план к уроку музыки 7 кл на тему музыкальная драматургия-развитие музыки
план-конспект урока по музыке (7 класс)

план к урокм музыки :музыкальная драматургия-развитие музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl_24.1.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

7 класс

Тема урока: «Музыкальная драматургия  - развитие музыки»

Цель: актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание учащимися таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Задачи: 

  • формировать умение проводить интонационно-образный анализ музыки классической и современной;
  • воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность.

Ход урока:

  1. Музыкальное приветствие.
  2. Проверка по журналу.
  3. Беседа о каникулах.
  4. Введение в тему урока:

Мы с вами прошли в прошлом полугодии тему «Особенности драматургии сценической музыки», и знакомились с произведениями, которые ставятся на подмостках театра оперы и балета, мы характеризовали музыку по средствам музыкальной выразительности.

  • Вспомните, что такое средства музыкальной выразительности? Средства, с помощью которых мы характеризуем музыку
  • Перечислите, что туда входи? Темп, тембр, ритм, лад, динамика, мелодия, регистр.
  • Посмотрите на портреты композиторов и попытайтесь назвать их фамилии (Моцарт, Шуберт, Бах, Бетховен, Гершвин, Бизе, Уеббер, Рахманинов)

Давайте с вами вспомним, какие вы знаете жанры в музыке и слова связанные с театром.

          «В музыкальных театрах мира»

  1. Драма
  2. Романс
  3. Речитатив
  4. Глинка
  5. конфликт
  6. Славься
  7. Сусанин
  8. Антонида
  9. Бородин
  10. Игорь
  11. Половцы
  12. Либретто
  13. Ярославна
  14. Опера
  15. Каватина
  16. Ария

Молодцы, все угадали. Все эти жанры, мы отнесем к вокальной музыке, музыку, которую можно исполнить голосом и разыграть действие.

Со второго полугодия мы с вами будем говорить о инструментальной музыке и тех, произведениях, которые нельзя разыграть на сцене, это – сонаты, симфонии, пьесы, этюды и так далее.

Давайте с вами немного вспомним:

Говоря о взаимодействии Музыки и Литературы, мы познакомились с понятием ПРОГРАММНАЯ музыка.

  • Вспомните его? (ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – это музыкальное произведение, в основе которого лежит литературное произведение)
  • Перечислите, известные вам примеры ПРОГРАММНОЙ музыки? Кикимора – Лядов
  • Что потеряла бы музыка, если бы не было слов? Все вокальные жанры – оперы, романсы, песни…

Изучая взаимодействие Музыки и Изобразительного искусства, мы сравнивали произведения музыкальные и произведения живописные, отмечали их СОЗВУЧИЕ.

НАПРИМЕР: самое известное произведение великого художника эпохи Возрождение Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» мы нашли созвучным трём музыкальным произведениям с одинаковым названием.

  • Вспомните эти понятия? (МУЗЫАЛЬНАЯ живопись – это живописные полотна, в которых усилено музыкальное начало. ЖИВОПИСНАЯ музыка – это музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину.)
  • Вспомните понятие МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ? (Музыкальный образ - это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ складывается из следующих составляющих:

•характер;

•музыкально-выразительные средства;

•общественно-исторические условия создания;

•особенности построения;

•стиль композитора.

Музыкальные образы бывают:

•лирические - образы чувств, ощущений;

•эпические - описание;

•драматические - образы-конфликты, столкновения.

В 7 классе мы приступили к разговору о драматургии в музыке.

  • Вспомните понятия ДРАМАТУРГИЯ и МУЗЫКАЛЬНАЯ драматургия? (ДРАМАТУРГИЯ это сюжетно - композиционная основа произведения)

В первом полугодии мы говорили об «Особенностях драматургии сценической музыки».

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

Тема нашего урока «Музыкальная драматургия – развитие музыки».

О музыкальной драматургии, как правило, говорят применительно к музыкально-сценическому, театральному произведению: опере. Балету, оратории, оперетте, мюзиклу и др.

Однако термин МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ используют для характеристики инструментально-симфонической музыки. Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. Образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.

Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие. Давайте поразмышляем над следующими вопросами:

  • Что происходит с человеком на протяжении нескольких лет жизни?
  • Меняются ли его жизненные пристрастия, музыкальные предпочтения?
  • Как воспринимается одно и то же музыкальное проведение человеком на разных этапах его жизни?

Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии.    

Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.

ПОВТОР:

Одним из самых распространённых способов развития музыки является ПОВТОР

ПОВТОР - прием в художественной речи, заключающийся в повторении одинаковых звуков или их сочетаний в известной последовательности.

В ПОВТОРАХ ощущается развитие образного строя произведения. Так построены народные песни. Вот один из самых известных примеров.

Слушаем и поем: «Во поле берёза стояла» РНП (текст + фонограмма)

ВАРЬИРОВАНИЕ:

Однако этот способ развития нередко имеет чисто внешний характер. Для создания убедительных образов в инструментально-симфоническом произведении композиторы применяют не только точное повторение, но и изменённое - ВАРЬИРОВАНИЕ.

ВАРЬИРОВАТЬ (в музыке): изменять главную музыкальную тему разными переходами, удерживая, однако, основную мелодию.

ВАРЬИРОВАНИЕ – это древнейший способ развития музыки, который встречается в народных песенно-танцевальных жанрах, основанных на импровизации. Варьирование широко применяется и симфонической, оперной, камерной инструментальной музыке.

РАЗРАБОТКА:

Более значительные изменения, при которых вместо целой мелодии (темы) излагаются отдельные её фразы, интонации называют РАЗРАБОТКОЙ.

В РАЗРАБОТКЕ находят применение такие способы развития, как СЕКВЕНЦИЯ и ИМИТАЦИЯ.

СЛУШАНИЕ: «Кукушка» Дакен (ИМИТАЦИЯ)

КОНТРАСТ

Музыкальные образы могут воплощаться и по принципу РАЗЛИЧИЯ. Главной составляющей этого принципа является КОНТРАСТ.

КОНТРАСТ – это сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. контрасты встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.

  • Перечислите известные вам КОНРАСТЫ музыкальной речи?
  • МЕЛОДИЯ – подъём, спад;
  • РИТМ – двудольный, трёхдольный;
  • ЛАД – мажор, минор,
  • ТЕМП – быстры1й, медленный;
  • РЕГИСТР – высокий, низкий,
  • ДИНАМИКА – громко, тихо;
  • ФАКТУРА – гармония, полифония,
  • ЗВУКОВЕДЕНИЕ – легато, стаккато

5. ЭТАП: подведение итогов урока

Подведём итоги. Сегодня мы говорили о музыкальной драматургии, как главном развитии музыки.

  • Вспомните понятие музыкальная драматургия? (Это система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-театрального жанра (оперы, балета, оперетты и др.)

 ВЫВОД: В основе музыкальной драматургии лежит развитие музыки. Закономерности музыкальной драматургии заключаются в особенностях воплощения музыкальных образов по принципу СХОДСТВА и РАЗЛИЧИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс, тема"Музыкальная азбука"

Описание методической разработки урока музыки в 3 классе "Музыкальная азбука". Цель урока:познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знания музыкальной азбуки. На данном уроке осуществляется д...

Музыкальная драматургия-развитие музыки. Светская и духовная музыка.

Это открытый урок в 7 классе по программе "Музыка" авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская...

план-конспект урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет 1. ФИО Гечь Екатерина Александровна 2. Место работы ГБОУ ООШ с.Малое Ибряйкино, м.р.Похвистневский Самарской обл...

7 класс. Музыкальная драматургия - развитие музыки

Презентация к уроку музыки в 7 классе на тему "Музыкальная драматургия", рассмотрены основные способы развития музыкального материала. Презентация выполнена по учебнику Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т...

План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"

План-конспект урока музыки в 5 классе "Героические образы в музыке и изобразительном искусстве"...

урок в 7 классе "Два направления музыкальной культуры - духовная и светская". Раздел: Музыкальная драматургия - развитие музыки

Время не властно в сиянье рассвета,Яркий пейзаж нарисует любовь,Образ желанный, в туманы одетый,Там, где мы с Музыкой будем вдвоём.Время бессильно стереть это счастье,Музыка в сердце плывёт, как волна...

Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка. 7 класс

Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка...