Главные вкладки

    Разработка урока по музыке для 4 класса на тему "Оркестр русских народных инструментов"
    методическая разработка по музыке на тему

    Самылкина Галина Сергеевна

    План конспект и презентация к уроку музыки в 4 классе на тему "Оркестр русских народных инструментов"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon russkiy_narodnyy_orkestr.zip2.18 МБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс

    Г.С.Самылкиной для 4-го класса по предмету «Музыка».

    Тема урока: «Русский народный оркестр».

    Тип урока: «Урок изучения новой темы».

    Цели урока:

    • Формирование знаний о русском народном оркестре и приобретение опыта музицирования на русских народных инструментах.
    • Развитие двигательной сферы, овладение моторикой мелких мышц, связанных с артикуляцией.
    • Воспитание интереса и любви к русской народной культуре. Нравственно-эстетическое познание музыки.

    План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Теоретическая часть (музыкально-иллюстрированная презентация о русском народном оркестре).
    3. Практическая часть (игра на ударных русских народных инструментах, создание импровизированного оркестра).
    4. Подведение итогов.
    5. Поощрение учащихся (вручение дипломов участника народного оркестра) .

    Ход урока:

    Организационный момент: После приветствия учителя, в класс входит  женщина в русском народном костюме и напевает русскую народную песню «Ой, да на горке калина».

     Учитель:

    -Здравствуй, Матрона! Хорошо поёшь, только эта песня гораздо интересней звучит в сопровождении русского народного оркестра!

    Матрона:

    -Оркестра? А что такое русский народный оркестр?

    Учитель:

    -Ну, раз ты не знаешь, оставайся у нас на уроке. У нас сегодня как раз тема урока «Русский народный оркестр».

    Теоретическая часть (презентация):

    1 слайд. Оркестр – это многочисленный коллектив музыкантов, исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. Бывают симфонические оркестры, камерные оркестры, духовые оркестры и др. В русском народном оркестре музыканты играют на русских народных инструментах.

    2 слайд. Балалайка – русский народный струнно-щипковый инструмент. Характерной внешней особенностью балалайки является треугольный корпус. Инструмент имеет три струны. Балалайка является музыкальным символом России. Первые письменные упоминания о балалайке относятся к 17 веку. На Руси складывали загадки про этот инструмент:

    В лесу выросло,

    Из лесу вынесено,

    На руках плачет,

    А на полу скачет.

    3 слайд. Гусли – инструмент струнно-щипковый. На гуслях от 5-20 струн. Гусли – инструмент очень старинный. Из народных преданий известно, что на гуслях играли певцы-сказители (Баян и Садко). Гусли в народе называли – звончатые и яровчатые.

    4 слайд. Гармонь – инструмент, который считают русским, но на самом деле гармонь появилась в Германии, в 17 веке её привезли в Россию, где она очень полюбилась русским народом. В нашей Саратовской области гармонь усовершенствовали – добавили с левой стороны бубенчики. И такая гармонь стала называться Саратовской гармошкой.

    5 слайд. Духовые инструменты – это такие музыкальные инструменты, звук в которых образуется с помощью воздуха. Народные духовые инструменты делали из прутков, дерева, камыша и т.д. В русской народной песне «Во поле берёза стояла» есть такие слова: «Срежу я с берёзы три пруточка, сделаю себе я три гудочка…»(а этой песне не одна сотня лет).Так и делали русские духовые инструменты. Различали эти инструменты по высоте звучания – свирель, рожок, гудки, свистульки, дудки и т.д.

    6 слайд. Ударные инструменты – звук в которых образуется с помощью ритмических ударов. Ещё их называют шумовыми инструментами из-за неопределённой высоты звучания. К русским народным ударным инструментам относятся – бубны, ложки, колокольчики, трещотки, стиральная доска и др.

    7 слайд. Бубен – ударный инструмент. Ещё в давние времена бубен в Россию завезли из Азии бродячие музыканты. Так же бубен считается народным инструментом в Испании, Италии, является главным инструментом у шаманов.

    8 слайд. Ложки – кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенный столовые ложки в ударный инструмент, сказать совершенно невозможно. Но то, что это самый простой, самый колоритный инструмент русского народа – бесспорный факт. Наши деревянные расписные ложки (преимущественно хохломская роспись) популярны и как сувенир, тысячами их вывозят иностранцы как старинный предмет быта и как музыкальный инструмент.

    Практическая часть:

    Учащимся раздаются русские народные инструменты – трещотки, бубны, коробочки, ложки, бубенчики, стиральная доска, треугольники. Учитель показывает, как надо извлекать правильно звук из каждого инструмента. Дети: каждый повторяют за учителем игру на своём инструменте. Потом учитель предлагает разнообразить песню «Ой, да на горке калина» (песня включается на диске) тембрами русских народных ударных инструментов. Сначала, дети прохлопывают ритм песни, а потом играют по следующей схеме (схема показана на 9 слайде):

    1 куплет – треугольники

    2 куплет – ложки

    3 куплет – трещотки

    4 куплет – коробочки

    5 куплет – бубенчики

    6 куплет – бубен

    7 куплет – стиральная доска и все ударные инструменты.

    Если с первого раза не всё получается, можно ещё раз повторить.

    Подведение итогов:

    10 слайд. Сегодня мы узнали, что в состав русского народного оркестра входят:

    Струнно-щипковые инструменты (дети называют их).

    Духовые инструменты (дети называют их).

    Ударные инструменты (дети называют их, и показывают, каждый на своём инструменте, как на них играть и каким тембром они обладают).

    Учитель:

    -Матрона, теперь ты знаешь, что такое русский народный оркестр.

    Матрона:

    -Да.

    Учитель:

    -Многие ребята сегодня проявили себя настоящими музыкантами. Давай поощрим их!

    В конце урока, учитель с Матроной вручают самым активным учащимся дипломы «Участника русского народного оркестра».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок музыки во 2 классе на тему: "Русские народные инструменты"

    Данный урок проводится во 2 классе в блоге "Гори,гори ясно!",по программе Сергеевой,Критской.На уроке учащиеся в занимательной,игровой форме знакомятся с народными музыкальными инструментами,познают а...

    Урок рисования в 4 классе "Орнамент в русском народном костюме"

    Урок в 4 классе по программе Б. Неменского "изобразительное искусство и художественный труд", знакомство учащихся с орнаментом русского народного костюма....

    Урок во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши".

    Урок был показан на районном семинаре учителей музыки в 2011 году....

    Методическая разработка урока по ИЗО 7 класс: «Возрождение и сохранение народных традиций текстильного творчества – тряпичная кукла»

    Программа: Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, В. И.Колякина, Л. В. Неретина, Г. А. Поровская.Цели: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуман...

    Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме "Русский народный костюм"

    Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме "Русский народный костюм"....