Главные вкладки

    Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Музыкальная драматургия"
    методическая разработка по музыке (7 класс) по теме

    Кузнецова Светлана Васильевна

    Урок разработан по программе Д.Б.Кабалевского. На примере Увертюры к кинофильму "Дети капитана Гранта", легко воспринимаемым учащимися этого возраста, мы закрепляем и тему четверти, и сонатную форму. Приключенческая тематика помогает детям развить творческое воображение и фантазию.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_v_7_klasse.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель Кузнецова Светлана Васильевна,

    МБОУ «Средняя школа №5» г. Когалым.

                                                                                                                           

    Разработка  урока в 7 классе

    по программе Д.Б.Кабалевского

    (базовый уровень)

    Тема четверти: «Музыкальная драматургия»

    Тема урока: «Тайна» музыки И.О.Дунаевского.

    Тип урока: углубление.

    Цель: научить распознавать музыкальную драматургию музыки посредством творческого воображения.

    Задачи:

    - образовательная: закрепить знания о музыкальной драматургии, о сонатной форме;

    - развивающая: развитие воображения,  творческой фантазии, ассоциативного мышления;

    - воспитательная: воспитание уважения к творческому наследию; высоких моральных качеств (верности дружбе, взаимовыручке, честности и порядочности).

    Оборудование: портрет И.О.Дунаевского, компьютер, проектор «Эпсон», экран, рояль, доска, мел.

    Виды деятельности:

    1. повторение;
    2. мотивация;
    3. прослушивание фрагментов;
    4. творческая работа;
    5. слушание произведения;
    6. дискутирование;
    7. просмотр презентации;
    8. физкультминутка
    9. пение.
    10. рефлексия;
    11. оценивание;
    12. домашнее задание.

    Методы обучения: метод ретроспективы, эмоциональной драматургии, эвристический, наглядно-слуховой, наглядный.

    Ход урока:

          Оргмомент, приветствие.

    У: какую музыку мы слушали на прошлом уроке?

    Д: увертюру М.И.Глинки к опере «Руслан и Людмила».

    У: что нового вы узнали на примере этого произведения?

    Д: мы познакомились с сонатной формой.

    У: вспомните структуру произведений, написанных в  сонатной форме.

    Д: называют части сонатной формы.

    У: какие виды произведений пишутся в сонатной форме?

    Д: сонаты, симфонии, увертюры, концерты.

    У: что такое увертюра?

    Ответы детей.

    Мотивация: У: Сегодня мы прослушаем еще одну увертюру. Она написана к приключенческому кинофильму «Дети капитана Гранта», снятом по одноименному роману Жуля Верна. Написал ее знакомый вам со 2 класса композитор. Попытайтесь его вспомнить по вот этой песенке: (наигрываю и напеваю «Песенку о капитане» И.Дунаевского, дети, как правило, подхватывают припев).

    Вспоминаем композитора.

    У: Итак, сегодня у нас на уроке музыка Исаака Осиповича Дунаевского, написанная им к кинофильму «Дети капитана Гранта». А кто из вас, дети, читал роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта»? (как правило, есть несколько учащихся, читавших этот роман или смотревших один из фильмов по нему).

    Вспоминаем краткое содержание  романа.

    У: первый фильм по этому роману был снят еще до ВОВ. Захватывающая история двух подростков, брата и сестры, а так же их взрослых друзей, для мальчишек и девчонок многих поколений стала примером отваги, благородства, преданности, истинной дружбы, которой не страшны никакие испытания. Сегодня на нашем уроке прозвучит Увертюра к этому фильму. Прослушайте тему вступления.

    Звучит фрагмент: вступление. 

    У: что вы услышали в этой музыке?

    Ответы детей (далекий зов о помощи; призыв).

    У: почему вы так решили?

    Д: роман-то начинается с того, что из пойманной акулы извлекли бутылку с клочком бумаги, на котором были географические координаты, и почерк был узнан.

    У: Прослушайте главную тему экспозиции.

    Слушание фрагмента.

    У: Итак, кому или чему вы посвятили бы главную тему экспозиции?

    Д: главная тема должна олицетворять главных героев и их друзей во время их нелегкого плавания.

    У: логично. Слушаем побочную тему.

    Звучит фрагмент: побочная тема.

    У: Что вы представили под эту музыку?

    Д: может быть это то, что  помогало им преодолеть трудности и опасности? Наверное, это дружба, взаимовыручка.

    У: я хочу напомнить вам еще об одном примере верной дружбы и взаимовыручки. Это мушкетеры из романа А.Дюма. Не напоминает ли вам побочная тема  их девиз? Помните его?

    Д: (как правило, все вместе) «Один за всех, все за одного!». Очень похоже! Труба начинает, оркестр подхватывает.

    У: Итак, слушаем «Увертюру» к кинофильму «Дети капитана Гранта».

    Слушание всего произведения. Анализ музыки. Отзывы детей.

    У: какова музыкальная драматургия этот произведения?

    Дискуссия. Аргументация мнений.  Просмотр презентации «Парусники». 

    У: давайте вернемся к теме урока: «Тайна» музыки И.О.Дунаевского. Какая тайна есть в этой музыке?

    Д: зная содержание романа, очень легко разгадать эту тайну. Просто музыка очень достоверно  рассказала обо всех событиях романа.

    У: я согласна с вами. Надо  уметь вслушиваться в музыку. И разгадка будет найдена обязательно. К какому выводу вы пришли, узнав содержание и прослушав произведение?

    Вывод: музыка способна своими средствами раскрыть любой сюжет. 

    У: для того, чтобы и вы могли физически выносить трудности, надо заниматься спортом.

    Физкультминутка.

    У: сегодня я предлагаю вспомнить и спеть песню «Ты слышишь, море?» из кинофильма «Свистать всех наверх» А.Зацепина и Л.Дербенева. Это песня мальчишки, который любит море, мечтает стать моряком и испытать все трудности и опасности.

    Исполнение песни.

    Рефлексия.

    Оценивание.

    Домашнее задание: прочитать роман Ж.Верна (тем, кто не читал). Нарисовать рисунок на морскую тему.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

    Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

    методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

    Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

    Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

    Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

    Публикация статьи по теме “Илең турында уйла” (методическая разработка урока по татарской литературе в 5 классе) в педагогическом научно-методическом журнале “Магариф” №2, 2016 год.

    Публикация  статьи по теме “Илең турында уйла” (методическая разработка урока по татарской литературе в 5 классе) в педагогическом  научно-методическом  журнале “Магар...

    Публикация статьи по теме “Кеше китә – җыры кала”,- диләр, - бер җыр калсын эле бездән дә...” (методическая разработка урока по татарской литературе в 6 классе по творчеству Ф.Яруллина) в педагогическом научно-методическом журнале “Магариф” №9, 2018 го

    Публикация статьи по теме “Кеше китә – җыры кала”,- диләр, - бер җыр калсын эле бездән дә...” (методическая разработка урока по татарской литературе в 6 классе  по творчес...