влияние музыки на здоровье человека
проект по музыке

Казинская Елена Николаевна

Актуальность:   Многие современные исследователи обращаются к различным видам безлекарственных воздействий в качестве лечебно-восстановительных средств реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма. 

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль.

Цель проекта: Создание условий для активизации музыкального потенциала детей и развитие эмоциональной сферы средствами музыкотерапии.

Задачи:

1.Изучить теоретический материал по данной теме. Дать представление о музыкальном искусстве, познакомить с его ролью в жизни людей.

2.Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания классических музыкальных произведений

3.Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.

Гипотеза  – музыка влияет на настроение и поведение человека. Если духовно развивать человека средствами музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.

Методы работы - изучение и анализ литературы по данной теме проекта,  наблюдение, экспертный опрос, тестирование.

База исследования - Жидиловский филиал Заворонежской СОШ, учащиеся

4-х, 5-х, 6-х, 7-х и 8-х классов.

Предмет  исследования – влияние музыки на школьников.

Методика проведения исследования - срок: 15 января -15 марта 2019 года.
 Изучение и анализ теоретического материала по теме проекта. Тестирование и анкетирование школьников. Исследование влияния музыки на учащихся
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_novyy_glavnyy.docx145.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект-исследование «Влияние музыки на здоровье человека»

                                                                           Работу выполнила:

                                                                           Туркинен Ксения учащаяся 6 класса

                                                                           Жидиловского филиала          

                                                                           Заворонежской СОШ,

                                   

                                                                           Руководитель:

                                                                           Казинская Елена Николаевна,

                                                                           учитель музыки            

      Актуальность:   Многие современные исследователи обращаются к различным видам безлекарственных воздействий в качестве лечебно-восстановительных средств реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма.  

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль.

Цель проекта: Создание условий для активизации музыкального потенциала детей и развитие эмоциональной сферы средствами музыкотерапии.

Задачи:

1.Изучить теоретический материал по данной теме. Дать представление о музыкальном искусстве, познакомить с его ролью в жизни людей.

2.Провести тестирование и сравнительную диагностику оценки функционального состояния учащихся до и после прослушивания классических музыкальных произведений

3.Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.

Гипотеза  – музыка влияет на настроение и поведение человека. Если духовно развивать человека средствами музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья. 

Методы работы - изучение и анализ литературы по данной теме проекта,  наблюдение, экспертный опрос, тестирование.

База исследования - Жидиловский филиал Заворонежской СОШ, учащиеся

4-х, 5-х, 6-х, 7-х и 8-х классов.

Предмет  исследования – влияние музыки на школьников.

Методика проведения исследования - срок: 15 января -15 марта 2019 года.
Изучение и анализ теоретического материала по теме проекта. Тестирование и анкетирование школьников. Исследование влияния музыки на учащихся

Формы работы занятия, игры, анкетирование.

Формы организации занятий - групповые, подгрупповые  и индивидуальные занятия.

Типы занятий - типовые, доминантные, тематические, интегрированные, ознакомительные.

Объект исследований - учебный процесс, способствующий поддержанию, восстановлению и содействию психосоматическому здоровью детей.

Практическая значимость - Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами классической музыки.

Россия, Тамбовская область, Мичуринский район

2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Музыка и здоровье.

Глава 2. Формы и виды музыкотерапии.

Глава 3. Направления музыкотерапии.

Глава 4. Исследования и эксперименты.

   4.1 Вокалотерапия

   4.2 Кинезитерапия

   4.3 Музыкоцветотерапия и музыкоизотерапия

Глава 5. Примеры музыкотерапевтического воздействия на детей школьного возраста.

   5.1 Эксперимент № 1

   5.2 Эксперимент № 2

   5.3 Эксперимент № 3

   5.4 Эксперимент № 4

   5.5 Эксперимент № 5

Выводы.

Заключение

Библиографичекский список

Приложение.

ВВЕДЕНИЕ.

                                 О, музыка, – язык любви, язык всемирного общенья!..
                                Как звуки вечные твои нас призывают к пробужденью,

                                 Как наполняют кровь и мысль, как успокаивают нервы,
                                Когда по залу пронеслись раскаты двух аккордов первых.

                                 Ты, музыка, – язык любви, созданье божьего свеченья.
                                Как очищаешь душу ты, как зажигаешь вдохновенье! 

                                                                                                     Людмила Кудрявцева

     Одной из характерных черт современности является бурный научно-технический прогресс. Обеспечение с помощью современных технологий материальных потребностей общества приходит в явное противоречие с последствиями техногенного загрязнения окружающей среды и его отрицательным воздействием в первую очередь на здоровье человека.

     Во многих регионах Земли ухудшается качество жизни, увеличивается заболеваемость, сокращается средняя продолжительность жизни.

     Все это повлекло за собой одно из страшных заболеваний человечества СХУ (синдрома хронической усталости). Сейчас эта болезнь все больше набирает силу и уже во весь голос начинает заявлять о себе. Основным составляющим СХУ является ослабление иммунной системы.

     Возникает необходимость по-новому с социальных, политических и экономических позиций рассматривать ключевые вопросы организации медицинской помощи массового оздоровления населения и общества в целом.

     Многие современные исследователи обращаются к различным видам безлекарственных воздействий в качестве лечебно-восстановительных средств реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма.

     Особый интерес вызывает использование в медицине музыкального искусства, что получило название «музыкотерапия», то есть - целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей. В основе данного лечебно-профилактического направления лежит использование различных методов воздействия музыкой.

    Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль.

     В последнее время стала очень актуальна наука «музыкотерапия». Слушая музыку, улучшается эмоциональное состояние, восстанавливается внутренний механизм саморегуляции. Именно поэтому в 2000 году в Москве на базе МАИМ был организован Первый Международный Конгресс «Музыкотерапия и восстановительная медицина в 21 веке».

 Сегодня музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыковедения и др.     

     Отсюда, объектом исследований является учебный процесс, способствующий поддержанию, восстановлению и содействию психосоматическому здоровью детей. Музыкотерапия — это лечение музыкой соматических и психических заболеваний. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии.

ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ И МУЗЫКА.

    Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В разных странах Древнего мира музыкой лечили всевозможные недуги, и вполне успешно! Но многие наверняка замечали, что и ритмика настоящей поэзии сродни музыкальному строю. И неудивительно, что поэты часто посвящали свои стихи разным явлениям музыкальной жизни.
   Литературные источники повествуют о широком применении ее еще в древних государствах: Шумеро-Вавилонии, Индии, Египте, Китае и Греции. Виднейшие древнегреческие философы: Пифагор, Аристотель, Платон, Демокрит указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. В трудах средневековья находим описание чудесных исцелений, достигнутых при помощи игры на музыкальных инструментах.

     Уже в работах древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, речи, танцах, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Когда его ученики вечером ложились спать, при помощи музыки он освобождал их от дневной суеты, очищал взволнованное умственное состояние и приготавливал им хороший сон и вещие сновидения. Однажды Пифагор приказал музыканту-флейтисту поменять лад, исполняемой им музыки и таким образом успокоил молодого человека, разъяренного изменой своей возлюбленной и хотевшего спалить ее дом.  

     Другой философ Платон полагал, что ритмы и лады действуя на мысль, делают ее сообразно им самим. Поэтому лучшая охрана государства – музыка скромная и простая, а не женственная или дикая. Музыка наслаждения, но его мнению расшатывала связь индивида и общества, а это служило началом нравственного и физического упадка, приводящего к разного рода болезням.

     В теории Аристотеля очищение души происходит в процессе восприятия произведений искусства.

     Демокрит советовал слушать флейту для излечения смертельных инфекций.  

     Итак, «музыкальная психотерапия» была создана еще в древней Греции. Данные не подвергались научному анализу, но все же оказались во многом справедливыми. Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия психоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

     Во второй половине 19 века интерес к музыкотерапии существенно возрос. Это было обусловлено возможностью использования музыки в качестве одного из средств для предупреждения и снятия усталости, утомления, а также для повышения работоспособности человека.

     Исследования таких авторов, как Бехтеров и Догель показывает, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения. Было обнаружено усиливающее действие музыки на пульс и дыхание. мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру. Минорная музыка медленного темпа уменьшала частоту сердечных сокращений, снижала максимальное артериальное давление, тонус мышц и температуру. Мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Используя музыку как ритмический раздражитель можно достигнуть повышения ритмических процессов организма. Известно, что ритм марша, который исполняется чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца позволяет идти очень долго, не испытывая сильной усталости.

     Во Франции в Национальном институте переливания крови во время операций звучит музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания.

     Воздействие музыкой влияет также на мышечную и пищеварительную системы. Демлинг заявлял, что некоторые музыкальные произведения изменяют кислотность желудочного сока. В связи с этим, обед в музыкальном сопровождении очень полезен. В университетской клинике Мюнхена к медикаментозному лечению больных с заболеванием желудочно-кишечного тракта добавили ежедневные прослушивания произведений Бетховена и Моцарта, что приводило к более быстрому улучшению состояния.

     Европейскими специалистами было также отмечено, что музыка действует избирательно – в зависимости не только от ее характера, но и от инструмента, на котором исполняется. Среди них можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – это орган.

      Французский врач-психиатр Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Им музыкотерапия использовалась в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении.

      Слушая музыку улучшается эмоциональное состояние, восстанавливается внутренний механизм саморегуляции. Именно поэтому в 2000 году в Москве на базе МАИМ был организован Первый Международный Конгресс «Музыкотерапия и восстановительная медицина в 21 веке».

ГЛАВА 2.    ФОРМЫ И ВИДЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ.

     Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

- системное использование музыки для лечения, физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства;

- средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма;

- средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы;

- одну из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь.

     Сегодня музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыковедения и др. Она все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.

    Различают основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.

   Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. То есть это процесс слушания, восприятия музыки с психотерапевтической целью.

Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: это воспроизведение музыки с помощью музыкальных инструментов или собственного голоса.

Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.

Кроме того, музыкотерапия может быть двух видов: индивидуальная и групповая. Соответственно, при индивидуальной музыкотерапии сеанс происходит непосредственно между клиентом и психотерапевтом, а при групповой – в группе. Последняя используется в случаях, когда необходимо работать с коммуникативным поведением человека.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ

   Музыкотерапия в ХХ веке оформилась в несколько школ.

Шведская школа (основоположник — А. Понтвик) выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания. Лечебный эффект американского направления музыкальной психотерапии основывается на идеях традиционного психоанализа. Во время сеанса психотерапевт с помощью музыки доводит пациента до катарсисной разрядки и этим облегчает его состояние. В связи с этим большое значение имеет подбор музыкальных произведений, вызывающих необходимые переживания.

   Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных жанров и стилей с учетом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.

   Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг), исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств.

Особенную роль в развитии музыкотерапии принадлежит парижской школе профессора Альфреда Томатиса, обратившего внимание на фантастическую целебную эффективность музыки Моцарта, ее способность стимулировать интеллект и исцелять человека даже от неизлечимых болезней.

   Антонио Менегетти (Италия) разработал основы онтопсихологической музыкотерапии, направленной не только на исцеление, сколько на профилактику болезни, с помощью комплексного действия через пение, звук, танец.

В России первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце ХІХ-нач. ХХ столетия. В работах, появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен.

     Одна из наиболее перспективных методик современной музыкотерапии разработана Рушелем Блаво (Санкт-Петербург). Его система основана на интеграции научной медицины и древнего опыта использования целебного действия звука целителями Индии, Непала и Шри-Ланки.

     Специальные методики исцеления пением положены в основу системы (Москва). В прошлом оперный певец выделяет вокалотерапию как метод повышения резервных возможностей организма человека и коррекции нарушенных функций методом активного вокального тренинга.

     Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал Валентин Петрушин (Москва). Его практический опыт синтезирует лучшие из известных древних методик и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, В. Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека.

      Владимир Элькин (Санкт-Петербург), будучи практическим целителем, сумел эффективно объединить музыкотерапию с цветодиагностикой М. Люшера, разработав комплексную помощь в решении психологических проблем (слово, живопись, музыка).

ГЛАВА 4.  ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ.

       Первые исследования оздоровительного воздействия музыки на организм человека начались в конце XIX века. В 1899г. невропатолог Джеймс Л. Корнинг провел впервые исследования с использованием музыки для лечения пациентов. Первые научные труды, исследующие механизм влияния музыки на человека, появились в конце XIX-нач. XX столетия. В работах, и др. появляются данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение, газообмен.

      Музыкотерапия сегодня обретает перспективу подняться в статусе от технологии разрешения медицинских, реабилитационных, развивающих, коррекционных, и воспитательных задач к экспертной системе активного влияния на личность человека. Соединение медицинских, педагогических, психотерапевтических методов с управляемым музыкальным воздействием может совершить переворот в судьбе, как отдельного человека, так и общества в целом.

      Отсюда, объектом исследований является учебный процесс, способствующий поддержанию, восстановлению и содействию психосоматическому здоровью детей.

      Следует вспомнить, как тесно слито было когда-то искусство со всеми сторонами жизни человека. Все события в жизни первобытного человека сопровождались музыкой, танцами, рисованием. На важную роль искусства в образовательном процессе детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной педагогики прошлого Э.Сеген, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов.

     Активная музыкотерапия предполагает активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезитерапия – танцтерапия, хореография) или музыкоцветотерапии (восприятие музыки в сочетании с цветом) или музыкоизотерапии (восприятие произведений изобразительного искусства – картин природы, а также «изображение» музыки в рисунке).

      1..Вокалотерапия.

 Положительный эффект в терапевтической и коррекционной работе обеспечивается вокалотерапией. В благоприятном воздействии пения на человека можно выделить два аспекта:

   - коррекция психоэмоционального состояния,

   - лечебно-оздоровительная направленность пения.

     Механизм лечебно-оздоровительного воздействия пения основывается на использовании системы активного классического вокального тренинга, цель которого является повышение резервных возможностей организма, коррекции нарушенных функций. Подтверждением огромного влияния классического пения на организм человека является перечень певцов-долгожителей: Козловский, Лемешев, Лисициан.

     Применение этого метода в образовательном процессе благоприятно воздействует на общее физическое состояние учащихся.

     Шушарджан, раскрывая механизм вокалотерапии, отмечает, что в процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации.

     Коррекции психоэмоционального состояния средствами вокалотерапии осуществляется как в индивидуальной (сольное пение), так и групповое (хор, ансамбль) формах.

  2.. Кинезитерапия

     Помимо вокалотерапии, активная музыкотерапия может выражаться в форме танцтерапии, хореографии, коррекционной ритмики, психогимнастики. Эти виды музыкально-двигательной терапии основаны на единстве музыки и движения, на активной деятельности детей под музыку и в последние годы все чаще рассматриваются как составляющие целого самостоятельного направлаяения – кинезитерапия.

       Формы движений, применяемые в коррекции могут быть различными. Все они могут быть использованы на уроке музыки.

       Танец – это особая форма движения, это музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Танцтерапия основана на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состояний в танце является пантомима, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания.

       Коррекционная ритмика – вид активной музыкотерапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмодвигательного воздействия. Музыка регулирует движения и дает четкие представления соотношений между временем, пространством и движением.

