Конспект урока «Два начала гармонии» 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока «Два начала гармонии» 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.79 КБ
Файл prezentatsiya.pptx564.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Два начала гармонии»

Цель урока: Выявление основы музыкальной гармонии и роли гармонии в 
музыкальном искусстве.
Задачи: 1. Раскрытие учащимися понятия лада и его основных видов - мажора и 
минора, а также влияние лада на характер музыкальных произведений.
2. Развитие гармонического слуха, эмоциональной отзывчивости, устойчивой 
потребности в общении с миром искусства, творческих способностей и
вокально-хоровых, исполнительских навыков.
3. Воспитание художественного, эстетического вкуса, заинтересованного
отношения к искусству.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок-беседа

Методы обучения:

  • словесный
  • наглядно-слуховой
  • эвристический (частично-поисковый)
  • репродуктивный
  • метод проблемного изложения в обучении

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

  • кабинет музыки
  • компьютер, проектор, экран, презентация
  • фортепиано
  • музыкальный центр

Музыкальный материал:
1. В. А. Моцарт Симфония № 40, I часть (фрагмент)

2. П. И. Чайковский фортепианный цмкл «Времена года», Баркарола.
3. В. Кикта «Возвращайся, песенка»
4. Е. Крылатов, Ю. Энтин «Крылатые качели»

Ход урока

Музыкальное приветствие: учитель исполняет на фортепиано припев разученной с ребятами на предыдущем уроке песни «Крылатые качели» в другом ладу (в миноре).

Вопрос: Сравните прозвучавший фрагмент песни с тем, что вы выучили на прошлом уроке? Сразу ли вы его узнали?

Учащиеся слушают, эмоционально настраиваются на урок.

Учащиеся отвечают, что узнали песню с трудом.

- Обрисуйте в общих чертах изменившийся характер произведения.

- Объясните причины этого изменения.

- Из предыдущих занятий вы знаете, что на характер произведения влияют средства музыкальной выразительности. Назовите, перечислите их.

- Выявите, какое из средств изменилось.

Учитель исполняет куплет песни «Крылатые качели» в миноре (в оригинале он в мажоре).

- Сравните прозвучавший сейчас куплет этой песни с тем, что вы выучили на прошлом занятии. Изменился ли он?

- Музыка припева этой песни стала грустной, затемненной.

Учащиеся затрудняются с ответом.

- Мелодия, темп, гармония, регистр, динамика, тембр.

( понятие гармонии ученики знают с предыдущего урока).

С помощью учителя учащиеся методом исключения выявляют, что изменилась гармония.

Ученики слушают.

- Изменился. Музыка стала очень светлой, радостной.

- Какое из средств музыкальной выразительности изменилось?

С помощью учителя ученики приходят к выводу, что изменилась опять же гармония.

- Объясните, что изменилось в гармонии.

- Вы выяснили, что в припеве и куплете разная гармония. Была бы эта песня такой красочной, если бы гармоническая окраска была одной и той же от начала до конца?

Учащиеся затрудняются с ответом, осознают свою некомпетентность в данном вопросе.

- Нет. Песня была бы более однообразной, в ней было бы меньше

- Сформулируйте тему и цель урока и спланируйте порядок действий (задачи) для освоения темы.

Учащиеся в парах выполняют задание. Варианты ответов определения темы, цели урока:

Тема:

«Разновидности гармонии», «Два вида гармонии».

Цель:

«Выяснить, зачем нужна гармония в музыке», 
«Значение гармонии в музыке».

Варианты ответов на построение порядка действий для освоения темы:

1.Выявить какие виды гармонии существуют.

2.В чем принцип «светлой» и «грустной» гармонии. 3. В чем красота сопоставления этих видов гармонии.

( При затруднении учеников с ответами и формулировками учитель направляет учеников, контролирует процесс.)

Учитель рассказывает учащимся о существовании ладов в музыке, а именно мажора и минора, (на доске нотная запись мажорного и минорного трезвучий), аккордов которые отличаются друг от друга одним единственным звуком.

- Предложите способ, позволяющий определить окраску каждого из аккордов (ладов).

- Сравните их звучание. Какое трезвучие, какой лад вам кажется более светлым, а какое темным, грустным.

- Объясните причины того, что одни музыкальные произведения вызывают у нас печальное настроение, другие – радостные, позитивные эмоции?

- А теперь послушайте фрагмент известной вам симфонии № 40 В. А. Моцарта. Этот фрагмент основан на двух музыкальных темах (мелодиях). Проанализируйте их на слух и определите, в каком ладу звучит каждая из них.

(при затруднении учеников с ответом учитель повторно исполняет темы на фортепиано)

- Выберите из «Словаря эмоций» подходящие характеристики к прозвучавшим музыкальным темам.

Учащиеся слушают.

- Нужно их сыграть, пропеть.

(ученики вместе с учителем пропевают, сольфеджируют трезвучия с гармонической поддержкой на фортепиано).

- Минорное трезвучие, минорный лад звучит грустно, печально, а мажорное – светло, радостно.

- Одни произведения написаны в миноре, а другие в мажоре.

Учащиеся прослушивают фрагмент и выясняют, что первая тема звучит с оттенками легкой грусти, в минорном ладу, а вторая – более просветленно, радостно, в мажоре.

Ученики отвечают на вопрос после небольшого обсуждения (работа в парах).

- В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Гармония была дочерью Ареса – бога войны и раздора и Афродиты – богини любви и красоты. Соединение коварной и разрушительной силы и силы вечной юности, жизни и любви – такова основа равновесия и покоя, олицетворяемых Гармонией.

(Во время рассказа мифа идет показ слайдов, презентация на экране). На основе этого выявите основу музыкальной гармонии.

Ученики с помощью наводящих вопросов учителя ученики высказывают мнение, что гармония в музыке основывается на двух началах, на сопоставлении мажорного и минорного ладов.

Этап первичного

закрепления материала

- А теперь послушайте две фразы из песни композитора В. Кикты «Возвращайся, песенка» и определите, какая из них звучит в мажорном ладу, а какая – в минорном.

( Учитель исполняет, аккомпанируя себе на фортепиано, песню, где в обеих фразах движение мелодии идентичное, но в разных ладах.)

Учащиеся слушают, вместе с учителем пропевают (песня по сложности соответствует 2 классу) и высказывают свое мнение в коротком устном опросе по одному.

Этап самостоятельной работы

Письменное задание:

(индивидуальное)

1.Определить в каком ладу звучит каждая из частей произведения П. И. Чайковского «Баркарола».

(Заранее учитель поясняет, что в произведении три части, ученики обозначают это на листке перед прослушиванием).

2.Выбрать из «Словаря эмоций» 2-3 характеристики к каждой части произведения и записать.

После того, как работы будут выполнены, учитель оглашает правильный ответ, критерии оценки и предлагает ребятам самим поставить себе отметку.

Заключительное задание:

- Сегодня на уроке мы выяснили, поняли очень важную роль гармонии в музыкальном искусстве: гармония музыкальная строится на противоположностях, она выражает стремления и страдания, мечты и надежды, тревоги и раздумья – все, чем полна человеческая жизнь.

И так же как в живописи, где даже самую простую картину невозможно написать одной краской и одной линией, так и в музыке никакой замысел не может быть воплощен только каким-нибудь одним гармоническим средством.

Итоговым нашим заданием будет исполнение выученной на прошлом уроке песни «Служить России». Мы уже разобрали произведение в гармоническом плане, услышали сопоставление минорного куплета и светлого, летящего припева в мажорном ладу. Постарайтесь отобразить эти эмоции при исполнении произведения.

Ученики слушают произведение и работают письменно.

После выполнения задания, оглашения учителем критерий оценки учащиеся ставят себе оценку.

Ученики под аккомпанемент на фортепиано исполняют хором песню.

(Для более качественного исполнения в плане вокально-хоровых, исполнительских навыков и требований, учителю можно использовать фонограмму (минус) и выступить в качестве дирижера. Это позволит ребятам почувствовать себя настоящим полноценным хоровым коллективом, выполняющим единые задачи.)

Этап рефлексии

учебной деятельности

На доске написаны начальные слова высказываний:

«На сегодняшнем уроке я понял, я осознал….»;

«Я похвалил бы себя…»;

«Сегодня мне удалось…»;

«Я почувствовал, что…»;

«Было трудно…» .

Ребятам предлагается продолжить фразы.

(опрос по одному, по желанию).

После опроса учитель выставляет оценки.

Ученики высказывают свои мнения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Два начала гармонии

Слайд 2

Музыкальный лад

Слайд 3

Мажор Минор

Слайд 4

.

Слайд 7

ГАРМОНИЯ - КРАСОТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 5 классе "Гармонии задумчивый поэт"

Конспект урока музыки в 5 классе "Гармонии задумчивый поэт"...

Конспект урока по технологии 1 класс " Волшебная поляна" УМК " Гармония"

Данный материал направлен на формирование образовательных компетенций учащихся через включение в коллективный проект по теме "Волшебная поляна"....

Конспект урока по технологии 1 класс " Корзина с ягодами" УМК " Гармония"

Данный материал направлен на формирование образовательных компетенций учащихся, развитие работаль с разными материалами: клеем. бумагой....

Конспект урока музыки в 6 классе «Путешествие в мир Гармонии»

Обобщающий урок «Путешествие в мир Гармонии» по программе Науменко, Алеева...

Конспект урока «Красочность музыкальной гармонии» 6 класс

Конспект урока «Красочность музыкальной гармонии» 6 класс...

Конспект урока музыки в 6 классе по теме "Гармония"

Данный конспект урока будет интересен преподавателям гуманитарно-эстетического цикла, которые работают над  углублением интереса учащихся к культуре своего поселка, города, региона. На примере ис...

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Гармонии задумчивый поэт"

На данном уроке продолжаетс знакомство учащихся с творчетвом польского копозитора Ф.Шопена. На уроке активизируется  воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и по...