Постановка вокального дыхания, основанная на науке Биофонике.
занимательные факты по музыке

Прошина Татьяна Владимировна

Биофонику можно кратко определить как науку о дыхании. Дыхание – не только основа здоровья человека, оно способствует пробуждению и развитию у человека тех способностей, которые заложила в него сама природа.

Постановка вокального дыхания – это необходимый первый этап обучения пению и постановки голоса. Без поставленного певческого дыхания все усилия по освоению песенного материала или сценической речи приведут в лучшем случае к нулевому результату, а в худшем случае – к полной или частичной потере голоса. Ведь обычно человек для извлечения звука использует только связки путем давления на них, чтобы усилить звучание. Однако, таким образом, мы сильно травмируем их и совершенно не используем всех возможностей нашего тела, данных нам природой.

Способность различать высоту звука, интервал между звуками по высоте, продолжительность звучания и паузы между ними, свидетельствует о наличии музыкального слуха. Это достаточно, чтобы учиться играть на желаемом инструменте, но музыкального слуха недостаточно для воспроизведения вокальной речи. Великий итальянский дирижёр Артуро Тосканини согласен был отдать всё, за возможность выразить звуком своего голоса то, что он чувствует. Маэстро хотел петь – более всего на свете.  Богатство своих чувств Тосканини смог выразить с помощью симфонического  оркестра, но своим голосом он не мог, – не было вокального слуха. Способность не только к освоению музыкального инструмента, но и к выражению мелодии собственным голосом свидетельствует о наличии вокального слуха. Это врождённый вокалист – это чудо. В физиологическом аспекте, это дополнительные возможности центральной нервной системы по прямым и обратным импульсам.  Пока вокалисты рождаются, но их число уменьшается, ярких голосов среди этих вокалистов всё меньше и меньше. Это основная головная боль «Биофоники» – сохранить вокал и вокалистов для потомков с научным направлением и обоснованием.

Выдающийся певец Марио дель Монако говорил, что на подготовку настоящего голоса нужно потратить целую жизнь; и нужна ещё одна жизнь, чтобы петь, но, к сожалению, жизнь у нас одна. Никто не хочет тратить долгие годы на высокую выучку и упрекнуть их в этом нельзя.

Подробных описаний вокального искусства в избытке, но особого эффекта от этих субъективных толкований нет. Чаще они сбивают, ненужными подробностями, с верного пути многих вокалистов. В таких случаях писать следует о самых важных и присущих всем, скорее приёмах, нежели ощущениях.  Общие рекомендательные приёмы не навредят, как и информация теоретического направления, которую каждый трансформирует себе. Только практический опыт вокального педагога и признание этого опыта учеником, могут привести, в совместном поиске, к успеху.

Впрочем, вся «Биофоника» пронизана научным, прагматичным, на опыте многократно проверенным подходом. Основополагающим ориентиром, понятным для всех, является сохранение здоровья и голоса. Голос и здоровье существуют не разделимо; голос отзеркаливает здоровье и наоборот. 

Писать о дыхании и звукообразовании, пропагандировать Биофонику, как разновидность направления (практического) – занятие не простое и с риском получения шквала критики. Однако, руководствуясь добрыми намерениями, быть полезным своим соотечественникам, и всем людям доброй воли, автор не претендует на непогрешимость, или истину в последней инстанции, а вносит свою лепту в постижение самого божественного из искусств, и сохранение его первозданной природы.

Отдельно следует подчеркнуть роль диафрагмы в нелёгком певческом труде. Большая часть артистов находятся в полнейшем неведении относительно могущественного ресурса диафрагмы.  Диафрагма имеет в пении столь большее значение, что физиологи – фониатры, не колеблясь, утверждают, что пение есть не что ионное, как гимнастика дыхания.  Воспитание голоса находится в тех же условиях, как и воспитание ума, и требует продолжительного времени.  

 Фонационное дыхание.

Дыхание, принимающее участие в звукообразовании, считается фонационным. Такое дыхание оценивается следующими показателями: а) изменением внутригрудного давления (упругостью воздуха), б) возможностью дыхательно-мышечной системы плавно и продолжительно поддерживать внутригрудное давление, усилием дыхательных мышц, на изгнание воздуха из лёгких, в) возможностью системы гладких мышц бронхов удерживать изгоняемый воздух из лёгких для создания необходимого внутригрудного давления. В целом, фонационное дыхание обеспечивает условия для звука, созданием необходимой упругой среды для голосовых связок. К прерогативе фонационного дыхания относится оптимальное количество воздуха, как для удобства его сжатия, так и продолжительности вокальной фразы.  Таким образом, фонационное дыхание – это оптимальность и равноразмещённость вдоха при определённом сжатии и плавном продолжительном поддержании звука (фонационный выдох). Эти параметры: оптимальности, равноразмещённости, сжатия и звукосопровождения являются решающими в вокальном искусстве, т. к. давно считается, что искусство пения – это искусство дыхания.

