Программа "Основы вокального искусства"
рабочая программа по музыке (5 класс)

Бикбова Румия Дамировна

Программа "Основы вокального искусства" для учащихся образовательных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bikbova_osnovy_vokalnogo_iskusstva.doc300 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

        

Принята на заседании НМС,

протокол от_____________ 2016 г.  № ______

Утверждена приказом от_________ 2016 г. № ______

Рабочая программа

внеурочной деятельности 

«Основы вокального искусства» 

                                                           Составитель Бикбова Румия Дамеровна,

                                                                                                       учитель музыки

                                                                 высшей  квалификационной категории

2016 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка:
  • объект программы, актуальность
  • цель и задачи программы
  • формы и режим  проведения занятий
  • основные требования  к знаниям, умениям и навыкам программы
  1. Планируемые результаты
  2. Содержание программы

        Основные направления и содержание деятельности:        

  • вокально-хоровая работа                                                        
  • музыкально-теоретическая подготовка                                        
  • аналитическая работа        
  • концертно-исполнительская деятельность
  • Методические рекомендации
  • Приложение        
  • Словарь вокально-музыкальных терминов
  • Охрана детского голоса
  •   Список литературы
  1. Учебно-тематический план

        

                

:                                


Музыка — источник положительных

эмоций, который говорит:

«Человек, пой, играй, насвистывай,

двигайся под музыку и делай это так,

как ты можешь и хочешь»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Основы вокального искусства» по внеурочной деятельности для 5 а  класса составлена на основе Авторской программы «Основы вокального искусства».

Рабочая программа является составной частью Основной образовательной программы Гимназии г. Лабытнанги и обеспечивает целенаправленность, систематичность, последовательность в работе педагога по раскрытию её содержания через внеурочную деятельность.

Рабочая программа разработана на учебный 2016-2017 учебный год в соответствии с планом внеурочной деятельности на уровне начального образования.

Рабочая программа разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

        Программа реализуется в течение учебного года в соответствии с расписанием внеурочной деятельности. Учтены Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса    (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении  федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений.

        Целью рабочей программы является реализация содержания Основной образовательной программы Гимназии г. Лабытнанги соответствующего уровня образования в соответствии с установленным количеством часов Учебного плана, плана внеурочной деятельности.

        Основными задачами рабочей программы являются: определение содержания, объёма, порядка   внеурочной деятельности Основ вокального искусства  с учётом целей, задач и особенностей Гимназии г. Лабытнанги, контингента учащихся, запроса социума; обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования; отражение индивидуальности педагогической деятельности с учётом конкретных условий Гимназии г. Лабытнанги, образовательных потребностей и особенностей развития учащихся.

        Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности обеспечивает преемственность содержания Основной образовательной программы Гимназии г. Лабытнанги соответствующего уровня образования; соответствует  направленности образования Гимназии г. Лабытнанги; соответствует требованиям федерального государственного стандарта; специфике и традициям Гимназии г. Лабытнанги;  запросам участников образовательной деятельности и др.

Пение – одно из наиболее широких и общедоступных форм художественной деятельности. Пение – одно из самых древних и богатых областей музыкального искусства. Пение – наиболее близко и доступно детям. Оно  привлекает к активному художественному творчеству и общению и в этом заложены поистине неисчерпаемые воспитательные и организаторские возможности. Пение сплачивает, объединяет людей, является важным средством роста музыкальной и общей культуры, формирования художественных вкусов. Пение объединяет детей общим настроением. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата: оно является лучшей формой дыхательной гимнастики. Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. И все это ПЕНИЕ! Именно эти свойства, качества пения и побуждают меня заниматься с детьми вокалом – любимым занятием для детей, которое является для них развлечением.

Тематическая направленность программы вокального кружка  позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал детей, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении, в чём  просматривается актуальность программы художественно-эстетического цикла.

Данная программа соответствует содержанию музыкального обучения в школе, определенной в концепции Д. Б. Кабалевского, где главным в его содержании является - воспитательная направленность. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, образовательной и воспитательной направленности.

В содержание обучения пению входит не только развитие голоса и музыкального слуха, но и развитие у детей любви и интереса к музыке (пению), не только сообщением круга элементарных знаний о музыке, но и воспитание элементарных зачатков художественного вкуса. Все это определяет пути развития навыка чистого интонирования у детей. Развитие слуха и обучения элементарным певческим навыкам ведет к его  развитию, которое, в свою очередь, развивается в неразрывной связи с музыкальным и общим воспитанием.

В связи с отсутствием подобных программ в общеобразовательных школах, считаю данную программу авторской, актуальной и педагогически целесообразной для работы с детьми, не имеющими музыкального воспитания, но желающими проявить себя в творческом плане.

Актуальность данной программы ещё и в том, что пение, привлекая к активному художественному творчеству и общению, помогает решить воспитательные и организаторские задачи, т.е. тематическая  направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал детей, способствует развитию комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Работа   по выполнению ЗУН ведётся коллективно, индивидуально, дифференцированно.

Возраст обучающихся от 7 до 11 лет. Объём программы - 35 часа.

Программа содержит (в приложении) методическую помощь, список песенного  репертуара, словарь музыкальных терминов, материал по охране детского голоса, список литературы

Цель программы: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры через  постановку голоса, развитие вокальных данных (певческого аппарата)

Задачи  обучающие: формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;

формирование осознанного отношения к музыке: освоение  музыкальной грамоты и игры на инструменте простейших мелодий, усвоение знаний о музыкально-выразительных средствах, усвоение знаний искусства вокала.

Задачи развивающие: развитие музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости; образного и ассоциативного мышления  чистоты интонации в пении;

развитие творческого потенциала голосового аппарата.        

Воспитательные задачи: воспитание всесторонне развитой личности;

воспитание устойчивого интереса к музыке, художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской  и исполнительской культуры ребят. Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются вокальное пение и пение в ансамбле (из нескольких человек), музыкально-ритмические движения, слушание (восприятие), игра на детских шумовых инструментах, игра на фортепиано), теоретико-аналитическая работа, концертно-исполнительская деятельность. Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и концертам.

Основным критерием для оценки степени усвоения программы являются знания, умения, навыки детей на конец каждого  учебного года обучения.

Формы и режим  проведения занятий

Занятия проводятся со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально по 40 минут. Занятия с элементами беседы, где излагаются краткие теоретически сведения со всеми вспомогательными материалами.

Практическое занятие, где  дети осваивают музыкальную грамоту, где большим подспорьем является электронное пособие «Музыкальный класс».здесь разучиваются песни.

Репетиция. Отработка концертных номеров, развитие  хореографических возможностей, помогающие развитию чувства ритма.

Заключительное занятие – занятие-концерт для детей, педагогов, родителей; выезд  в другие учреждения, например, детские сады, в организации родителей.

Выездное занятие – посещение концертов, фестивалей, конкурсов.

Участие в школьных и городских  мероприятиях, конкурсах, фестивалях.

Каждое занятие строится по схеме:

Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием – дыхательная гимнастика;

Распевание;

Работа над произведением;

Анализ занятия;

Задание на дом (группе и индивидуально).

Место внеурочной деятельности в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги

Программа «История моей семьи» для  учащихся 5а класса рассчитана на 35 часов учебного времени, в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2016– 2017 учебный год на данный курс предусмотрено 1 час в неделю.Программа «История моей семьи»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   духовно-нравственноеразвитие    личности.

  1.  Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения дополнительного образования «Основы вокального искусства»  на уровне начального общего образования

В результате изучения курса «Основы вокального искусства» должны быть достигнуты определенные результаты курса

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения   курса «Основы вокального искусства»

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей

умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка— умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное™ универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач   во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности

приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации

формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).

Предметные результаты изучения курса «Основ вокального искусства»  отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  •         формирование общего представления о музыкальной картине мира;

знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений

  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей
  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях

Личностными результатами изучения   курса «Основ вокального искусства»  является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 2 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.
- умение устанавливать простые аналогии ( образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения дополнительного образования «Основы вокального искусства» являются формирование следующих умений.

Основные требования  к знаниям, умениям и навыкам

        В результате обучения пению ребенок должен знать (понимать):

Типы голосов;

Жанры вокальной музыки;

Типы дыхания;

Дыхательную Гимнастику при простудных заболеваниях;

Поведение певца до выхода на сцену и во время выступления;

Образцы вокальной музыки русских, зарубежных, советских композиторов, народное творчество разных народов.

        Уметь:

Петь чистым звуком, легко, мягко, непринужденно;

Петь на одном дыхании длинные фразы;

Петь двухголосие (терции, канон);

Импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты;

Исполнять образцы вокальной музыки композиторов

  1. Содержание работы

Основные направления и содержание деятельности

I. Вокально-хоровая работа

  • Певческая установка

Правильное положение корпуса важно не только с эстетической точки зрения. Оно влияет на голосообразование. Мышечная собранность певца, связанная с хорошей певческой установкой, способствует лучшей организации звука.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов выработаны следующие положения корпуса: и головы:

Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;

Стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

Корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота.

Распевание.

Занятия начинаются с распевок, которые выполняют функцию развития вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов, а так же производят разогрев и настройку голосового аппарата с целью подготовки к работе (постепенное нарастание нагрузки, эмоциональный настрой). Распевки начинаются с упражнений «на дыхание» и артикуляционных упражнений.

 Артикуляция гласных и согласных не должна влиять на устойчивое положение гортани во время пения. Активная пластическая артикуляция - важный элемент вокальной техники.

Определяющим фактором является качество звука,  фонетическая чистота и отчетливость произношения.

Немалую роль в пении играет мимика, способствующая выразительному исполнению. Для эстрадного исполнения необходимо живое, выразительное лицо.

  • Певческое дыхание – основа вокально-хоровой техники.

Современная вокальная педагогика придает большое значение правильной организации дыхания в процессе пения, играющего важную роль в формировании звука в выполнении различных технических приемов и музыкально-выразительных задач.

Правила организации певческого дыхания: 1. грудно-брюшное предусматривает при вдохе расширение грудной клетки с одновременным снижением купола диафрагмы, сопровождаемым расширением передней стенки живота. 2. Экономный и равномерный выдох необходим для исполнения плавных, широко распевных мелодий. Экономная, прерывистая подача дыхания применима в произведениях, насыщенных многочисленными  острыми акцентами, пунктирной ритмикой, требующие подчеркнутого произношения отдельных слов. 3. наиболее большее количество воздуха необходимо при исполнении нижней части диапазона. 4. легкое дыхание применяется при выполнении быстрых пассажей и технических, подвижных мелодий.

Правила при выработке навыка цепного дыхания:1. не делать вдох одновременно с рядом сидящим; 2. не делать вдох на стыке фраз , а лишь по возможности на длинных нотках; 3. дыхание брать незаметно и быстро; 4. вливаться в общее звучание группы без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;5. прислушиваться к пению соседа и общему звучанию.

  • Дирижерские жесты

Дирижирование песни привлекает внимание детей, активизирует работу на занятии. Жесты и значение: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские с схемы 2/4, ¾, 4/4.вступление и инструментальные проигрыши дирижируются одной рукой. В игре «Замени педагога» можно добиться результативности понимания дирижерских жестов., которые обеспечивают:

точное и одновременное начало (вступление);

снятие звука;

единовременное дыхание;

единое звуковедение  (легато, нон легато, стаккато);

выравнивание строя;

изменение в темпе, ритме, динамике.

  • Унисон

В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго  тянут один звук и , внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе, тембру.

Полученное звучание следует постепенно переносить на следующие ступени.

  • Певческая   опора    

является  результатом   правильной   организации   дыхания, звукообразования и резонирования    голоса, правильного взаимодействия   этих компонентов в процессе пения.

  • Звукообразование

Атака (мягкая, твердая, придыхательная) - начало звука - ответственный момент голосообразования.

Она воздействует на характер смыкания связок, координацию работы связок и дыхания, на качество певческого дыхания, тембр звука, формирование гласных. Независимо от характера примененной атаки звука необходимо соблюдать следующие условия певческого звукообразования: 1. вступающие голоса пользуются однотипной атакой звука. 2. перед атакой звука нужно мысленно представить высоту звука, силу и характер, а также форму гласной и затем уже

брать звук легко, спокойно. 3. звук с начала своего зарождения должен обладать всеми качествами: высотой, силой, тембром, чистой формой гласной. 4. при атаке звука не должно быть «подъездов» и шумовых призвуков.

Резонаторы - это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его силой. Существуют головные резонаторы – лобные пазухи, гайморова полость, и грудные резонаторы – бронхи.

Важно, чтобы работали головные и грудные резонаторы, а звук фокусировался как бы  в одной точке. Для этого выполняются голосовые упражнения и упражнения закрытым ртом. Чем меньше будет присутствовать носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище  и естественнее будет тембр голоса.

  • Формы звуковедения – подача звука

Легато — непрерывное связное пение — основная форма звуковедения. Устранение недостатков:

1. устранение «смазывания» отдельных звуков, особенно в нисходящих мелодиях;

2. устранение злоупотребления портаменто при переходе от одного звука к другому, что ведет к манерности и интонационной неопределенности в исполнении;    

3. устранение подчеркивания дополнительным толчком дыхания звуковысотных изменений в мелодии. При исполнении нонлегато разделение звуков производится кратковременной задержкой дыхания перед новым звуком.

При стаккато звук исполняется коротко, после чего следует длительная пауза; возобновление дыхания производится только на границах музыкальных фраз. Процесс    звукообразования    при    стаккато    соответствует    мягкой    атаке, выполняемой на каждом звуке без возобновления, а лишь задержкой дыхания.

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучению вокалу, необходимо чаще выполнять упражнение закрытым ртом на «м». зубы при этом должны быть разжаты, мягкое небо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю  часть твердого неба, на корни передних зубов обеспечивает его наилучшее  резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость, полётность.

Гласные звуки «и, е, у» являются более «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.

  • Развитие подвижности голоса

Работа над кантиленой и подвижностью голоса - две стороны единого процесса становления  певческих  навыков.   Постоянный  тренаж  голоса  в  исполнении подвижных произведений и упражнений (гаммы, арпеджио, вокализы)  - главное условие успешной исполнительской деятельности. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки.

  • Дикция и орфоэпия

Пение — искусство, объединяющее музыку и поэзию. Естественный вокальный звук и живое выразительное слово слиты в песне воедино. Донесение до слушателя поэтического текста в значительной степени зависит от дикции - произношения гласных и согласных - и орфоэпии - соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых е литературном языке. Принято различать три вида произношения: бытовое, сценическая речь, певческое произношение. В пении наибольшее внимание уделяется певческому тону; произношение ритмически строго организовано, дыхание значительно более продолжительное, чем в речи, и подчинено требованиям музыки. Применимо в дикции утрированное произношение согласных звуков.

Недостатки в дикции:

1. нечеткое произношение окончаний слов.

2. низкое интонирование гласных (в результате чего в исполнении возникают «подъезды», глиссандо в начале звука.)

  • Ансамбль.

Художественное единство исполнения всегда обусловлено единством понимания образного понимания содержания произведения всеми участниками исполнительского коллектива. Главное качество — это музыкальность.

  • Строй

Строй - чистота интонирования в пении. Строй является одним из главных элементов хоровой техники.

II. Музыкально-теоретическая подготовка

Это раздел работы  решаю  с помощью использования компьютерных технологий, а именно использование «Музыкального класса» (лицензионный диск). В игровой форме (работа с компьютером) он помогает постичь азы музыкальной грамоты, с помощью чего решаются проблемы в развитии музыкальных способностей.

Музыкальный класс

( Электронное пособие)

  1. Музыкальные звуки: два свойства – высота и долгота.
  2. Нотное письмо: запись нот.
  3. Скрипичный ключ. Басовый ключ.
  4. Метр и ритм: сильные и слабые доли.
  5. Затакт. Лига. Паузы. Размер
  6. Запись мелодии.
  7. Знаки альтерации: бекар, бемоль
  8. Тон, полутон
  9. Гаммы: мажор минор
  10. Лад. Тон.
  11. Интервалы.
  12. Аккорды.

Основные музыкальные способности:

  1. Ладовое чувство (мелодическое), т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, основа осмысленного,  правильного восприятия музыки.
  2. Способность к слуховому «представливанию», т. е. способность произвольно пользоваться   слуховыми  представлениями, отражающими звуковысотное  и ритмическое движение.
  3. Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Аналитическая работа.

В этом разделе работы представлены беседы о гигиене певческого голоса, о строении голосового аппарата, об элементарных правилах пользования голосом.

Кроме бесед предполагается слушание музыкальных произведений  с целью воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку, формирования осознанного восприятия музыкального произведения.

Наряду с прослушиванием происходит знакомство с авторами произведений, раскрытие содержание музыки и текста, особенностей музыкально - выразительных средств.

Полезно производить анализ разученных песен (что получается, а что нет  - не только в плане вокального мастерства, но и в плане актёрского)  путём просматривания и анализа видеозаписей  своих выступлений.

Работая над каждой песней выделяются следующие моменты работы с песней:

разучивание слов;

усвоение мелодии;

закрепление музыкального материала с сопровождением и без;

работа по партиям (со 2 года обучения);

работа над строем.

Концертно - исполнительская деятельность

Этот раздел работы является главным в работе  и для детей и для руководителя и наиболее любимым. Формы работы различны, но в нашей школе – это мероприятия на заданную тему, например: «Дружная семья», «Твое величество, Солдат», «Наедине с осенью», «День рожденья только раз в году», праздник  «День мамы»…  Но наряду с этим,    можно   выступать на каждом школьном празднике, увлекая детей коллективным творчеством. Это результат, по которому оценивают работу коллектива, позволяющий выявить полученные знания, умения, навыки, способствующий творческому росту.

Этот раздел работы помогает в плане работы с родителями, т.к. посещая концерты, где выступают их дети, можно  рассказать об особенностях каждого ребёнка, о трудностях, возникающих в процессе обучения, о возможностях голосового аппарата и о пользе посещения данного кружка.

План работы кружка составляется на год  с учетом планирования работы  школы, где отмечены традиционные праздники, важнейшие события. Отдельным пунктом к плану прикладывается репертуар  каждой группы на год, опять же согласно плану работы школы. Очень полезно давать задания  по выбору   понравившихся песен самими детьми.

Конечным результатом работы является формирование у детей желания и
потребности активно общаться с музыкой, умение привнести
свою аранжировку
в исполнение песен, добиться своего «Я»

Методические рекомендации

Одним  из  основных  видов  музыкальной  деятельности   кружка является пение.

Оно доступно детям и занимает ведущее место в музыкальном воспитании. При
обучении детей пению очень важно добиваться правильной передачи мелодии
песни, т.к. неверное исполнение искажает образ, создавая неправильное
представление о музыкальном содержании, тем самым, задерживая развитие
музыкальных способностей. Пение - сложный процесс взаимодействия дыхания,
гортани, резонаторов. Поэтому в становлении любого вокально-технического
навыка необходима правильная работа всех отделов голосового аппарата и
правильная постановка музыкального воспитания. Воспитание певческих
навыков происходит в тесной взаимосвязи с музыкальным развитием певца,
усовершенствованием его слуховых представлений. Слуховые и мышечные
ощущения рефлекторно связаны. Слуховое представление составляет необходимую основу, на которую разделяется профессиональное пение. Предслышание опережает пение. Слух контролирует соответствие воспроизведения представленному. Таким образом, музыкальное развитие певца - его слуховая культура - база, на которой строится профессиональное певческое мастерство.

Вначале работа с детьми ответственна и важна. Здесь закладывается те основы музыкальной культуры, на которых строится все дальнейшее воспитание и образование: формируется положительное, заинтересованное отношение к музыке, воспитывается любовь к ней, музыкальный вкус, приобретаются навыки слухового внимания, умения слушать музыку, элементарно разбирать и оценивать услышанное, закладываются основы певческих навыков – дыхания, звукообразования, произношения, совместного пения.

Этот этап работы очень сложен, т.к. дети  приходят в кружок с различной степенью музыкального развития. Некоторые поют правильно (в пределах своего диапазона), но найдется группа детей, которые не сразу могут подладиться к общему пению. Причины различны: это и дефекты слуха или голосового аппарата, это и недостаточность музыкального опыта учащихся, отсутствие элементарных певческих навыков. В процессе работы эти недостатки постепенно исчезают, кроме некоторых случаев, требующих медицинского вмешательства.

Практически установлены определенные нормы и приемы, наиболее целесообразные и приемлемые в пении, над чем и будет работать кружок сольного пения.

  1. певческая установка.
  1. певческое дыхание.
  1. певческая опора.
  1. звукообразование.
  1. формы звуковедения.
  1. развитие подвижности голоса.
  1. дикция и орфоэпия.
  1. ансамбль.
  1. строй.

Большое значение для развития правильного пения имеет развитие музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, слухового внимания и слухового контроля. Важен эмоциональный настрой детей, их заинтересованность.  Дети должны приучаться к большому вниманию. Красивое  и выразительное пение дается не сразу, для этого необходимы понимание содержания песни, характер музыки, связь художественного образа с жизненным опытом ребенка, возможность представить, о чем поется в песне, желание творчески откликнуться на песню, исполнить ее выразительно.

Но самым главным условием красивого пения является точная интонация. И в этом помогают вокально-хоровые упражнения, с помощью которых учащиеся овладевают всем комплексом певческих навыков, способствующих правильному воспитанию певческого голоса.

И для этого можно использовать певческие упражнения на развитие чистоты интонации, а также  мелодического и гармонического слуха (а в конечном результате развитие певческого голоса):

1. для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, для выработки протяжности, полётности звука, для формирования гласных «а» и «у», а затем «и», «о», «е»  на слоги, на группу слогов, которые способствуют развитию дыхания. Развитие дыхания имеет большое значение  и  рекомендуется  постепенно усложнять работу над дыханием в песнях. Таким  путем достигается постепенная «натренированность» детского певческого дыхания Хорошее произношение гласных способствует красоте звучания голоса. Выстраивание группы на одном звуке или слоге очень полезно, так как приучает детей вслушиваться в общее звучание, но не следует петь долго на одном звуке, это утомляет детей и приводит к неточности интонации. Полезно упражнение «Эхо» (интервал    кварты на «ау»), попевки, на которых закрепляется навык правильного произношения гласных. И ещё, в младшей группе даются вначале упражнения в мажорном ладу (или по крайней мере, с ясной ладовой основой  - упражнения с третьей ступенью лада), а в процессе  увеличения диапазона, укрепления навыков дыхания, становления произношения можно перейти к упражнениям в минорном ладу. Минор труден для пения в младшем возрасте, т.к. предает переживания, сложные для детей. Можно использовать мелодии, где мелодия идет по ступеням, среди которых обладают ступени , входящие в тоническое трезвучие, помогающее ощутить минорный лад.

Эти же упражнения  ведут работу и над развитием музыкально-слуховых представлений. Вначале мы поем по слуху, а позже учимся осмысливать движение мелодии. Педагог показывает движением  рукой движение мелодии – вверх или вниз. Постепенно педагог подводит детей к пониманию последовательности (поступенности) звуков, т.е. звуковой лестнице или звукоряду из 7 нот. Нота до в лесенке повторяется дважды: вверху и внизу. Эти два «до» по звучанию похожи, но одна «гуще»,  другая – «тоньше». Пение звукоряда рекомендуется  петь не целиком, а отрезками вначале по три звука, затем по пять: соль-фа-ми, ми-ре-до, соль-фа-ми-ре-до, соль-фа-ми-ми-до, соль-ми-до, соль-ми-ми… Каждое упражнении исполняется несколько раз по полутонам вверх и вниз. Высота каждого звука при этом фиксирована движением руки: «соль» - выше головы, «фа» – на уровне головы, «ми» – на уровне плеча, «ре» – на уровне пояса, «до» – рука опущена. Этот прием зарисовки мелодии рукой используется на протяжении всего периода разучиваний песен.  

Позже разучивается исполнение всего звукоряда, где помогают пальцы – нотоносец.

Перед каждой песней полезно пропевать тоническое трезвучие.

Для лучшего усвоения мажорного и минорного лада можно (очень эффективно) использовать болгарскую «столбицу», где большими чёрточками отмечаются устойчивые ступени, меньшими – неустойчивые; расстояние между ступенями, образующими тон, в 2 раза шире, чем  между ступенями, образующими полутон. Очень   важно, чтобы дети на слух определяли разницу между мажорным и минорным трезвучием. ( упражнение «хоровой веер»)

2. упражнения для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, для выработки широкого дыхания, развития гармонического слуха: «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутоноженьки», пение песен под аккомпанемент, построенный на  главных  трезвучиях лада  и др.

3. Упражнения для развития мягкого напевного, легкого звучания:

«Баю, баюшки - баю», «Гули, мои гули».

4. Упражнения для выработки напевности в подвижном темпе, на освобождение скованной челюсти, на правильное формирование гласных и, е, о, а:

«Василек», «Сидит зайчик»…

5. Упражнения для развития звонкости, легкого звучания, четкой дикции:

«Лиса», «Скок-поскок»…

6. Упражнения для развития чувства лада:

«Ай-я, жу-жу», «Солнышко-туча», «не летай, соловей»..

7. Упражнения на развитие плавного звука, выравнивание звучания на протяжении до-мажорного звукоряда:

«»

8. Упражнения в заданной тональности для выстраивания в хоре унисона, воспитания внутреннего слуха и развития певческой интонации:

«аккорд на инструменте», звук камертона, голос учителя, настройка в виде мажорного или минорного трезвучия на слоги, пение песен с аккомпанементом, построенном на главных трезвучиях лада

9. Для выработки точности интонации и слухового контроля особое значение имеет навык пения без сопровождения. Когда в группе нет однородного звучания, хорошо поделить детей на две группы, причем каждая поёт одну и туже мелодию в удобной для неё  тесситуре. Можно поручать отдельным группам петь  разные части или фразы песни: одной – более высокие, другой – более низкие.

10. Важным моментом своих занятий, особенно  в младшей группе, считаю ввод  в пение движений, которые используются как вспомогательные приемы, способствующие развитию выразительности пения, эмоциональному восприятию музыки, ее характера, содержания, а самое главное – чувству ритма и метра, «слышанию» сильной и слабой доли. Хлопки, щелчки, различные ритмические движения руками, шаги в сторону,  вперед-назад – это малая часть тех движений, которая используется мной в работе. Но  выполнять   движения надо соответствующими содержанию и характеру песни, постепенно усложняя по размеру, рисунку,

 «аккорду на инструменте», звук камертона, голос учителя, настройка в виде мажорного или минорного трезвучия на слоги.

11. ритмические упражнения размеров 2/4,  3/4; ритмические группы: нота с точкой и восьмая с точкой и шестнадцатая; затакт.

12. Двухголосное пение.

Пение на два голоса представляет определенную трудность. Подготовка слуха детей к освоению двухголосия происходит на основе одногоголосия. Одноголосные упражнения важны и в период работы над двухголосием. Основной задачей двухголосного пения является наличие гармонического слуха, развитие которого можно распределить по следующие этапы овладения элементарными навыками двухголосия:

  1. выработка навыка распределенного внимания, для чего рекомендуются упражнения и песни с не дублирующим мелодию сопровождением.
  2. умение выполнить ритмический рисунок песни.    Вначале дети учатся одновременно с пением прохлопывать ритм, метрическую долю такта, затем ритмический аккомпанемент к песням.
  3. исполнение хлопками определенного ритмического рисунка при исполнении песни.
  4. исполнение по группам: одна – поет, другая – хлопает.
  5. прохлопывание различных ритмических  рисунков двумя группами.
  6. определение на слух количества звуков, сыгранных учителем одновременно, что развивает гармонический слух, отрабатывается навык слышания и пения детьми отдельно верхнего и нижнего звуков.
  7. исполнение песни, упражнений разными группами в виде переклички.
  8. исполнение песен с простейшими видами полифонии: в форме канона, остинатным нижним или верхним голосом,
  9. исполнение двухголосных упражнений  (терция, квинта).
  10. исполнение как первой, так и второй партии каждой группой для развития равномерного слуха.

Интонационно-слуховое развитие на основе одноголосного и многоголосного пения.

Главная задача пения – способствовать общему и музыкальному развитию детей. Развитие слуха и обучение элементарным певческим навыкам, ведущее к развитию чистоты интонации – средства для выполнения этой задачи.

Основой интонационно-слухового развития учащихся является творческий характер заданий, активная аналитическая деятельность. Необходимо обращать внимание на музыкально-выразительные средства  -  ритм, тембр. Важно чаще предлагать петь по нотам, что способствует осознанному интонированию. Важны также специальные упражнения на моделирование всевозможных попевок, интонаций, сочетаний ступеней лада, вариантов двухголосия.

Некоторые виды тренировок:

1. Интонационно-слуховая разминка:

  • учитель играет на инструменте отдельные звуки и их сочетания, учащиеся поют их на слоги лё, ма, но с закрытым ртом или на гласные ю, ё, у, одновременно показывая звуковысотные соотношения  рукой;
  • учитель играет попевку, затем учащиеся поют её как эхо, отмечая при этом ладонью о колено метр;
  • учащиеся, прослушав мелодию, узнают ее записывают штрихами на доске, показывая звуковысотные соотношения рукой.

Эти упражнения развивают память детей, координации. Голоса и слуха, способность к более точному интонированию, аналитические качества. Попутно можно ставить задачи постепенного развития диапазона, ансамблевых и вокальных качеств. подобные упражнения готовят и последующее разучивание песен.

2. Освоение ступеней лада, интервалов, трезвучий:

  • интонирование тона и полутона;
  • разрешение неустойчивых ступеней;
  • пение мелодических секвенций;
  • для наглядности учащиеся показывают звуковысотность рукой (рука-нотоносец, лесенка –металлофон);
  • порядок освоения ступеней лада с помощью наглядных пособий: поступенность, повторы звуков, движение, скачки, вначале в пределах 3 ступеней (с использованием вводных тонов), затем 5,8 ;
  • игра типа «живой рояль», где ребенок или группа детей соответствует какой-либо ноте.

3. Нахождение вторы (второго голоса терцией ниже основного и повторяющего рисунок основной мелодии) по слуху. Учитель играет аккомпанемент, позволяющий услышать возможный второй голос.

  • можно рекомендовать поиск втор в знакомых попевках, знакомых песнях;
  • попытка перейти на втору во время исполнения основной мелодии и вторы;
  • пение диалогом основной мелодии и вторы;
  • двухголосное пение; вначале дети и учитель, затем – две групп детей;
  • поиск вторы в песнях  с терцовым  двухголосием.

4. Двухголосные упражнения

  • учитель играет  интервалы, дети прослушав их, находят голосом нижний, затем верхний звуки, поют услышанный интервал мелодически, затем гармонически;
  • учитель дает настройку , затем дети поют по его руке звуки мажорного трезвучия мелодически на слоги  ма, но, лё, с закрытым ртом, с повтором отдельных  ступеней.
  • учитель предлагает спеть различные последовательности ступеней, показывая ступени пальцами: один палец – 1 ступень, два пальца – 2 ступень, и т.д. для двухголосных интонаций используются 2 руки;
  • одна группа учащихся поет какую - либо знакомую мелодию, а другая – выдержанный звук на цепном дыхании (чаще на 1, 5 ступень), причем этот звук может быть ниже или выше  основной мелодии.

5. Каноны

Это наиболее доступная и интересная форма освоения многоголосия.

  • сольфеджирование мелодии с анализом.
  • пение на слоги, с называнием нот и со словами;
  • соревнование партий;
  • мелодия разбивается на отрывки (от вступления одного голоса до вступления второго), и оба голоса исполняют каждый отрывок поочередно;
  • один голос поют дети, второй-педагог;
  • при двухголосном исполнении канона второй голос вступает одновременно с первым и держит звук вступления до момента своего проведения мелодии;
  • выстраивание создающихся созвучий с остановками на более сложных;
  • пение  канона с одновременным показом мелодического рисунка.

Учебно-тематический план

Раздел программы

Количество часов

1

Вокально-хоровая работа

18

2

Музыкально-теоретическая подготовка

7

3

Теоретико-аналитическая работа

5

4

Концертно-исполнительская деятельность

4

5

Резерв

1

Итого:

35

Тематическое планирование с определением форм деятельности

№ п/п

Тема занятий.

1

Вводное занятие.

Вокально-хоровая работа

2

Прослушивание голосов

3.

Певческая установка. Дыхание.

4

Распевание

5

Дирижерские жесты.

6

Унисон

7

Вокальная интонация

8.

Звуковедение

9

Дикция

10

Двухголосие

11

Работа с солистами

12

Сводные репетиции

 

Музыкально-теоретическая подготовка

13

Основы музыкальной грамоты

14

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

15

Развитие чувства ритма

Теоретико-аналитическая работа

16

Беседа о гигиене певческого голоса

17

Народное творчество

18

Беседа о творчестве композиторов-классиков

19

Беседа о творчестве современных композиторов.

20

Просмотр видеозаписей детей….

Концертно-исполнительская деятельность

21

Открытый урок (мероприятие)

22

Праздники. Выступления.

23

Экскурсии. Концерты. Театры.

Итого:

  1. Календарно-тематическое планирование

5 класс

№   п/п

Тема занятий

 Кол-во час

Дата

Корректировка

 

4 классы

Вводное занятие

(гигиена певческого голоса)

Прослушивание голосов (2ч)

1

Вводное занятие

Прослушивание голосов (2ч

1

Певческая установка. Дыхание.

1

Распевки (2ч)

1 из 2

Дирижерские жесты (2ч)

1

Унисон (2ч)

1 из 2

 .

Вокальная интонация

1

Звуковедение 1ч

1  

Дикция 2ч

1 из 2

Двухголосие 2ч

1 из 2

Работа с солистами

1

Сводные репетиции (День мамы)

1

Основы музыкальной грамоты: 4 ч

Регистр.

1

Динамика

1

Темп

1

Тембр

1

Развитие музыкального слуха (2ч)

(чувство лада)

1из 2ч

Распевки

2 из 2ч

Дирижерские жесты.

2 из 2 ч

Развитие чувства ритма

1

Дирижерские жесты.

3.из3

Унисон

2 из 2ч

Развитие музыкального слуха (музыкальная памяти)

2из 2ч

Открытый урок (мероприятие)

8 марта

1

Народное творчество

1

Просмотр видеозаписей детей….(3ч)

1

Экскурсии. (*Концерт «Полярная звезда»).

1

Просмотр видеозаписей детей

2 из2

Дикция

2 из 2ч

Беседа о творчестве композиторов-классиков. о творчестве современных композиторов.

1

Открытый урок (мероприятие) 

9 мая

1

Двухголосие

2из 2

Открытый урок (мероприятие)

1

Праздники. Выступления

1

Резерв

1

Итого:

35

Аннотация к рабочей программе

внеурочной деятельности «Основы вокального искусства»

для работы в 5а классе в 2016-2017 учебном году

Разработчик: Бикбова Румия Дамерован, учитель музыки высшей квалификационной категории

Рабочая программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам Основной образовательной программы основного общего образования Гимназии г. Лабытнанги (5-9 класс) на 2015-2020 гг. Базовым учебным предметом является музыка.

Место учебного предмета в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги. Программа «Основы вокального искусства» для  учащихся 5а класса рассчитана на 35 часов учебного времени, в Учебном плане Гимназии г. Лабытнанги на 2016– 2017 учебный год на данный курс предусмотрено 1 час в неделю. Программа «Основы вокального искусства»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   духовно-нравственное    развитие    личности.

Цель преподавания (освоения) внеурочной деятельности – создание условий для духовно-нравственного развития личности и приобщения учащихся к изучению основ вокального искусства посредством изучения музыкального искусства и музыкальной теории.

Задачи преподавания (освоения) внеурочной деятельности:

  1. совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации, необходимой для работы над собственным голосом;
  2. формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия, формирование осознанного отношения к музыке: освоение  музыкальной грамоты и игры на инструменте простейших мелодий, усвоение знаний о музыкально-выразительных средствах, усвоение знаний искусства;
  3. развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и концертам, духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

Приложение

Словарь вокально-музыкальных терминов

А капелла – пение без музыкального сопровождения

Аккомпанемент – французское слово и означает сопровождение пения  на инструменте.

Аккорд – итальянское слово – сочетание трех или более музыкальных тонов различной высоты, звучащих одновременно.

Акцент - латинское слово – означает ударение; более сильное ударное извлечение какого-то одного звука по сравнению с другими.

Аллегро  - итальянское слово – означает быстрое радостное оживленное исполнение.

Альтерация – латинское слово – означает изменение, а в музыке – повышение или понижение звука, при котором название меняется (диез, бемоль,  дубль-диез, дубль – бемоль, бекар - знак отказа).

Ансамбль – французское слово  - означает совместное исполнение.

Аранжировка – французское слово – означает «устраивать, приводить в порядок». Но в русском языке термин переводят словом «переложение».

Ария – итальянского происхождения – означает «песня» (в опере сольная - характеризующая героя,  рисующая  музыкальный портрет, являющаяся обобщением, размышлением). Первая ария в опере по ходу действия, с которой герой выходил на сцену называли каватиной.

Ариозо – сольный музыкальный номер, но меньше арии, в отличии от арии  -  отклик на какое-либо только что происшедшее событие

Ариетта – итальянское слово – «маленькая ария», напоминает ариозо, но отличается более простой, похожей на песенную мелодией.

Артист – французское слов – означает «художник». Но русское понятие не совсем соответствует. В одних случаях артист становится синонимом слова «актер», в  других составная часть почетного звания. Актер и артист не полные синонимы. Термин «артист» гораздо шире. Оно употребляется по отношению к музыкантам, как певцам, так и инструменталистам.

Баллада – итальянское слово. Когда-то,  очень давно балладами назывались плясовые песни. В средние века они превратились  повествовательного склада музыкальные рассказы  В них рассказывалось о каких-либо исторических событиях, о рыцарских подвигах. В 19 века -  стала литературно-поэтическим жанром. Позже появились инструментальные баллады.

Вокализ  - латинское слово – означает  «звучащий, поющий». Пьеса для голоса без слов, упражнения для голоса, необходимые для развития и освоения различных технических приемов.

Вокалист – певец, прошедший специальную школу пения, умеющий владеть голосом.

Вокальная музыка - музыка, предназначенная для пения. С аккомпанементом музыкальных инструментов или без сопровождения, соло, в ансамбле или хором. К вокальной музыке относятся песни, романсы, хоры, кантаты, оратории, оперы.

Виртуоз  - латинское слово -  доблесть, талант.

Вундеркинд – немецкое слово – чудо-дети.

Высота звука  - физическое свойство звука. Она поддается измерению. Например, нота ля – дает 400 колебаний в секунду. Звуки очень высокой высоты, но уже не слышимые человеческим ухом называют ультразвуком, а такие  же звуки низкой частоты – инфразвуком (мене 16 колебаний в секунду: они негативно воздействуют на психику, создавая чувство беспокойства, страха). Высота звука записывается на нотном стане.

Гармония – греческое слово – означает «созвучие, стройность, соразмерность»

Джаз – импровизация,  свобода ритма (свинг – от англ. – «качание»). Джаз всегда ансамбль солистов в джазе нет постоянного состава в отличии от симфонического оркестра.

Дивертисмент – французское слово – «увеселение, развлечение». Первоначально более 300 лет назад они стали появляться как отдельные пьесы или целые сборники пьес развлекательного характера. В 18 веке они получили распространение, сочиняли их чаще всего для камерного ансамбля или небольшого оркестра, в нескольких частях. Начиная с 19 века так стали называть музыку, сходную с попурри. Затем появились музыкально-сценические дивертисменты - вставные  (балетные, иногда вокальные эпизоды) в спектаклях  – драматических или оперных. Иногда дивертисменты составляют целое развлекательное представление, своего рода концерт внутри спектакля.

Динамические оттенки – греческое  слово -  термины, определяющие громкость звука: пианиссимо, пиано, меццо пиано, меццо форте, форте, фортиссимо, сфорцандо – выделение какой-либо ноты или аккорда; диминуэндо – уменьшение силы звучания; крещендо – увеличение силы звучания; морендо – замирая, пока -а-пока – постепенно, мало-помалу; сморцандо – приглушая, замирая, ослабляя звучность и  замедляя темп

Диссонанс – латинское слово  - неблагозвучие.

Импровизация – латинское слово – «непредвиденный».  Играя и сочиняя одновременно, т.е. без подготовки.

Интерпретация – латинское слово – «объяснение, трактовка, толкование».

Интродукция - латинское слово – «вступление», также как и прелюдия.

Каденция – латинское слово – «окончание». Еще называют кодой.

Канон – греческое слово – музыкальная пьеса или эпизод, построенный на непрерывно проводимой имитации.

Кантилена – латинское слово – распевное пению. Широкая, свободно льющаяся мелодия.

Капелла – итальянское слово – «часовня». Раньше в маленьких церквях не было  органов, хору там приходилось петь без сопровождения – «как в часовне» - а капелла.

Куплет – французское слово – означает  строфа. Чаще всего песня делится на две части, которые несколько раз повторяются. Запев,  или иначе – куплет, и припев – так называемый рефрен. Песня состоит из нескольких куплетов, где музыка   повторяется или немного изменяется, а слова изменяются. Припев остается неизменным. Форма написания песен называется куплетной.

Лад – славянское слово. Лад – это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков, согласованность, слаженность. Основной звук лада – самый устойчивый  -  тоника.  Аккорд из 3х звуков, нижним из которых является тоника – называется тоническим трезвучием. Лады бывают разные. Самые распространенные – мажор (музыка веселого характера) и минор ( грустного)

Лауреат – латинское слово – «увенчанный лаврами», победитель  какого-либо  конкурса.        

Лира – эмблема музыкального искусства, струнный щипковый инструмент

Мелизмы – греческое слово, означающее «песнь, мелодия». Мелодические обороты, украшающие основную  мелодию.  Обороты не выписываются ноты, а показываются особыми значками: форшлагами, трелями и др.

Мелодия – греческое слово – означает «пение песни»: от двух корней  - «мелос» – песнь и «оде» - пение. В музыкальной науке мелодию определяют как  одноголосно выраженную музыкальную  мысль. Напев, передающий образы, чувства, настроение.

Модуляция – латинское слово («модулято»), означающее  соблюдение меры,  размеренность от которого появилось итальянское слово – («модуляцион») – переливы голоса.  В теории музыки «модуляция» – означает  переход из одной тональности в другую. Яркое выразительное музыкальное средство музыки.

Остинато – итальянское слово – «упрямый, упорный» - прием, в котором многократно повторяется один и тот же мелодический оборот или ритмическая фигура.

Попурри - французское слово – «смесь». В музыке – пьеса большая по размерам, составленная из заимствованных мелодий.

Реприза – французское слово – «повтор».

Ритм – греческое слово – означающее мерное течение. Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и  акцентов.

Соло – итальянское слово – «один»

Тембр – французское слово – «колокольчик, метка»,  т.е. отличительный знак. В музыке – отличительный знак каждого инструмента или голоса.

Транскрипция – переложение, переработка, обработка.

Трель - чередование звуков, расположенных рядом.

Хор – греческое слово, что значит «толпа, собрание». Коллектив людей, исполняющих вокальную музыку.

Вокальные жанры.

Вокальная музыка - музыка, предназначенная для пения. С аккомпанементом музыкальных инструментов или без сопровождения, соло, в ансамбле или хором. К вокальной музыке относятся песни, романсы, хоры, кантаты, оратории, оперы.

 Баллада – итальянское слово. Когда-то, очень давно балладами назывались плясовые песни. В средние века они превратились в повествовательного склада.  В них рассказывалось о каких-либо исторических событиях., о рыцарских подвигах. В 19 века -  стала литературно-поэтическим жанром. Позже появились инструментальные баллады.

Вокализ  - латинское слово – означает  «звучащий, поющий». Пьеса для голоса без слов, упражнения для голоса, необходимые для развития и освоения различных технических приемов.

Опера – итальянское слово - «труд, сочинение». Музыкально-сценическое произведение, где поет хор и солисты в сопровождении  оркестра.

Оперетта – итальянское слово - «маленькая опера»

Голоса в хоре.

Бас – низкий мужской голос

Диапазон от фа малой октавы до ми бемоль первой октавы.

Баритон – мужской голос, занимающий промежуток между басом и тенором

Диапазон – от ля субконтроктавы до ля бемоль первой октавы.

Контральто – самый низкий женский голос

Диапазон – ля фа малой октавы до фа второй октавы

Альт - низкий женский  или детский голос.

Диапазон в хоровой литературе от ля малой октав до ре второй октавы.

 Дискант – женский или детский высокий голос.

Диапазон – от до первой октавы до соль второй октавы.

Охрана детского голоса

Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего норма литературного языка, является произносительная сторона речи или  звуковая ее культура, основными компонентами которого является ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем). Интонация включает   ритм, темп, тембр, мелодику речи, для чего необходимо развивать речевой слух, основные качества голоса (силу и высоту), речевое дыхание (длительность и интенсивность).

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата (губы, зубы, язык, небо, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).   Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха,   выходящая из трахеи должна пройти через голосовые связки. Если  они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют и голос не образуется, а если они напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, проходя между   ними, колеблет их    в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет небо, заканчивающееся маленьким язычком. Но наибольшую роль играет ротовая полость, благодаря наличию подвижных органов. Исходя из этого, очень важно не разрешать кричать, громко разговаривать, т.е.   перегружать   голосовой аппарат. Во время прогулки зимой нужно  правильно дышать, стараться не бегать во время холодов.

Детский голосовой аппарат по размеру меньше, чем у взрослых и менее  совершенен.  Во время роста ребенка его голосовой аппарат также непрерывно растет и изменяется, постепенно превращаясь в голосовой аппарат взрослого.

Согласно описанию, которое дается в исследованиях, касающихся  детской         физиологии детского голоса, гортань 7 летнего ребенка на 1 см. короче , чем у взрослого(2,4см и3,3см)мышцы полости рта и язык малоподвижны, недостаточно эластичны. Голосовые связки короче, чем у взрослых. Естественно звучание у детей – «Головное», т.е. колеблются лишь края голосовых связок. Дыхание слабое поверхностное, т.к. диафрагма расположена выше, чем  у взрослого, и ребра почти перпендикулярны к позвоночнику, поэтому глубокие вдохи детям недоступны.

Какие выводы можно сделать из этих данных.

В силу возрастных особенностей объем, тембр и сила голоса у детей и взрослых различны.

Малый размер связок и недостаточная эластичность  мышц гортани обусловливает малую звучность голоса и небольшой его объем.

Недостаточная эластичность также затрудняет процесс правильного звукообразования. Малоподвижность  мышц   полости рта и языка затрудняет процесс выработки правильной артикуляции при пении (открывание рта, верное четкое произношение слов, правильное формирование различных гласных).

Короткое дыхание затрудняет выработку протяжности, напевности..

Для дошкольника правильное звукообразование – это правильное звукообразование  -умение петь естественным, протяжным негромким голосом; правильное дыхание – умение петь слова и короткие фразы, не беря дыхание посередине  их; дикция – правильное, не искаженное  произношение слов; чистота интонации – правильная передача несложной мелодии, объемом не больше 8-9 звуков (1 октав) все эти навыки обычно не выходят за пределы определенного небольшого круга песен, доступных детям по трудности. Таким образом, голосовые возможности старших дошкольников довольно ограничены и примерно одинаковы у всех детей. У детей различных национальностей голосовые проявления со стороны физиолого-акустической примерно одинаковы.

Однако в пределах любого возраста существуют индивидуальные особенности голосов. У детей старшего дошкольного возраста часто наблюдаются довольно резкие индивидуальные различия в диапазоне и характере звучания голоса («высокое» или «низкое» звукообразование). Различия наблюдаются и в степени протяжности, напевности. Эти различия вызываются главным образом тем. Что как голос, так и музыкальный слух детей изменяются, развиваются, и их развитие может быть различным. Установлено, что отдельные части голосового аппарата развиваются по-разному - отстают или опережают друг друга. Например, одна голосовая связка может в течение  некоторого  времени  расти быстрей другой. У некоторых детей быстрее, чем у других растет гортань, а у других интенсивнее – артикуляционный аппарат, у третьих – органы дыхания и т.д.кроме того у некоторых детей развитие голоса может определить развитие музыкального слуха – у них обычно голос звонкий, высокий, протяжны, но интонация фальшивая. Если же слух развивается быстрее, чем голос, то ребенок любит музыку, узнает её,  и верно может спеть только  то, что доступно ему по диапазону его голоса. А иногда вовсе не поет.

Часто ребенок поёт правильно низкие звуки, а высокие фальшивит. В большинстве случаев это связано со слабостью дыхательного аппарата – на высоких звуках дыхания не хватает и звук не поется, а говорится. По мере развития дыхания ребенок начинает петь правильно. Если же голос и музыкальный слух развиваются равномерно, ребенок поет верно, протяжно, естественным звуком. Самое главное в пении  - развитие певческих навыков.

Список литературы

Музыкальная педагогика

  1. Абдуллин. Э.    Теория     и     практика     музыкального     обучения     в
    общеобразовательной школе. Москва. Просвещение. 1993.
  2. Алеев Ю. Настольная книга учителя музыки.
  3. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М.,2003.
  4. Арчажникова Л. Профессия - учитель музыки. Москва. Просвещение 1994.
  5. Багадуров В. Воспитание детского голоса. Изд-во АПН РСФСР, 1953.
  6. Балашова С. Спутник учителя музыки. М. «Просвещение» 1993.
  7. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребёнка. М., «Музыка»1967.
  8. Ветлугина Н. музыкальный словарь. М. «Музыка» 1985.
  9. Воинова А.  Развитие чистоты интонации в пении. Москва. Издательство
    Академии педагогических наук РСФСР.
  10. Голубева Н.    «Соловушка»    (программа    музыкального    воспитания    детей    с
    ослабленным здоровьем).
  11.  Домрина Е. Беседы о музыке. Ленинград. Просвещение 1992.
  12. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и  тренинг. Санкт-Петербург. Москва. Краснодар. 2003.
  13. Кабалевский Д. Про трёх китов и про многое другое. М., 1976.
  14. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке? М., 1977.
  15. Кабалевский . Воспитание ума и сердца. М.. «Просвещение». 1981.
  16. Кабалевский Д. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. – Программа по музыке для общеобразовательной школы (1-8 классы), М. 2006.
  17. Краснощеков В. Вопросы хороведения. Издательство. Музыка. Москва.
    1989.
  18.  Максимов. Музыкальная грамота. Издательство «Музыка» Москва.1979.
  19. Подуровский В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М., ГИЦ «Владос», 2001.
  20. Румер М., Белобородова В. Методические рекомендации к учебникам пения 1-4 классов.
  21. Издательство «Музыка». Москва 1968.
  22. Струве Г. ступеньки музыкальной грамотности. Санкт-Петербург, «Лань», 1999.
  23. Стулова Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва
    Прометей. 1992.
  24. Челышева Т. Спутник учителя музыки. Москва. Просвещение. 1993.
  25. Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М. , 1975

Общая и педагогическая психология

  1. Выготский Л. Психология искусства. .2-е изд. М., 1978.
  2. Мухина В. Детская психология. М.. «Просвещение» 1995
  3. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - В книге Проблемы индивидуальных  различий.  М..,  1961.
  4. Немов Р. Психология. М., «Просвещение», 1999.
  5. Эльконин Д.  Психология игры.  М..,  2007.

Литература для детей

  1. Алянский Ю. Азбука театра. М. «Детская литература», 1986.
  2. Левашова Г. Рассказы из музыкальной шкатулки. М.,  «Детская литература»,1975.
  3. Медушевский В. Энциклопедический словарь юного музыканта. М, «Педагогика». 1985.
  4. Михеева Л.. Музыкальный словарь в рассказах.. М.., «Советский композитор».1986.
  5. Музыка для 1-7классов. Волгоград. «Учитель». 2005

Эстетика

  1. Беляева А. Эстетика. Словарь. М., «Политиздат»,1989.
  2. Овсянников М. Краткий словарь по эстетике. М., «Просвещение» 1983.
  3. Сухомлинский В. Хрестоматия по этике. М., «Педагогика».1990

Различные публикации

  1. Нестандартные модели детского досуга. Волгоград. «учитель» 2005
  2. Осипенко  И. «Классные праздники» или как научит школьников жить весело. Ярославль, Академия холдинг, 2002
  3. Серия журналов  «Праздник в школе» Минск. 2002. Творческие вечера; Начинающим актёрам; Волшебный граммофон; С новым учебным годом!
  4. Сценарии школьных праздников. М., «Школьная Пресса» 2002.
  5. Сценарии школьных  праздников. М., «Школьная пресса», 2002.
  6. Журналы «Музыка в школе» М., 2008г.

Аудиопособия

  1. Аве Мария.
  2. Бах. И.
  3. Вальсы, вальсы.
  4. Времена года. Вивальди А., Глазунов И, Чайковский П.
  5. Моцарт В.
  6. Музыкальный алфавит.
  7. Наедине с природой.
  8. Огинский М.
  9. От «барокко» до «джаза».
  10. Оркестр народных инструментов.
  11. Сен – Санс   К. Карнавал животных.
  12. Шопен Ф.
  13. Шуберт. Ф.
  14. Штраус. И.
  15. Шедевры мирового искусства.

Электронные пособия

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  2. История искусства.
  3. Знакомство с театром.
  4. Караоке - диск «Мама»
  5. Караоке-диски . 2007
  6. Классическая музыка из  кинофильмов
  7. Любимые песни для девочек и мальчиков.
  8. Музыкальный класс. Электронное обучающее пособие.
  9. Мусоргский М.  Картинки с выставки.
  10. Праздничный календарь. 23 февраля, 8 марта, Масленица.
  11. Праздничный календарь. Новый год, Рождество.
  12. Симфонический оркестр.
  13. 350 детских песен.
  14. 77 песен.
  15. Чайковский  П. Музыка и живопись.
  16. Шедевры русской классики.
  17. Школьные песни.
  18. Энциклопедия классической музыки.

Видео-пособия

  1. Балет «Жизель»
  2. Балет «Ромео и Джульетта».
  3. Балет «Иван Грозный».
  4. Балет «Каменный цветок».
  5. Балет «Щелкунчик».
  6. Балет «Спящая красавица».
  7. Балет «Конёк - Горбунок».
  8. Большой театр Опера «Легенда о любви».
  9. Рок - опера.
  10.  Симфоническая сказка «Петя и Волк».
  11.  Сказка-балет «Золушка».
  12.  Шаляпин Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дополнительному образованию "Вокальное искусство"

Рабочая программа "Вокальное искусство" разработана для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования или при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хо...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Вокальное искусство"

Рабочая программа "Вокальное искусство" разработана для работы с хоровым коллективом в системе дополнительного образования или при общеобразовательной школе. В программу включена работа не только с хо...

Будущим вокалистам Электронное учебно-игровое средство Презентация Microsoft PowerPoint для самостоятельного развития исполнительских умений обучающихся по программе «Основы вокального искусства»

Данная презентация является электронным учебно-игровым средством, ориентированным на обеспечение взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятель...

Угадаешь? Знаешь? Тест Microsoft Excel Электронное контролирующее средство для проверки усвоения теоретического содержания программы «Основы вокального искусства» по итогам первого года обучения учащихся 11-12 лет (контролирующее средство

Данный тест является контролирующим средством для проверки усвоения теоретического содержания программы «Основы вокального искусства» по итогам первого года обучения учащихся 11-12 лет....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Рабочая программа курса «Мир вокального искусства» составлена и разработана в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом   начального  общего образовани...