Выступление методической сессии 2018.. Развитие творческой одарённости.
методическая разработка по музыке

Бикбова Румия Дамировна

Выступление методической сессии 2018.. Развитие творческой одарённостис приложением сценария и презентациии выступления. ссылка. https://cloud.mail.ru/public/2KMH/51rx4rE51

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Прежде чем начать занятие и  отправиться  в мир Русской народной Музыки, мне хочется отметить, что сегодня, 1 февраля, по народному календарю - Макарьев день.
  2. И моё занятие я хочу сделать небольшой подготовкой к традиционному народному празднику, празднику Масленице. 

К сведению: Прозвище Макара — весноуказчик. По этому дню наши предки судили о весне. Ясная погода - тепло придет скоро: 

«На Макара капель — в весну раннюю верь». 

А вот если в этот день мела метель — то  на Масленицу  Холод в этот день — а значит, и в течение всего месяца — говорил о том, что лето будет благоприятным. 

  1.           Ну а какой праздник на Руси без русского народного  инструмента? А какого – узнаете из загадки.

  1.       Собой хвалиться я не смею

Всего лишь три струны имею

Но я тружусь,

Я не лентяйка, Я озорная …     балалайка

  Открывается  картинка БАЛАЛАЙКИ, затем предлагается послушать звуки этого прекрасного инструмента, без которого не проходил ни один праздник и сейчас.

Слушание (отрывка) произведения, исполняемого балалайкой: Скерцо Баха. 

       Что мы знаем о балалайке? (рассказ на фоне музыки)

Самый известный русский инструмент, ставший, наряду с гармонью, одним из символов русского народа. Родство с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать,   пустозвонить, калякать’. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

  1. Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Василий Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.
  2.      23 июня в России отмечается международный День балалайки: хотя балалайка считается исконным русским инструментом, но праздник этот отмечается, как международный.

А что бы попасть в этот мир народной, нам нужно распеться и распевочка будет музыкальным приветствием для мира Музыки.

Распевка  «Здравствуйте!». Участники отмечают радостный, светлый характер мелодии. Проговаривают приветствие, затем пропевают под музыку.

http://polpoz.ru/umot/uchite-razlichate-janrovuyu-prinadlejnoste-muziki-i-harakter-p/1.png

7.  Нам предстоит выучить новую песню, песню в народном стиле, песню об этом инструменте, но прежде мы её послушаем.  

    1. Я на балалаечку ленточку повешу

Русскую раздольную песню запою

Пусть она плывёт, плывёт

Над рекой и лесом

Пусть скорей услышат песенку мою.

ПРИПЕВ:

Балалайка, балалайка,

Задушевная, играй-ка,

Ты играй, играечка,

Ах, чудо-балалаечка.

Способы разучивания  песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса:

 1) краткое вступительное слово педагога;

2)  показ песни;

3) беседа с детьми о песне;

4) чтение поэтического текста песни 1 куплета;

5) разучивание песни (репетиционный план).

В разучивании песни можно выделить три этапа:

ознакомление и усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление и художественное исполнение песни.

Разучивание по фразам. В этот период работы обращается внимание  на правильность звуковысотного интонирования мелодии песни, ритмическую четкость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции.

Несложные одноголосные запевы в народных песнях лучше разучивать полностью, не разделяя на фразы. Сначала музыкальный рук. пропевает фразу или целиком запев песни 2 - 3 раза. Дети внимательно слушают, а затем сами поют этот же фрагмент песни. Перед началом пения необходимо интонационно-чисто выстроить первый звук. Нужно помнить, что у многих детей  плохо развиты музыкальные слух и память. Поэтому необходимо многократное повторение учащимися одной и той же фразы. Но при этом нужно выдвигать разные учебные задачи. Выученные детьми фразы соединяются в предложения, предложения - в периоды.

 Метод заучивания, где используется исполнение на инструментах.

Отстукивание ритмического рисунка ложками, металлофоном

    1. Я на балалаечку ленточку повешу

Русскую раздольную песню запою

Пусть она плывёт, плывёт

Над рекой и лесом

Пусть скорей услышат песенку мою.

ПОЁМ

8.ПРИПЕВ:

Балалайка,

Ложки

2 ВОСЬМЫЕ, ЧЕТВЕРТЬ

ВЛЕВО

балалайка,

Ложки

2 ВОСЬМЫЕ, ЧЕТВЕРТЬ

ВПРАВО

Задушевная, играй-ка,

Ты играй, играечка,

Ах, чудо-балалаечка

ИМИТАЦИЯИГРЫ НА БАЛАЛАЙКЕ +

Металлофон - «бряцаннье»

ПРОИГРЫШ

ДОБАВЛЕНИЕ колокольчиков

Заключительная часть занятия.

Рефлексия деятельности.

Обсуждение того, что узнали, итого, как работали –Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно выполнять…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось

9. Рефлексия настроения (можно вначале и в конце)

МОЁ НАСТРОЕНИЕ ПОХОЖЕ НА:…

  1. солнышко
  2. солнышко с тучкой
  3. тучку

http://polpoz.ru/umot/uchite-razlichate-janrovuyu-prinadlejnoste-muziki-i-harakter-p/4.png



Предварительный просмотр:

Совершенствование современного общего образования предполагает особое содержание работы образовательных учреждений по раннему выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей. Актуальность практической работы специалистов с одаренными детьми объясняется необходимостью формирования творческого потенциала молодого поколения.

2. Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения результатов в выполнении той или иной деятельности. Это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких(необычных, незаурядных) результатов.

3. Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, Б.Кларк, С. Риз и др.), одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.

  1. Классификация детской одаренности.

В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческой, организаторской, художественной, спортивной и др.

Классификация специальной одаренности детей.

Один и тот же ребенок может проявлять разные типы специальной одаренности. Например, академическую, спортивную и творческую одаренности: одинаково хорошо поет и танцует, на “отлично” успевает по всем школьным дисциплинам. Другими словами, в данном случае можно вести речь о так называемой комплексной одаренности.

  1. Творчески одаренные дети.

Поподробнее остановимся на группе творчески одаренных детей и на тех критериях, которые позволяют говорить о наличии или отсутствии специальной одаренности.

Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выраженные творческие способности, основанные на сочетании высокоразвитого логического и творческого мышления. А так же дети, достигшие успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и т.п.

Критерии творческой одаренности:

  • Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т.п.;
  • Имеет высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей);
  • Часто делает все по-своему (независим), особенно в продуктивной деятельности;
  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
  • часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
  • способен по разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен;
  • склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

реативность является одним из важнейших образований, характерных для художественно одаренных детей. Составными частями креативности (по Е.П. Торренсу) являются следующие: особая чувствительность ребенка к проблемам, возникающим в ходе практической деятельности; ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний; чувствительность к отсутствующим элементам, к любого рода дисгармонии, несоответствию; догадки, связанные с недостающим для решения, формулирование гипотез; проверка этих гипотез, их модификация и адаптация, а также сообщение результатов.

Музыкальные способности:

  • ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает;
  • определяет какая нота ниже какая выше.

Различают общую и специальную одаренность, или общие и специальные моменты в одаренности. Общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определенные умственные качества.

Специальная одаренность связна с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается (одаренность математическая, техническая, музыкальная и т. д.). «Музыкальная одаренность – это то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» [14, с. 24].

В современном искусствоведении, музыкознании, психологии при исследованиях проблем музыкальной одаренности первоначальному анализу подвергаются индивидуально-психологические особенности индивида, требующиеся только для музыкальной деятельности (например, музыкальный слух) и музыкальные способности, применимые и для музыки и для многих других видов человеческой деятельности (например, некоторые особенности внимания). Этот особый комплекс индивидуально-психологических особенностей в отечественном и зарубежном музыкознании получил определение «музыкальность». При этом сегодня учитывается тот факт, что понятие «музыкальная одаренность» гораздо шире по смысловому содержанию, чем «музыкальность»

Для подтверждения данного факта опять же рассмотрим биографии выдающихся людей. Например, творчество Н. А. Римского-Корсакова, характеризующегося.

Во-первыхсилой, богатством и инициативностью воображения, которые начали проявляться у него уже в детские годы и притом сначала не по отношению к музыке. «Я был очень изобретателен на игры, писал композитор, – умел целыми часами играть один. Запрягал стулья вместо лошадей и представляя кучера, я разговаривал сам с собой очень долго….разбирал и собирал часы….» [10, с. 29]. Во-вторых, необычайным богатством зрительных, в частности, цветовых, образов и теснейшей связью цветового воображения со зрительным: «…знаете, все тональности, строи и аккорды для меня лично, по крайней мере, встречаются исключительно только в самой природе, в цвете облаков или же в поразительно прекрасном мерцании цветовых столбов и переливах световых лучей северного сияния! Там и до минор, и си и ля, и все, что вы хотите!» [17, с. 74]. В-третьих, его умением эмоционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем все свои душевные силы, обострив то психическое состояние, которое обычно называется вдохновением.Это же состояние П. И. Чайковский описывает так: «Напрасно я бы старался выразить Вам словами все неизмеримое блаженство того чувства, которое охватывает меня, когда явилась главная мысль и когда она начинает разрастаться в определенные формы. Забываешь все, делаешься точно сумасшедший, все внутри трепещет и бьется, едва успеваешь намечать эскизы, одна мысль погоняет другую» [16, с. 217]. В-четвертых, волевыми особенностями личности, которые привели к созданию 14 опер, 12 симфоний, кантат, произведений для скрипки, фортепиано и т. д. и т. п.

Таким образом, музыкальная одаренность, кроме музыкальных способностей, включает в себя и одаренность в области разнообразных общих способностей.

Основной признак музыкальности – переживание музыки, как выражения некоторого содержания

Музыкальное   переживание       -   это,   в    первую,   и    главную,   очередь эмоциональное переживание  и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки.

 Способность эмоциональной отзывчивости на музыку составляет центр, основу музыкальности. Но при этом нельзя не учитывать и умения воспринимать звуковую ткань произведения, т. е. речь идет об умении не только слушать, но и слышать (Б. М. Асафьев) музыкальное произведение.

Вопрос о структуре музыкальности, который Б. М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым и до сих пор. Сейчас, правда, уже не спорят о том, единое ли свойство музыкальность, или комплекс способностей. Дискуссионным остается вопрос из каких компонентов состоит этот комплекс. Запутанность проблемы объясняется, скорей всего, многомерностью музыкальности, связанной со сложной многоуровневой природой самой музыки (изучение музыки как вида искусства производится с философской, этико-эстетической, социологической, психологической, физической и других точек зрения).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие творческой одаренности дошкольников в музыкально-художественной деятельности Музыкальный руководитель: Бикбова Румия Дамеровна высшая квалификационная категория

Слайд 2

Одаренность - это системное, развивающееся в течении жизни, качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких( необычных, незаурядных) результатов. качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения результатов в той или иной деятельности.

Слайд 3

Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т.п.; Имеет высокий энергетический уровень; Часто делает все по-своему (независим), особенно в продуктивной деятельности; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по- разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен;

Слайд 4

это то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью»

Слайд 5

ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; определяет какая нота ниже какая выше.

Слайд 6

Основной признак музыкальности – эмоциональное переживание музыки , как выражения некоторого содержания .

Слайд 7

Основной признак музыкальности – эмоциональное переживание музыки , как выражения некоторого содержания .

Слайд 8

Музыкальность Ладовое чувство Слуховые представления Музыкально- Ритмические представления

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



Предварительный просмотр:

Развитие творческой одаренности   дошкольников   в музыкально-театрализованной деятельности

Цветы, музыка и дети – лучшее украшение жизни

П.И. Чайковский

 Каждый ребенок в какой-то мере гений, и каждый гений в какой-то мере ребенок. (Артур Шопенгауэр)

Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. (Николай Шелгунов) 

Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо.

Когда дети — счастье, родители — истинные дети! Сухоруков Леонид.

Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст. Виктор Гюго

«Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказки, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок». В. Сухомлинский

И действительно, детская тема проходит через все его творчество, а «Детский Альбом» стал первым сборником пьес для детей в России, вошедшим в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В нем поместилась целая детская страна, большой мир ребенка, рассказанный в звуках.

Мне очень хочется, чтобы дети, вспоминая детский сад, называли его домом радости. А для этого надо создать условия, в которых ребёнок ощущал бы себя эмоционально раскрепощённым. Необходимо создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожими на других, разбудить фантазию, попытаться максимально реализовать творческие способности.

Важнейшим средством эмоционального развития ребёнка является искусство, для которого язык эмоций - родной язык. Самовыражение посредством искусства является способом эмоциональной разрядки. Поэтому меня привлекает такой вид деятельности как музыкальная игра-драматизация, в которой у каждого ребёнка есть роль, с помощью которой он может выразить то, что чувствует.

В процессе музыкально - театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

Результатом моей работы по данному направлению являются театрализованные представления, в основе которых лежит игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета.

Игра- драматизация- это и спектакль и, в то же время переходная форма от игры к искусству. Это первая элементарная форма синтетического искусства, которая доступна детям.

Музыкально - театрализованные представления занимают немаловажное место в целостном музыкальном воспитании ребенка. Театрализация позволяет ребенку любого возраста открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.

Участвуя в драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное выполнение, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец. Поэтому для облегчения задачи я использую музыку, которая помогает передать характер персонажей.

Уже начиная с первой младшей группы, формирую у детей простейшие образно-выразительные умения, например, имитировать движения сказочных животных. В средней группе обучаю элементам образных выразительных средств (интонации, мимики и пантомиме). В старшей и подготовительной группах совершенствую образные исполнительские умения, развиваю творческую самостоятельность при подготовке инсценировок и спектаклей.

Я считаю, что задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.

Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, я использу яркие, выразительные произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него еще не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкуса. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С. Прокофьев, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, Д. Кабалевский, Э. Григ.) расширять представления, детей о музыке разных времен и народов.

Работа над театрализованным представлением помогает решению главной задачи музыкального воспитания – всестороннему развитию ребёнка посредством образно-игровой деятельности.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, так как оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

Музыкально-театральная деятельность включает в себя:

- восприятие музыки;

- песенно-игровое творчество;

- пластическое интонирование;

- инструментальное музицирование;

- художественное слово;

- театрализованные игры;

- сценическое действие с единым художественным замыслом.

В процессе деятельности у детей повышается интерес к занятиям, пробуждаются мысли, фантазии, детские эмоции, развиваются музыкальный слух, память, чувство ритма. Театрализованная игра даёт возможность сплотить детей общей идеей, позволить каждому ребёнку проявить активность, индивидуальность, творчество. Из опыта работы я знаю, что чем раньше вводить на занятиях музыкальную театрализацию, тем быстрее ребёнок может раскрыть себя, где - то преодолеть свою робость, застенчивость.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально - театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский)

Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

Поддержка инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности позволяет развить в детях «живой»интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление.

Близость к игре как ведущему виду деятельности ребёнка, характерные для игры перевоплощения в образ того или иного персонажа, превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми.

Прежде чем начинать работу над сюжетом, я стараюсь продумать все средства художественной выразительности, чтобы как можно ярче преподнести ребятам произведение. А дальше начинается работа с юными театралами. Очень важен процесс репетиций, процесс творческого переживания, воплощения. Поэтому мы делаем различные этюды, упражнения, развивающие мимику, пантомимику. Например: зайчика угостили сладким яблочком (радость); но вот из леса вышел косолапый медведь (страх, волнение); прошу показать под музыку, как прыгает лягушка, ходит лисичка, при этом наблюдаем вместе с детьми различия в передаче образов. Эта работа помогает лучше передать характер персонажа. В вокальной работе использую пропевание самых привычных слов с различной интонацией, меняя лад, темп. Например«Здравствуйте», пропеть радостно, приветливо, угрюмо, грустно; делаем вокально-двигательную гимнастику (упражнения на развитиекоординации движений с пением, вокализируем, прослушанную музыку.

Очень часто понравившаяся мне сказка или сюжет, которая подойдёт для ребят младшего дошкольного возраста, не имеет музыкального сопровождения или написана в прозе (а мне, как музыкальному руководителю интересно нести текст через музыку, тогда в голове рождаются небольшие мелодические линии, удобные по диапозону и ориентированы на конкретного ребёнка. (Например музыкальная сказка «Ру-ду-ду», в которой мной были написаны вокальные партии для всех персонажей.)

Не изменяя своим принципам в работе (видеть творца в каждом ребенке; активное сотворчество вместе с детьми, в ходе подготовки к спектаклю соблюдаю несколько основных правил:

1. Не перегружать детей.

2. Не навязывать своего мнения.

3. Не позволять одним детям вмешиваться в действия других.

4. Предоставить всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Каждому ребенку хочется сыграть роль. Но как это сделать, чтобы испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников, почти никто не знает. Моя задача, убедить ребят, что главное – это то, как они исполняют свои роли – похоже или нет. Вместе с тем, я не требую и большой точности исполнения. Умение придет постепенно после неоднократного проигрывания роли и наблюдений за сверстниками.

В процессе разучивания материала соблюдаю следующие принципы:

• следование природе ребенка, его темпераменту, характеру;

• заинтересованность, новизна, сюрпризность;

• обучение через игру;

• импровизация;

• радость успеха;

• подбор доступного и интересного материала;

• воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и людях.

