работа с детскими голосами в хоре
статья по музыке

Наволокин Сергей Васильевич

для молодого учителя

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Работа  с  детскими  голосами  в  хоре

Вопрос о вокальной работе в детском хоре: как достигнуть хорошего звучания и не сорвать особенно хрупкий детский голос,  встал передо мной еще в начале творческой деятельности. Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику. Это связано с тем, что детский организм находится в постоянном развитии, и голосовые связки тоже, соответственно, развиваются. Задача охраны детского голоса – задача общая и обязательная для всех педагогов, занимающихся вокально-хоровой работой. В связи с тем, что детский вокал сейчас очень популярен и вопрос вокально-технических возможностей детского голоса до сих пор  является дискуссионным, а также  в связи с имеющимися в вокально-хоровой практике случаями порчи детских голосов педагогами, задача охраны детского голоса приобрела особую актуальность и значимость.                                      

Итак,  главное,  что   я   всегда   требовал   от   детей  в  школьном хоре, выражается в следующем:

1) сравнительно тихое пение, без особой напряженности, без крика, в удобной тесситуре, с осторожными, короткими отклонениями к высоким и низким тонам. Это пение я контролировал не только слухом, но и по внешним признакам - у детей, поющих напряженно и громко, выдаются вены на шее, появляются морщины на лбу, лица кривятся и краснеют;                    

2) пение с округлым звучанием. Упорная и непрерывная борьба идет против открытого пения с «режущим» звучанием, которое всегда приводит к быстрой усталости, к понижению интонации, к сужению объема голоса;      

3) во время каждого занятия пение в течение нескольких минут с закрытым ртом (ммм…). Это делается для того, чтобы приучить детей интонировать без произнесения тоновых названий, что в большей степени способствует облагораживанию звучания, созданию мягкости в пении;                                  

4) один из самых важных моментов в формировании правильных певческих навыков - это работа над певческим дыханием. Выработанная опора при дыхании позволяет добиться нужной звучности без форсирования и напряжения в связках, так как звук, исходящий из правильно поставленного дыхания приобретает большую яркость.

При работе с детским хором необходимо отдавать предпочтение мягкой атаке звука. Атака – это момент возникновения звука. Различают три вида атаки: мягкая, твердая и придыхательная:                                                

а) мягкая атака: звучание возникает одновременно со смыканием голосовой щели, звук получается мягкий и в меру активный. Способствует возникновению естественного, легкого, светлого звука;                        

б) твердая атака: связки смыкаются плотно, звук получается твердый, энергичный;                                                                                                                               в) придыхательная атака: связки смыкаются не полностью, поэтому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха. Пение при таком виде атаки часто сопровождается сипом. Такой вид атаки часто встречается у начинающих обучаться пению, однако при правильных занятиях быстро исчезает.

Мягкая атака лучше всего подходит и является обязательной в постоянной работе с детским хором, как наиболее щадящая голосовой аппарат. Использование твердой атаки ведет к быстрой утомляемости голосовых связок, особенно в период мутации. Однако в хоровой практике совершенно исключить твердую атаку невозможно. Но использовать ее нужно крайне осторожно и по времени недолго.                                                              

…Самыми важными положительными голосовыми качествами ребенка являются:                                                                                                                  

а) звукоизвлечение без напряжения, легкое пение (при плавной вибрации голоса);                                                                                                                            

б) сравнительно гладкие переходы, подчас почти незаметные при удовлетворительной динамической и тембровой уравновешенности звучания на протяжении всего диапазона;                                                                              

в) отсутствие шума или сиплости в голосе.

Эти качества обеспечивают звонкое звучание, певчую устойчивость, чистую и стабильную интонацию и исключают возможность переутомления и «повреждения» детских голосов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы вокальной работы в детском хоре. Из опыта работы.

В своей  работе я пытаюсь рассказать о поиске методов, направленных на воспитание вокально-хоровых навыков у учащихся, о взаимосвязи музыкального воспитания и развития ребенка....

Методика работы с детским хором в общеобразовательной школе.

Особенности работы с детским хором.Возрастные особенности. Вокальные упражнения....

специфика работы концертмейстера детского хора

в помощь концертмейстерам ДШИ, ДМШ....

Особенности работы с детским голосом

   Пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, с...

Детский голос. Профилактика и охрана детского голоса.

Свойства нормального певческого звука, рабочий диапозон детского голоса. Профилактика и охрана детского голоса....

Хоровое пение (методические рекомендации к работе с детским хором)

В данном пособии представлен материал, освещающий вопросы теории и практики с детским певческим коллективом. Пособие адресовано студентам музыкальных факультетов, учителям музыки, хормейстерам, занима...

"Особенности работы с детскими голосами на уроке вокала"

Работа с детскими голосами на уроке вокала имеет свои особенности,т.к. детский голос ещё не сформирован из-за возраста детей (от 6 лет,подростковый возраст),работа требует от преподавателя очень много...