Биографии композиторов
занимательные факты по музыке

Прянишникова Ирина Владимировна

Полная информация о композиторах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Биографии композиторов765.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Александр Порфирьевич БОРОДИН (1833—1887)

Александр Порфирьевич Бородин, один из ведущих русских композиторов второй половины 19-го века, кроме того что

был композитором, он был учёным-химиком, врачом, педагогом, критиком и обладал литературным дарованием. 

Родился в Санкт-Петербурге 12 ноября 1833. С детства все окружающие отмечали его необычную активность. А.П.Бородин является русским композитором-самородком, у него не было профессиональных учителей-музыкантов, все его достижения в музыке благодаря самостоятельной работе над овладением техникой композирования. На формирование А.П.Бородина влияние оказало творчество М.И. Глинки (как впрочем на всех русских композиторов 19-го века), а импульсом к плотному занятию композицией в начале 1860-х дали два события - во-первых, знакомство и женитьба с талантливой пианисткой Е.С.Протопоповой, во-вторых, встреча с М.А.Балакиревым и вступление в творческое содружество русских композиторов, известного как "Могучая кучка". В конце 1870-х и в 1880-х А.П.Бородин много путешествует и гастролирует в Европе и Америке, встречается с передовыми композиторами своего времени, его известность растет, он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца 19-го века.

Центральное место в творчестве А.П.Бородина занимает опера "Князь Игорь" (1869-1890), являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке и которую он сам не успел закончить (её завершили его друзья А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков). В "Князе Игоре", на фоне величественных картин исторических событий, нашла отражение главная мысль всего творчества композитора - мужество, спокойное величие, душевное благородство лучших русских людей и могучая сила всего русского народа, проявляющаяся при защите родины. Несмотря на то, что А.П.Бородин оставил относительно небольшое количество произведений, его творчество очень разноплановое и он считается одним из отцов русской симфонической музыки, оказавшим влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов.

На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером 15 (27) февраля 1887, во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными.

Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53 лет.

Основные произведения

Оперы

«Богатыри» (1868) , «Млада» (совместно с другими композиторами, 1872), «Князь Игорь» (1869—1887)

Произведения для оркестра

Симфония № 1 Es-dur (1867), Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)

Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)

Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857) 
Михаил Иванович Глинка  – великий русский композитор. Родился 20 мая 1804 года в Новоспасском Смоленской губернии.

Играть на фортепиано в своей биографии М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он стал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же в биографии Глинки были созданы первые сочинения. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения.

После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем в Берлине в биографии Михаила Глинки велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.

Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя». Её премьера в 1936 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы «Руслан и Людмила» в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к уезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, лишь в 1847 году вернулся на родину. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года им была создана увертюра «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию — «Ночь в Мадриде». В 1852 году Глинка снова отправился в путешествие. Планирует добраться до Испании, но не доезжает до нее и останавливается в Париже, где прожил чуть более двух лет.

Множество произведений в биографии композитора Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка. В 1856 году Глинка уехал в Берлин, где он и скончался 15февраля 1857. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы. Музей Глинки расположен в Новоспасском селе.

Основные произведения

Оперы

«Иван Сусанин» (1834—1836)

«Руслан и Людмила» (1837—1842)

Симфонические произведения

«Увертюра-симфония» на две русские темы (1834, неоконченная)

«Арагонская хота» (1845), «Камаринская» (1848)

«Ночь в Мадриде» (1849—1852; 1-я ред.— «Воспоминание о Кастилии», 1848)

«Вальс-фантазия» (орк. ред.— 1856),

Музыка к трагедии «Князь Холмский» (1840)\

Модест Петрович МУСОРГСКИЙ (1839—1881)

Модест Петрович Мусоргский - один из самых гениальных русских композиторов 19 столетия, член "Могучей кучки". Новаторское творчество Мусоргского далеко опередило своё время.

Родился в Псковской губернии  21 марта 1839. Как многие талантливые люди, с детства показал способности в музыке, учился в Санкт-Петербурге, был, по семейной традиции, военным. Решающим событием, определившим, что Мусоргский рожден не для военной службы, а для музыки, стала его встреча с М.А.Балакиревым и вступление в "Могучую кучку". Мусоргский велик тем, что в своих грандиозных произведениях - операх "Борис Годунов" и "Хованщина" запечатлел в музыке драматические вехи российской истории с радикальной новизной, которую не знала до него русская музыка, показав в них сочетание массовых народных сцен и разнообразное богатство типов, неповторимый характер русских людей. Эти оперы, в многочисленных редакциях, как автора, так и других композиторов, являются одними из самых популярных русских опер в мире. Еще одним выдающимся произведением Мусоргского является цикл фортепианных пьес "Картинки с выставки", колоритные и изобретательные миниатюры пронизаны русской темой-рефреном и православной верой.

В жизни Мусоргского было все - и величие, и трагедия, но он всегда отличался подлинной духовной чистотой и бескорыстием. Последние его годы были тяжелыми - жизненная неустроенность, непризнание творчества, одиночество, пристрастие к алкоголю, всё это определило его раннюю смерть в 42 года, он оставил сравнительно немного сочинений, некоторые из которых были завершены другими композиторами. Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского предвосхитили некоторые черты музыкального развития 20 века. Мусоргский умер , 28 марта 1881 года в Николаевском военном госпитале в Петербурге, куда был помещён после приступа белой горячки. 

Основные произведения

Оперы

«Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1874), «Хованщина» (1872—1880, не оконч; редакции: Н. А. Римского-Корсакова, 1883), «Женитьба» (1868, не окончена; редакции: М. М. Ипполитова-Иванова, 1931), «Сорочинская ярмарка» (1874—1880, не окончена; редакции: Ц. А. Кюи, 1917), «Саламбо» (не окончена; редакция Золтана Пешко, 1979)

Различные циклы

«Картинки с выставки», цикл пьес для фортепиано (1874)

«Песни и пляски смерти», вокальный цикл (1877)

«Ночь на Лысой горе» (1867), симфоническая картина

«Детская», вокальный цикл (1872)

«Без солнца», вокальный цикл (1874)

«Интермеццо» (первоначально для фортепиано, позднее для оркестра)

Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893) 
Родился 25 апреля 1840 года в селении Вятской губернии.

Его мать играла на фортепиано и пела. В 1849 году семья переехала в город Алапаевск, а в 1850 году — в Санкт-Петербург. В 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения. Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно.

В 1861 году поступил в Петербургскую консерваторию. По окончании консерватории, по приглашению Николая Рубинштейна, переехал в Москву.

В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», а также чтобы покончить с различными слухами и сплетнями по поводу своей личной жизни, импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет.

В 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 18761890 годы вёл обширную переписку, но никогда не встречался. Фон Мекк посвящена одна из работ Чайковского этого периода ― Четвёртая симфония(1877).

В середине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в КлинуМосковской области, где сейчас находится его мемориальный музей.

Весной 1891 года П. И. Чайковский совершает поездку в США. В качестве дирижёра своих произведений.

Скончался в 3 часа пополуночи 25 октября (6 ноября по новому) 1893 года от холеры в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской.

Основные произведения

Оперы

«Воевода» (1868);«Ундина» (1869); «Опричник» (1872)»; 

«Евгений Онегин» (1878); «Орлеанская дева» (1879); «Мазепа» (1883); «Черевички» (1885);«Чародейка» (1887); «Пиковая дама» (1890);«Иоланта» (1891)

Балеты

«Лебединое озеро» (1877);«Спящая красавица» (1889);«Щелкунчик» (1892)

Симфонии

Симфония № 1 «Зимние грезы» op. 13 (1866), Симфония № 2 op.17 (1872)

Симфония № 3 op. 29 (1875),Симфония № 4 op. 36 (1878)

«Манфред» — симфония (1885),Симфония № 5 (1888),Симфония № 6 op.74(1893)

Сюиты

Сюита № 1 op. 43 (1879),Сюита № 2 op. 53 (1883),Сюита № 3 op. 55 (1884)

Сюита № 4 Моцартиана op. 61 (1887),Щелкунчик, сюита для балета op. 71a (1892)

Николай Андреевич РИМСКИЙ - КОРСАКОВ (1844—1908)
Родился 18 марта 1844 года в небольшом городке Тихвине Новгородской губернии в старинной дворянской семье. Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. В 1856 году поступает в петербургский Морской корпус и берет уроки у известного пианиста Ф. Канилле, который в 1861 году знакомит своего даровитого ученика с М. Балакиревым, главой кружка молодых музыкантов. Попав в профессиональную музыкальную среду, юный Римский-Корсаков осознает свое истинное признание. Однако по окончании Морского корпуса он получает назначение на клипер "Алмаз" и на три года покидает Россию. В этот период он пишет — вторая часть (АндантеПервой симфонии, после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство. Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова принимается за Первую симфонию. Музыкальная картина «Садко» 1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере.

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы - 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора 

В начале 1890-х годов наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 1890-х творчество приобрело исключительную интенсивность.

Умер в усадьбе Любенск 21 июня 1908 года, близ Санкт-Петербурга.

Основные произведения

Оперы

«Псковитянка» (1872); «Майская ночь» (1879); «Снегурочка» (1881); «Млада» (1889-1890); «Ночь перед Рождеством»  (1894); «Садко» (1896); «Моцарт и Сальери» (1897); «Боярыня Вера Шелога (пролог к Псковитянке)» (1898); «Царская невеста» (1898); «Сказка о царе Салтане» (1900); «Сервилия» (1901); «Кащей Бессмертный» (1902); «Пан воевода» (1904); «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1903-1905); «Золотой петушок» (1907)

Симфонические произведения

Симфония № 1

Увертюра на темы трех русских песен

Антар (Симфония № 2); Симфония № 3

«Испанское каприччио» (1887); «Шахерезада» (1888)

Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 - 1975) 
Дмитрий Дмитриевич Шостакович - один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения - это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, судьбой родной страны.

Родился в Санкт-Петербурге 25 сентября 1906 года. Первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом - так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году. 

До определённого периода, а именно до постановки оперы "Леди Макбет Мценского уезда", Шостакович творил как свободный художник - "авангардист", экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие. 

Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насыщенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки.

В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа1975 года.

Основные произведения

Оперы

«Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки»

Балеты:

«Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935).

15 симфоний, 15 струнных квартетов.

Цикл, Двадцать четыре прелюдии и фуги, соч. 87 (1950—1951).

Оратория «Песнь о лесах» и др.

 Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (1891—1953)

Сергей Сергеевич Прокофьев - один из крупнейших русских композиторов 20-го века, пианист, дирижер. 
Родился в Донецкой области21 апреля 1891 года, с детства приобщился к музыке. Прокофьева можно считать одним из немногих (если не единственным) русских музыкальных "вундеркиндов", с 5 лет занимался композированием, в 9 лет написал две оперы (конечно, эти произведения ещё незрелые, но показывают стремление к созиданию), в 13 лет сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н.А.Римский-Корсаков

С самого начала карьеры Прокофьев много выступал и гастролировал. В 1918 году он выехал в международное турне, в том числе приезжал в СССР, окончательно вернулся на родину в 1936 году.

Страна изменилась и "свободное" творчество Прокофьева вынуждено уступило реалиям новых требований. Талант Прокофьева расцвел с новой силой - он пишет оперы, балеты, музыку к кинофильмам - острая, волевая, предельно точная музыка с новыми образами и идеями, заложила фундамент советской классической музыки и оперы. В 1948 году произошли почти одновременно три трагических события: по подозрению в шпионаже была арестована и сослана в лагеря его первая жена-испанка; вышло Постановление Политбюро в котором Прокофьев  и другие подверглись нападкам и обвинениям в "формализме" и вреде их музыки; произошло резкое ухудшение здоровья композитора, он удалился на дачу и практически не покидал её, но продолжал сочинять. 

Творчество Прокофьева поражает многогранностью и широтой тематики, самобытность его музыкального мышления, свежесть и своеобразие составили целую эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века и оказали мощное воздействие на многих советских и зарубежных композиторов.

Сергей Сергеевич скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года.

Основные произведения

Оперы

«Пир во время чумы», «Маддалена» (1911; 2-я редакция 1913), «Игрок» (1919),

«Любовь к трём апельсинам»  (1921), «Огненный ангел» (1927), «Семён» (1940),

«Обручение в Монастыре» (1946) , «Война и мир» (1943), «Повесть о настоящем человеке», «Далёкие моря» не окончена.  

Балеты

«Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921), «Стальной скок»  (1927), «Блудный сын» (1929),  «На Днепре» (1931), «Ромео и Джульетта» (1940),

«Золушка» (1945), «Сказ о каменном цветке» (1951).

Вокально-симфонические произведения

Произведения для оркестра

Инструментальные концерты

Произведения для фортепиано

 Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 - 1943) 
Сергей Васильевич Рахманинов - крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер.

Родился в Новгородской губернии 1 апреля 1873 года. С четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской  Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х годах. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение - поэма "Колокола" для хора, солистов и оркестра.

В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером.

Искренне любил и тосковал по родине, думая, не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями, происходящими в России, читал книги, газеты и журналы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в Фонд обороны СССР. Рахманинов создал всего 6 произведений, но все они принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

Его последние сочинения - Симфония № 3 (1937) и "Симфонические танцы" (1940) стали итогом творческого пути, вобрав в себя все лучшее его уникального стиля и скорбное чувство невосполнимой утраты и тоски по родине.

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью меланома (рак кожи). Несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, которую прекратил лишь незадолго до смерти.

Рахманинов умер 28 марта 1943 г. в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США

Основные произведения

Оперы

«Алеко» (1892), «Скупой Рыцарь» (1903),  «Франческа да Римини» (1904).

Концерт для фортепиано с оркестром № 1(1890), №2(1900), №3(1909), №4(1927).

Соната № 1 для фортепиано (1907), Соната № 2 для фортепиано (1913).

Симфония №1(1895), №2(1907), №3(1937).

Симфонические поэмы «Князь Ростислав»  (1891), «Утёс» (1893), «Каприччио на цыганские темы» (1895), «Остров мёртвых» (1908), «Симфонические танцы» (1941), «Колокола» (1913).

Около 80 романсов.

 Иоганн Себастьян БАХ (1685 - 1750) 

 Иоганн Себастьян Бах - немецкий композитор, органист. 21 [31] марта 1685Эйзенах. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695-1702 учился в Ордруфе и Люнебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703-1707 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707-1708 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708-1717 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717-1723 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723-1750 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729-1741).

Бах - один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностыю жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма..

Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха — духовная кантата. Бах создал 5 годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, «свободная» поэзия), по роли хорала и т.д. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». Выработанные в кантате драматургические принципы нашли претворение в мессах, «Страстях», «Высокая» месса h-moll, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки - токкату, фантазию, пассакалью, хоральную Прелюдию.

Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «ХТК» — первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже 17— 18 вв. темперированного строя. Величайший полифонист, в фугах «ХТК» Бах создал непревзойдённые образцы, своего рода школу контрапунктичного мастерства, что нашло продолжение и завершение в «Искусстве фуги», над которым Бах работал на протяжении последних 10 лет жизни. Бах — автор одного из первых клавирных концертов— Итальянского концерта (без оркестра), полностью утвердившего самостоятельное значение клавира как концертного инструмента. 6 Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов. 

Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя ее. В 1750 году Баха дважды прооперировали, но он остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля 1750 года, возможно, причиной смерти стали осложнения после операций.

Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770 - 1827) 

Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор, пианист, дирижёр, родился в декабре 1770 года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, где - то 16 декабря.

Первоначальное музыкальное образование получил у отца, певчего Боннской придворной капеллы. С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Бетховена в духе немецкого просветительства. С 13-летнего возраста органист Боннской придворной капеллы. В 1787 Бетховен посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство фортепьянной импровизации. После окончательного переезда в Вену (1792) Бетховен как композитор совершенствовался у И. Гайдна др. Концертные выступления Бетховена в Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Буде проходили с огромным успехом.

В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит — воспаление внутреннего уха. К началу 1800-х гг. Бетховен - автор многих произведений. Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер. Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена — «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора.

После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.

Бетховен умер 26 марта 1827 года.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791)

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, Австрия. Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд Моцарт был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов.

В 1762 году юный Моцарт написал свою первую композицию. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. По заказу императора Иосифа II Моцарт за несколько недель написал для итальянской труппы оперу «Мнимая простушка», но ее не стали исполнять. 17701774 годы Моцарт провёл в Италии. В 1771 году в Милане где ставятся его оперы.

Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты, и много др. В 17751780 годах Моцарт написал 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров. В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей».

В 1781 году Моцарт женился на Констанце Вебер. Оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» успеха не имели, только в Праге. Денег на жизнь не хватало. У него стали накапливаться долги. Последними операми Моцарта стали «Так поступают все» (1790 год), «Милосердие Тита» (1791 год), несмотря на то, что была написана за 18 дней, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год).

В мае 1791 года Моцарт был зачислен на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана; эта должность предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана, однако, Хофман пережил Моцарта.

Интересна история написания «Реквиема». В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство; реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены.

Умер Моцарт 5 декабря 1791 года примерно через час после полуночи, на тридцать шестом году жизни. Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Большинство исследователей считает, что Моцарт действительно умер, как это и было указано в медицинском заключении, от ревматической (просовидной) лихорадки, возможно, осложненной острой сердечной или почечной недостаточностью. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери и сейчас поддерживается музыковедами. В мае 1997 года суд, рассмотрев дело Антонио Сальери по обвинению убийстве Моцарта, вынес ему оправдательный приговор.

Франц Петер ШУБЕРТ

(1797—1828)

Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ

(1891—1953)

 Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 - 1943) 

        Шопен

Михаил Иванович ГЛИНКА 

(1804—1857)

Модест Петрович МУСОРГСКИЙ 

(1839—1881)


Модест Петрович МУСОРГСКИЙ
 

(1839—1881)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядных пособий и проверочных тестов при изучении биографий композиторов на уроках музыки.

В работе раскрывается один из методов изучения биографий композиторов. В комплектах: наглядные пособия (раздаточный материал), тесты в форме презентации (составлены на основе наглядных пособий), ключи...

Учебный мульфильм "Сент-Коломб. Сочинения и биография композитора XVII века".

Жан (?) де (?) Сент-Коломб - герой знаменитого романа П. Киньяра и фильма А. Корно "Все утра мира". Но весь сюжет их выдуман, к этому моменту о композиторе было известно только четыре случайные упомин...

Биография русских и зарубежных композиторов.

Данный материал содержит биографические данные  о русских и зарубежных композиторах: Антонио Вивальди, Л.ван Бетховен, Э. Григ, Ф. Шуберт, Вольфганг Амадей Моцарт, Иоганн Себастьян Бах, Франц Шуб...

Композитор Петр Ильич Чайковский: годы жизни, биография и творчество.

Композитор Петр Ильич Чайковский: годы жизни, биография и творчество...

Биографии композиторов юбиляров, списки произведений. Материал для олимпиады по музыке.

Ф. Шопенhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD,_%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BAЛ. В. Бетховенhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%82%D1%85%D0%BE%D0%B2%D...