Разработка урока по музыке 4 Класс «Музыка народная и композиторская»
методическая разработка по музыке

Чан Олег Льтэнович

Разработка урока по музыке 4 Класс  «Музыка народная и композиторская»  Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx19.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        4 класс   3 урок

 Тема урока: «Музыка народная и композиторская»

Ход урока.

Учитель: - Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте!

Учитель: Сегодня, у нас очень яркий  и красивый урок. "Песня - душа народа", - слышим мы от музыкантов. Одним из трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Очень разные бывают песни.

Во все времена песня играла и сейчас играет очень большую роль в жизни людей.

И песня, И стих - Это бомба и знамя... писал Маяковский.

Учитель:-  Скажите, пожалуйста, Ваши бабушки любят петь?

 А какие они поют песни?

Дети: - русские…народные.

Учитель:- Действительно. Бабушки знают большое количество русских народных песен. Народные песни – песни, у которых нет определенного автора. Это колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки. Свадебные песни. Протяжные лирические, рассказывающие о женской доле. Былины, повествующие о подвигах древних богатырей... Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества, настолько оно многообразно. В нем, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая.

Учитель:- Ребята, а какие Вы знаете народные песни?

Дети:- «Во поле береза стояла», « Калинка», «Ой, мороз», «Ой, цветет калина» и другие.

Учитель:- Замечательно! Предлагаю, вам спеть одну из них. Пожалуйста, желающие…

Из класса выходит один ученик, исполняет один куплет песни «Ой, мороз, мороз».

Учитель: - Спасибо!  Народная песня - музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространённый вид вокальной народной музыки. Народная песня - одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразит, фольклором. Обособление её - результат длительного. исторического развития фольклора. Народная песня. отличает богатство жанров, различных по происхождению, характеру и функции в народной жизни. Существенная черта большинства традиционных жанров – непосредственная связь Народная песня с бытом, трудовой деятельностью (напр., песни трудовые, сопровождающие различные виды труда - бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др., обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, - колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.). Плясовые Наибольшее музыкальное  развитие в фольклоре всех народов получили лирические песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Именно в этом жанре откристаллизовались высшие формы многоголосия, сложные мелодические, и музыкально-поэтические композиционные структуры. Разнообразие содержания лирических народных песен обусловлено, прежде всего, разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и др.). Каждая социальная группа общества имеет свою песенную лирику. Народные песни неотделимы от разнообразных народных танцев.

Учитель:- Дорогие, ребята! Предлагаю, Вам встать и станцевать под песню «Течет ручей», в исполнении Н. Кадышевой.

Учащиеся танцуют, под предлагаемую музыку.

Учитель:- Как здорово, Вы танцуете! Молодцы! Наблюдая, за Вашими танцами я выяснил, что Вы в танце использовали:  дробушки, кто-то взял с собой платочек, а кто-то приседал.  Вы, немножко размялись. Вам понравилось?!

Дети:- Очень.

Учитель:- В Народных песнях преобладает строфическая и куплетная форма, часто с композиционно выделенными запевом, припевом. Различным по содержанию поэтическим строфам (куплетам) каждой народной песни соответствует обычно один напев, варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни).

Учитель:- Особое место в народно-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Известны также так называемые "бродячие" мелодии, исполняемые у разных народов со своими песенными текстами. В фольклоре каждого народа существуют подлинные шедевры песенного мелоса. Народные песни занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа.

Учитель:- Ребята, а какие песни, Вы поете?

Дети:- Разные. (Учащиеся называют песни из репертуара современных групп, исполнителей).

Учитель:- Спасибо. (Учитель приглашает одного из школьников исполнить любимую песню).  Ну, о народной песне мы поговори, спели и даже станцевали. Скажите, пожалуйста, как называется человек, который сочиняет музыку?

Дети:- Композитор.

Учитель:- Правильно. Поэтому, и песни написанные композитором называются композиторские. В композиторской песне мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текстов. Композиторская песня – это профессиональное вокально-инструментальное сочинение. В отличие от народной песни, композиторская доходит до нас в первозданном виде, даже если она была написана 100-200-300 лет назад. Композиторы писали музыку на стихи профессиональных поэтов, поэтому, композиторскую песню еще называют «профессиональной песней». Композиторская песня появилась, предположительно, в период позднего Средневековья: в 16-17 веках, когда произошло освобождение от влияния церкви и стала развиваться светская культура, а с ней композиторское и поэтическое мастерство, далекое от строгих церковных канонов.

Учитель: - Давайте послушаем с вами песню, и вы попробуйте ее угадать.                                      (А. Пугачевой «Метель»).

Слушание песни.

Дети:- Это «Метель», в исполнении А.Пугачевой.

Учитель: Правильно. Значит, мы пришли к выводу, что у песни есть «хозяин», человек, который ее сочинил.

Учитель:- Итак, сегодня на уроке, мы познакомились, с  двумя видами песни. Назовите их.

Дети:- Народная и композиторская.

Учитель:- Чем они отличаются?

Дети:- Народные песни - написал народ, а композиторские - композитор.

Учитель:- Молодцы! Вы, усвоили новый материал. Наш урок закончен.

Д/з. Спеть на следующем уроке по одному куплету народной и композиторской песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по музыке в 1 классе "Музыка вечера" учителя высшей категории Козлова Олега Филипповича, МБОУ Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.

Методическая разработка урока по музыке  в 1 классе «Музыка вечера». Программа авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Автор: учитель музыки и истории  высшей категории, Козлов...

Сценарий урока. Предмет: музыка. Тема: Русская народная инструментальная музыка

Цели:Воспитательные:- воспитание грамотного слушателя;- воспитание музыкального вкуса;- воспитание интереса и любви к русской народной музыке;Обучающие:- познакомить с историей создания русских народн...

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

Разработка урока по музыке для 4 класса на тему "Оркестр русских народных инструментов"

План конспект и презентация к уроку музыки в 4 классе на тему "Оркестр русских народных инструментов"...

Открытый урок в 5 классе "Музыка в театре, кино, на телевидении" в рамках районного конкурса "Мой лучший урок"

Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...

разработка урока в 5 классе музыка в баснях

Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели  ...