запомнить наизусть. Так что? Не играть вовсе или играть что-то более легкое и короткое? А на то и другое физически времени не хватает. А может просто перестать всех огульно заставлять играть наизусть, вздохнуть с облегчением и заниматься музыкой, а не натаскиванием и зубрежкой.

     Как известно, все новое это хорошо забытое старое. Может быть стоит оглянуться на полтора века назад и посмотреть, как учили до Паганини и Листа? Генрих Густавович Негауз говорил, что главная задача учителя сделаться ненужным ученику. То есть помочь ему овладеть реальными самостоятельными навыками для музыкальной деятельности, пускай и любительской. А это как раз те люди, которые заполняют концертные залы, по–настоящему любят и ценят музыку и музыкантов профессионалов.

                Г. М. Литвинова      

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология заучивания текста на уроке наизусть

Кафедре иностранных языков было предложено рассмотреть технологию «заучивания материала наизусть на уроке».      Данная технология хорошо разработана В. К. Дьяченко.  Дьячен...

"ИГРА НАИЗУСТЬ"

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ О МЕТОДАХ ЗАПОМИНАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА...

Методическая разработка "Игра наизусть в фортепианном классе ДШИ"

Путь к полноценному овладению музыкальным материалом тернист и сложен. Он требует напряжения умственных и физических сил. Автор предлагает вниманию ряд методических принципов, облегчающих запоминание ...

Игра наизусть

Методы позволяющие увидеть заинтересованность к игре наизусть....

«Как заучивать наизусть стихотворения с детьми»

Зачем  нужно  разучивать  стихи  с  детьми?Подготовка  взрослого  к  разучиванию  стихотворения.Способы заучивания стихотворений.Методы заучивания стихов....

"Живая классика". Тексты для заучивания наизусть.

Тексты для школьного этапа конкурса "Живая классика". В помощь учителю и ученику....

Метод. доклад Игра наизусть

Методические рекомендации, посвященные обучению игре на духовых инструментах...