       Именно эта широта проявлений ритма лежит в основе многих направлений использования ритмики. Ритм выступает как универсальная космическая категория. Чувства ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождаются моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечное сокращение языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног. Напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях. Одновременная стимуляция мышц-антагонистов, вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа.

       Особенности коррекционно-ритмической терапии является наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением как лечебный фактор. Ее действие будет эффективнее, если ритм как организующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирования движений. Ритмика различает и память. Именно поэтому коррекционная ритмика очень широко используется не только в психоневрологических клиниках, но и в реабилитационных центрах, а также в специальных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии.

       Одной из современных методик, относящейся к кинезитерапии, является психогимнастика. Она включает в себя некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные – основанные на внушении, тренировочные, разъясняющие, активизирующую психомоторику, упражнения, игры, направленные на развитие сторон психики ребенка. Псохогимнастика по задачам и содержанию близка к программе рационально-эмоционального воспитания в США. Основная цель психогимнастики – научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоциональным воспитанием, как в процессе занятий психогимнастикой, дети изучают различные эмоции и возможность ими управлять.

       Таким образом, психогимнастика примыкает к психокоррекционным методикам, задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

4.. Музыкоцветотерапия и музыкоизотерапия

       Коррекция психоэмоциональных нарушений осуществляется на основе синтеза музыкального и зрительного восприятия: музыкоцветотерапия (восприятие музыки в сочетании с цветом), музыкоизотерапия (восприятие произведений изобразительного искусства – картин природы, а также «изображение» музыки в рисунке).

       Музыкальное восприятие в сочетании с активизацией зрительных образов (просмотр видеозаписей красивых картин природы, шедевров мировой живописи на фоне музыки) обеспечивает моделирование, реконструкцию психоэмоционального состояния, оказывает сильнейшее психотерапевтическое воздействие на человека, помогает ему выйти из конфликтной ситуации, потрясений. Такие сеансы отвлекают пациента от травмирующих его переживаний, помогают увидеть красоту мира, которая за переживаниями остается незамеченной.

      ГЛАВА 5. ПРИМЕРЫ МУЗЫКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Изучив и проанализировав теоретический материал по теме проекта, мы выдвинули гипотезу: музыка влияет на настроение и поведение человека. Если духовно развивать человека средствами музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.

     1.Мы решили провести эксперимент среди учащихся 6-х классов по оперативной оценке их самочувствия, активности и настроения до и после прослушивания музыки.

 Эксперимент №1 «Влияние  музыки на поведение  учащихся»

  Цель тестирования заключалась в том, чтобы проанализировать, как   воспринимают школьники 6 класса музыку разных направлений:

- Классическую

- Популярные современные мелодии

- Композиции тяжёлого рока.
Задание учащимся:
Вначале было предложено самостоятельно замерить свой пульс, затем прослушать классическую музыку, и снова замерить пульс.
Вывод: у большинства пульс не изменился. А у некоторых даже стал спокойнее.
Впечатления детей: музыка светлая, чистая, спокойная, нежная.
На следующий день учащимся снова было предложено замерить свой пульс и прослушать несколько популярных современных мелодий.  Было заметно, как у всех приподнялось настроение, на лицах многих появилась улыбка, некоторые дети даже начали пританцовывать на местах. Затем снова замерили пульс.
Вывод: пульс незначительно участился, настроение стало лучше.
Впечатления детей: музыка задорная, весёлая, лёгкая, хочется танцевать.
На третий день участники эксперимента опять начали с измерения пульса. И прослушали несколько композиций тяжёлого рока.
Вывод: пульс участился на 20-30 ударов, поведение многих детей стало развязным, а некоторые дети просто затыкали уши во время прослушивания.
Впечатления детей: музыка давит на мозги, возбуждает, бесит, голова болит. (См. приложение 1.)

Эксперимент № 2 «Влияние классической музыки на умственные способности учащихся»

 - Для эксперимента взяли 12 человек 7 класса, которых разбили на две группы. Составили для каждой группы два варианта задач на логическое мышление, подобрали композиции классической музыки Моцарта, Шопена, Баха, Бетховена

- Каждая группа участвовала в эксперименте два раза. Первый раз – контрольный – выполняли 8 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй раз – решали задачи во время проигрывания классической музыки.

Цель – проверить влияние классической музыки на умственную деятельность учащихся.

Мы провели исследования с учениками 6 класса (13 человек). В первый раз  с заданием справилось 6 человек. Во второй уже 11 человек.

Вывод: под классическую спокойную музыку с заданием справилось больше человек, значит, она положительно влияет на умственную деятельность школьников, помогает сосредоточиться. Музыка стимулирует работу мозга, помогает формированию аналитических способностей.

  Эксперимент № 3 Методика «Градусник».

     Программа прослушивания длилась 10 минут и состояла из фрагментов музыкальных произведений, подобранных и предложенных учителем музыки для учеников 8 класса:

1.Ф. Шуберт «Аве Мария» - 4 минуты

2.. «Маленькая ночная серенада» - 2 минуты

3.. Л. Бетховен соната № 14 - 2 минуты.

4.Э. Григ «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» - 3 минуты.

     В результате проведённого тестирования нами были получены данные, обработанные и представленные в таблице (см. Приложение ).

   Вывод: проанализировав полученные оценки функциональных состояний учащихся 6-х классов, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 9 учащихся, повысилась степень активности у 11 учащихся, а положительное изменение настроения наблюдалось у 12 учащихся. (всего в 6 классе 13 человека). (См. приложение 3)

  Эксперимент № 4 Влияние музыки на эмоциональное состояние ребят.

   Мы провели исследование и опрос в 4 классе. Мы предложили детям послушать классическую музыку (К. Сенсанс «Лебедь», Л. Моцарт «Маленькая ночная серенада») и тяжелый рок, и выразить свои эмоции в виде рисунков. Мы спросили детей, какие чувства, эмоции вызывает та или иная музыка, что им хочется делать под такую музыку?

   После анализа работ, (основываясь на тест Люшера), мы сделали выводы: цветовая гамма рисунков после прослушивания :

   Ассоциации после прослушивания тяжелого рока: у большинства слушателей в рисунках преобладала черно-коричневая палитра с красными и бурыми вкраплениями. Во многих работах были непонятные безликие фигуры, существа с дьявольскими очертаниями, страх, крик о помощи, кресты, черепа, символы смерти. Это говорит о напряжённости, скованности, агрессивности, незащищённости личности, разочаровании, усталости, беспокойстве, стрессе.

   Вывод: прослушивание музыки в стиле тяжелый рок может ввести человека в депрессивное состояние, испортить настроение, вызвать нервное напряжение. Преобладание отрицательных эмоций, плохое настроение и неприятные переживания могут вызвать плохое самочувствие.

   После прослушивания произведения К. Сенсанса «Лебедь», Л. Моцар«Маленькая ночная серенада» испытуемые вновь зарисовали свои эмоции и настроение.

   Ассоциации: на рисунках изображено солнце, изображение белого лебедя, прекрасные красавцы – кони с пышными гривами, нежный образ девушки на коньках, зимняя дорога, дом с окнами и трубой, из которой струится дымок. Чаще использовались краски светлых тонов: голубые, желтые, зеленые, синие, белые. Выбор таких цветов как: синий, зеленый, голубой, желтый, розовый  говорит о хорошем настроении, спокойствии, радости, уравновешенном эмоциональном состоянии учащихся.

   Вывод: Прослушанная классическая музыка вызвала у большинства положительные эмоции, хорошее настроение, которые можно понять по рисункам.

Эксперимент № 5. Анкетирование.

Анкетирование я провела среди ребят 5-6-х классов – 18 человек.

Цель - узнать отношение учащихся к музыке и проанализировать музыкальные предпочтения.

Результаты анкетирования (См. приложение 4)

100% (18 чел.) - почти всем ребятам нравится слушать музыку

83% (15чел.) считают, что от музыки зависит их настроение

83% (15чел.) считают, что музыка нужна в повседневной жизни

77% ( 14чел.) считают, что музыка может влиять на организм человека,

94% (17 чел.) хотели бы научиться играть на музыкальных инструментах,

66% (12 чел.) хотели бы вы, чтобы музыка присутствовала и на уроках математики, русского языка

27% (5 чел.) – нравится больше - классическая музыка,

58% (11 чел.) – предпочитают популярную музыку,

22% (2 чел.) любят рок-музыку.

Вывод: У большей части учащихся положительное отношение к музыке

( 66-100%), они любят слушать музыку и понимают, что музыка влияет на организм человека. Музыкальное предпочтение отдают популярной музыке. (61% учащихся). К сожалению, только 27% учащихся увлекаются классической музыкой.

ВЫВОД

       Мы считаем, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, доказана полностью.
       Обобщая полученные данные и результаты, полученные в ходе исследования, приходим к выводу, что различные формы музыкотерапии применимы не только в специальных музыкальных образовательных заведениях, но и в рамках программы «Музыка», на других гуманитарных предметах, также при прохождении лечебных мероприятий, как в группе, так и индивидуально.

       Знание методов и приемов музыкотерапии, а самое главное, вера в их исцеляющую силу самим учителем предоставляет широкую возможность продиагностировать и откорректировать психологическое и физическое состояние подрастающего поколения, поднять их жизненный тонус.

     Таким образом, мы убедились и доказали, что классическая музыка благотворно влияет на здоровье человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Творчество в системе музыкальной психотерапии является одним из наиболее эффективных, но и в то же время наиболее сложным приемом оптимизации психического состояния детей. Занимаясь музыкальным творчеством, человек творит не только музыку, но и прежде всего себя.

     Изучив и проанализировав материалы по теме проекта, нами были сделаны следующие выводы:

1)музыка способна порождать особую энергетику множественного воздействия;

2)музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе оздоравливающей;

3)терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времён и нашли научное подтверждение в наше время.

       Выдвинутая нами гипотеза о том, что духовное развитие человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на состояние его здоровья, была подтверждена в ходе практической исследовательской деятельности. Полученные результаты тестирования и диагностики подтвердили наше предположение.

    Поскольку оздоровление организма при помощи музыки доступно всем, то знания о том, как это достигать, необходимы. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни и предлагаем рекомендации по использованию средств музыкального искусства для оздоровления организма, а также репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии. (см. Приложения 5).

    Подводя итог нашему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесёт радость, здоровье и наслаждение.

Используемая литература:

1., «Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей2 – Ростов-на Дону, 2004.

2. «Большая советская энциклопедия», 2003г.

3. «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»(Образование в современной школе. 2005г. №9).

4. «Что может музыка?» (Музыка в школе, 2004г. №4)

5. «Влияние музыки на здоровье человека» (Музыка в школе 2008г., №1)

Е. Перламутрова. Песенная терапия при работе с детьми. Журнал «Искусство в школе», № 1, 1997.

И.И. Клюкин. Удивительный мир звука. - Л.: Судостроение, 1978. – 168 с.

Л. Мельников. Музыка… разрушения. Журнал «XXI век. Гостиная».

В.Ю. Завьялов. Музыкальная релаксационная терапия. Практическое руководство. – Новосибирск, 1995.

6. Интернет-сайты «classic-music.ru», «toke-cha.ru», «vargan.ru», «wind-instrument.ru»,

«musicbox.narod.ru», «classic-music.ru»

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение №4

Вопрос

Да

   Нет

Не знаю

1.

Нравится ли тебе слушать музыку?

18

     -

-

2.

Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?

15

     1

2

3.

Нужна ли музыка в повседневной жизни?

15

3

-

4.

Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?

14

     3

1

5.

Хотелось бы вам научиться игре на музыкальном инструменте?

17

1

-

6.

Хотели бы вы, чтобы музыка присутствовала на уроках математики и русского языка

18

-

-

   7.

Какая музыка вам больше нравится?

а) классическая                                                                              

5

-

-

б) поп-музыка                                                                                

11

-

-

в)рок-музыка                                                                                  

2

-

-

Приложение № 5

Репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии.  Когда и какую музыку лучше слушать?

    Для того чтобы успокоиться, расслабиться, снять нервное напряжение, лучше всего подойдут произведения: Чайковского "Баркаролла", "Сентиментальный вальс", Бизе "Пастораль", Леклера "Соната до-мажор" (ч.3), Сен-Санса "Лебедь", Глюка "Мелодия" из оперы "Орфей и Эвридика". Шостакович "Романс" из к/ф "Овод", Бизе "Старинная песенка", Глазунов "Антракт" из балета "Раймонда", Лей "История любви", Леннон "Вчера", Дебюсси "Лунный вечер", Форэ "Элегия".

   Депрессивные состояния, как нельзя лучше, снимут произведения: Генделя ария из кантаты "Те Деум", Шуберта "Аве Мария", Шумана "Грезы", Чайковского "Осенняя песня", Дворжака "Славянский танец 2", Форэ "Колыбельная", Чаплина "Это моя песня", Чайковский симфония "Зимние грезы".

   Программа тонизирующей музыки: Монти "Чардаш", Чайковский "Вальс" из "Серенады для струнного оркестра", Огинский "Полонез", Сарасете "Наварра".  Колыбельные: "Спи, моя радость, усни" Моцарт - Флис,  "Сон приходит на порог" Дунаевский - Лебедев-Кумач,  "За печкою поет сверчок" Островский - Петрова,  "Колыбельная Светланы".

   Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Шопен "Мазурки, "Прелюдии", Штраус "Вальсы", Рубинштейн "Мелодии",  Штраус «Сказки Венского Леса», «Мелодии» Рубинштейна, Бетховен "Симфония Ля-Минор".

   Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы. Бах "Кантата 2", Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор". Орф кантата "Кармина Бурана" "На неверных весах моей души".

   Для общего успокоения, удовлетворения. Бетховен "Симфония 6", часть 2, Брамс "Колыбельная", Шуберт "Аве Мария", Шопен "Ноктюрн соль-минор", Дебюсси "Лунный свет", Чайковский "Июнь Баркорола» из цикла «времена года»; "Сентиментальный вальс", Д. Шостакович «Романс» из к\ф «Овод».

   Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми. Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21". Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5, Брукнер "Месса ля-минор", Римский-Корсаков Песня индийского гостя из оперы "Садко"; Э. Григ "Утро" из сюиты "Пер Гюнт".

   Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением. Моцарт "Дон Жуан", Лист "Венгерская рапсодия 1", Хачатурян "Сюита Маскарад", М. Огинский «Полонез»; Ф. Мендельсон «Весенняя песня».

   Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения: П.Чайковский "Шестая симфония", 3 часть, Л.Бетховен "Увертюра Эгмонд", Шопен "Прелюдия 1, опус 28", Ф.Лист "Венгерская рапсодия 2", Моцарт "Рондо в турецком стиле"; Ж. Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»; Д. Верди «Марш» из оперы «Аида».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

реферат "Влияние музыки на здоровье человека"

Как музыка влияет на здоровье человека. "Нам песня и строить и жить помогает"...

проект по музыке. Влияние музыки на здоровье человека.

Выявить особенности влияния музыки на физическое здоровье человека....

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»...

Влияние музыки на здоровье человека

Презентация, рассказывающая о влиянии музыки на здоровье челвоека...

Влияние музыки на здоровье человека.

 Музыка в зависимости от ритма, темпа, мелодии по-разному воздействует на человеческий организм. С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоро...

Методический доклад «Влияние музыки на здоровье человека»

Многие учёные-медики говорили об огромном воздействии музыки на организм человека, его нервное состояние, дыхательную систему и кровообращение....