Используя при постановке спектаклей методику, предложенную в программе «Гармония» (К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко) и методические рекомендации А. И. Бурениной мы строим совместную со специалистами работу следующим образом:

1 этап – подготовительный

Этот этап предназначен для педагогов и включает в себя:

- выбор литературного произведения или готовой пьесы;

- составление общего плана мизансцен игры в конкретном помещении;

- подбор музыки (музыкальных характеристикмузыки к танцам, песен, музыкального оформления)

- продумывание возможных декораций;

- обсуждение костюмов

2 этап - ознакомительный

Для детей этот этап связан с получением новой информации:

- чтение литературного источника, просмотр мультфильма;

- прослушивание пьесы;

- сравнение пьесы и литературного источника;

- знакомство с музыкальным материалом, его анализ

3 этап - поисковый

На этом этапе происходит поиск эмоционально-выразительных средств для создания художественного образа:

- поиск пластического решения (движение, поза, жест);

- выбор мимических средств, характеризующих образ;

- выбор интонации;

- выбор образа костюма

4 этап – практический

Он включает в себя практическую работу по воплощению образа:

- разучивание танцевальных композиций;

- разучивание песен;

- Разучивание текста с разыгрыванием действия по мизансценам.

5 этап - гастрольный

Он предполагает разыгрывание спектакля перед аудиторий (родителями, сверстниками). Возможен повторный показ спектакля для групп детского сада или детей других детских садов.

6 этап – заключительный (рефлексия)

- на этом этапе возможен просмотр сделанной видеозаписи спектакля;

- отображение впечатлений в рисунках и поделках (организация выставки);

- вхождение сюжета в повседневную жизнь детей.

Работа по этим этапам предусматривает постепенное усложнение и поэтому каждое занятие и процесс создания театрализованного представления (игры – драматизации, спектакля) получается живым, развивающим и увлекательным.

Гармоничное сочетание драматического искусства, музыки и художественного слова вместе с развитием детского творчества дает положительные результаты. Ребенок осознает свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде музыкально-театральной деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны взрослых и сверстников.

Особо хочется отметить роль воспитателей и родителей, которые помогают в разучивании текста, в его образном исполнении. Создание спектакля не есть единоличная работа, но работа коллектива в целом. При необходимости, организую консультации с воспитателями и родителями, с целью разъяснения методики работы над тем или иным фрагментом спектакля. Родители также оказывают посильную помощь в создании декораций и костюмов. Важно, что это - коллективное и совместное со взрослыми действие, в котором присутствует большая свобода для проявления индивидуальности и творчества.

Благодаря совместной деятельности в ходе реализации музыкально-театрального представления укрепляются взаимоотношения между детьми, воспитателями, музыкальным руководителем и родителями. Дети становятся более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями. Иначе говоря, постановка музыкально - театрализованного представления позволяет проявить творческую активность детей и родителей, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности.

Думается, что использование музыкальной игры - драматизации возможно и целесообразно на любом возрастном этапе жизни ребенка, т. к. и в дальнейшем она помогает решать такие задачи, как эмоциональное раскрепощение ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению.

Подводя итог, скажу, что музыкально-театрализованное представление, по сравнению с другими видами искусства, обладает особой силой воздействия на зрителя, в том числе и самого юного. Известно, что театрализованную деятельностьможно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. И, как уже было сказано выше, именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.

Я считаю, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в конечном продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой одарённости через научно-исследовательскую деятельность

В данной статье представлен  педагогический  опыт внедрения в образовательный процесс  ведущего   метода обучения развития способностей  одарённых учащихся – метод...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ЧЕРЕЗ НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

З.А.Хайрисламова, учитель русского языка и литературы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 2         города Сургута Аннотация. Статья посвящена описанию актуальных проблем ра...

"Роль читательской конференции в развитии творческой одарённости учащихся"

Читательская конференция - эффективная форма работы в педагогической практике учителя -словесника. В данной презентации помещены материалы, иллюстрирующие  личный опыт педагога....

Презентация "Роль социума в развитии творческой одарённости учащихся"

В презентации показаны этапы работы учащихся с различными социальными структурами села, которые повлияли на развитие их творческих способностей....

Тема методического объединения: «Развитие творческой одарённости в учреждениях дополнительного образования детей.»

Темаметодического объединения:«Развитие   творческой одарённости  в учреждениях дополнительногообразования детей.»...

«Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования»

Каждый ребёнок уникален, и правы те родители, которым удаётся не только угадать его желания, но и вовремя заметить и развить всевозможные таланты.Очень важно, как поведут себя родители, когда обнаружа...

Творчество, одарённость, креативность. Развитие творческой одарённости ребёнка средствами включения его в исследовательскую деятельность

Статья раскрывает особенности использования проектно-исследовательской деятельности в школе, освящает ее влияние на развитие одарённости, творчества и креативности учащихся.  По мнению зарубежных...