урок в 6 классе "Инструментальный концерт.Духовный концерт", посвящён юбилею итальянского композитора Антонио Вивальди
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Хохлова Татьяна Александровна

Музыка,
В тебе я раствориться,
В твоих октавах и пассажах,
В твоей гармонии хочу.

Барокко мир чудесный,
Мир страстных форм,
Мир ярких ощущений.
Он не закончен,
Весел,
Он...
Вот шарики,
Гирлянды,
Вот рокаи,
И здесь и там…
Пойди, определи,
Где им начало,
Где конец…
Всё вместе, высоко и гордо,
Пусть маленькая нотка -
Но слышна !

О, вы – небесного благоуханья звуки !
Какая радость в вас,
Какая в вас любовь…
Я по ступенькам звука
Вверх спускаюсь,
Я поднимаюсь по ступенькам вниз…
А вы звучите, наполняя
Тело,
Душу,
Всё сознанье
То лаской,
То мечтой,
То негой...
И смешивая всё,
Уносите меня.

Вот прерван звук.
И пауза. Вдруг за ней…
Размер и шаг степенный -
Под аркады.
Туда...
Где мысли – сердцем говорят,
Где полным всё вокруг становится,
Где счастью нет конца...
И скрипки,
Торжеством своих токкат спокойных
Меня с собою взяли, в облака ведут.
Я повинуюсь,
Я иду в тот мир,
Что так пред нами скрыт
В заботах праздных каждодневья.

Спасибо вам, барокко звуки.
Я здесь,
Я с вами -
Через вас,
Я негу неба поглощаю
Всем телом,
Всей душою,
Всем собой.

В них растворяю всё своё сознанье,
Гармонии божественной его я отдаю,
Чтоб и оно
С любовью слилось,
С любовью той,
Что чувства воспаляет
И через них
К познанию ведёт.

О жизнь!
Безмерно счастлив я,
Внимая звукам
Торжественной гармонии барокко…
Их свет все чувства возвышает.
Сознание грядёт.

Раздел "Образы камерной музыки" знакомит учащихся с зарождением и развитием жанра камерной музыки - инструментального и хорового духовного концерта. Классические шедевры музыкальной культуры 18 века представлены в творчестве высокодуховных композиторов Антонио Вивальди и Максима Березовского.

Инструментальные концерты А.Вивальди и И.С.Бахазакрепляют у учащихся представление о различных их видах и вообще расширяют знания о программной музыке. Понятие "концерт" в музыке имеет 2 значения: это и публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе и само музыкальное произведение в основе которого лежит контраст звучания одного или нескольких солирующих инструментов и оркестра. При прослушивании учащиеся отмечают состязательный характер солиста с оркестром, 3хчастную форму произведения, вспоминают эпоху барокко.

Духовный концерт "Не отвержи мене во время старости" знакомит учащихся с жанром хорового духовного концерта, который широко применялся в русской музыке в 18 веке. Исследовательские проекты в 2 направлениях помогли в определени видов концертов:1) для одного инструмента без оркестра,2) для оркестра без солистов,3) концерты для хора. Динамичность и бурное движение эпохи барокко, новый гармонический язык музыки, жизнеспособность итальянского стиля, интересные оркестровки в полной мере были раскрыты в этих музыкальных сочинениях.

  Весна

 Часть 1.ALLEGRO

Пришла весна. И стаи птиц над кручей
Вновь радостные песни распевают,
Цветы ласкает нежный солнца лучик,
Ручей к реке с любовью поспешает,
Но чёрный плащ накидывают тучи,
От глаз чужих лазурь небес скрывая.
И воет ветер, грозный и могучий,
Грохочет гром, и молния сверкает.

Природа преисполнена смятенья.
Но буря минет, кончится она,
Развеет тучи, и в одно мгновенье
Вновь торжествует юная весна,
Звучат в высоком небе песнопенья,
Природа снова радости полна!


Часть 2. LARGO

О, как душа в покое отдыхает!
Так тихо. И трава, как изумруд.
Пасётся стадо. Солнце припекает.
Шмели над медуницею поют.
Путём знакомым пастушок шагает,
Две собачонки вслед за ним бегут.
Остановившись, радостно внимает
Тем звукам, что слышны от века тут.

И самый воздух мягок, как батист,
И сердцу сладко каждое мгновенье,
И неподвижен на деревьях лист.
Готов он опуститься на колени,
Как никогда, он просветлён и чист,
И просит у Небес благословенья.


Часть 3. ALLEGRO

Цветов бутоны свежие раскрылись,
Пастух не верит собственным глазам:
Откуда-то вдруг нимфы появились,
Звенят, как колокольцы, голоса,
И в лёгком танце девы закружились,
Как струны арф, запели небеса.
Играли нимфы, пели, веселились,
И вторили им птицы по лесам.

И пастуха душа была полна
Невыразимой радости безбрежной,
Его пьянила и звала весна,
И он кружился в танце безмятежном,
Пока не пробудился ото сна,
В кругу красавиц, ветреных и нежных.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  в 6 классе, посвящённый юбилею итальянского композитора Антонио Вивальди

Тема урока: Образы камерной музыки. Инструментальный концерт «Времена года» А.Вивальди. Хоровой духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» М.Березовский.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции, формирование способности к новому способу действия,

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов с использованием ТРИЗ-компонентов и приёмов РТВ в развитии творческой культуры на уроке, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи:

Учебные – научиться жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • Знание специфики лирических, эпических, драматических музыкальных образов; имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

- иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений

- Знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности

Развивающие - различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

  • определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
  • владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

воспитательные – воспитать устойчивый интерес к музыке ,к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;

- Освоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;

Тип урока: комбинированный, урок-родословная

Техническое обеспечение: ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.

Материалы: учебник для учащихся 6 класса начальной школы «Музыка» Е.Критская, зрительный ряд: И.Орлов «Вечерняя молитва», Микеланджело «Пьета», А.Майоль «Скорбь», В.Денисов «Скорбь» (Джотто),  исследовательские проекты по темам Инструментальный концерт и Духовный концерт

Муз. инструменты: фортепиано

Муз. репертуар: 1-я часть духовного концерта, Распевки «Мы дружим с музыкой», Песня «Я хочу увидеть музыку», «Всюду музыка живёт» сл. В.Суслов, муз. Я.Дубравин, «Сочинение о весне», «Весна» на стихи А.Плещеева, муз.А.Самонова

Ход урока

  1. Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы урока. 2 минуты
  2. Проверка домашнего задания
  3. Подготовка к усвоению

Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок-родословная. Сегодня представляя свою исследовательскую работу, свои домашние заготовки вы в который раз встретитесь с мировыми музыкальными шедеврами вокальной и инструментальной музыки 18 века. Так называемая родословная будет сегодня создана и вашим личным вкладом в исследование жизненного и творческого пути Антонио Вивальди и Максима Березовского. В этом году мы отмечаем юбилейную дату Антонио Вивальди – человека с тонкой душевной организацией. Предлагаю начать наш урок с составления кластера.

Кластер «Музыка»

  1. Изучение нового материала

Творческая группа «Инструментальный концерт» вам слово.

Все искусства имеют единую основу – жизнь. Пока жив человек, он будет искать ответы на вопросы, что есть прекрасное и безобразное, добро и зло, любовь и ненависть, мир и война, жизнь и смерть. Отношение к этим вечным темам воплощается в художественных образах музыки и театра, изо и литературы. Но каждый из видов искусства живёт по своим, определённым законам. Вы знаете, что по способу исполнения музыкальные произведения подразделяют на вокальные и инструментальные. А по условиям (месту) исполнения и восприятия – на камерные и симфонические.

Камерная музыка начиная с 16 века предназначалась для домашнего музицирования или для исполнения в небольших помещениях. Позднее наряду с симфонической музыкой зазвучала она и в концертных залах.

Сегодня мы с вами окажемся в мире камерной инструментальной и вокальной музыки. В вокальной музыке содержание худ.образа во многом связано со словом, поэтическим текстом, а в инструментальной – нет слов, как в песне или романсе, кантате, опере и здесь особенно важно представлять себе принципы развития и построения музыки.

Метод «Буквенный диктант»

Сходство и различие, повтор и контраст – основной принцип музыкальной формы произведения. Повторение интонаций, ритмических фигур, муз.фраз, тем в инструментальной музыке создаёт ощущение ясности, порядка, стройности, позволит вам запоминать музыку и узнавать её образы. Контраст оттеняет грани одного образа или представляет взаимодействие нескольких муз.образов: их сопоставление, столкновение и конфликт.

Шедевры мировой музыкальной классики расширят ваш кругозор, позволит глубже понять мир, взаимоотношения между людьми, самих себя.

Учитель: Муз.образы раскроют перед вами особенности времени, в которое создавалось произведение, введут вас в мир Вивальди и Березовского. Чувства и мысли этих композиторов созвучны и нашему времени и мировосприятию. Творчество их стало образцом классического искусства и поэтому живёт в веках.

О Боге нам гласит времён круговращенье,

О благости Его -  исполненный им год.

Творец! Весна – Твоей любви изображенье…

Дж.Томсон (перевод В.Жуковского)

Антонио Вивальди (1678-1741) – скрипач-виртуоз, дирижёр и педагог, один из величайших композиторов 17-18 веков. Он был создателем жанра инструментального концерта. Известно около 450 его концертов. Стиль барокко был характерен для эпохи, в которую жил и творил Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику.

Учитель: Прошу вас откройте учебник на странице 108-109

В инструментальном концерте «Времена года» насыщенность сменяется спокойствием, нежность-мощью, соло прерывается оркестром. Принцип контраста определял трёхчастную форму концерта, в которой чередуются сольные и оркестровые части. 1-я часть – быстрая и энергичная, обычно без медленного вступления, 2-я – лирическая, певучая, более скромная по размерам, 3-я – финал, подвижный и блестящий.

Вершиной творчества Вивальди является цикл «Времена года», который объединил 4 концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра.

В них развитие муз.образа основано на сопоставлении звучания скрипки соло и тутти оркестра. В этих концертах музыка точно следует за образами стихотворных сонетов, которыми композитор раскрывает содержание каждого из концерта цикла: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Предполагается, что эти сонеты написаны самим композитором.

В 19 веке соединение музыки со словом, с определённым сюжетом стало основой так называемой программной музыки, даже программных симфоний.

  1. Первичная проверка усвоения знаний

Метод «Создай паспорт»

  1. Первичное закрепление знаний

Учитель: На страницах 110-111 прочитайте переводы сонета Вивальди, который стал программой первого из концертов цикла – «Весна».

Послушайте концерт «Весна». Какие чувства выражает этамузыка?

Какой из 2 переводов, по вашему мнению, точнее и полнее ракрывает муз.образ концерта?

Как звучит главная мелодия 1-й части концерта? Как её можно назвать?

Вслушайтесь в пассажи скрипки и сопоставь их с записью мелодической линии. Что напоминает вам эта графика мелодии?

Что композитор изобразил в эпизодах? Как он средствами музыки передал пение птиц, журчание ручейков, «лёгкое дуновение зефира», вспышки молний?

В какой форме (рондо, вариации) написана 1-я часть концерта? Какую роль играют принцип контраста, изобразительные эпизоды?

Как вы думаете почему сегодня так часто исполняется эта музыка, написанная более трёх веков назад?

Ответы учащихся:

  1. Контроль и самопроверка знаний

А мы продолжаем урок.

Слово предоставляется творческой группе «Духовный концерт»

Особенности русской духовной музыки 18 века.

Классический хоровой концерт - это высокий стиль в хоровой музыке. Мастер классического хорового концерта, ученик итальянских маэстро (которые были в России по приглашению императрицы Екатерины 2), это и был Максим Березовский.

М. Березовский - "Не отвержи мене во время старости"

Самым знаменитым музыкальным произведением Максима Березовского  считается концерт «Не отвержи мене во время старости». Концерт был написан  семнадцатилетним композитором ещё до отъезда в Италию, предположительно по заказу императрицы Елизаветы Петровны, которая  была сентиментальна  и болезненно переживала приближение  старости.

 «Это исповедь одинокого человека, услышавшего, ощутившего еще не «дуновение смерти», но уже холодное дыхание уже приближавшейся старости. Предугадывающего тоскливые часы рассветов, когда душа уже не рвется в новый день, а тоскливо жмется перед равнодушием всего, что сильно и молодо, перед близостью небытия. Все гаснет, все истончается, все теряет смысл…»

Он был первым русским композитором, безусловно , признанным музыкальным миром Европы, первым русским композитором, чьи хоры ежегодно звучат в российских храмах, точно подаренные свыше.

С  именем  Максима Березовского связано больше легенд, чем  известных фактов.

Родился он  в небогатой казацкой семье 27 октября 1745 года в  городе Глухов  Сумской области.  Первым из  русских композиторов был отправлен учиться  в Италию  в знаменитую Болонскую филармоническую академию.    В 1771 году Максим Березовский был принят в число  болонских академиков, его талант признали даже прихотливые и привередливые итальянцы.  Звание академика присваивалось раз в год. За год до Березовского  академиком был назван юный Вольфганг Амадей Моцарт.     Дожил Березовский всего до 32 лет. После смерти Максима Березовского имя было забыто. Даже Пушкин как-то в разговоре о музыке признался, что считал многие музыкальные произведения «сочинениями Бортянского, а отнюдь не иных авторов».

Из наслаждений жизни

Одной   любви музыка уступает

Но и она мелодия…

А.С. Пушкин

"Уже прекрасное светило Простерло блеск свой по земли И божия дела открыло: Мой дух, с веселием внемли; Чудяся ясным толь лучам, Представь, каков зиждитель сам!" из оды Михаила Васильевича Ломоносова, которая называется "Утреннее размышление о Божием величестве".

Предположительно она была написана в 1743 году. Также предположительно в этом или ближайшие годы родился композитор Максим Созонтович Березовский. Как взаимосвязаны эти два явления? Русские музыковеды утверждают, что ода - высокий стиль в поэзии. А Михаил Васильевич Глинка, где-то через пол века после смерти Березовского, высказал такую фразу: "Я почти убежден, что можно связать фугу западную с условиями нашей музыки узами законного брака".

Глинка это сказал, а Березовский это сделал за 50 лет до высказывания Глинки. На интонациях малороссийских песен, на интонациях и попевочках церковных песнопений, современных ему, пользуясь приемами хорового полифонического письма итальянской школы, он создавал свои произведения. Это были песнопения Божественной Литургии Иоанна Златоуста (многие из них утрачены во время идеологических чисток в придворно певческой капелле в первые десятилетия советской власти). Многие его произведения (хоровые концерты) были утрачены во время пожара, который случился в капелле значительно раньше - задолго до революции.

Но самый яркий и самый высокий по музыкальному языку, по стилю, по совершенству музыкальной форме, по глубине драматизма концерт сохранился. Он много раз переиздавался и исполнялся.

Это концерт "Не отвержи меня во время старости". Концерт на псаломские стихи (на избранные стихи псалма). Я предлагаю послушать фрагмент этого концерта. А у тех, у кого будет желание услышать его целиком, можно найти его в интернете или в записях хора иеромонаха Амвросия.

"Творец! покрытому мне тьмою Простри премудрости лучи И что угодно пред тобою Всегда творити научи, И на твою взирая тварь, Хвалить тебя, бессмертный царь." Этими словами заканчивается ода Ломоносова, а хоровой концерт Березовского заканчивается жизнеутверждающей фразой стиха псалма: "Да постыдятся и исчезнут оклеветающие душу мою"...

Учитель: Спасибо за выступление, а теперь вопросы.

Какой лад придал особую выразительность музыке концерта? Какая разноплановая окраска возникает благодаря ему?

Какой принцип развития музыки является главным?

  1. Подведение итогов урока

Учитель: Итак, ребята, жанр инструментального концерта был вам уже известен ранее, а вот с жанром хорового концерта вы сегодня познакомились впервые. Из ваших исследований мы узнали, что традиционно в русском хоровом концерте существовала тесная связь музыки и слова. И чтобы выявить это единство мы спели главную тему-образ 1-й части концерта со словами, определили её интонационные особенности. Сумрачно-затаённая в начале и энергично-активная как бы с отчаянным возгласом хора в конце. Эмоциональный заряд изложен в полифоническом носителе изложения музыкальной мысли. Всё это очень напоминало фугу, что придало этой музыке неповторимый характер.

Сопоставление образов музыки с образами живописи и скульптуры, а также использование высказываний и поэтических посвящений известных и великих личностей,  помогло нам найти в этих произведениях общие средства выразительности: скорбно-никнущие интонации-линии, минорную окраску – колорит, особенности формы – композиции и многое другое.

  1. Домашнее задание (по желанию)

К следующему уроку прошу вас приготовить песни в жанре молитвы.

На этом наш урок окончен.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: