"ИГРА НАИЗУСТЬ"
статья по теме

ПАНИКАШВИЛИ Л.И.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ О МЕТОДАХ ЗАПОМИНАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_iyunya.docx14.56 КБ

Предварительный просмотр:

Все зависит от того, какую память Вы "используте" для запоминания текста. Существует несколько видов памяти: механическая, или машинальная память, то есть, запоминаете постепенно, не вдумываясь в текст, он заходит в голову сам по себе после многократных проигрываний произведения. Но этот способ очень поверхностный и неглубокий, может дать сбой в любую секунду: достаточно во время игры о чем-нибудь подумать, скажем о том, что вот я играю замечательно, но интересно, а что будет в следующем такте? , и Вы сразу же забываете текст, происходит осечка, Вы как бы нарушили естественную автоматическую "безголовую" игру, то есть задумались,и те слабенькие мозговые приказы-сигналы, направленные от Вашей головы к пальцам сразу поменяли направление, и пальцы остались без командных.
Другой вид памяти - логическая или аналитическая. То есть, перед игрой, Вы внимательно анализируете гармонии в произведении, тональный план, модуляционный план, либо в конкретном отрезке, либо в даже в каждом такте, если играете полифонию, устанавливаете "мысленные столбы" через каждые несколько тактов, чтобы в случае волнения уметь "доплыть" до следующего столба без остановки, анализируете аппликатурные принципы, чтобы пальцы смогли сами "выползти" автоматически также в случае волнения. И все это стараетесь запомнить без инструмента, мысленно, как бы с двойным запасом, включая саму по себе естественную автоматическую память, данную от природы. Таким образом Вы усиливаете прочность запоминания. Скажем, наиболее уязвимые произведения для запоминания являются полифонические. И там, разумеется, без тщательной аналитической памяти делать абсолютно нечего, ибо любое автоматическое, неосмысленное запоминание даст сбой в любую секунду.
Существует масса методов запоминания текста: одни заучивают буквально по тактам, периодам, строчкам, страницам, другие - отдельными руками, третьи - по тональному плану, четвертые - по мелодии, напевая вместе с исполнением, пятые- чисто фотографически. Кому как удобно. Единственное, что могу посоветовать очень серьезно:
всегда делайте анализ того, что играете, никогда не надейтесь на природную автоматическую память, даже если она у Вас гениальная, все равно это будет не прочно, до поры до времени, лучше играть с запасом.
Еще есть один вид памяти - чисто слуховая, то есть иногда " подбираю по слуху" в случае волнения. Но в любом случае, все время командую себе - никогда не останавливаться, чтобы не произошло, как угодно выплывай, барахтайся, но иди всегда вперед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология заучивания текста на уроке наизусть

Кафедре иностранных языков было предложено рассмотреть технологию «заучивания материала наизусть на уроке».      Данная технология хорошо разработана В. К. Дьяченко.  Дьячен...

Методическая разработка "Игра наизусть в фортепианном классе ДШИ"

Путь к полноценному овладению музыкальным материалом тернист и сложен. Он требует напряжения умственных и физических сил. Автор предлагает вниманию ряд методических принципов, облегчающих запоминание ...

Игра наизусть

Методы позволяющие увидеть заинтересованность к игре наизусть....

«Как заучивать наизусть стихотворения с детьми»

Зачем  нужно  разучивать  стихи  с  детьми?Подготовка  взрослого  к  разучиванию  стихотворения.Способы заучивания стихотворений.Методы заучивания стихов....

"Живая классика". Тексты для заучивания наизусть.

Тексты для школьного этапа конкурса "Живая классика". В помощь учителю и ученику....

Игра наизусть

Сейчас игра наизусть всеми от мала до велика, от начинающих обучение маленьких детей до концертирующих профессионалов считается настолько привычной, что никогда и нигде не подвергается сомнению....

Метод. доклад Игра наизусть

Методические рекомендации, посвященные обучению игре на духовых инструментах...


 

Комментарии

ПАНИКАШВИЛИ Л.И.

несколько советов о методах запоминанич