Конспект урока "Человек в зеркале искусства. Жанр портрета" 8 класс
план-конспект урока по музыке (8 класс)

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока "Человек в зеркале искусства. Жанр портрета" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx31.84 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.06 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Человек в зеркале искусства: жанр портрета».

( Искусство, 8 класс)

Цель урока: Формирование представления учащихся о портретном жанре как красоте, гармонии во внутреннем и внешнем облике человека.

Задачи:расширить знания об истории возникновения портрета, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.;развивать художественно – аналитические способности, внимание, культурную зоркость, повышать уровень образовательной мотивации и познавательный интерес; Развивать умение вести диалог с произведениями искусства.воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Планируемые результаты изучения материала: обучающиеся знакомятся с образцами произведений портретного жанра в соответствии с исторической хронологией его становления и развития, особенностями средств художественной выразительности, языком разных видов искусства, совершенствуют свои способности к восприятию и осмыслению портретной живописи.

Оборудование: мультимедийная система: компьютер, проектор.

Ход урока.

Сл. 1.       «В хорошем портрете, написанном                 

                                                 талантливым  художником,

                                                  можно увидеть лик эпохи».

В. Иванова

                                                                                           

1.Организационный момент

2.Повторение изученного материала

А) Упражнение «Цепочка» - 1 ряд, 2 ряд

Сл. 2. Расскажите об одной из картин по выбору. (Саврасов «Грачи прилетели»,

Сл. 3.  К. Моне «Руанский собор на восходе солнца»)

Вы рассказывали об особом жанре живописи. Как он называется? (пейзаж). Дайте своё определение жанру. (Пейзаж – картина, главным героем которой является природа) Какие виды пейзажа вам известны? (городской, деревеский, марина, пейзаж-картина и т.д.) Приведите примеры пейзажей.

В) Игра « Согласен – не согласен».

Продолжим повтерение пройденного, вспомним темы, изученные ранее.

1 Верно ли определение, что искусство – это любая форма человеческой деятельности, совершаемая умело, мастерски, искусно. ( Согласен)

2 Художественный образ – это конкретное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к человеку. ( Не согласен: обобщенное – жизни)

3 Стиль – характерные черты, почерк, особенность творчества автора. (Согласен)

4 Язык произведения – речь героев. (Не согласен: образность, выразительность, эмоциональность)

5 Знание научное и знание художественное взаимосвязаны, чтобы человек постигал добро. ( Не совсем верно, необходимо добавить истину и красоту).

3.Целеполагание и мотивация .

- Как вы понимаете следующие высказывания :

- «Всякий портрет, написанный с любовью, — это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник». Оскар Уайльд

- «Художник призван изображать не оригинал, но отношение к нему». Пабло Пикассо

- «Сходство в портрете для меня не имеет решающего значения — я не знаю, с чем сравнивать. В каждом человеке столько противоречий, что крайние проявления их не только будут иметь существенные различия, но и достигнут уровня взаимоисключения. Какое там сходство?»

Вильгельм Михайловский

- Как вы думаете о каком виде жанра пойдёт речь? (ответы учащихся)

- Какая тема нашего урока и его цели ?           

Сл.  4. 4. Формирование новых знаний .                                  

Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему искусство портрета привлекает и художника,  и зрителя?   (Постановка проблемного вопроса урока, вопрос записывается в тетрадь.)

Портрет - (от франц. – изображать, передавать «черта в черту» ), изображение или описание человека , группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается облик какой-либо человеческой индивидуальности.

Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели), создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Скульптор В.И. Мухина считала , что лицо человека есть лицо истории.

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель – узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно задачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живописное пересоздание» образа человека. Зрителю невольно передается отношение художника к модели.

         Искусство портрета уходит корнями в глубокую древность.

Самый древний портрет

Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (Франция). «Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос.

Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту. За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века...

Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем навечно. Необходимо было соблюдать портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей - фараонов, наместников бога на земле.

Сл. 5. Одним из известных портретов того времени является

портрет Нефертити

В  начале  XX  в.  археологи  открыли  всему  миру  замечательное  портретное  изображение  царицы Нефертити , созданное  в  IV  в.  до  н.  э. Она была царицей Древнего Египта, скульптура имеет портретное сходство.      Этот  образ  поражает  плавностью  линий  профиля,  изяществом  гибкой  шеи, воздушной  легкостью  и  текучими  переходами  неправильных,  но  прелестных черт женского  лица. Многие столетия Нефертити была эталоном женской красоты.

Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах гробниц и жилищ.

 Традиция возвеличивания выдающихся людей была распространена и в Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Древние греки писали портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов . Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных черт изображаемого человека.

Сл. 6. Художники считали красивым образ, в котором гармонично сливалось духовное и физическое совершенство человека. Примером этого может служить :

- скульптура «Дискобол» Мирона

Мирон жил и творил в 5 веке до нашей эры. Посмотрите, как мастерски  ему удалось передать ощущение движения, физическое совершенство своего героя, не заостряя внимания зрителей на особенностях лица.

Сл. 7. - скульптура ваятеля Праксителя «Афродита Книдская»

Особой теплотой и нежностью веет от статуи Афродиты, богини любви и красоты, изваянной в 4 в. до н.э. для  храма  на  острове  Крит.  В  этом изображении нет божественного  величия, образ  дышит удивительным  покоем  и  целомудрием.

Римский портрет связан с культом предков, со стремлением сохранить их

облик для потомков. Это способствовало развитию реалистического портрета.Древнеримский портрет отмечен четкой передачей индивидуальных черт человека , психологической достоверностью характеристик :

Сл. 8. - величие, сдержанность (потрет Юлия Цезаря)

Сл. 9. - жестокость и деспотизм (портрет Каракаллы).

В Средние века художники стремились передать божественный дух на картинах, которые ограничивались строгими религиозными рамками, но всё чаще они наполняются человеческими чувствами, ошеломляя  и потрясая своих зрителей…

Но настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения (15-16в.в.), когда главной ценностью в мире стал человек. Принципы ренессансного портрета, прочно утвердились в XVв .

- Сандро Боттичелли

- Антанелло де Мессина.и др .

Мастера высокого Возрождения :

Сл. 10. – Леонардо да Винчи «Дама с горностаем.»

Сл. 11. - Леонардо да Винчи "Мона Лиза"("Джоконда") 1503-1505 гг.

Лиза Герардини - жена Франческо дель Джокондоторговца шёлком из Флоренции.

Сл. 12. - Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна »

Глядя на картину , Ганс Христиан Андерсен сказал: «Такого неземного,  детского лица нет ни у одной женщины…»

Они не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений , наделяя их силой интеллекта, сознанием личной свободы, душевной гармонией, драматизмом. Тогда же впервые появляется автопортрет.

Нидерландские художники вписали человека не только в конкретно – бытовую среду, но и в систему мироздания. Они использовали мифологические сюжеты, вводили в свои произведения аллегорические фигуры и наделяли портретируемых условными чертами древних героев.

- Ян ванн Эйк,

- Лука Лейденский

- А. Дюрер «Автопортрет»,

В конце 16 в. возникает новый тип портрета, в котором передаётся необычная внутренняя сосредоточенность человека, погружённость в собственный мир. Это мы можем видеть на картинах испанского художника Эль Греко . Резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, бледные лица, огромные бездонные глаза.   

Вершиной портретного искусства считают картины великого голландского художника  Рембрандта. Его называли поэтом страдания и сострадания. Художник с особой любовью относится к «униженным и оскорблённым».      Люди скромные,  нуждающиеся,  всеми  забытые  ему  близки  и  дороги.   Картины Рембрандта называют портреты -биографиями : в них   отражены  сложные,  полные тягот  и  лишений  судьбы  простых  людей,  которые  несмотря  на  выпавшие на  их  долю  суровые  испытания, не утратили  человеческого  достоинства и  душевной  теплоты. достаточно взглянуть накартины Рембрандта

Сл. 13. - «Портрет старухи»,

 - «Портрет старика в красном». 

Яркие, полнокровные натуры привлекают фламандского художника Рубенса .

Джузеппе Арчимбольдо ( 1527-1593) Этот итальянский художник прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством.

В  17  в.  главным  критерием  художественности  становится  материальный  мир,  воспринимаемый  через чувства.  Подражание  действительности  заменило  в  портрете  непонятность и  необъяснимость  психических  проявлений  человека,  его  многообразных  душевных  порывов.  Очарование мягкого  бархата  и  воздушного  шелка, пушистого  меха  и  хрупкого  стекла, нежной,  матовой  кожи  и  сверкающего  жесткого  металла  передается  в это время  с  высочайшим  мастерством.

Сл. 14. Среди  известных  портретных  шедевров этого  времени  «Лютнист»  Микеланджело  да Караваджо  (1573—1610),  в  котором  художник  развивает  мотив,  взятый из  реальной  повседневной жизни.

На рубеже 17 и 18 веков на портретах мы видим другую породу людей - придворно-аристократических.  На первый план выходит стиль рококо с его утонченными, задумчиво-томными, мечтательными образами.   

  Портреты   художников  Антуана Ватто  (1684—1721), Франсуа  Буше  (1703—1770) и  др. легкие ,  подвижные ,  их  колорит  полон  изящных  переливов,  для них   характерно  сочетание изысканных полутонов.  

Сл. 15. Поиски  героического,  значительного,  монументального  в  искусстве  связаны  в  18  в.  со  временем  революционных перемен. Одним из гениальных скульптурных  портретов мирового  искусства  является  памятник Петру I  французского  скульптора  Этьенна  Мориса Фальконе  (1716—1791),  воздвигнутый  в  Петербурге  в 1765 - 1782  гг.  Он  задуман  как  образ  гения  и  созидателя.  Неукротимая  энергия,  подчеркнутая  стремительным  движением  коня  и  всадника,  выражается  во  властном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице,  на  котором  бесстрашие,  воля,  ясность  духа.

Первые портреты - «парсуны» ( от слова «персона») в России появились во времена Петра I, они украшали дома самых известных людей эпохи .

А. Матвеев.  «Портрет Петра I»,

Сл. 16.  «Портрет княгини Голицыной»

Глядя на эти полотна, мы видим императоров и императриц, полководцев и светских красавиц, но пока это лишь изображение важных персон. В это время появляются парадные и камерные портреты . На парадном портрете человек изображается в полный рост на архитектурном или пейзажном фоне, камерный портрет – это поясное, погрудное изображение человека на обычном фоне

- А. Антропов.  «Портрет Петра III »,

- Д. Левицкий «Портрет Марии Дьяковой»

Постепенно пышность изображения сменяется ощущением добра, благородства, душевности. И в 18 веке появляется совсем другие портреты – это портреты-образы, на которых люди смеются, грустят, мечтают, раздумывают

- Д. Левицкий «Портрет воспитанниц Хованской и Хрущовой», 

Сл. 17. - Карл Брюллов « Графиня, удаляющаяся с бала»( портрет Юлии Самойловой ), 1839-1840 гг.

На картине Карла Брюллова « Графиня, удаляющаяся с бала» главный образ помещён в самом центре полотна. Мы видим изображение Юлии Самойловой – высокой статной молодой женщины, возлюбленной художника, в ярко- красном платье. Она вызывающе красива: широко расставленные карие глаза, смуглое лицо, пышные чёрные локоны, выразительные губы. Юлия запечатлена в маскарадном костюме королевы на фоне пышного театрального занавеса. Жест её небрежен, взгляд рассеян. Графиня горделива и независима, что было свойственно ей по рождению. Рядом – приёмная дочь Амацилия. «Итальянское полуденное солнце»,- так называл любимую художник. Её судьба показана на картине: равная по рождению царям ( дед по отцу– граф Пален, по матери – внучатая племянница Екатерины I), она оказалась не счастлива в жизни, всё было лишь маскарадом и прошло, как только праздник утих. В 1845 году влюблённые расстались, а в 1849 году Брюллов умер. Графиня пережила его на 23 года, до конца жизни была несчастлива, умерла в нищите в 1875 году.

В 19 в. развивается психологический портрет- работы передвижников И.Н.Крамского , И.Е.Репина, воплотился интерес к социально значимым, полным духовного благородства личностям.

- К. Маковский «Семейный портрет»

Рубеж 19- начала 20 века - внимание сосредоточивалось на раскрытии сложной гаммы человеческих переживаний, поэтому внешнее подобие оказывалось вторичным(творчество импрессионистов, кубистов, авангардистов и т. п.). Среди выдающихся мастеров этого периода - Э. Дега, М. Шагал, П. Пикассо

В 20 веке русский портрет отличается жанровым и стилевым разнообразием. Среди его авторов - живописцы М. Нестеров, И. Бродский и др. Глядя на эти картины понимаешь, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером.

Мы, зрители, пытаемся увидеть человека глазами художника, почувствовать его настроение, найти в нем те черты, которые привлекли автора, и тогда между художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна?

Давайте попробуем совершить такое путешествие во времени вместе с художником Федором Рокотовым

Сл. 18. - Ф. Рокотов «Портрет Струйской»

Вот как выразил свои чувства об этом портрете поэт Н. Заболоцкий :

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Глядела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза, как два обмана,

Прикрытых мглою неудач.

- Внимательно рассмотрите картину , какой представляется вам эта женщина?

Сл. 19. - Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной».

Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…

Но красоту ее Боровиковский спас.

- А какие чувства вызывает у вас этот образ? (ответы детей)

Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)

 - Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока.

 - По каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе? (Ответы учащихся)

5. Творческая практическая деятельность

1.Проведите сравнительный анализ двух картин:

- И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор»

- Г. Ряжского «Письмо»,.

Используйте при сравнении следующие признаки эпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет и т.д.      

2.Предлагаю вам попытаться самим создать образ и настроение и поиграть в игру «Художник и его портрет». Делимся на группы по 5-6 человек. Один из вас художник, который хочет нарисовать портрет. Остальные – натура. На доске написаны различные психологические состояния: спокойствие, печаль, радость, боль, плач, гнев. Каждая группа выбирает путём жеребьёвки настроение. Натурщики должны создать образ и настроение, а чтобы картина получилась моментальной, вместо кисти художник использует фотоаппарат.

Проводится игра, по ходу игры учитель еще раз проговаривает технику создания портретного изображения.

6. Заключительная часть урока

Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов. Было интересно? Так почему же искусство портрета привлекает и художника, и зрителя?  (Ответы учащихся.) Итак , мы определили с вами один из главных секретов художников-портретистов – передача образа человека и времени, в котором он живет, - мы можем с вами поговорить о том, как же достигается художником этот эффект.

- Что должен учитывать художник, создающий портрет?

Техника исполнения:

- выбор характерной позы; - четкость рук и жестов

- выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);

- выбор фона и композиции;

-  выбор цвета.

Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение – жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.

Вывод урока: В портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (запись в тетрадь).

7. Рефлексия .

Понравился вам урок?

Что больше всего вас заинтересовало?

Что нового вы узнали?

Отметьте значком в тетради, какие ощущения, эмоции у вас вызвал урок.

8. Домашнее  задание :

1.     Знать записи в тетради.

2.     Подобрать репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.

3.     Творческое задание: нарисовать , выполнить коллаж , характерное фото -- портрет вашего героя (родители , друзья , кумиры , т.д. )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В хорошем портрете, написанном талантливым художником, можно увидеть лик эпохи». В. Иванова

Слайд 4

Портрет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема: «Красота родной природы» - рисование по памяти и представлению пейзажа с ярко выраженной эмоциональной трактовкой

Данная разработка урока по теме "Красота родной природы " поможет  познакомить учащихся с колористическими возможностями изображения пейзажа, сформировать навыки создания цветового единства изобр...

Конспект урока по изобразительному искусству для первого класса детской художественной школы (возраст детей – 11 лет)

Тема урока: Архетипический образ – Богиня – мать.                                         ...

Человек в зеркале искусства: жанр портрета 8 класс

Презентация к уроку  "Человек в зеркале искусства: жанр портрета"  8 класс...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе.Тема: Русская народная вышивка

Тип урока  Открытие новых знанийЦель  Содержательная цель:познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе краеведческого материала;способствовать формированию умения выстраи...

Урок «Искусство» в 8-м классе преподавателя высшей квалификационной категории МКОУ СОШ с.Пасегово Астраханцевой Татьяны Евграфовны Использование информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Человек в зеркале искусства: жанр портрета»

Урок искусство в 8 классе ведется 1 раз в неделю. Проверить д.з. и дать новый материал  так, чтобы он запомнился моя задача. Использую на уроке цветные таблицы - ментальные карты. Именно они позв...

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.

Конспект урока по изобразительному искусству в 7  классе по теме «Ты-архитектор», учителя изобразительного искусства МБОУ «Средняя школа №1» города Гагарин, Марковой О.А.В...