Интегрированный урок в 4 «Б» классе «Мороз и солнце, день чудесный!»
план-конспект урока по музыке

Крупа Наталья Викторовна

Интегрированный урок в 4 «Б» классе

«Мороз и солнце, день чудесный!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrir.uroka_.docx27.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 4 «Б» классе

«Мороз и солнце, день чудесный!»

Искусство - это особый вид человеческой деятельности, который развивается по своим специфическим законам. Законы развития искусства должны лечь в основу уроков восприятия в курсе ИЗО и музыки.

Данный урок соответствует всем требованиям программы и задачам образования на современном этапе; спроектирован с учётом обязательного минимума содержания общего образования по изобразительному искусству и музыке.

Межпредметная интеграция способствует эмоционально-эстетическому восприятию учащимися произведений духовного содержания, даёт представление о нравственных вечных ценностях.             А компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.

            Использование презентаций:

  • открывает более широкие возможности для творческого преподавания, как изобразительного искусства, так и музыки;
  • обеспечивает политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в обучении;
  • дает возможность увеличить объем нового материала на уроке и сократить время на его объяснение;
  • активизирует процесс обучения.

Цель методической разработки – ознакомить с системой изложения учебного материала, показать, где и каким образом можно применять на уроке разработанные слайды. Сегодня уже общепринято, что использование учебных фильмов, компьютерных технологий и дидактических игр в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество знаний и умений. Показ слайд-фильма сопровождается пояснениями.

Презентация

Человек неразрывно связан с природой, он часть её. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, художников, композиторов. Творческий процесс одинаков при создании живописного, музыкального или литературного образа. Художественный образ создается лишь тогда, когда реальный объект эмоционально воздействует на художника, когда творец включает свой “внутренний слух”, пытается перенести свои внутренние ощущения, эмоциональную оценку на язык красок, звуков, слов. В. Окуджава очень ёмко выразил суть творческого процесса:

Каждый пишет, что он слышит. 
Каждый слышит, как он дышит. 
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…

Уроки ИЗО – это прежде всего уроки творчества, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисование для учащегося является своеобразной реализацией своих возможностей. По готовой работе учителю нетрудно определить душевное состояние ученика. Познавая музыкальные сочинения, учащиеся должны обращать внимание не только на их внешнюю форму, а и на содержательную сторону, на мировоззренческую позицию автора, на его отношение к тому предмету, который запечатлен в музыке. В развитии творческих способностей учащихся необходимо использование всех возможностей, чтобы урок превратился в сказку, в путешествие по картинной галерее, дать эмоциональный толчок к самовыражению через рисунок, через восприятие и понимание музыки.

Цели урока:

Обучающий аспект урока:

  1. Учить детей наблюдать за красотой зимней природы;
  2. Учить соблюдать в изображении пропорции, размер;
  3. Учить достигать соотнесение содержания музыкального произведения с духовным мироощущением учащихся.

Воспитательный аспект:

  1. Воспитывать эстетические чувства у учащихся;
  2. Формировать учебную деятельность через развитие интереса и решение познавательных задач;
  3. Воспитывать правила организации и аккуратности на рабочем месте.

Развивающий аспект:

  1. Развивать чувство прекрасного и потребность в самосовершенствовании;
  2. Развивать эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на красивое в жизни с помощью изобразительного искусства и музыки.

+ УУД

Оборудование и материалы:

Зрительный ряд:

  • Репродукции картин художников: А. А. Борисов «Зимний пейзаж»
  • Г. И. Попов «Лунная ночь. Ряженые»
  • И. И. Шишкин «Зима в лесу. Иней»;
  • В. И. Суриков «Взятие снежного городка»; Б. Кустодиев «Масленица»;
  • Образы природы.

Музыкальный ряд:

  • П. И. Чайковский. Адажио из балета «Щелкунчик»;
  • П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». «Марш»;
  • Леопольд Моцарт. «Катание на санях»;
  • Антонио Вивальди. Цикл «Времена года». «Зима»;
  • Эмиль Вальдтейфель - вальс «Конькобежцы».

Материалы: бумага белая и цветная, карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка.

( Уч-ся будут разделены на группы)

Ход урока

( На доске развешаны репродукции картин, образы природы.

Сл. 1.

Звучит музыка Антонио Вивальди из цикла «Времена года» «Зима». Под звуки музыки дети входят в класс)

Н.В. ( здороваюсь с детьми, говорю о том, что сегодня урок буду вести я и преподаватель ИЗО И.Л.Бодруг.

Сегодня на уроке гости – директор, завуч, поэтому будем работать активно, дружно, чтобы наши гости ещё захотели к нам прийти.

Вы заходили в класс под музыку Антонио Вивальди «Зима» из цикла «Времена года»  ( показываю портрет композитора)

Музыкальное приветствие

И.Л.  Вы слышали, как летят на землю снежинки? Садитесь за парты также тихо, как падают снежинки.

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к работе

( Урок музыки – тетради, карточки.  

Урок ИЗО - бумага белая и цветная, карандаш, ластик, гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка.)

 

Н.В. Итак, все готовы. Мы начинаем наш урок.

II. Мотивация изучения темы

( Тихим фоном звучит музыка «Конькобежцы»)

Н.В. Сегодня у нас с вами интересный урок. Я прочту небольшое сочинение, а вы его внимательно послушайте, а потом скажите, о каком времени года идет речь.

«Художница преобразила все вокруг! Укутала в теплые покрывала поля, холмы, берега рек… На каждую веточку дерева словно накинула пушистый платок. Разбросала вокруг сугробы и осветила все это убранство холодным сказочным светом. В природе царит покой  и сон. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле… «

Итак, о каком времени года эти строки? (ответы детей: о зиме). Как догадались? Расскажите. Конечно же, о зиме.      Сл. 2.

И.Л. Ребята, рассмотрите изображение. Расскажите о своих наблюдениях в зимнем лесу.

( дети рассказывают о зимнем лесе)

Н.В. Ребята, кто может ответить на вопрос, какова тема сегодняшнего урока.  (Дети отвечают)

И.Л. Верно. Сегодня на уроке мы говорим о зиме, об изменениях в природе, о зимних праздниках, поупражняемся в рисовании зимних картин.

Н.В. А также о том, как зима отображается в музыкальных произведениях и как искусство «Музыка» перекликается с другими видами искусств.                 Сл. 3.

И название урока давайте прочтём все вместе!              Сл. 4.

( дети читают хором «Мороз и солнце, день чудесный!»

Н.В. ________________ подготовила стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Пожалуйста, _____________ !

( уч-ся читает стих-е)

Н.В. Прослушайте муз пр-е Л. Моцарта  «Катание на санях»

( Сл. 5.    – портрет композитора)

(Звучит музыка Леопольда Моцарта. «Катание на санях»).

( хар-ка пр-я с точки зрения эмоц. терминов)

Н.В. Давайте вспомним, ребята, как люди радуются «проказам матушки - зимы». Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться.

Тут ждут-поджидают девчонок и мальчишек любимые зимние забавы. А ну-ка, отвечайте: Какие зимние развлечения знаете и любите? (ответы детей: два-три учащихся). 

Сл.6.

Ай да молодцы! Ничего не забыли: санки и коньки, лыжи и снежки, ледяные горки и снежные крепости.

Сл. 7.   А какой русский не любит зиму, праздники, катание на тройке, Святки…

Н.В. И, конечно же, самое время спеть весёлую зимнюю песню! Песня называется «Зимушка – зима».               Сл.8.

(Звучит  песня «Зимушка – зима» в исполнении детей)

И.Л. Вернемся к картинам. Зима и зимние праздники всегда были любимой темой русских художников. Белый мягкий снег преображает природу – пушистыми шапками ложится на ветви деревьев, широким ковром покрывает лесные поляны, холмы и долины.

Это хорошо видно на картине А. А. Борисова «Зимний пейзаж».   ( Сл. 9.) 

 Василий Иванович Суриков изобразил «Взятие снежного городка»  ( Сл.10.)       Игры и веселые забавы превратились в снежную баталию, в которой с удовольствием участвуют и парни, и девушки.

Художник Г. И. Попов ( Сл. 11.) показал нам зимний пейзаж ночью. На темном фоне неба виднеется вьющийся дымок из труб. В окнах мерцает свет, тепло и уютно в избах. Лунный свет освещает воздушный снежный ковер. И только ряженые нарушают покой ночной тишины.

Ребята, скажите, какие краски использовали художники, чтобы показать красоту зимы?   ( дети отвечают)

Н.В. А сейчас прослушайте ещё одно музыкальное произведение. – «Адажио из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

(Звучит музыка П. И. Чайковского - «Адажио» из балета «Щелкунчик»)

Н.В. Зима, ребята, была представлена как художниками, так и композиторами разных времен и народов.

Сл. 12.   Словно очаровательная мелодия - рисунки на стеклах окон, морозные узоры превращают их в сказочные картины, на которых можно рассмотреть невиданные цветы, деревья и даже фантастические пейзажи!

Сл. 13. Волшебница-зима украсила каждую травинку, нечаянно выглянувшую из сугроба. Заходящее зимнее солнце осветило ветки березы с рыжими сережками. Заснеженные веточки, украшенные ритмом изящных сережек, да пылающий закат создали узор, похожий на музыку из зимней сказки.

Сл.14. Иней на деревьях, сверкающее серебро белого снега – все это находило свое отражение в замечательных произведениях композиторов!

Зима в живописи, зима в музыке, зима в литературе  - это чудо!

III. Практическая часть ( самостоятельная работа детей)

Сл.15.

И.Л.  А сейчас каждый из вас попробует создать своё чудо! Ребята, увидев репродукции картин великих художников и слушая музыку великих композиторов,  попробуйте передать своё настроение и своё впечатление на бумаге.

- Для выполнения работы вы можете использовать цветную бумагу

как фон. Выполняете легкие наброски карандашом только основных элементов. Мелкие детали прорисовывать не надо. Они наносятся красками. Удачно ложится на цветную бумагу гуашь. Используйте для смешения красок палитру и не забывайте хорошо промывать кисти после каждого цвета.

(Учащиеся приступают к выполнению практического задания. Звучит Марш из балета «Щелкунчик».

Учитель изобразительного искусства подходит к каждой группе, помогает или даёт консультации)

IV. Заключительная часть.

И.Л. Ребята, наша работа заканчивается. Я думаю, что мы сможем сейчас показать друг другу свои творения. Пройдите к выставочной доске и прикрепите свои рисунки. Молодцы, все справились с заданием. Полученными впечатлениями вы можете поделиться со своими друзьями, близкими и родными!

Н.В. Ответьте на вопрос – с какими видами искусства связана музыка?   ( с живописью, литературой и др.)

Н.В. Давайте наш урок закончим красивой песней о замечательной стране – стране музыки!      Сл. 16.

( звучит песня «Страна мелодий» в исполнении детей)

Н.В. Друзья, на этой оптимистической ноте мы завершаем урок.

Рефлексия:

 - что нового узнали?

 - что расскажете дома?

 - понравился урок или нет? ( нотки разного цвета)

 А сейчас возьмемся за руки, передадим друг другу через легкое пожатие теплоту, настроение, улыбнемся и скажем «Мы – МОЛОДЦЫ»!

Работы заберёте позже, пусть они хорошо подсохнут!

Музыкальное «До свидания!»

(Дети уходят под звуки произведения «Конькобежцы» композитора Вальдтейфеля).

Анализ урока.

Данный урок построен с использованием развивающего обучения, который учитывает психическое развитие ребенка в процессе его обучения, максимально используя возрастные предпосылки.

По содержанию и смысловому значению урок соответствует возрасту детей.

Логика и темп данного урока соответствует уровню подготовки учащихся.

И если творчеству, как известно, обучить невозможно, необходимо создать на уроке такие условия, благодаря которым проявится у детей интерес, а их творческие способности будут постепенно развиваться.

На уроке применены технические приемы, способы действия, опробовав которые, дети подготовили себя к творчеству. Были использованы педагогические средства пробуждения творческой активности детей. Были учтены индивидуальные особенности учащихся, запланирована групповая работа по интересам, заключительным этапом которой была выставка художественных работ, создавшая ситуацию успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мороз и солнце, день чудесный!

Презентация создана к стихотворению А.С. Пушкина "Мороз и солнце!"...

Интегрированный урок чтение+музыка+ИЗО Н. Сладков "Медведь и солнце" 4 класс

Интегрированный урок чтение+музыка+ИЗО Н. Сладков "Медведь и солнце" 4 класс...

Интеллектуальная игра "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья" (интегрированный урок по физике, биологии, химии, географии)

обобщающий урок в интегрированном виде ( химия, физика, география,биология), который проводится в виде игры. Этот урок можно проводить в конце четверти или как мероприятие в декаде естественных наук. ...

Сценарий праздника "День чудесный-день рождения"

Сценарий классного часа- праздника " День чудесный-день рождения"...

Интегрированный урок-путешествие по литературе "Что движет солнце и светила?"

Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины" .Литература 7 класс.Продолжительность 2 урока. Цель:раскрыть историческую основу поэмы, показать величие духа русских женщин,отправившихся вслед за осуждё...

Разработка интегрированного урока ИЗО и географии "Этот чудесный минерал - глина"

Данная разработка представляет собой интегрированный урок-исследование. Главной целью урока является знакомство учащихся со свойствами глины. Учащимся предлагается познать богатое её применение в...

Музыкально - литературная композиция "Мороз и солнце, день чудесный!"

Музыкально - литературная композиция "Мороз и солнце, день чудесный!"...