Во время пения дыхание можно недобрать или перебрать. Если его недобрать, то его не хватит на музыкальную фразу, а если перебрать, то с ним невозможно будет справиться при сжатии для обеспечения необходимого подсвязочного давления.  Решение оптимальности фонационного дыхания недоступно при малом рабочем объеме лёгких. В этой связи основным вопросом обеспечения фонационного дыхания является достаточный рабочий объем лёгких, при котором возможно обеспечить последующие этапы вокализации. Поэтому оптимальность фонационного дыхания и равнозаполняемость сливаются в один параметр, но без понимания равнозаполняемости не обойтись.  Если наполнение воздухом альвеол будет неравномерным, то, при последующем сжатии, в одних альвеолах не будет достаточной упругости, тогда как в других будет перегруз лёгочной  ткани (перерастяжение), что ведёт к локальной эмфиземе лёгких.

Если наполнение воздухом альвеол будет неравномерным, то, при последующем сжатии, в одних альвеолах не будет достаточной упругости, тогда как в других будет перегруз лёгочной  ткани (перерастяжение), что ведёт к локальной эмфиземе лёгких. Для обеспечения подсвязочного давления или упругой среды для колебаний голосовых связок воздух в лёгких должен быть сжат адекватно напряжению голосовых связок при натяжении и смыкании, а также их амплитуде при фонации. Сжатие воздуха и поддержание подсвязочного давления адекватного колебаниям голосовых связок осуществляется рефлекторно. Рефлекс не будет реализован при слабом дыхании и слабости голосовых связок. Поэтому природой человеку предоставлена возможность распорядиться подготовкой дыхательно-мышечной системы и голоса; оптимально вдохнуть, распределяя вдыхаемый воздух по всем лёгким, и совершить мышечное усилие по сжатию воздуха в лёгких. Это очень важное действие, называемое всеми опорой звука, наличием голоса, диапазона, экспрессии слова.  Всё, что произойдёт с пением, будет отражением этого мышечного усилия по сжатию воздуха и обеспечения упругой среды. Это вокальный старт и от правильности этого процесса зависит дальнейшая судьба вокалиста. Тайной здесь является координация мышц дыхательной системы. Только и только от правильной координации следует оттолкнуться для осуществления тренировки и воспитания вокальной речи. Правильная координация и сжатие – это основа, фундамент, на котором можно начинать строительство вокального искусства. Описать правильность координации и сжатия словами невозможно – это чувства.  

Например, невозможно скоординировать дыхательно-мышечную систему для пения, сутулясь при этом, или достигнуть правильного сжатия воздуха в лёгких, если напрягается шея. Спину необходимо держать подчеркнуто ровно, а сжатие воздуха в лёгких осуществлять с участием всей системы дыхательных мышц. При этом воздух должен быть сжат, как в насосе, а так как гортань, служащая при помощи голосовых связок производительницей звука, должна оставаться в положении совершенно свободным и независимым, то поэтому и надо искать ниже гортани средоточение сопротивления, где и происходит требуемое мускульное усилие

Раскройте любую книгу о вокальном искусстве, и вы прочтёте совет начинать петь естественно. Это ничего не объясняет. Тому, чей голос от природы имеет хорошие стартовые данные, полагаю, что этот совет может принести некоторую пользу. Но для того, кто считает естественным нажимать на горло, это «естественно» должно значить «горлом». Так как же это? Это то же, что сказать косому: гляди естественно! Для него глядеть «естественно» – глядеть косо. Что может быть более трудного в искусстве, как достижение естественности. И сколько времени на это нужно.

Множество препятствий, лабиринтов, капканов и пр. Необходимо справиться с дыханием, звукообразованием, произношением и резонансом одновременно. Формируя голос, нельзя заниматься только звуком. Необеспеченные дыханием, голосовые связки быстро деградируют, на них появляются узелки, донимают лор-заболевания или вовсе пропадает возможность заниматься певческим голосом. Остаётся только разговорный голос, чтобы рассказать, как это прекрасно звучало, к сожалению, в прошлом. Занимаясь отдельно дыхательными мышцами, можно научиться надуваться, пыжиться, натуживаться и т. д. Вмешиваясь в произношение, можно исказить слово до искусственности «с прононсом», «с галушкой во рту» и т.д.  В дыхании необходим объём и пластичность, в звукообразовании – несдавленность и лёгкость, в произношении – чёткость и естественность, в резонансе – прозрачность и звонкость.  Самостоятельно воспитать, вырастить голос невозможно. Только специалист своим наглядным примером – голосом, а не рассказами о былом и показами званий, может помочь постигнуть таинство вокального искусства.  Начинать, как выше упоминалось, следует из организации энергетики голоса – системы дыхательных мышц. Реальной проблемой дыхания является неравномерное заполнение лёгких, т. е. малый рабочий объём, причиной которого выступает неравномерная тренированность и гибкость диафрагмы.

В Биофонике процесс обучения или реабилитации дыхания кардинально отличается от методики существующих учебных заведений тем, что с профессионально не пригодного студента можно вырастить преуспевающего певца, артиста, диктора, политического оратора и даже обаятельного диспетчера.  Начальным этапом является изменение статускво между диафрагмой и лёгкими. Изменения деятельности диафрагмы в Биофонике достигается внутренним бодибилдингом, при этом увеличивается рабочий объём лёгких и равномерность заполнения этого объема, во избежание локальной эмфиземы и ущербности звукообразования.

Неправильная организация системы дыхания влияет на положение гортани и на размеры, принимаемые гортанным отверстием (сфинктером) во время звукообразования.  Неправильная организация системы дыхания сказывается не только на положении гортани и звукообразовании, но и на выражении лица поющего. Все искажения лица, последствия искажения дыхания и звукообразования. Дыхание для голоса – смычёк для скрипки. При словообразовании следует избегать ненужного движения ртом, что привело бы к изменению звука и тембра голоса. Рот артикулирует натурально, без всякого усилия или искажения, с лёгким намеком на улыбку.   Самое удобное звукообразование не следует искать на громком звуке – это ошибка. На громком звуке тренируется сила дыхательно-мышечной системы и голосовых связок. Все хотят добиться постановки голоса на forte (сильно) вместо того, чтобы добиться его на piano (слабо).Все резервы должны использоваться – это дыхательные мышцы поддержки. Диафрагма сама в состоянии поддержать тихий голос, но сценслово или пение без мышц «группы поддержки» не обойтись. Это все мышцы туловища, включая тазовую диафрагму.  Тазовая диафрагма  обойдена вниманием в вокальной литературе, тогда как эта группа мышц обладает суммарной мощью поддержки при сжатии воздуха и звукообразования большой силы и полётности.  Не обладая тренированностью и пластикой, тазовая диафрагма проваливается при взятии предельно высоких нот, в этот момент голос «киксует».

Исходные данные голоса можно развить до неузнаваемости; их можно, проще говоря, накачать.  Действительно, это живой, говорящий, поющий инструмент из мышц, нервов и сосудов. Раз живой, значит изменяющийся с помощью внутреннего бодибилдинга.  Культуризм демонстрирует внешние мышцы, а Биофоника (внутренний культуризм) – голос, накачанные же дыхательные мышцы остаются невидимыми.  Каждому, имеющему слух, доступно накачать голос.  Слух, почти всегда, есть первая причина дурных или хороших качеств голоса, которые приобретаются подражанием.  Если слух и тембр на старте присутствуют, то, несмотря на недостатки, голос можно накачать, до желаемых параметров. Мнение о том, что с голосом нужно родиться – ошибочно. Родившись с маленьким вокальным слухом и голосом, можно вырастить любой голос – это дело техники и желания. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshina.docx0 байтов
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка голоса и развитие вокальных данных детей и подростков.

  Традиционные формы преподавания изменяются, обновляются с учётом требований современности, что потребовало разработки методического пособия для педагогов дополнительного образования...

Вокальные упражнения. Постановка дыхания

Дыхание - основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Так получается, что люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, водить автомобиль. П...

Вокальные упражнения. Постановка дыхания

Дыхание - основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Так получается, что люди в жизни учатся практически всему - ходить, говорить, читать, водить автомобиль. П...

ВШУ.Основание для постановки

Причины постановки учащихся на ВШУ....

Технология постановки дыхания в процессе обучения вокалу на основе дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой

Технология постановки дыхания в процессе обучения вокалу на основе дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой...

Мастер-класс «Постановка дыхания в картаэ-до»

Мастер-класс«Постановка дыхания в картаэ-до»...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по теме: «Дыхание – источник звука. Роль дыхания в вокальном обучении». 2 год обучения, продвинутый уровень

     Пение – одно из проявлений высшей психической деятельности, и если учащийся будет работать вяло, не сосредоточенно и без должного творческого подъема, правильного звуч...