урок в 7 классе "Два направления музыкальной культуры - духовная и светская". Раздел: Музыкальная драматургия - развитие музыки
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Хохлова Татьяна Александровна

Время не властно в сиянье рассвета,
Яркий пейзаж нарисует любовь,
Образ желанный, в туманы одетый,
Там, где мы с Музыкой будем вдвоём.

Время бессильно стереть это счастье,
Музыка в сердце плывёт, как волна,
И впереди только вечность и счастье,
Нежно пронзает, и стонет струна.

Бурные реки текут над обрывом,
Время не сможет ту связь разорвать,
Там уж оставлено неотвратимо, 
То, что лишь чувства способны понять.

Брызги летали, сплетаясь в узоры,
Так водопад низвергался с горы,
Время осталось в нас таинством  взора,
В музыки силу мы все  влюблены.

Эхо кричало над горною кручей,
Страсть разгоралась, сливаясь с рекой,
В этой стихии несметной и жгучей,
Время и музыка были со мной.

Время не властно, совсем не напрасно,
Вихрем рождённая вечность и зов,
Силам небесным всё может подвластно
всем обрести музыкальный покров.

Дрожью пронизаны души и руки,
И не забудешь уже никогда,
Время не властно над силою муки,
В клеточке каждой есть образ Творца...

М.Березовский считается создателем классического типа русского хорового концерта (без инструментального сопровождения). Среди его музыки для хора Литургия святого Иоанна Златоуста (наиболее известная часть — «Верую»), хоровые концерты («Господь, воцарися», «Отрыгну сердце», «Милость и суд», «Слава в вышних Богу», «Не имамы иныя помощи»), причастные стихи («Знаменася на нас», «В память вечную», «Хвалите Господа с небес» и др.). Вершина творчества Березовского в области духовной музыки — хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» (на отдельные стихи псалма 70).

Вместе с тем, значительное влияние на творчество композитора оказала музыка западноевропейского барокко. В Италии Березовский сочинял, главным образом, салонную музыку в классицистской манере; среди крупных сочинений в «западной» стилистике — опера-сериа «Демофонт» (Ливорно, 1773; сохранились 4 арии) и соната для скрипки и клавесина (1772).

Некоторые сочинения Березовского до сих пор не опубликованы.

 

В наши дни творческое наследие композитора входит в репертуары многих европейских хоровых коллективов. Наряду с Бортнянским и ВеделемБерезовский является одним из талантливейших русских композиторов XVIII века.

Светская музыка - музыка венских классиков и творчество композиторов эпохи романтизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx30.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  в 7 классе. Раздел «Музыкальная драматургия – развитие музыки»

Тема урока: Два направления музыкальной культуры – духовная и светская музыка

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов, а также способности к осуществлению контрольной функции

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов и выявление теоретических основ построения содержательно-методологических линий

Задачи:

Учебные – понимать роль музыки в жизни человека;

иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);

- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

Развивающие - эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки,

- обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;

воспитательные – сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

- работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

- воспитать умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса  и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.

Тип урока: комбинированный, урок-хронограф

Техническое обеспечение: ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.

Материалы: учебник для учащихся 7 класса «Музыка» Е.Критская, Псалтырь(70 псалом), творческая тетрадь

Муз. Инструменты: фортепиано

Муз. Репертуар: Песня «Христу Иисусу песнь поют уста», «Песенка о доброте», «Дорогою добра», «Никогда не унывай»

Аудиозаписи: духовный концерт М.Березовского «Не отвержи мене во время старости», песня «Будь со мной» и «Не в небесах высоких» Е.Крылатова

Ход урока

  1. Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы урока. 2 минуты

Учитель: Музыкальная драматургия - развитие музыки.

 Музыкальная драматургия  – отражение музыкальных образов в движении, развитии, взаимосплетении и борьбе противоречивых начал (противоречий).

 Способы развития музыки:

      1.     Повторение, повторы – трехчастная форма (АВА), форма рондо (АВАСАДА), куплетная форма.

      2.     Варьирование – вариационная форма, сонатная форма (разработка, реприза).

      Виды варьирования - секвенция, имитация.

Секвенция  (от лат следование)– перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении.

Имитация ( от лат. подражание) – повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения (полифоническое изложение - канон или фуга).

Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы будем путешествовать во времени (более 3 веков – от 18 до 21)и музыкальных жанрах, которые были созданы в то время, в котором мы окажемся. Особенности драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки проводят нас во времени. Итак, наш хронограф начинает свою работу.

Вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время Богослужения – вот это церковная музыка. В Православии это только вокальные произведения. Духовные стихи, канты – жанры русского народного песенного творчества. Единые нравственные начала раскрываются в зависимости от закона жанра.

В одном случае – в молитвенном характере музыки, в другом – в современном ритмическом оформлении, которое в единстве со словом обретает силу внушения. В этом смысле можно сделать выводы о истоках драматургии, к церковной проповеди и поучениям.

Жанры христианской духовной музыки

Наиболее распространённые жанры христианской духовной музыки, католической и протестантской, заимствованы из музыки церковной; это хорал, псалом, гимн (в том числе Te Deum, Ave Maria), месса (в том числе заупокойная — Реквием), секвенция и страсти.

Каждый из перечисленных жанров имеет собственную историю, но общим для всех является то, что рождались они (или оформлялись) в церкви и право сочинять произведения духовного характера — не только тексты, но и музыкальное их оформление — изначально принадлежало исключительно служителям церкви (так, например, авторство большинства песнопений римской литургии средневековая традиция приписывала папе Григорию I).

Псалмы — музыкальные произведения малой формы, основанные на тексте Псалтири. Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена. В XVI веке псалмы получили распространение в профессиональной внекультовой музыке, особенно «De profundis» (с лат.— «Из глубины») — на текст 129-го псалма, который как изначально у иудеев, так позже и у католиков нередко использовался в качестве погребальной молитвы; известны, в частности, «De profundis» Я. Д. Зеленки иК. В. Глюка, Бах, Гендель.

Мессы — циклические вокальные или вокально-инструментальные произведения, представляющие собой собрание частей католической литургии. В протестантской церкви были приняты короткие мессы, состоявшие лишь из двух первых частей католического ординария — Kyrie eleison и Gloria. Бах, Моцарт, Шуберт , Бетховен

Реквиемы — изначально католические заупокойные мессы. Первым сочинением этого жанра, написанным на канонический латинский текст, считается не дошедший до нас Реквием Дюфаи; первый сохранившийся, сочинение a capella в полифоническом стиле, принадлежит Йоханнесу Окегему (XV век).Моцарт, Верди.

Страсти — вокально-драматические произведения, посвящённые событиям Страстной недели, изначально основанные на евангельских текстах; однако с начала XVIII века для сочинений этого жанра всё чаще использовались тексты, написанные по мотивам Евангелий известными поэтами, в том числе оперными либреттистами. Бах, Сальери,

Stabat Mater( стабет матер)— католическое песнопение (секвенция) на латинский текст Якопоне да Тоди. Перголези, Россини

Ave Maria (аве мария) — католическая молитва, обращённая к Деве Марии. Самая знаменитая принадлежит Францу Шуберту (изначально написана на неканонический текст), Гуно

Спиричуэлс (от англ. spiritual — духовный) — духовные песни афроамериканцев, могут рассматриваться как ответвление христианской духовной музыки, поскольку источником для них послужили духовные гимны, завезённые в Америку европейцами, и тематику их традиционно составляют библейские сюжеты

Православная духовная музыка

Всенощная

Начиная с XVIII века русские композиторы создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера — «Всенощные», которые могли исполняться и вне богослужения; известны «Всенощные» А. Л. Веделя и С. А. Дегтярёва. Со второй половины ХIХ века «Всенощные» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок древних распевов; такие сочинения создали, в частности, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков. Лучшими образцами жанра считаются «Всенощные» П.И. Чайковского и Сергея Рахманинова.

Русский духовный концерт

Пришедший в Россию с Запада в конце XVII века духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, поначалу развивался как жанр сугубо церковной музыки и соответствовал традициям православного богослужения: в отличие от западноевропейского, не предполагал инструментальное сопровождение и писался в форме утвердившегося к тому времени в церкви партесного многоголосия, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12 (в некоторых концертах оно достигало 48-ми). Но во второй половине XVIII века духовный концерт вышел за пределы церкви; классические сочинения в этом жанре созданы Максимом Березовским и Дмитрием Бортнянским. Церковная музыка всегда обращена к темам Священного писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которого лежит знаменный распев.

В западной, католической церкви - месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.

Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М.Березовского. Бах чаще всего писал музыку для органа и хора, а Березовский - для хора a capella, Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие. Содержание хора "Kyrie, eleison!" из "Высокой мессы" И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта "Не отвержи мене во время старости" М.Березовского развертывается в совершенной полифонической форме - фуге.

  1. Знакомство с проблемными вопросами хронографа (список). Проверка знаний и умений по материалу урока.

Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней

Классические шедевры музыки 18 века. Духовную музыку представим жемчужиной коллекции – хоровым духовным концертом «Не отвержи мене во время старости» М.Березовского.

Глагол таинственный небес,

Тебя лишь сердце разумеет.

Н.Львов

Ребята, откройте псалом 70, найдите строку с названием этого концерта.

Послушаем его.

Ответьте, усиливается ли в вашем восприятии трагический, скорбный характер музыкального высказывания М.Березовского после знакомства с текстом псалма?

Расскажите, как развивается эмоционально-образное состояние человека, молящего Бога о сострадании и помощи.

Как вы думаете, почему композитор поручает исполнение вступления солистам? Каково взаимодействие голосов в хоровом звучании? Какие чувства подчёркивают контрасты звучностей? Какой тип его фактуры?

Ответы учащихся:

  1. Выступление учащихся. Сообщения о решении проблемных вопросов темы урока. Изложение нового материала

С историей возникновения вокальной и инструментальной, симфонической светской музыки. Светская музыка - музыка, свободная от влияния церкви.

С XVI в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. camera - комната). Так в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную музыку.  С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов-классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. - сформировались классические виды  инструментального ансамбля - соната, трио, квартет и др. Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камер-музыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах. Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф.Шуберта, фортепианные песни без слов Ф.Мендельсона, каприсы Н.Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф.Шопена, романсы М.И.Глинки, пьесы П.И.Чайковского и многое другое. 

 

«А музыка звучит…». Она всегда звучала
В Природе родилАсь, в Гармонии начало.
Гармония, - есть суть законов всей Вселенной.
У Господа Она, как Инструмент нетленный.

Гармония Любви, гармония Процессов,
А музыка и стих рождают чудо - песни.

С чего всё началось? Конечно, не случайно.
Гармония была, но это было тайной.

И древний
 человек, услышав птицы пенье
И шум прибоя, свист от дуновенья.
Он сам пытался тоже, осторожно.
Ему тогда всё было очень сложно.

Не всем давалось; - слух, талант был разный,
Но кто сумел, - тем жизнь была прекрасной.
Бывали битвы, - в плен друг друга брали.
И музыкантов тоже. Их не убивали.

И кто бы ни был, - вождь или работник,
Ребёнок, женщина и воин, и охотник.
Они с восторгом музыке внимали.
Как волшебство, как тайну принимали.

А время шло, - пласты тысячелетий.
И музыка растёт, как дерево и ветви.
Вот тетива от лука пригодилась; -
Струна возникла! В ней такая сила!

Она хранит все голоса людские.
Гитара, скрипка; - нам близки, родные.
Но было трудно. В памяти хранили.
В наследство музыку, как ценное дарили.

Как стало просто всё! С улыбкой вспоминаю
Тот старый патефон, - пластинки я меняю.
Записан звук! Теперь звучит повсюду.
Какое качество и как волнует душу!

Но не всегда; - лишь там, где благозвучье,
Где мысли глубина, Любовь в основе чувства.
Да, ноты терпят всё. Их не было вначале,
Пришла пора, и грамоту создали.

Одиннадцатый век, - впервые записали.
Не слыша музыку, но прочитав, поняли!
Какая простота! Читают все народы!
А композитор впишет чувства в эти ноты.

И сколько их! И сколько ещё будет!
Создали классику; - её не позабудут.
Немного грустно, - я-то не играю,
Не знаю нот, на кнопки нажимаю.

Я часть Природы, - мне не безразлично.
Гармония для всех, но принимаю лично.

Душа трепещет в радостном волнении
Или готова в бой, участвовать в сражении.
И беды, боли, думы усмиряет,
И видеть Красоту, и к Богу приближает.

Я попытаюсь словом передать,
Что смог Бетховен музыкой сказать.
И, как Вивальди, - «Летнюю грозу»,
Хотя бы часть того, что я пойму.

  1. Включение их самостоятельной творческой работы в единый творческий проект. Закрепление изученного материала.

Прошу вас выполнить задание на стр.91 и написать в своей творческой тетради вступительное слово к одному из полюбившихся вам произведений камерной музыки

  1. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

Возникает множество линий сопоставления произведений на уроке:

русская – зарубежная музыка,

светская-духовная,

истоки (хорал – знаменный распев),

вокальная-инструментальная музыка,

исполнительские составы,

особенности оркестровки и хорового пения,

полифоническое-гомофонное изложение музыки.

В результате у нас получилось хронологически выявить интонационно-выразительный смысл каждого из произведений и ваше личное отношение к этой музыке.

  1. Анализ и оценка
  2. Домашнее задание. Подготовить свои любимые произведения камерной инструментальной музыки для следующего урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - интеллектуальная игра "С.Рахманинов и музыкальная культура"

Игра  включает конкурсные  задания по творчеству С.Рахманинова. Для  педагогов  музыкальной  литературы ДМШ и ДШИ....

Музыкальная драматургия-развитие музыки. Светская и духовная музыка.

Это открытый урок в 7 классе по программе "Музыка" авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская...

7 класс. Музыкальная драматургия - развитие музыки

Презентация к уроку музыки в 7 классе на тему "Музыкальная драматургия", рассмотрены основные способы развития музыкального материала. Презентация выполнена по учебнику Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т...

Методическая работа "Русская музыкальная культура ХХ века С.Прокофьев – альбом пьес «Детская музыка»"

Русская музыкальная культура ХХ века С.Прокофьев – альбом пьес «Детская музыка»...

план к уроку музыки 7 кл на тему музыкальная драматургия-развитие музыки

план к урокм музыки :музыкальная драматургия-развитие музыки...

Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка. 7 класс

Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка...