Главные вкладки

    урок в 7 классе "Два направления музыкальной культуры - духовная и светская". Раздел: Музыкальная драматургия - развитие музыки
    план-конспект урока по музыке (7 класс)

    Хохлова Татьяна Александровна

    Время не властно в сиянье рассвета,
    Яркий пейзаж нарисует любовь,
    Образ желанный, в туманы одетый,
    Там, где мы с Музыкой будем вдвоём.

    Время бессильно стереть это счастье,
    Музыка в сердце плывёт, как волна,
    И впереди только вечность и счастье,
    Нежно пронзает, и стонет струна.

    Бурные реки текут над обрывом,
    Время не сможет ту связь разорвать,
    Там уж оставлено неотвратимо, 
    То, что лишь чувства способны понять.

    Брызги летали, сплетаясь в узоры,
    Так водопад низвергался с горы,
    Время осталось в нас таинством  взора,
    В музыки силу мы все  влюблены.

    Эхо кричало над горною кручей,
    Страсть разгоралась, сливаясь с рекой,
    В этой стихии несметной и жгучей,
    Время и музыка были со мной.

    Время не властно, совсем не напрасно,
    Вихрем рождённая вечность и зов,
    Силам небесным всё может подвластно
    всем обрести музыкальный покров.

    Дрожью пронизаны души и руки,
    И не забудешь уже никогда,
    Время не властно над силою муки,
    В клеточке каждой есть образ Творца...

    М.Березовский считается создателем классического типа русского хорового концерта (без инструментального сопровождения). Среди его музыки для хора Литургия святого Иоанна Златоуста (наиболее известная часть — «Верую»), хоровые концерты («Господь, воцарися», «Отрыгну сердце», «Милость и суд», «Слава в вышних Богу», «Не имамы иныя помощи»), причастные стихи («Знаменася на нас», «В память вечную», «Хвалите Господа с небес» и др.). Вершина творчества Березовского в области духовной музыки — хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости» (на отдельные стихи псалма 70).

    Вместе с тем, значительное влияние на творчество композитора оказала музыка западноевропейского барокко. В Италии Березовский сочинял, главным образом, салонную музыку в классицистской манере; среди крупных сочинений в «западной» стилистике — опера-сериа «Демофонт» (Ливорно, 1773; сохранились 4 арии) и соната для скрипки и клавесина (1772).

    Некоторые сочинения Березовского до сих пор не опубликованы.

     

    В наши дни творческое наследие композитора входит в репертуары многих европейских хоровых коллективов. Наряду с Бортнянским и ВеделемБерезовский является одним из талантливейших русских композиторов XVIII века.

    Светская музыка - музыка венских классиков и творчество композиторов эпохи романтизма.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7_klass.docx30.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок  в 7 классе. Раздел «Музыкальная драматургия – развитие музыки»

    Тема урока: Два направления музыкальной культуры – духовная и светская музыка

    Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов, а также способности к осуществлению контрольной функции

    Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов и выявление теоретических основ построения содержательно-методологических линий

    Задачи:

    Учебные – понимать роль музыки в жизни человека;

    иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);

    - понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

    - иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

    - знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

    Развивающие - эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки,

    - обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

    выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

    исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

    - творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;

    воспитательные – сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

    - работа с разными источниками информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

    - воспитать умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса  и продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.

    Тип урока: комбинированный, урок-хронограф

    Техническое обеспечение: ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.

    Материалы: учебник для учащихся 7 класса «Музыка» Е.Критская, Псалтырь(70 псалом), творческая тетрадь

    Муз. Инструменты: фортепиано

    Муз. Репертуар: Песня «Христу Иисусу песнь поют уста», «Песенка о доброте», «Дорогою добра», «Никогда не унывай»

    Аудиозаписи: духовный концерт М.Березовского «Не отвержи мене во время старости», песня «Будь со мной» и «Не в небесах высоких» Е.Крылатова

    Ход урока

    1. Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы урока. 2 минуты

    Учитель: Музыкальная драматургия - развитие музыки.

     Музыкальная драматургия  – отражение музыкальных образов в движении, развитии, взаимосплетении и борьбе противоречивых начал (противоречий).

     Способы развития музыки:

          1.     Повторение, повторы – трехчастная форма (АВА), форма рондо (АВАСАДА), куплетная форма.

          2.     Варьирование – вариационная форма, сонатная форма (разработка, реприза).

          Виды варьирования - секвенция, имитация.

    Секвенция  (от лат следование)– перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении.

    Имитация ( от лат. подражание) – повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения (полифоническое изложение - канон или фуга).

    Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы будем путешествовать во времени (более 3 веков – от 18 до 21)и музыкальных жанрах, которые были созданы в то время, в котором мы окажемся. Особенности драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки проводят нас во времени. Итак, наш хронограф начинает свою работу.

    Вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время Богослужения – вот это церковная музыка. В Православии это только вокальные произведения. Духовные стихи, канты – жанры русского народного песенного творчества. Единые нравственные начала раскрываются в зависимости от закона жанра.

    В одном случае – в молитвенном характере музыки, в другом – в современном ритмическом оформлении, которое в единстве со словом обретает силу внушения. В этом смысле можно сделать выводы о истоках драматургии, к церковной проповеди и поучениям.

    Жанры христианской духовной музыки

    Наиболее распространённые жанры христианской духовной музыки, католической и протестантской, заимствованы из музыки церковной; это хорал, псалом, гимн (в том числе Te Deum, Ave Maria), месса (в том числе заупокойная — Реквием), секвенция и страсти.

    Каждый из перечисленных жанров имеет собственную историю, но общим для всех является то, что рождались они (или оформлялись) в церкви и право сочинять произведения духовного характера — не только тексты, но и музыкальное их оформление — изначально принадлежало исключительно служителям церкви (так, например, авторство большинства песнопений римской литургии средневековая традиция приписывала папе Григорию I).

    Псалмы — музыкальные произведения малой формы, основанные на тексте Псалтири. Самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена. В XVI веке псалмы получили распространение в профессиональной внекультовой музыке, особенно «De profundis» (с лат.— «Из глубины») — на текст 129-го псалма, который как изначально у иудеев, так позже и у католиков нередко использовался в качестве погребальной молитвы; известны, в частности, «De profundis» Я. Д. Зеленки иК. В. Глюка, Бах, Гендель.

    Мессы — циклические вокальные или вокально-инструментальные произведения, представляющие собой собрание частей католической литургии. В протестантской церкви были приняты короткие мессы, состоявшие лишь из двух первых частей католического ординария — Kyrie eleison и Gloria. Бах, Моцарт, Шуберт , Бетховен

    Реквиемы — изначально католические заупокойные мессы. Первым сочинением этого жанра, написанным на канонический латинский текст, считается не дошедший до нас Реквием Дюфаи; первый сохранившийся, сочинение a capella в полифоническом стиле, принадлежит Йоханнесу Окегему (XV век).Моцарт, Верди.

    Страсти — вокально-драматические произведения, посвящённые событиям Страстной недели, изначально основанные на евангельских текстах; однако с начала XVIII века для сочинений этого жанра всё чаще использовались тексты, написанные по мотивам Евангелий известными поэтами, в том числе оперными либреттистами. Бах, Сальери,

    Stabat Mater( стабет матер)— католическое песнопение (секвенция) на латинский текст Якопоне да Тоди. Перголези, Россини

    Ave Maria (аве мария) — католическая молитва, обращённая к Деве Марии. Самая знаменитая принадлежит Францу Шуберту (изначально написана на неканонический текст), Гуно

    Спиричуэлс (от англ. spiritual — духовный) — духовные песни афроамериканцев, могут рассматриваться как ответвление христианской духовной музыки, поскольку источником для них послужили духовные гимны, завезённые в Америку европейцами, и тематику их традиционно составляют библейские сюжеты

    Православная духовная музыка

    Всенощная

    Начиная с XVIII века русские композиторы создавали на тексты Всенощного бдения произведения концертного характера — «Всенощные», которые могли исполняться и вне богослужения; известны «Всенощные» А. Л. Веделя и С. А. Дегтярёва. Со второй половины ХIХ века «Всенощные» нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно свободных обработок древних распевов; такие сочинения создали, в частности, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков. Лучшими образцами жанра считаются «Всенощные» П.И. Чайковского и Сергея Рахманинова.

    Русский духовный концерт

    Пришедший в Россию с Запада в конце XVII века духовный концерт, представлявший собою «состязание» двух и более противопоставленных друг другу хоров, поначалу развивался как жанр сугубо церковной музыки и соответствовал традициям православного богослужения: в отличие от западноевропейского, не предполагал инструментальное сопровождение и писался в форме утвердившегося к тому времени в церкви партесного многоголосия, в котором количество голосов обычно колебалось от 3 до 12 (в некоторых концертах оно достигало 48-ми). Но во второй половине XVIII века духовный концерт вышел за пределы церкви; классические сочинения в этом жанре созданы Максимом Березовским и Дмитрием Бортнянским. Церковная музыка всегда обращена к темам Священного писания. Драматургия образов страдания, смерти, воскресения Христа является основой развития духовной музыки. В церковном обряде музыка и слово в единстве с другими видами искусства определяют целостность драматического действа, построенного на контрастах различных образов. В восточной, православной церкви это литургия и всенощная, венчание и молебен, в истоках которого лежит знаменный распев.

    В западной, католической церкви - месса, реквием, страсти, кантаты и др. В их основе - хорал, многоголосное пение в сопровождении органа или оркестра.

    Религиозные сюжеты и формы церковной музыки преобладают в творчестве немецкого композитора И.-С. Баха и русского композитора М.Березовского. Бах чаще всего писал музыку для органа и хора, а Березовский - для хора a capella, Благодаря полифонии основная мысль каждого их сочинения получает глубокое и многогранное развитие. Содержание хора "Kyrie, eleison!" из "Высокой мессы" И.-С. Баха и 1-й части духовного концерта "Не отвержи мене во время старости" М.Березовского развертывается в совершенной полифонической форме - фуге.

    1. Знакомство с проблемными вопросами хронографа (список). Проверка знаний и умений по материалу урока.

    Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует, чтобы мы шли к ней

    Классические шедевры музыки 18 века. Духовную музыку представим жемчужиной коллекции – хоровым духовным концертом «Не отвержи мене во время старости» М.Березовского.

    Глагол таинственный небес,

    Тебя лишь сердце разумеет.

    Н.Львов

    Ребята, откройте псалом 70, найдите строку с названием этого концерта.

    Послушаем его.

    Ответьте, усиливается ли в вашем восприятии трагический, скорбный характер музыкального высказывания М.Березовского после знакомства с текстом псалма?

    Расскажите, как развивается эмоционально-образное состояние человека, молящего Бога о сострадании и помощи.

    Как вы думаете, почему композитор поручает исполнение вступления солистам? Каково взаимодействие голосов в хоровом звучании? Какие чувства подчёркивают контрасты звучностей? Какой тип его фактуры?

    Ответы учащихся:

    1. Выступление учащихся. Сообщения о решении проблемных вопросов темы урока. Изложение нового материала

    С историей возникновения вокальной и инструментальной, симфонической светской музыки. Светская музыка - музыка, свободная от влияния церкви.

    С XVI в. начинает развиваться камерная музыка (от лат. camera - комната). Так в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную музыку.  С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов-классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. - сформировались классические виды  инструментального ансамбля - соната, трио, квартет и др. Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камер-музыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах. Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф.Шуберта, фортепианные песни без слов Ф.Мендельсона, каприсы Н.Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф.Шопена, романсы М.И.Глинки, пьесы П.И.Чайковского и многое другое. 

     

    «А музыка звучит…». Она всегда звучала
    В Природе родилАсь, в Гармонии начало.
    Гармония, - есть суть законов всей Вселенной.
    У Господа Она, как Инструмент нетленный.

    Гармония Любви, гармония Процессов,
    А музыка и стих рождают чудо - песни.

    С чего всё началось? Конечно, не случайно.
    Гармония была, но это было тайной.

    И древний
     человек, услышав птицы пенье
    И шум прибоя, свист от дуновенья.
    Он сам пытался тоже, осторожно.
    Ему тогда всё было очень сложно.

    Не всем давалось; - слух, талант был разный,
    Но кто сумел, - тем жизнь была прекрасной.
    Бывали битвы, - в плен друг друга брали.
    И музыкантов тоже. Их не убивали.

    И кто бы ни был, - вождь или работник,
    Ребёнок, женщина и воин, и охотник.
    Они с восторгом музыке внимали.
    Как волшебство, как тайну принимали.

    А время шло, - пласты тысячелетий.
    И музыка растёт, как дерево и ветви.
    Вот тетива от лука пригодилась; -
    Струна возникла! В ней такая сила!

    Она хранит все голоса людские.
    Гитара, скрипка; - нам близки, родные.
    Но было трудно. В памяти хранили.
    В наследство музыку, как ценное дарили.

    Как стало просто всё! С улыбкой вспоминаю
    Тот старый патефон, - пластинки я меняю.
    Записан звук! Теперь звучит повсюду.
    Какое качество и как волнует душу!

    Но не всегда; - лишь там, где благозвучье,
    Где мысли глубина, Любовь в основе чувства.
    Да, ноты терпят всё. Их не было вначале,
    Пришла пора, и грамоту создали.

    Одиннадцатый век, - впервые записали.
    Не слыша музыку, но прочитав, поняли!
    Какая простота! Читают все народы!
    А композитор впишет чувства в эти ноты.

    И сколько их! И сколько ещё будет!
    Создали классику; - её не позабудут.
    Немного грустно, - я-то не играю,
    Не знаю нот, на кнопки нажимаю.

    Я часть Природы, - мне не безразлично.
    Гармония для всех, но принимаю лично.

    Душа трепещет в радостном волнении
    Или готова в бой, участвовать в сражении.
    И беды, боли, думы усмиряет,
    И видеть Красоту, и к Богу приближает.

    Я попытаюсь словом передать,
    Что смог Бетховен музыкой сказать.
    И, как Вивальди, - «Летнюю грозу»,
    Хотя бы часть того, что я пойму.

    1. Включение их самостоятельной творческой работы в единый творческий проект. Закрепление изученного материала.

    Прошу вас выполнить задание на стр.91 и написать в своей творческой тетради вступительное слово к одному из полюбившихся вам произведений камерной музыки

    1. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.

    Возникает множество линий сопоставления произведений на уроке:

    русская – зарубежная музыка,

    светская-духовная,

    истоки (хорал – знаменный распев),

    вокальная-инструментальная музыка,

    исполнительские составы,

    особенности оркестровки и хорового пения,

    полифоническое-гомофонное изложение музыки.

    В результате у нас получилось хронологически выявить интонационно-выразительный смысл каждого из произведений и ваше личное отношение к этой музыке.

    1. Анализ и оценка
    2. Домашнее задание. Подготовить свои любимые произведения камерной инструментальной музыки для следующего урока.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Музыкально - интеллектуальная игра "С.Рахманинов и музыкальная культура"

    Игра  включает конкурсные  задания по творчеству С.Рахманинова. Для  педагогов  музыкальной  литературы ДМШ и ДШИ....

    Музыкальная драматургия-развитие музыки. Светская и духовная музыка.

    Это открытый урок в 7 классе по программе "Музыка" авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская...

    7 класс. Музыкальная драматургия - развитие музыки

    Презентация к уроку музыки в 7 классе на тему "Музыкальная драматургия", рассмотрены основные способы развития музыкального материала. Презентация выполнена по учебнику Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т...

    Методическая работа "Русская музыкальная культура ХХ века С.Прокофьев – альбом пьес «Детская музыка»"

    Русская музыкальная культура ХХ века С.Прокофьев – альбом пьес «Детская музыка»...

    план к уроку музыки 7 кл на тему музыкальная драматургия-развитие музыки

    план к урокм музыки :музыкальная драматургия-развитие музыки...

    Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка. 7 класс

    Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка...