ДОКЛАД «Развитие творческой одарённости в музыкально-художественной деятельности» МАСТЕР-КЛАСС" Макарьев -день по русскому календарю"
материал по музыке

Бикбова Румия Дамировна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Прежде чем начать занятие и  отправиться  в мир Русской народной Музыки, мне хочется отметить, что сегодня, 1 февраля, по народному календарю - Макарьев день.
  2. И моё занятие я хочу сделать небольшой подготовкой к традиционному народному празднику, празднику Масленице. 

К сведению: Прозвище Макара — весноуказчик. По этому дню наши предки судили о весне. Ясная погода - тепло придет скоро: 

«На Макара капель — в весну раннюю верь». 

А вот если в этот день мела метель — то  на Масленицу  Холод в этот день — а значит, и в течение всего месяца — говорил о том, что лето будет благоприятным. 

  1.           Ну а какой праздник на Руси без русского народного  инструмента? А какого – узнаете из загадки.

  1.       Собой хвалиться я не смею

Всего лишь три струны имею

Но я тружусь,

Я не лентяйка, Я озорная …     балалайка

  Открывается  картинка БАЛАЛАЙКИ, затем предлагается послушать звуки этого прекрасного инструмента, без которого не проходил ни один праздник и сейчас.

Слушание (отрывка) произведения, исполняемого балалайкой: Скерцо Баха. 

       Что мы знаем о балалайке? (рассказ на фоне музыки)

Самый известный русский инструмент, ставший, наряду с гармонью, одним из символов русского народа. Родство с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит ‘разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать,   пустозвонить, калякать’. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

  1. Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент. В 1887 году Василий Андреев организовал первый кружок любителей балалайки, а 20 марта 1888 года состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках», ставшее днём рождения оркестра русских народных инструментов.
  2.      23 июня в России отмечается международный День балалайки: хотя балалайка считается исконным русским инструментом, но праздник этот отмечается, как международный.

А что бы попасть в этот мир народной, нам нужно распеться и распевочка будет музыкальным приветствием для мира Музыки.

Распевка  «Здравствуйте!». Участники отмечают радостный, светлый характер мелодии. Проговаривают приветствие, затем пропевают под музыку.

http://polpoz.ru/umot/uchite-razlichate-janrovuyu-prinadlejnoste-muziki-i-harakter-p/1.png

7.  Нам предстоит выучить новую песню, песню в народном стиле, песню об этом инструменте, но прежде мы её послушаем.  

    1. Я на балалаечку ленточку повешу

Русскую раздольную песню запою

Пусть она плывёт, плывёт

Над рекой и лесом

Пусть скорей услышат песенку мою.

ПРИПЕВ:

Балалайка, балалайка,

Задушевная, играй-ка,

Ты играй, играечка,

Ах, чудо-балалаечка.

Способы разучивания  песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса:

 1) краткое вступительное слово педагога;

2)  показ песни;

3) беседа с детьми о песне;

4) чтение поэтического текста песни 1 куплета;

5) разучивание песни (репетиционный план).

В разучивании песни можно выделить три этапа:

ознакомление и усвоение первого куплета, разучивание всей песни, закрепление и художественное исполнение песни.

Разучивание по фразам. В этот период работы обращается внимание  на правильность звуковысотного интонирования мелодии песни, ритмическую четкость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции.

Несложные одноголосные запевы в народных песнях лучше разучивать полностью, не разделяя на фразы. Сначала музыкальный рук. пропевает фразу или целиком запев песни 2 - 3 раза. Дети внимательно слушают, а затем сами поют этот же фрагмент песни. Перед началом пения необходимо интонационно-чисто выстроить первый звук. Нужно помнить, что у многих детей  плохо развиты музыкальные слух и память. Поэтому необходимо многократное повторение учащимися одной и той же фразы. Но при этом нужно выдвигать разные учебные задачи. Выученные детьми фразы соединяются в предложения, предложения - в периоды.

 Метод заучивания, где используется исполнение на инструментах.

Отстукивание ритмического рисунка ложками, металлофоном

    1. Я на балалаечку ленточку повешу

Русскую раздольную песню запою

Пусть она плывёт, плывёт

Над рекой и лесом

Пусть скорей услышат песенку мою.

ПОЁМ

8.ПРИПЕВ:

Балалайка,

Ложки

2 ВОСЬМЫЕ, ЧЕТВЕРТЬ

ВЛЕВО

балалайка,

Ложки

2 ВОСЬМЫЕ, ЧЕТВЕРТЬ

ВПРАВО

Задушевная, играй-ка,

Ты играй, играечка,

Ах, чудо-балалаечка

ИМИТАЦИЯИГРЫ НА БАЛАЛАЙКЕ +

Металлофон - «бряцаннье»

ПРОИГРЫШ

ДОБАВЛЕНИЕ колокольчиков

Заключительная часть занятия.

Рефлексия деятельности.

Обсуждение того, что узнали, итого, как работали –Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

сегодня я узнал…

было интересно узнать…

было трудно выполнять…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось

9. Рефлексия настроения (можно вначале и в конце)

МОЁ НАСТРОЕНИЕ ПОХОЖЕ НА:…

  1. солнышко
  2. солнышко с тучкой
  3. тучку

http://polpoz.ru/umot/uchite-razlichate-janrovuyu-prinadlejnoste-muziki-i-harakter-p/4.png



Предварительный просмотр:

Развитие творческой одаренности дошкольников в   музыкально-

Актуальность:  

      Практика работы     показывает, что музыкально-одаренные дети, не просто  готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально- одаренными детьми стала актуальной и значимой в моей работе.

Цель работы с одаренными детьми: Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально-одаренных дошкольников.

Задачи: 

1. выявление музыкально-одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

2. выявление детей с выраженной музыкальностью.

3. организация индивидуальной работы с детьми с выраженной музыкальностью.

4. организация просветительской работы с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально-одаренными детьми.

   

Одним из аспектов национального проекта «Образование» является выявление, развитие и поддержка одаренных талантливых детей.

Однажды виноградную лозу спросили:

«Как высоко ты можешь дотянуться?» -

И она ответила: «Дайте мне руку,

и я дотянусь до самого солнца»

(Притча)

Во многих детях от рождения заложен творческий потенциал, но выявление, а затем воспитание и развитие творчески одарённых детей процесс продолжительный (от 3 до 7 лет).

Творческая активность воспитанников проявляется через углубление и развитие теоретического и практического материал, через создание благоприятной среды, а также воспитание культуры поведения учащихся, направленное на развитие эстетического и художественного вкуса.

Целостную характеристику индивидуальных проявлений одарённости

можно составить после разносторонних наблюдений за ребёнком в естественных условиях на занятиях.

Пение является эффективным средством воспитания не только музыкального вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, несёт в себе здоровьесберегающее начало. Пение не самоцель - песня учит вникать в актуальные современные проблемы, общечеловеческие темы, учит думать и размышлять, что особенно необходимо в период становления личности, активизации творческих способностей.

Учет проявившихся способностей ребёнка необходим не только для его

развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло.

В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению И. М. Сеченова), дополняют, усиливают слуховое восприятие.

2. Одаренность это системное, развивающееся в течении жизни, качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов, качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения результатов в   той или иной деятельности.

3. Одаренность      =  генетическая база+социальные аспекты +специально организованная деятельность

4. Классификация детской одаренности: дети, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческой, организаторской, художественной, спортивной и др.

Классификация специальной одаренности детей: дети,

достигшие успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов.

5. Критерии творческой одаренности:

  • ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т.п.;
  • имеет высокий энергетический уровень;
  • часто делает все по-своему (независим), особенно в продуктивной деятельности;
  • часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
  • способен по- разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен…

6. Музыкальная одаренность: качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью:

  1. ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает;
  • определяет какая нота ниже какая выше.

8. Основной признак музыкальности – эмоциональное переживание музыки, как выражения некоторого содержания.
Способность эмоциональной отзывчивости на музыку составляет центр, основу музыкальности.

В. А. Сухомлинский. Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми

  1. Музыкальность по Теплову
  • Общие музыкальные способности: Богатство и инициативность воображения, способность эмоционально погружаться в музыкальное переживание, что относится к свойствам личности, к переживаниям эстетического характера

Специальные музыкальные способности:

  • Качественное своеобразие специальных способностей, необходимых для выполнения любого вида музыкальной деятельности

10.

Дискуссионным остается вопрос из каких компонентов состоит этот комплекс способностей т.е. музыкальности.

В современном искусствоведении, музыкознании, психологии при исследованиях проблем музыкальной одаренности первоначальному анализу подвергаются индивидуально-психологические особенности индивида, требующиеся только для музыкальной деятельности (например, музыкальный слух) и музыкальные способности, применимые и для музыки, и для многих других видов человеческой деятельности (например, некоторые особенности внимания). Этот особый комплекс индивидуально-психологических особенностей в отечественном и зарубежном музыкознании получил определение «музыкальность». При этом сегодня учитывается тот факт, что понятие «музыкальная одаренность» гораздо шире по смысловому содержанию, чем «музыкальность»

Для подтверждения данного факта можно  рассмотреть биографию и  творчество Н. А. Римского-Корсакова, характеризующегося.

Во-первыхсилой, богатством и инициативностью воображения, которые начали проявляться у него уже в детские годы и притом сначала не по отношению к музыке. «Я был очень изобретателен на игры, писал композитор, – умел целыми часами играть один. Запрягал стулья вместо лошадей и представляя кучера, я разговаривал сам с собой очень долго….разбирал и собирал часы….»

Во-вторых, необычайным богатством зрительных, в частности, цветовых, образов и теснейшей связью цветового воображения со зрительным: «…знаете, все тональности, строи и аккорды для меня лично, по крайней мере, встречаются исключительно только в самой природе, в цвете облаков или же в поразительно прекрасном мерцании цветовых столбов и переливах световых лучей северного сияния! Там и до минор, и си и ля, и все, что вы хотите…

В-третьих, его умением эмоционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем все свои душевные силы, обострив то психическое состояние, которое обычно называется вдохновением.

В-четвертых, волевыми особенностями личности, которые привели к созданию 14 опер, 12 симфоний, кантат, произведений для скрипки, фортепиано и т. д. и т. п.

Таким образом, музыкальная одаренность, кроме музыкальных способностей, включает в себя и одаренность в области разнообразных общих способностей.

Говоря о Роли пения в развитии музыкального интеллекта и творческих способностей детей

и

об Использовании музыкальных инструментов в вокальной работе для активизации слухового внимания и развития чувства ритма

  1.   ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО - ХОРОВЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА

ЗАДАЧИ:

1.  Воспитание  любви и интереса к певческой деятельности

2. развитие эмоциональной отзывчивости

3. формирование певческих навыков.

4. развитие исполнительского мастерства.

5. расширение музыкального кругозора.

6. Развитие творческих способностей детей.

  1.   ОСНОВНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

1. Правильное звукообразование

2. Правильное дыхание

3. Дикция

4. Чистота интонации

5. Ансамбль

6. Эмоционально-выразительное  исполнение  

13. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА  ВКЛЮЧАЕТ: 

1. вокальные упражнения;

2. работу над певческой установкой;

3.работу над певческим дыханием;

4.работу над звукообразованием и динамикой;

5.работу над артикуляцией и дикцией;

6.работу над ритмом и темпом;

7. работа над расширением диапазона;

8.работу над интонацией и выразительностью.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям:

Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие воспитатели уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы в детском саду вообще и в группе в частности.

  • - быть легкой для детей и педагогов;
  • - быть интересной для них;
  • - быть систематической;
  • - быть групповой формой обучения.

Если просто дать в руки ребенка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракас, а потом на барабан и т. д. Если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок», скука в глазах ребенка неизбежно появится. Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж).

У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи:

  • -активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре
  • -воспитание интереса и любви к музицированию.
  • -практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.
  • -создание предпосылок для развития творческого мышления.
  • -знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.

Шумовые инструменты используются в детском саду для развития основ интонационного слуха и образно - ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом, возникают ассоциативные связи между предметом и явлением (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением. Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально.

Все партии вначале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок, а, следовательно, замечаний со стороны взрослого, и, таким образом, придает уверенности в своих силах. Все дети при исполнении какой-либо песенки знают все партии и могут легко заменить друг друга. Для этого партии должны быть легкими. Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все партии. В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всем его многообразии. Этому помогает активное слушание музыки, то есть соединение восприятия музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, различные виды тактирования, подчеркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной

Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения:  

1. дыхательные упражнения без звука;

2. звуковые дыхательные упражнения;

3. упражнения под музыку.

Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы,  а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.

Звуковедение:

Педагог должен всегда выполнять  правила:

 1) вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике;

2) обучать навыку пения необходимо на материале простейших попевок;

3) перед детьми должна стоять конкретная задача;

4) необходимо приучать детей слышать себя и слушать других;

5) надо сразу пресекать громкое, крикливое пение.

Приемы, помогающие добиться чистоты интонирования

1. Пение а сарellа. Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей в целом.

2. Пение в сопровождении металлофона или флейты. Эти инструменты имеют звонкий звук и побуждают ребенка петь в высокой позиции звонким звуком.

3. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у». Звук «у» позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой, УКОЛОТЬ ее.

4. Пение с солистами. Все дети поют песни, солист или группа солистов исполняют партию персонажа песни, либо – солист поет куплет, а припев – все дети.

Артикуляция и дикция

Можно использовать следующие методические приемы: 1. Утрированный показ артикуляции педагогом на начальном этапе.

2. Артикуляционная гимнастика, состоящая из специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

3. Озвученная артикуляционная гимнастика.

4. Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение  с активной артикуляцией и движения мелкой моторики.

5. Пальчиковые игры с предметами.

6. Проговаривание и пропевание скороговорок в разном  темпе, характере, с использованием звучащих жестов по К.Орфу

Основные положения расширения диапазона дошкольников (Г.П. Стулова) :

1) пение без придыхания, плавно;

2) при вокализации на гласную должна звучать  чистая фонема;

3) пение должно быть непринужденным;

4) рот при пении открывается умеренно;

5) петь без гримас и усилий;

 6) петь не громко и не тихо;

7) уметь долго тянуть звук ровным по силе голосом;

8) петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру звуком;

9) прямо, без «подъездов», попадать в ноту;

10) не допускать, чтобы начинающий певец уставал.

Общий диапазон голоса у детей:              ( по Гуцману)

Возраст

Группа

Певческий диапазон

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет  

6-7 лет

Первая младшая

Вторая младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная группа

ми1 - ля'

ре1 - ля1

ре1 - си-бемоль1  

ре1 - до2

до1 - до2


. ОХРАНА ДЕТСКОГО ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА

• УЧИТЫВАТЬ ДИАПАЗОН РЕБЕНКА ПРИ ПОДБОРЕ ПЕВЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА

• ДОБИВАТЬСЯ НОРМАЛЬНОГО, ЕСТЕСТВЕННОГО ТОНА В РАЗГОВОРЕ С ДЕТЬМИ

• БЕРЕЧЬ ГОЛОС РЕБЕНКАОТ НЕНУЖНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (НЕ ПЕТЬ ДОЛГО, НЕ ПОВТОРЯТЬ БЕСЦЕЛЬНО ПЕСНЮ)

• СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ ДЕТИ НЕ КРИЧАЛИ

• НЕ ПЕТЬ НА УЛИЦЕ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ ВОЗДУХА НИЖЕ +18С

ТРЕБОВАНИЯ К РЕПЕРТУАРУ

1. Художественная ценность произведения

2. Доступность для понимания детей

3. Соответствие возрастному диапазону

4. Песня должна представлять интерес для детей

5. Песня должна соответствовать вокальному росту ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой одарённости через научно-исследовательскую деятельность

В данной статье представлен  педагогический  опыт внедрения в образовательный процесс  ведущего   метода обучения развития способностей  одарённых учащихся – метод...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ЧЕРЕЗ НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

З.А.Хайрисламова, учитель русского языка и литературы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 2         города Сургута Аннотация. Статья посвящена описанию актуальных проблем ра...

Доклад "Развитие творческих способностей на уроках математики и во внеурочной деятельности"

Доклад по теме "Развитие творческих способностей на уроках и во внейрочной деятельности"...

Доклад «Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»

Данная тема интересна и актуальна в настоящее время. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потр...

Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности»

Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности». Описывает педагогическую кружковую  рабо...

Творчество, одарённость, креативность. Развитие творческой одарённости ребёнка средствами включения его в исследовательскую деятельность

Статья раскрывает особенности использования проектно-исследовательской деятельности в школе, освящает ее влияние на развитие одарённости, творчества и креативности учащихся.  По мнению зарубежных...

Развитие творческой одарённости обучающихся через научно-исследовательскую деятельность

Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности детей через ...