Урок музыки в 7 классе на тему: Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Решетникова Светлана Георгиевна

 

Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.

По программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева

 

Данный материал урока поможет создать условия для осознания  и осмысления того, что значит  музыкальная драматургия, развитие в музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_muzykalnaya_dramaturgiya._reshetnikova_s.g.docx666.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. НОЯБРЬСК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

муниципального образования город Ноябрьск»

(МБОУ СОШ № 6)

7 класс

Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.

По программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева

Учитель музыки и МХК:

Решетникова Светлана Георгиевна

2012-2013 уч. г.

Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.

Цель урока: создать условия для осознания  и осмысления того, что значит  музыкальная драматургия, развитие в музыке.

Задачи урока:

Дидактические: 

- сформировать знания основ музыкального творчества композиторов М.П.Мусоргского, Р. Шумана.

- научить анализировать  музыкальные произведения;

Развивающие:

-развивать мыслительные способности учащихся;

-развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;

 -развивать музыкальный слух.

Воспитательные:

- приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки М.П.Мусоргского, Р.Шумана.

- способствовать развитию эстетических чувств у школьников,  любви к русской и зарубежной музыке.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Методы и приемы, используемые  на уроке:  словесный,  наглядный,   междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, активный диалог с учащимися.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, магнитофон, иллюстрации картин, портреты М.П.Мусоргского, Р.Шумана, напечатанные тексты стихов.

Ход урока:

Художественно-педагогическая идея урока:      Вы объяснили музыку словами.

Но, видно, ей не надобны слова -

Не то она, соперничая с вами,

Словами изъяснялась бы сама.

И никогда (для точности в науке)

Не тратила бы времени на звуки.

Новелла Матвеева

На экране тема: «Музыкальная драматургия. Развитие музыки»

У. Чтобы понять и объяснить любое музыкальное произведение мы убедились, что его содержание неотделимо от формы.

- С какими музыкальными формами построения мы с вами знакомы?

Д.- ответы ( период, рондо, 2х частная, 3х частная, вариации)

У. - В каких музыкальных произведениях более подробно, ярко слышится движение, смена образов, написанных в музыкальной форме?

Д. –   В произведениях, построенных в более сложных музыкальных формах.

У.  Когда мы говорим о музыкальных композициях, мы имеем в виду результат развития музыкальной мысли. Но не менее важно проследить и за процессом её развития. Попытаемся увидеть разницу в изображениях природы…

У. – Первое изображение или второе имеет конечный результат, итог?

Д. – ответы

У. – А что мы видим на втором изображении?

Д. – ответы

У. Мы видим главную тему картины – река, которая имеет где-то своё движение, где-то русло реки узкое, где-то она очень широка, меняется скорость течения.

 Так и в музыке, то она плавная, то извилиста, как сама река – это и есть развитие музыкальной мысли, то она звучит слитно, то она имеет разделение на голоса, темы, тембры.

Все эти изменения, всё это движение в музыке и есть музыкальная драматургия.

У. Музыкальное звучание не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени: таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, он всё равно воплощает её в движении музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности.

У. Вспомните, в 6 классе мы слушали пьесу М.П. Мусоргского «Старый замок».

- К какому образу в данном произведении обратился композитор?

Д. – Образ Средневековья-давно ушедшего времени, далёкой истории.

У. «Старые замки» могут быть темой для изобразительного искусства и литературы, которые могут передать их мрачный колорит и величественную неподвижность.

Как важно в слове или в цвете передать всю гамму настроений, когда мы чувствуем дыхание истории!

«Старый замок»,  к которому мы вновь обратимся сегодня на уроке, чтобы услышать есть развитие в данном произведении или нет.

К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».

- Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он вам напоминает? Какое здесь настроение?

- О чем поет свою песню трубадур?

Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками.

Слушание - «Старый замок» М.П. Мусоргского. (1839-1881)

У. В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старый замок – пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье» посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,

Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья.

- Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство? А в чем различие?

Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.

Ничто не забыто: не только « проемы ниш» и « аркады гулкие» – все то, что образует облик Средневекового замка, и ветер, шелестящий в вышине.

Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления… Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном. (Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда- то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе «Старый замок»).

Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.

А вот в музыке – все наоборот.

В «Старом замке» нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности, однообразен ритм-    ♪♪♪♪, однообразно гармоническое сопровождение; и лишь в мелодии, что мы слышим?

Повторное слушание.

Д. –грусть, тоска.

У.  В мелодии трубадура заложены те ноты подлинного страдания и тоски по ушедшему, есть суть настроения пьесы.

-Сколько пластов прослушивается в данной пьесе?

Д.- ответы.

У. - Несколько пластов, которые придают звучанию статичность, нет развития. И на этом фоне – звучит мелодия, которая даёт произведению некоторое развитие и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании- статичности и мелодии трубадура происходит слияние времен-ушедшего и устремление к настоящему.

У. - Что же может нам показать музыка?

Д. - Движение.

У. – Но и изобразить вечность подвластно музыке!

- Какой принцип в развитии темы использует композитор, на что он обращает наше внимание?

Д. – Принцип повторности.

У. Сегодня на уроке прозвучит противоположное пьесе «Старый замок» по образу, характеру, настроению,- пьеса «Порыв» Р. Шумана. (1810    -1856)

Динамичное, импульсивное сочинение. Данная пьеса построена также на принципе повторности.

-Определите, в какой форме построено данное произведение?

Слушание.

Д. – Рондо.

У. При повторном прослушивании заполните таблицу драматургии пьесы «Порыв».

- Сколько тем звучит в ней?

Д. – Две

Темп

Динамика

Характер

Первая тема

(быстро)

(громко)

(Страстно, бурно)

Вторая тема

(спокойно)

(тихо)

(Нежно, трепетно)

У. - Какой динамический оттенок преобладает в пьесе?

Д. - Громко (форте).

У. - Куда стремится мелодия в пьесе?

Д. – Вверх.

У. И вновь возникает впечатление двуплановости музыкального образа.

1) близкого, реального

2) далекой мечты

- Какие средства музыкальной выразительности придают звучанию выразительность, динамичность, глубину?

Д. – Ритм, темп, динамика, гармония, мелодия.

У. – Соотнесите  средства музыкальной выразительности с их определениями.

Средства музыкальной выразительности

Определения

Ритм

Музыкальная мысль, выраженная одноголосно

Темп

Чередование разных по длительности звуков

Мелодия

Скорость звучания

Динамика

Аккорды, сопровождающие мелодию.

Гармония

Громкость звучания

У. Вывод. Какой бывает музыкальная драматургия?

Д. Статичной и динамичной.

Д/З   Ответить на вопросы:

  1. Чем отличается музыкальная драматургия в пьесах «Старый замок» М. Мусоргского и «Порыв» Р. Шумана?
  2. К программной или непрограммной музыке относятся данные пьесы? Почему?

Литература.

  1. Музыка. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко. – М.: Дрофа, 2011.
  2. Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.

      3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Музыкальная драматургия"

Урок разработан по программе Д.Б.Кабалевского. На примере Увертюры к кинофильму "Дети капитана Гранта", легко воспринимаемым учащимися этого возраста, мы закрепляем и тему четверти, и сонатную форму. ...

Урок музыки в 6 классе по теме "Музыкальная драматургия. Жизнь музыкальных образов в одном произведении".

Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории "По следам Руставели" композитора Отара Тактакишвили....

Разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка".

Данный урок входит в систему уроков по теме «Музыка и изобразительное искусство». Его цель – формирование интереса к произведениям музыки и живописи, расширение и углубление  «ассоциативного поля...

Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"....

Разработка урока в 5 классе по теме "Жанры инструментальной и вокальной музыки"

Урок в 5 классе "Жанры инструментальной и вокальной музыки"....

план к уроку музыки 7 кл на тему музыкальная драматургия-развитие музыки

план к урокм музыки :музыкальная драматургия-развитие музыки...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)

Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...