Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка. 7 класс
план-конспект урока по музыке

Скиба Татьяна Викторовна

Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_7_klasse_muz_dramaturgiya.docx18.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 7-м классе по теме:

" Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка "

Тема: «Музыкальная драматургия- развитие музыки. Светская и духовная музыка»

Цели:

образовательные: 

-формирование мотивации к дальнейшему совершенствованию знаний о духовной музыке, хоровых традициях, композиторах, писавших светскую и  духовную музыку;


-создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;

развивающие:

- развитие творческого самовыражения и  импровизации в доступных для детей формах в вокально-хоровой работе;

- развитие исследовательских возможностей учащихся, вокально-хоровых навыков;

воспитательные: 

-воспитание инициативного отношения к предлагаемым заданиям;

-осмысление музыки как искусства, отражающего общечеловеческие ценности;

-воспитание уважения к мировой музыкальной культуре; отзывчивости, способности к сопереживанию;

Задача: показать особенности развития музыки в произведениях Баха, Березовского, Чайковского, в народной и композиторской песнях.

Тип: урок-погружение.

Ход урока

Приветствие.

Учитель: Здравствуйте. Давайте вспомним, что такое «музыкальная драматургия».

Ученик: Это развитие, взаимодействие нескольких образов внутри одного произведения.

Учитель: Термин «музыкальная драматургия» применяют к музыкальному, сценическому, театральному произведению: опере, балету, мюзиклу, оперетте. Однако термин «музыкальная драматургия» используют и в инструментальной и в симфонической музыке. Развитие музыкальных образов основано на:

- повторении,

- варьировании,

- контрасте.

На прошлом уроке мы остановились на «повторении»  как одной из основ музыкального развития. Все народные и композиторские песни построены так.

Учитель:  Что делает повтор? 

Ученик: Повторение подчеркивает сказанное, придает произведению новые оттенки.

Учитель: Для создания более яркого образа композиторы применяют измененное повторение или варьирование. Например, в финале симфонии №4 Чайковского получает вариационное развитие русская народная песня «Во поле береза стояла».

  • Информация о П.И.Чайковском(1840-1893 гг.) Прокофьев Игорь

4 симфония написана в 1877 г., на следующий год была исполнена в Москве, через 2 года – в Париже. В этой симфонии главная мысль Чайковского о сближении личности и народа. Сам композитор писал: «Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Иди в народ». Именно поэтому Чайковский использовал мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла» в симфонии.

Учитель:  Давайте послушаем финал симфонии №4 Чайковского и скажите, что меняется в мелодии русской народной песни.

Ученик: В музыке появляется праздничное гуляние,  веселое настроение, прибавляется 4-я доля.

Учитель:  Важную роль в драматургическом развитии имеют секвенция и имитация. Это такие способы развития музыкального материала. С этими терминами мы с вами встречаемся впервые. Читаем в учебнике.

Учитель:  Секвенция (следование, лат.) – это перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте.

На примере песни казачьей «Молодая-молода». Исполняют – Лиза Мирошникова, Вячеслав Исаков и Ивахненко Анастасия.

Учитель:  Имитация (подражание, лат.)  - повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения. С имитацией мы встречаемся в многоголосных произведениях И.С. Баха и М.С. Березовского.

  • Информация о И.С.Бахе (1650-1725 гг.). Бороденко Ангелина. 

Композитор, органист, капельмейстер. Если с высоты более чем 2-х столетий мы глядим на музыку Баха, она кажется нам грандиозным фундаментом, на котором основано все музыкальное творчество нашего мира. Своим учителем считали Баха композиторы всех эпох и направлений.

Учитель: Бах писал музыку для клавесина, органа и хоровую церковную музыку. Послушаем «Гавот» Баха в исполнении Гастищевой Полины. Это произведение относится к светской музыке. Обратите внимание, какой способ музыкального развития использует композитор в этой пьесе?

Ученик: Повторение.

Учитель: А теперь будем слушать духовную музыку, связанную с богослужением. Читаем в учебнике о духовной музыке.

У католиков – это мессы, кантаты, реквиемы, страсти – это все хоралы в сопровождении органа.

У православных – это литургия, всенощная, венчания, молебен, которые исполняют певчие церковного хора a’capella.

Фуга – форма музыки, в которой главная тема проходит в нескольких голосах поочередно. Звучит фуга в исполнении на клавесине.

Слушаем 1-ю часть «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» И.-С. Баха

  • Информация о М.С.Березовском (1745-1777 гг.)  Антоненко Анастасия.

 Березовский Максим Созонтович. Учился в Киеве, Петербурге и Италии. Среди всех сочинений выделяется  духовный концерт «Не отвержи мене во время старости». Форма концерта, не связанная с формой церковных песнопений, давала композитору возможность проявить свои творческие способности.Его называли русским Моцартом, ведь он получил звание академика в Болонье.

Учитель: Слушаем 1-ю часть духовного концерта «Не отвержи мене во время старости» Березовского М.С. Проникновенность мелодии этого концерта напоминает украинские народные песни. Какой способ музыкального развития использует композитор в этом произведении?

 Домашнее задание: стр .84-89 читать. Выписать в тетрадь названия видов церковных служб,  связанной с музыкой  в католической и православной церквях.

В завершении песня Л. Квинт «Здравствуй, мир».

 Перед вами лист с заданием: заполнить таблицу и проверить ответы, обменявшись  соседом тетрадями

Композитор

Название

Способ развития музыки

Березовский

Не отвержи мене во время старости

Чайковский

Симфония №4

Бах

Высокая месса

Русская народная песня

Молодая-молода

Бах

Гавот

Л.Квинт

Здравствуй, мир

Учитель: Спасибо всем за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 7 классе на тему: Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.

Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.По программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева Данный материал урока поможет создать условия для осознания  и осмысления того, что значит  музыка...

Музыкальная драматургия-развитие музыки. Светская и духовная музыка.

Это открытый урок в 7 классе по программе "Музыка" авт. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская...

Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

7 класс. Музыкальная драматургия - развитие музыки

Презентация к уроку музыки в 7 классе на тему "Музыкальная драматургия", рассмотрены основные способы развития музыкального материала. Презентация выполнена по учебнику Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т...

план к уроку музыки 7 кл на тему музыкальная драматургия-развитие музыки

план к урокм музыки :музыкальная драматургия-развитие музыки...

урок в 7 классе "Два направления музыкальной культуры - духовная и светская". Раздел: Музыкальная драматургия - развитие музыки

Время не властно в сиянье рассвета,Яркий пейзаж нарисует любовь,Образ желанный, в туманы одетый,Там, где мы с Музыкой будем вдвоём.Время бессильно стереть это счастье,Музыка в сердце плывёт, как волна...

урок музыки в 7 классе "Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка"

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка....