Открытый урок. Работа над упражнениями и гаммами.
учебно-методический материал по музыке

Первоночальное обучение игре на духовых инструментах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._rabota_nad_uprazhneniyami_i_gammami.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования           «Восходненская детская музыкальная школа»

Красногвардейского района Республики Крым

                    Открытый урок на тему:

              «Работа над упражнениями и гаммами»    

                                         

                                                     

                                                           

                                         

 Преподаватель первой

                                                        квалификационной категории

                                                        по классу духовых инструментов

                                      Шинкарецкий Виктор

                  Алексеевич

2017 – 2018 уч. год.

План – конспект открытого урока в классе по специальности

 «Духовые инструменты»

Ф.И.О. преподавателя: Шинкарецкого Виктора Алексеевича Отделение: народных инструментов и вокально – хоровых дисциплин Дата: 2017 года

Учащийся: Ивашёв Алексей – 3кл. труба.

Тема урока: «Работа над упражнениями и гаммами».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.

Задачи урока:

1. Обучающие: обобщить и углубить знания и навыки учащегося, связанные с развитием технического мастерства (штрихи, атака звука работа языка, пальцев.

2. Развивающие: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей.

3. Воспитывающие: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.

4. Здоровьесберегающие: правильная постановка (включает в себя, положение рук, ног, корпуса, головы, инструмента).

Форма урока: индивидуальная.

Оборудование урока: инструмент для ученика, инструмент для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия.

Методы:

1) словесный;

2) проблемно-поисковый,

3) наглядно-иллюстративный.

Репертуарный план урока:

1)Игра длинных звуков различными динамическими оттенками.

2)Отдых (5- 10 мин. Можно немного помассировать мышцы участвующие в звукоизвлечении)

3) Гаммы ре мажор, си минор арпеджио (различными штрихами)

4) Физкультминутка

 5) А.Митрофанов «Упражнение №15; С.Баласанян         «Упражнение №10; И Кобец Этюд №2, 4;

6) Отметка.

7) Домашнее задание.

8) Заключение – выводы, рекомендации.

9) Анализ урока.

10) Используемая литература.

Структура урока:

В работе над гаммами, арпеджио и упражнениями ученик приучается внимательно следить за чётким началом звука, устойчивостью интонирования; контролировать качество динамических оттенков, точность окончания звука в соответствии с заданным размером. Постоянный самоконтроль, исправление замеченных погрешностей способствуют закреплению навыков автоматизма движений пальцев, языка, укреплению мышц губ, выработке режима дыхания. В работе над гаммами и упражнениями очень важно каждый раз точно сформулировать (и   систематически проверять) задание ученику: какие упражнения играть, как работать над ними, что выучить к следующему уроку.

Среди различных средств, обеспечивающих успешное развитие технических навыков, важнейшее место занимает работа над гаммами.  К этому типу универсальных упражнений относится систематическое исполнение всех типов гамм, в первую очередь мажорных и минорных, а также тонических трезвучий, и их обращений в виде арпеджио. Исполнение гамм и арпеджио, работа над ними должны начинаться с первого года обучения, как только ученик усвоил основы постановки и звукоизвлечения

Начинать изучение гамм лучше всего с мажорных; играть их следует в медленном темпе или в среднем темпе в пределах освоенного диапазона. Только после этого можно приступить к изучению паралельных минорных гамм.

Перед проигрыванием упражнения, нужно объяснить ученику, какие навыки он приобретёт, работая над ним.

Большое внимание на уроке уделяется прослушиванию аудио и видео записей по заданной теме урока, а также личному показу преподавателем на инструменте.

Ход урока:

  1. Игра длинных звуков.

Игра длинных звуков является первым упражнением, развивающим красивый звук. Играть длинные звуки нужно на всё дыхание и в различных динамических оттенках, конечно же один какой – то вариант в день.

2)Отдых.

          3) Игра гамм.

 Среди различных средств, обеспечивающих успешное        развитие технических навыков, важнейшее место занимает работа над гаммами. К этому типу универсальных упражнений относится систематическое исполнение всех видов гамм и арпеджио, в прямом движении и в обращении.

Перед началом исполнения гамм, ученику нужно объяснить, какой атакой начинать звук и как при этом работает язык. Также объяснить исполнение штрихов и работу при этом дыхания, пальцев, языка, и мышц, принимающих участие в этом. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Обратить внимание на постановку корпуса, рук, головы, постановку инструмента.

Традиционная постановка предполагает: корпус держится ровно, без наклонов влево или вправо, труба держится, без наклона вниз или поднятия вверх, пальцы правой руки полукругло – согнутые на клапанах

Игра гамм ре мажор и си минор четвертными и восьмыми длительностями, различными штрихами, арпеджио прямое и в обращении, также различными штрихами.

4) Физкультминутка.

Расслабляющие упражнения

5) Игра упражнений, выученных ранее, с указанием на недостатки и достоинства: С.Баласанян №10; А. Митрофанов № 15;

 И. Кобец Этюды №2, 4;

6) Отметка

7) Домашнее задание.

8) Заключение – выводы, рекомендации.

9)Анализ урока.

Используемая литература:

1. С. Болотин «Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе»

2. А.Митрофанов «Школа игры на трубе»

3. С.Баласанян «Школа игры на трубе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

Открытый урок работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту. ...

Разработка открытого урока : « Работа над мелкой техникой ».

Развитие мелкой техники, как основной фактор   стимулирования мыслительных процессов учащихся. ...

2010 г. Открытый урок "Работа над художественным образом в произведении Э.Грига "Утро" из симфонической сюиты "Пер Гюнт"

Цель урока:   На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Вос...

Открытый урок по рисунку "Упражнение на проведение прямых линий"

Открытый урок для первого класса. " Упражнение на проведение прямых линий". Способствует развитию глазомера. твёрдости руки; фантазии....

План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"

План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир...

Конспект открытого урока "Работа над всеми видами баянной техники на уроке специальности"

Конспект открытого урока "Работа над всеми видами баянной техники на уроке специальности"...