«Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования»
статья

Стифеева Елена Львовна

Каждый ребёнок уникален, и правы те родители, которым удаётся не только угадать его желания, но и вовремя заметить и развить всевозможные таланты.

Очень важно, как поведут себя родители, когда обнаружат одаренность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью, такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческой одарённости детей на занятиях  в  творческих объединениях   дополнительного  образования»

Каждый ребёнок уникален, и правы те родители, которым удаётся не только угадать его желания, но и вовремя заметить и развить всевозможные таланты.

Очень важно, как поведут себя родители, когда обнаружат одаренность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью, такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда родители опасливо присматриваются к увлеченности ребёнка, видя в этом чрезмерность. В других семьях способностями ребёнка восхищаются, охотно демонстрируют его знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие. Талантливые дети нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. Детям с признаками одаренности в жизни труднее, чем обычным. Труднее не зависимо от того восхищаются ли ими, считают ли их странными. Родители могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка, то чего не ожидали.

        А вот мы, педагоги, должны быть готовы к работе с талантливым, одаренным ребёнком. Мы должны стать той золотой серединой, которая будет благодатной почвой для творческого роста ребёнка и педагогической поддержкой родителям. Нам необходимо вовремя подсказать, и направить родительское воспитание и совместно создать для талантливого ребёнка ситуацию успеха.

        Важно, что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих факторов, в роли которых выступает успех. Именно успех придаст силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаст основу для формирования высокой самооценки, для проявления неординарности и индивидуальности ребёнка.

        Педагог должен позаботиться о том, чтобы деятельность организованная им скрывала в себе ситуацию успеха.

  • Во-первых, деятельность должна приносить удовлетворение субъекту, и не выполняться по принуждению и необходимости.
  • Во-вторых, без усилий индивидуума невозможна ситуация успеха. Сама личность должна определить свою деятельность- как успех.

Переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, своё неумение и неопытность

А если ребёнок значительно опережает своих сверстников, его творческий потенциал достаточно высок, способности явно уже заложены природой, и всё получается  с первого раза, без видимых усилий, и это особенно заметно в коллективе. Как не остановить развитие ребёнка, не заставить его ждать других и не потерять интерес к деятельности?

Работа в хореографическом коллективе, где важно участие каждого на получение общего результата полагает вовлеченность ребёнка в созидательный прочес. Это значит, каждый получает свой успех, кто-то через труд, добиваясь точного выполнения движений, кто-то от успешной работы в дуэте, где более способный приблизит к себе, найдёт место на «пьедестале», для  менее одаренного ребёнка. И именно таким  образом создаст для себя ситуацию успеха.

Педагогу важно сориентировать ребёнка и  выделить сферы его деятельность для реализации себя, как личности.

Важным инструментом создания ситуации успеха служит концертная деятельность.

Концерт- это праздник на всю жизнь как для артиста, так и для зрителя. Ребёнка манит на сцену тайна актёрского перевоплощения. Подготовка к концерту требует больших усилий и внимания педагогов, воспитанников, помощи родителей. Именно, во время творческого процесса, репетиций, подготовки костюмов исчезает дистанция возраста, место каждого не определяется  принадлежностью к ученическому или педагогическому коллективу. Педагог становится доступнее детям, ребёнок более понятен для педагога, растёт взаимный интерес и симпатия.

Концерт является основной и конечной формой творческой самореализации учащихся.выступление на сцене позволяет  каждому ребёнку пережить чувство радости  от достигнутого, т.е пережить успех, признание зрителей, а зрители- это родители, сверстники, педагоги, знакомые.

Концертная деятельность даёт возможность проявиться неординарности, индивидуальности ребёнка, снимает детские комплексы, делают их раскованнее.

Другой аспект концертной деятельности состоит в том, что она помогает ощутить атмосферу культуры, духовные и материальные ценности, получить ценностное представление о мире. Этому способствует создание яркого образа культуры, событий, чего удаётся добиться с помощью включения зрительного  и музыкального ряда, с помощью создания имитированной среды, театрализации танца и песни, ролевой игры, костюмирования  и  других приёмов и средств, стимулирующих эмоциональную сферу.

Концертная деятельность- это та ниша, в которой талантливый ребёнок найдёт возможность ощутить и пережить ситуацию успеха.

И адекватная оценка родителей и педагогов, совместная радость через сопричастность позволяют растить успешного человека. А успешный человек- это счастливый человек.  Талантливому человеку ощущение счастья просто необходимо, как доказательство особого дара и гармонии с миром.

Если в семье растёт талантливый ребёнок, о чём надо помнить.

  • Маленькие дети не по собственной воле оказываются на сцене. Их туда приводят родители. И хотя мамы утверждают будто ребёнок сам мечтает стать танцором, актёром, певцом, на самом деле об этом мечтает мама и именно она реализует свои амбиции. Талантливый ребёнок- это не только успехи, достижения, приятные знакомства- это ещё физическое здоровье и психика. Хорошо, если ребёнок занимается в коллективе с удовольствием- это расширяет его кругозор, помогает завести друзей и познать что-то новое.
  • Совсем другое дело, когда эти приятные занятия превращаются в изнурительный труд. Когда родители, устав от ответственности перед талантом, отправляют его в свободное плавание: «ты уже большой», «ты должен сам это делать», «твои концерты меня замучили»,  «это твой костюм, ты им и занимайся». Ещё хуже, когда родители увлеченность ребёнка используют, как «шантаж»: «получил 2 по математике,- в танцевальный не пойдешь».

В этом случае ребёнок практически лишается возможности быть успешным и просто счастливым. Стоит ли подвергать неокрепшую детскую психику таким испытанием?

         Давайте отбросим амбиции и взглянем на ситуацию трезво. Способен ли ребёнок справляться с нагрузкой самостоятельно. Может быть, стоит подумать не об «оценках» и «месте в первой линии», а позаботиться  об отдыхе ребёнка. И чтобы успехи ребёнка не меркли на фоне нереализованных амбиций взрослых, не били больно по формирующейся детской самооценке.

Талантливый ребёнок всегда в центре внимания, и не зря говориться «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В РАДИОТЕХНИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Подробные методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на занятиях в радиотехническом объединении....

Педагогическая мастерская: «Развитие креативного мышления творчески одарённых детей» (презентация)

Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на ...

Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".

Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают заняти...

Конспект урока на тему "Развитие творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста разной степени одарённости".

На уроке с разными учащимися показаны формы работы над сочинением меолодии, аккомпанемента, элементы импровизации....

Тема методического объединения: «Развитие творческой одарённости в учреждениях дополнительного образования детей.»

Темаметодического объединения:«Развитие   творческой одарённости  в учреждениях дополнительногообразования детей.»...

Развитие художественно-одарённых детей в условиях творческого объединения

Возможности развития художественно-одарённых детей в условиях творческого объединенияОдин и тот же ребенок может проявлять разные типы специальной одаренности. Например, академическую, спортивную и тв...