Музыкальное занятие. Тема: Песни военных лет.
материал по музыке (5 класс)

Сизова Валентина Сергеевна

Музыкальное занятие. Тема: Песни военных лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 444444.doc90.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие. Тема: Песни военных лет.

Цель: Познакомить учащихся с песнями, созданными в годы войны (авторами, историей, жанровым многообразием), которые являются образцом творчества, занимают особое  место в музыкальной культуре, отражают славу и мощь родной страны, воспевают её подлинных героев, подают положительные примеры и воспитывают чувство патриотизма.

Задачи: Воспитание патриотизма у школьников, формирование любви к родине, готовности к её защите, выработка чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Предварительная подготовка: учащиеся делают небольшие сообщения о данных песнях, авторах, истории создания; можно заранее разучить  мелодию и тексты песен или распечатать комплекты с текстами на каждого учащегося; можно пригласить взрослого участника самодеятельности, исполняющего военные песни и частушки в сопровождении гармоники.

Оборудование: синтезатор, музыкальный центр, аудиозаписи и тексты песен военных лет, портреты композиторов (В.П.Соловьёва-Седого, А.Александрова, М.Блантера, М.Фрадкина, Н.Богословского), сборники военных песен, иллюстрации концертов военных лет, две бескозырки, одна военная пилотка.

Музыкальный материал:

  1. «Священная война», муз.А.Александрова, сл.В.И.Лебедева-Кумача.
  2. «Песня о защитниках Москвы», муз. Б.Мокроусова, ст. А.Суркова.
  3. «Ой, туманы мои, растуманы», муз.В.Захарова, ст.М.Исаковского.
  4. «Шумел сурово брянский лес», муз.С.А.Каца, ст.А.В.Софронова.
  5. «Соловьи», муз.В.П.Соловьёва-Седого, сл.А.Фатьянова.
  6. «Вечер на рейде», муз.В.П.Соловьёва-Седого, сл.А.Чуркина.
  7. «Огонёк», музыка народная, сл.М.Исаковского
  8. «В землянке», муз.К.Листова, сл.А.Суркова.
  9.  «Тёмная ночь», муз.Н.Богословского, ст.А.Агатова.
  10.  «Случайный вальс», муз.М.Фрадкина, ст.Е.Долматовского.
  11.  «В лесу прифронтовом», муз.М.Блантера, сл.М.Исаковского
  12.  «Синий платочек», муз.Е.Петербургского, сл. М.Максимова.
  13.  «Враги сожгли родную хату», муз.М.Блантера, сл.М.Исаковского
  14.  «Дороги», муз.А.Новикова, сл.Л.Ошанина.
  15. «Смуглянка», муз.А.Новикова,сл. Я.Шведова
  16.   Военные частушки.
  17.  «Давай закурим», муз.М.Табачникова, сл.И.Френкеля.
  18.  «Катюша»,муз.М.Блантера, сл.М.Исаковского.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

2. Подготовка к предстоящей работе. Сообщение темы зянятия (записать в тетради), эпиграфа (на доске).

«…песни-призывы,

 песни, вдохновляющие

 на справедливую борьбу с врагом,

 …всегда достигали своей благородной цели:

звуки её и слова как нельзя лучше

 выражали наши собственные чувства

 и мы ощущали её своей, родной,

 кровной помощницей…»

(из воспоминаний-мемуаров

                                                     Маршала Советского Союза И.Х Баграмяна)

Учит.: Начало Великой Отечественной войны не остановило развития музыкальной культуры нашей страны.. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: музы не молчали, когда говорили пушки. Героический подвиг нашей истории потребовал напряжения духовных и физических сил народа. Это отражено в творчестве многих композиторов, в разных жанрах – песнях, симфониях, операх, кантатах, ораториях. Все эти произведения создали «звуковую» летопись Великой отечественной войны. Как вы думаете, какой жанр музыки был самым оперативным, быстрее всех других жанров вошёл в будни войны, стал частью жизни фронта и тыла?

Ответ: Песня.

Учит.: Конечно, песня. В песне композиторы выражали свои патриотические чувства. Песня вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою, помогала с достоинством принять неизбежную смерть.

3. Объяснение нового материала.

Учит.: Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми песнями, созданными в годы Великой Отечественной войны. Но и по ним можно получить представление о том, чем жил, во что верил, ради чего геройски сражался наш народ. Многие ребята приготовили сообщения, и мы их заслушаем.

 Песни военных лет занимают особое место в музыкальной культуре, творчестве нашей страны. Написанные в годы тяжёлых испытаний, разные по своей манере, они наполняли нашу жизнь, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма нашего народа, не утрачивают своего эстетического воздействия и трогают сердца величием подвига..

В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И.Х.Баграмян отмечал: «У народа слабого духом не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира… и всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали своей, родной, кровной помощницей.»

За первые годы войны было создано около 100 песен. Они разучивались солистами, хоровыми коллективами, исполнялись перед уходящими на фронт и в минуту затишья. Первая и лучшая из песен – «Священная война», написанная композиторам Александром Александровым на стихи поэта Василия Лебедева-Кумача.

Сохранился черновик неопубликованной статьи композитора А.Александрова.

Ответ: «Как вошла в мою жизнь Отечественная война». Александр Васильевич писал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева…Я никогда не был военным человеком, ног у меня в руках оказалось могучее средство – песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие. И поэтому, с первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею, - песни…»

Учит.: Когда же и где впервые прозвучала песня «Священная война»?

Ответ: В один из июньских 1941 года на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски, запели новую песню. Её чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что пришлось повторить её пять раз. Это была «Священная война». Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с воинами через все испытания к победе.

Учит.: Гениальный полководец, Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в последствии назвал её бессмертной песней. Именно ей суждено было стать музыкальной эмблемой, песней-символом сурового времени Начало войны навсегда связано в памяти народа с набатными звучаниями этой песни. Скорбная мелодия, сдержанный маршевый ритм создает образ непреклонной воли, устремлённости к победе. Мелодия достаточно проста и легко запоминается, что делает ей доступной для массового исполнения.

Давайте, послушаем фрагмент этой песни-призыва. (записать название и авторов в тетради).      (Слушание или исполнение песни  «Священная война», муз.А.Александрова, сл.В.И.Лебедева-Кумача.)

Учит.: Готовность к самым суровым испытаниям, уверенность в победе отражены в следующей песне о столице нашей Родины - Москве.

Ответ: «Песня защитников Москвы» походно-маршевого характера. Написана к фильму «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» композитором Б.Мокроусовым и поэтом А.Сурковым. Много  создано прекрасных песен о Москве уже после войны, но эта фронтовая вестница победы останется в памяти навсегда. (записать название и авторов в тетради).

(исполнение «Песни защитников Москвы»,

 муз .Б.Мокроусова, сл.А.Суркова)

Учит.: В годы войны композиторы и поэты рассказывали о том, как сражались солдаты, как уходили в поход партизаны. Так, например, «Ой, туманы мои, растуманы», написанная в стиле русских протяжных песен. (записать название и авторов в тетради).

(исполнение «Ой, туманы мои, растуманы» 

муз.В.Захарова, ст.М.Исаковского)

Учит.: Славную судьбу имели некоторые песни. Например, «Шумел сурово брянский лес».

Ответ: Песня «Шумел сурово брянский лес» написана по просьбе брянских партизан. Вскоре её запела вся страна. Сегодня её мелодия звучит в Брянске на площади Партизан у памятника Вечной Славы павшим в боях за освобождение Брянска и у Вечного Огня. (записать называние и авторов в тетради)

(исполнение «Шумел сурово брянский лес»,

муз. С.А.Каца, сл..А.Софронова)

Учит.: Талант многих деятелей искусства особенно сильно проявился именно в суровые годы военных испытаний. Это можно сказать о творчестве Василия Павловича Соловьёва-Седого. Его песни стали востребованными тогдашнеми слушателями – и бойцами, которые защищали честь нашей Родины на переднем крае, и теми, кто работал в тылу.

Ответ: В августе 1941 года Соловьёв-Седой эвакуировал с Академическим Малым оперным театром из Ленинграда в Чкалов. Прибыв на место, он создал боевую публицистическую театрально-эстрадную группу. Став её руководителем, он писал музыку, тексты интермедией, сочинял стихи, сатирические сценки, репетировал с актёрами. В феврале эта театральная бригада «Ястребок» выехала в Москву, и с утвержденной программой получили путёвку на Калининский фронт. Ансамбль «Ястребок» выступал в избах, сараях, землянках, блиндажах, полевых госпиталях.

Учит.: Как композитор относился к воинам, и что ему дала общение с фронтом?

Ответ: (В военной пилотке) Знакомство с фронтовым бытом, общение с бойцами помогли композитору уловить их чувства и настроения, а потом передать в своих мелодиях, которые согревали наши сердца, помогали выстоять в жестокой борьбе с врагом.

К воинам Советской Армии Соловьёв-Седой относился с особой душевной теплотой. Объяснял он это так: «Я считаю себя солдатом. И не только потому, что в суровые годы Великой Отечественной войны многократно бывал на фронте, выступал в блиндажах землянках, на военных грузовиках и железнодорожных платформах. Считаю себя солдатом потому, что каждая третья написанная мною песня – о солдате.»

Учит.: В творческой дружбе Соловьёва-Седого и поэта Алексея Фатьянова родилось немало песен. Небезынтересна история возникновения одной и них. Это «Соловьи».

Ответ: Поэт Алексей Фатьянов привёз с фронта Соловьёву-Седому текст «Пришла и к нам на фронт весна» о мире, доме, весне, любви, тоске солдат. Композитор сел за пианино и тут же написал музыку. Затем они позвали к себе народ, обслуживающий гостиницу и генерала-соседа. Исполнили новую песню, получили одобрение, и генерал предложил им исправить одну строку: «Пусть солдаты (а не ребята, как было) немного поспят». Песня начинается припевом, обращённым к соловьям. (записать название и авторов в тетради).

(исполнение песни  «Соловьи», муз. В.П.Соловьёва-Седого, сл.А.Фатьянова)

Учит.: Из шедевров, созданных Соловьёвым-Седым во время Ленинградской осады, в историю вошла песня «Вечер на рейде».

Ответ: . (1 в бескозырке) Это одна из любимых песен моряков «Прощай, любимый город!». Как я её слушаю, прямо сердце щемит. Однажды во время ленинградской блокады Василий Павлович работал в порту на выгрузке дров. А в это время на рейде стоял корабль, который готовился к выходу в море. На его борту кто-то негромко играл на баяне и напевал. Соловьёв-Седой сразу задумал написать песню о тихом чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло уйти в опасный поход. И тут же записал в книжку: Прощай, любимый город! Сразу возникла мелодия вокруг слов. Поэт Александр Чуркин довершил работу над текстом.

(2 в бескозырке) Вы знаете, что песня «Вечер на рейде»  не сразу была признана коллегами-музыкантами? Она показалась слишком мирной и спокойной, не отвечающей обстановке войны. Как можно, возмущались они, в грозные дни нависшей над страной опасности, создавать что-то лирическое, почти застольное. Но неожиданно для всех, песня дошла до солдатского сердца. Когда эту песню передали по радио, в Москву полетели письма с фронта и из тыла. Их авторы – бойцы и офицеры, моряки и пехотинцы, раненные из госпиталей и рабочие оборонных заводов. Все просили ещё и ещё раз исполнить полюбившуюся им песню. Об этом вспоминают в своих мемуарах военоначальники, руководители партизанских отрядов, подпольщики. И вот уже более 60 лет эта песня живёт среди нас.

Учит.: Действительно, песня «Вечер на рейде» звучала и на море и на суше, в тылу и на фронте, на армейских торжествах и в боевой обстановке. Её пели герои Севастополя по листовке, изданной в осаждённом фашистами городе. Эта песня даже проникла за границу. В Италии её пели на новый текст о девушке партизанке, боровшейся с фашистами. В издании песен Соловьёва-Седого она стоит первым номером. (записать название и авторов в тетради).

(исполнение «Вечер на рейде»,  муз .В.П.Соловьёва-Седого, сл. А.Чуркина)

Учит.: Популярность песенного военного творчества Соловьёва-Седого быстро росла. Он стал одним из самых известных композиторов-песенников. Ему даже   была присуждена Сталинская премия.

 Но не только боевые и маршевые песни создавались в те годы. Именно во время войны были написаны прекрасные мелодичные, наполненные большим чувством, нежные, лирические песни. Они звучали в  минуты краткого отдыха, затишья, согревая сердца солдат. Многие авторы таких песен остались безызвестными.  

Эту песню знали и любили в годы войны, и пели все от мала до велика. Звучала она и на фронте, и в далёком тылу. Но и в наши дни её напев волнует душу воспоминаниями, связанными с тем суровым незабываемым временем. Известно, что слова принадлежат М.Исаковскому. Впервые стихотворение «Огонёк» с подзаголовком «Песня», но без нот и указания на то, кем к нему написана музыка, было опубликовано в газете «Правда» от 19 апреля 1943 года. По всей вероятности, поэт, приславший его, знал, что рано или поздно оно станет песней, как это не раз случалось. Действительно, вскоре музыку к «Огоньку» стали сочинять многие профессиональные и самодеятельные  композиторы. Песня  была даже записана на грампластинку и выпущена в 1943, но варианты мелодий многих композиторов распространения не получили.  «Огонёк» распевали именно с той мелодией, которая давно и сразу вошла в песенную антологию. Кто же её автор, благодаря которому она так скоро и широко распространилась и укрепилась в народной памяти?

На эти вопросы исчерпывающего ответа пока нет.  Впервые с той мелодией, которая стала хрестоматийной, «Огонёк» был записан на грампластинку и прозвучал по радио уже после войны  в 1947 году. Её исполнил певец и пропагандист советской песни В.Нечаев с эстрадным оркестром под управлением В.Кнушевицкого. По всей вероятности он и осуществил аранжировку и запись того напева, который из уст в уста, с живого голоса на голос передавался от одного человека к другому, пока не стал той песней, что известна всем нам и любима.

Поиск материалов, связанных с мелодическим первоисточником « Огонька», продолжается. Споры вокруг авторства мелодии  то затихают, то разгораются. Претендентов на него очень много, но ещё больше «первооткрывателей», публикующих занимательные и неправдоподобные истории о рождении «Огонька». Хочется сказать: сочтёмся славою, и пусть эта песня, как и считалась, останется народной. (записать название и авторов в тетради).

(исполнение песни «Огонёк», муз.народная, сл.М.Исаковского)

Учит.: Многие фронтовые песни были рождены самой жизнью. Так произошло с песней «В землянке».

Ответ: Однажды поэт Алексей Сурков выходя из вражеского окружения, попал на минное поле. Было действительно «до смерти четыре шага», даже меньше… После всех испытаний он написал жене письмо и сочинил ей на память стихи, которые стали любимой народной песней «В землянке». Основанное на пережитом душевное состояние поэта, располагало к полной доверительности и нашло верное воплощение в музыке К.Листова.

Учит.: Песня, как бы сокращала расстояния, приближала родных и близких. В песне солдат выражал своё чувство к любимой, веру в её любовь. «Мне в холодной землянке тепло, от твоей негасимой любви» - как много значили эти простые слова в суровые военные будни. (записать название и авторов в тетради).

(исполнение песни  «В землянке», муз.К.Листова, сл А.Суркова)

Учит.: Ещё одна лирическая песня о раздумьях солдата, который тёмной холодной ночью вспоминает свою любимую, верит в неё, и знает, что эта вера спасёт его от пули в смертельном бою. Песня «Тёмная ночь» прозвучала в фильме «Два бойца». (записать название и авторов в тетради).

(исполнение песни «Тёмная ночь», муз.Н.Богословского, сл.В.Агатова.)

Учит.: Многообразен мир песен фронтового быта. Назовите ещё известные вам песни военных лет.

Ответ: Синий платочек, Случайный вальс, В лесу прифронтовом.

Учит.: Так как время урока у нас ограничено, давайте, исполним их по одному куплету. (записать названия и авторов в тетради).

 «Случайный вальс», муз.М.Фрадкина, ст.Е.Долматовского;

«В лесу прифронтовом», муз.М.Блантера, ст.М.Исаковского;

«Синий платочек», муз.Е.Петербургского, сл.М.Максимова;)

Учит.: Следующая песня, решённая композитором М.Блантером и поэтом М.Исаковским в трагическом ключе.

Ответ: Это песня о солдате-победителе, вернувшемся в своё родное село. Прошагавший пол-Европы солдат из песни «Враги сожгли родную хату», находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы… Воин-победитель потрясён увиденным. (записать название и авторов в тетради).

(исполнение песни «Враги сожгли родную хату»,

 муз.М.Блантера, сл. М.Исаковского)

Учит.: Интересна судьба песни «Дороги», которая как бы подытоживает события военных лет.

Ответ: Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор А.Новиков и поэт Л.Ошанин создали удивительную тёплую и сердечную песню-раздумье,  воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя. Миллионы фронтовиков и тружеников тыла приняли её как свою. (записать название и авторов в тетради)

(исполнение песни «Дороги», муз.А.Новикова, сл.Л.Ошанина)

Учит.:  Сегодня у нас в гостях, ребята, активный участник художественной самодеятельности п.Кышик Перепёлкина Лидия Александровна. В годы войны она была маленькой девчушкой, но уже давала концерты перед раненными солдатами. Предоставим им её слово.   (рассказ Перепелкиной Л.А.)

Учит.:Во время войны была популярна ещё одна весёлая песня, которая прозвучала в фильме «В бой идут старики».(записать название и авторов в тетради).

(исполнение Перепелкиной Л.А песни «Смуглянка»,

 муз.А.Новикова, сл.Я.Шведова)

Учит.: В годы Великой Отечественной войны создавались тексты популярного песенного жанра – частушек. В них высмеивались фашисты, Гитлер. И хотя этот жанр передавался из уст в уста, многие частушки дошли до нашего времени. Мы услышим их также в исполнении Перепёлкиной Лидии Александровны.

(исполнение частушек на военную тематику)

Учит.: Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии. Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и своё искусство.

473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела Клавдия Ивановна Шульженко перед воинами Ленинградского фронта. Вот одна из песен её репертуара.(записать название и авторов в тетради).

(исполнение «Давай, закурим», муз.М.Табачникова, сл.И.Френкеля.)

Учит.: Артисты понимали ответственность своей миссии. В холодные дни, в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах в лучшей артистической форме, стремились хоть на короткое время создать для солдат атмосферу праздника.

 Вот как в рассказе Валентина Катаева оживает один из концертов певицы, состоявшийся за 15 минут до атаки.

Ответ:«Прямо на снегу стоит Лидия Русланова… На ней яркий сарафан. На голове цветной платок… На шее бусы. Она поёт… Звуки чистого и сильного голоса смешиваются с взрывами и свистом вражеских пуль, летящих через голову». Учит.: Певица вместе с нашими солдатами прошла дорогами войны, своими русскими напевами напоминая им отчий дом, родных. И  День Победы в самом Берлине тоже был отмечен песней.

Ответ: На ступеньках Рейхстага воины-победители слушали бесхитростную шуточную песню «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой. Над счастливыми, восторженными солдатами разливалась мелодия русской песни. Когда Русланова закончила петь, один из генералов подошёл к ней, отстегнул со своей шинели боевой орден, прикрепил его на грудь певицы и низко поклонился ей.

Учит.: Где ещё звучали песни, когда театры, коллективы были эвакуированы в глубь страны?

Ответ: Центром музыкальной жизни в городах и сёлах в годы войны стало радио.

Учит.: Нельзя не вспомнить ещё об одной песне. Почти легендарную  популярность обрела «Катюша». Написанная ещё в мирное время, она в годы войны пелась повсюду.  На её мелодию подбирались самые разные стихи. Задорная и лирическая она несла с собой веру в победу. Её знают во всех странах и поют на разных языках. Когда автор-композитор М.Блантер приехал в Италию, местные газеты писали, что в страну прибыл синьор «Катюша». (записать название и авторов в тетради).    

(исполнение песни  «Катюша» , муз.М.Блантера, сл. М.Исаковского)                                  

4. Проверка понимания учащимися изученного материала.

Учит.: Познакомившись с некоторыми песнями, созданными в годы войны, я думаю, вы поняли, что они занимают особое место в музыкальном творчестве нашей страны. Эти песни являют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым многообразием. Какое же значение имели песни военных лет?

Ответы:  - Песни помогали ковать победу,

- песни вдохновляли бойцов на подвиги во имя родной страны,

- песни в годы войны были боевым оружием, они звали на бой, рождали уверенность в победе,

- в песнях слышались ярость и гнев народа, его готовность к победе,

- вся страна пела песни, помогающие разгромить врага. Это было подтверждением нашей веры в победу,

- лирические песни военных лет говорили о верности и любви, несли радость в минуты отдыха,

- песни воскрешали в памяти тёплые слова прощания с любимым городом,

- шуточные песни поднимали дух бойцов, подбадривали их.

(записать кратко в тетради).

Учит.: Песни военных лет!...За что же их так любят и помнят в народе, за что берегут, как святыню хранят? Только ли за простоту и душевность, мелодичность и красоту поэтического и мелодического языка? Безусловно, и это всё важно, но в чём главное достоинство их?

Ответы: Стойкий оптимизм, неиссякаемая вера в добро, в извечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть.

5. Подведение итогов.

Учит.:  Минули годы и десятилетия. Но и сейчас мы обращаемся с глубоким волнением к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой отечественной войны. Они подают нам положительные примеры и воспитывают чувство патриотизма. От первых военных залпов до победного майского салюта прошагали эти песни в боевом строю. И за это низкий поклон их авторам, известным и безымянным.

6. Домашнее задание.

Учит.: Домашнее задание следующее: Найдите песни на военную тематику, созданные уже в мирное время. Это могут быть просто тексты или аудиозаписи современных исполнителей. На следующем занятии мы сравним их с песнями военных лет. Большое спасибо тем, кто приготовил свои сообщения. И давайте поблагодарим нашего гостя Перепелкину Лидию Александровну за прекрасное выступление! Наше занятие закончено. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-поэтическая композиция "Песни военных лет"

Мероприятие посвящено победе в Великой Отечественной войне. Здесь дети знакомятся с песнями о войне, дружбе, преданности, любви к Родине и состраданию к погибшим. Узнают какие песни были написаны во в...

Классный час на тему "Песни военных лет"

класссный час, посвященный 9 мая...

Урок-презентация по краеведению в 6 классе на тему"Песни военных лет".

Урок-презентация по краеведению в 6 классе на тему"Песни военных лет"....

Конспект музыкального занятия «Любимые песни из детских кинофильмов».

Детские фильмы – самые лучшие. Особенно старые. Невероятные приключения и трогательные персонажи...

План-конспект музыкального занятия. Тема: «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

План-конспект музыкального занятияТема: «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».      Цель: развитие интереса обучающихся в познании музыкал...

План-конспект музыкального занятия. Тема: «Влияние музыки на человека».

План-конспект музыкального занятияТема: «Влияние музыки на человека».Цель: воспитание у детей любви к музыке, желание ее слушать, обогащать музыкальные впечатления.Задачи:Образовательные:...