Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе.Тема: Русская народная вышивка
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Кулушева (Молдашева) Алия Жардемгалиевна

Тип урока  Открытие новых знаний

Цель

 
 

Содержательная цель:

  1. познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе краеведческого материала;

  2. способствовать формированию умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы, выполнять эскизы русских народных рушников, участвовать в проектной деятельности;

  3. научить различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл, понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.odt35.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Предмет    Изобразительное искусство

Класс          5

Учитель     Кулушевой Алии Жардемгалиевны

Школа        МКОУ СОШ п. Мирный

Раздел        Древние корни народного искусства

Тема урока Русская народная вышивка

Тип урока   Урок новых знаний

Цель

Содержательная цель:

  1. познакомить учащихся с русской народной вышивкой на основе краеведческого материала;
  2. способствовать формированию  умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы, выполнять эскизы русских народных рушников, участвовать в проектной деятельности;
  3. научить различать древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл, понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;

Деятельностная цель:

регулятивные УУД: развивать

  1. умения в целеполагании,
  2. в определении последовательности учебных действий и составлении плана;

коммуникативные:

  1. развивать умение слушать и вступать в диалог,
  2. участвовать в коллективном обсуждении обозначенной проблемы,
  3. строить продуктивное взаимодействие в процессе групповой работы;

познавательные:

  1. развивать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме,
  2. формулировать проблему,
  3. самостоятельно создавать эскиз русского народного рушника,
  4. анализировать и оценивать результаты своей деятельности;

личностная: воспитывать: любовь к традиционной русской культуре, интерес к искусству мастериц родного края.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понять специфику образного языка народной вышивки родного края; приобрести опыт выполнения творческого проекта (украшение полотенца вышивкой) на основе народной традиции, опыт совместной поисковой деятельности, связанной с изучением особенностей украшения рушников своего края.

Самостоятельно определить задачу урока; выявить близость орнамента народной вышивки с памятниками устно – поэтического творчества (народные песни); осознанно выбрать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, организовать выставку рушников.

Бережно относиться к рукотворным памятникам старины; реализовать творческие способности, развить наблюдательность, воображение, коммуникативные навыки в процессе совместной практической творческой деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Орнамент, символика

Методы и приёмы

Эвристическая беседа, наглядный, частично-поисковый, создание ситуаций выбора и успеха, речевых ситуаций, контроля и самоконтроля.

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, групповая.

Технологии

Элементы критического мышления, информационно-коммуникационная.

Ресурсы

Н. А. Горяева, О. В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс; мультимедийное оборудование; ватман А-1, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага; экспонаты школьного историко-краеведческого музея (рушники);фонозаписи.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9a5ddaef-6626-4f55-a0bd-92a4b57de801/78073/?interface=teacher&class=47&subject=34

Зрительный ряд

Примеры древних русских народных вышитых полотенец

Схемы-таблицы с мотивами орнаментов;                                                                                                  Таблица с изображением знаков-символов;                                                                                     Иллюстрации с изображением вышитых полотенец;                                                                        

Литературный ряд

Русские народные пословицы

Музыкальный ряд

Народные мелодии

Организационная структура урока

№ эта

па

Этап урока

Деятельность

ЭОР

УУД

Время

учителя

учащихся

1

Организационный

Приветствие учащихся.

Приветствуют учителя.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

1 мин

Мотивация учебной деятельности

Мы продолжаем путешествие в увлекательный мир русского народного творчества.

2

Актуализация знаний

Учитель демонстрирует созданный учащимися на предыдущем уроке рисунки, демонстрирующий внешнее и внутреннее украшение крестьянской избы, предметы быта.

Беседа.

- Зачем люди украшали свои жилища?

- Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве? Можно ли сказать, что он служит только украшением?

- Чем на протяжении многих веков женщины украшали тканые изделия, одежду?

Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд 1.)

Вторую часть темы вы назовёте, послушав отрывок из народной песни:

«И в дорогу далеку ты меня на зори провожала,

И рушник вышиваный на счастье, на долю дала».

«Вышиваный рушник», или, другими словами, речь пойдёт об украшении полотенец вышивкой.

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Определение целей урока (Слайд 2)

Участвуют в беседе и целеполагании.

- Для привлечения сил света, добра, защиты от злых сил.

- Нет, ещё декор имел символическое значение, выступал в качестве оберега.

- Вышивкой.

- «Русская народная вышивка».

Цели (определение целей по предложенным глаголам):

1.Выяснить назначение полотенец.

2.Узнать, какими узорами украшались полотенца.

3.Применить полученные знания на практике.

Компьютер, проектор для просмотра презентации

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

3 мин

3

Первичное усвоение знаний

Словарная работа.

- Прочитайте слова (Слайд 3):

Пристен, утиральник, занавес, обыденник, утренник, рукотёр, набожник, крючковое, зеркальное, стеновое.

- Что объединяет эти слова?

- В некоторых областях РФ полотенца до сих пор называют «рушниками».

Сообщение учителя.

- Полотенце сопровождало человека в течение всей жизни вплоть до самой смерти. Когда ребёнок рождался, его закутывали полотенцем. Утром умывались родниковой водой, и после непременно использовали чистое полотенце. На свадьбах были специальные полотенца, украшенные вышитыми птицами, ведь образы птиц символизировали счастье. И в последний путь человека тоже провожали полотенца, на них опускали в могилу.

- В нашем школьном музее сохранилась коллекция полотенец, вышитых мастерицами нашего поселка. Подойдите к мини-выставке и вспомните  о музейных экспонатах

Сообщение 1.

Рушник «Хлеб да соль». (Слайд 8)

Он около трёх метров длиной, празднично украшен, вышивка с обеих сторон одинакова. Выполнен в красно-чёрной гамме.

Внимательно рассмотрите представленные экспонаты и скажите, что заметили общего, повторяющегося в украшении полотенец?

Участвуют в словарной работе.

«Посещают» мини-выставку, рассматривают экспонаты.

Отмечают повторяющийся узор, преобладание красного цвета.

Компьютер, проектор для просмотра презентации

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

общеучебные:знаково-символические – моделирование.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

8 мин

4

Первичная проверка понимания

- Узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, называется орнаментом. (Слайд 11).

(Слайд 12) Виды орнамента.

- Символика – выражение отношения к миру с помощью условных знаков, символов.

(Слайды 14-20)

- Очень часто на полотенцах вышивали древо жизни – символ никогда не прекращающейся жизни на Земле. (Слайд 20)

Символичен был и цвет:

Красный цвет – символ жизни, красоты, силы; (Слайд 21)

Белый – символ света, чистоты;Слайд 22)

Чёрный – символ плодородия, земли.

  • Физминутка.

Мы устали, рисовали

наши рученьки устали,

мы немного потрясем,

и опять творить начнем.

Мы устали, рисовали

наши глазоньки устали,

мы немного поморгаем

и опять учиться станем.

Отмечают особенности изображений на вышитых рушниках.

Знакомятся с основными понятиями: орнамент, символика.

Компьютер, проектор для просмотра презентации

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли; умение находить несколько вариантов решения проблемы.
 Личностные УУД: формировать умение способности к саморазвитию.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели.

9

мин

5

Первичное закрепление

Техника безопасности  при работе с ножницами

  1. 1.Не держать ножницы концами вверх.             2. Не резать ножницами на ходу.                            3. Не оставлять ножницы в открытом виде.                                                                           4. Передавать ножницы кольцами вперед. При работе с клеем                                       1.Следить за тем, чтобы клей не попал на одежду и в глаза.                                                             2. Аккуратно обращаться с пузырьком, чтобы клей не разлить на парту

Переходим к практической части урока, где нам предстоит украсить полотенце, используя полученные знания. Работать будем индивидуально. Определим план работы по выполнению творческого проекта «Украшение полотенца вышивкой»: (Слайд 24)  

                                                                                                                                1 Выполнение задания:                                                          – раскрашивание готовых шаблонов: дерева жизни, цветов, птиц                               – выполнение полосок с орнаментом для украшения рушника;                                                                 – выполнение кружев из белой бумаги                                                                       2  Сборка элементов полотенца.                                    3. Коллективное обсуждение  работ                           4. Подведение итогов работ.

 Выполняют практическое задание.

При необходимости обращаются к учителю за помощью.

Составляют план работы под руководством учителя.

Компьютер, проектор для просмотра презентации

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, логические: построение логической цепи рассуждений, УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя. Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

20 мин

6

Контроль усвоения

- Проекты«Украшение полотенца вышивкой» выполнены. Ваши полотенце займёт достойное место в мини-выставке.

- Все ли задачи, поставленные вами, выполнены?

- Каково было назначение полотенец в жизни наших предков?

- Какими орнаментами украшались полотенца и что они символизировали?

Защита проекта.

Самооценка деятельности.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

2 мин

7

Рефлексия

Сколько мудрости в народных пословицах и поговорках! Выберите ту пословицу или поговорку, которая нравится вам и созвучна вашему участию в учебной работе (Слайд 29):

Землю солнце красит, а человека труд.

Только после доброго труда наступает добрый отдых.

Самое дорогое то, что сделано своим трудом.

С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

Компьютер, проектор для просмотра презентации

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

2 мин

    Домашнее задание стр.44-49 учебника          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по изобразительному искусству: "Сказочная страна. Иллюстрирование русской народной сказки"Маша и медведь".

Как можно помочь ребенку найти себя и поверить в свои возможности? Ответ- с помощью творчества!  Театрализованное представление расширяет кругозор детей, создает особую атмосферу. Интегриров...

урок по изобразительному искусству 8 класс. тема: "Тверские кружева"

Урок построен на использовании материалов по Тверскому краю, школьного краеведческого музея, работ ильинских мастериц. Творческая работа учащихся выполнена в технике граттаж....

План - конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 4 класса "Народные праздники"

Нестандартный урок направлен на  развитие  мыслительных способностей учащихся и навыков научно - исследовательского поиска....

Конспект урока по изобразительному искусству. 5 класс. Тема "Особенности древнегреческой керамики"

План-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе                                       ...

Урок по изобразительному искусству. 6 класс , тема "Натюрморт -цветок физалиса"

Технологическая карта урока по изобразительному искусству разработана для 6 касса по теме: "Натюрморт- цветок физалиса". В технике живопись акварель по мокрому на смятой бумаге.Разработала у...

Разработка урока по изобразительному искусству для 5 класса "Русский народный орнамент"

Мир крестьянина был заполнен красочным цветением росписи, резными узорами, вышивками и затейливыми кружевами. Они достав­ляли людям радость и имели символическое значение. Их дарили на свадьбу, но...