Лермонтов и музыка
методическая разработка по музыке

Морозова Елена Петровна

Творчество Лермонтова проникнуто музыкальными впечатлениями, музыкальными образами. Им созданы песни, которые он переносит из одного произведения в другое. И всякий раз такая песня звучит как музыкальный лейтмотив, как музыкальная характеристика настроений, чувств и образов.  Можно сказать, что великий русский поэт был чутким и разносторонним музыкантом. От этого гармонического сочетания поэтического гения и музыкальной одаренности родился его великолепные, пленительные стихотворения...
Материал может послужить для школьного мероприятия в виде литературно-музыкальной композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov_i_muzyka.docx26.63 КБ
Файл lermontov_i_muzyka.docx26.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Михаил Юрьевич  Лермонтов и музыка

  Лермонтов – один из самых музыкально одаренных русских поэтов. Уже в раннем детстве он слышал песни от матери. В заметках 1830 года поэт писал: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать”.
  Маленький мальчик слушал, как мать пела ему песню, и плакал… 
Ребенок вырос, и одним из ранних впечатлений детства осталось: грустная песня и мать, которая умерла, когда мальчику было около трех…

   Позже Лермонтов уже не помнил ни мелодии, ни слов песни, но память о ней и о матери была так сильна, что выразилась в редком по строю чувств и красоте стихотворении  «Ангел». В этом стихотворении, написанном Л. еще в юношеские годы, он изобразил ангела, несущего «душу младую» в земной мир «печали и слез» и поющего о прекрасной жизни на небесах и о Боге.
По небу полуночи ангел летел
     И тихую песню он пел… 
    Он душу младую в объятиях нес
     Для мира печали и слез; 
    И звук его песни в душе молодой
     Остался — без слов, но живой.

(Послушайте песню "АНГЕЛ")

   Так из детства, от материнской песни звуки музыки пришли в поэзию Лермонтова.

От природы Лермонтов был очень музыкален. В детстве он учился игре на фортепиано, скрипке и флейте и позже всегда любил музицировать. Он и пел, аккомпанируя себе, публично выступал. Михаил умел хорошо петь. Сохранилось воспоминание его товарища по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров А. Тирана, писавшего, что поэт «очень хорошо пел романсы, т. е. не пел, а говорил их почти речитативом».

    Музыкальность Лермонтова не могла не отразиться на его творчестве.  Любовь и способности поэта к музыке не могли не отразиться в его литературном творчестве. Он воспринимал действительность не только через зрительные образы, как художник, но и через образы музыкальные. Например, в 1830 году он писал: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха». Лермонтов считал, что только музыка может полно передать глубинные душевные чувства и переживания. Возможности звуков почти безграничны. Свое восхищение перед музыкальными звуками поэт выразил в стихотворении «Звуки», навеянном игрой гитариста М. Т. Высотского после одного из концертов музыканта.

Высотский Михаил Тимофеевич 
(гитарист-семиструнник и композитор)

   В. А. Русанов, знаток истории гитары в России, пишет: «Высотский поражал слушателей не одной необыкновенной техникой своей игры - он поражал их своим вдохновением, богатством своей музыкальной фантазии. Он как бы сливался с гитарою; она была живою выразительницею его душевного настроения, его мыслей».

   Стихотворение Лермонтова интересно и как свидетельство глубины переживания поэтом музыки, и тем, что в нем своеобразно преломляются некоторые типично лермонтовские мотивы: музыка оживляет для него «пустыню» жизни, воскрешает любовь и веру в добро.

  (Прочтите стихотворение «Звуки»)

Что за звуки! неподвижен внемлю
            Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
            Самого себя.
Всемогущий! что за звуки! жадно
            Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
            Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
            Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают
            Все, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки,
            Образ милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
            И душа в огне.
И опять безумно упиваюсь
            Ядом прежних дней
И опять я в мыслях полагаюсь
            На слова людей.

   В статье “Стихотворения М. Лермонтова” Белинский писал: “Страшен этот глухой могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех обаяний жизни! От него содрогается человеческая природа, стынет кровь в жилах... И какая простота в выражении, какая естественность, свобода в стихе! Так и чувствуешь, что вся пьеса мгновенно излилась на бумагу сама собою, как струя горячей крови из раны, с которой вдруг сорвана перевязка”.

    Интересно, чем значительнее композитор, тем с большей осторожностью относился он к сочинению музыки на стихи Лермонтова. В самом деле: у Глинки, например, есть только один романс на его слова («Слышу ли голос твой»).  На причину «осторожного» обращения великих композиторов со стихами Лермонтова наиболее точно указывает П.И. Чайковский: «…текст до того силен, что вряд ли музыка может достигнуть этой высоты, но я все-таки дерзнул». «Дерзость» Чайковского дала прекрасные плоды: его романс «Любовь мертвеца»стоит в ряду лучших произведений на тексты поэта.
  Немало романсов, тонко передающих настроение лермонтовской поэзии, сочинил М. Балакирев. Писали музыку на стихи Лермонтова Алябьев, Варламов (всем известен его «Парус»), Гурилев,  А. Рубинштейн, Аренский, Рахманинов, Гречанинов,  Даргомыжский.
  Стихотворение “Мне грустно потому, что я тебя люблю” — один из шедевров зрелого творчества Лермонтова. Это монолог, в котором поэт предсказывает возлюбленной ее будущее. Стихотворение проникнуто грустным настроением. “Цветущая молодость” прекрасно женщины вызывает у поэта горестные и мрачные предчувствия: "За каждый светлый день иль сладкое мгновенье, Слезами и тоской заплатишь ты судьбе”.

(Послушайте  романс А.Даргомыжского "Мне грустно")

   "Выхожу один я на дорогу" — Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»,  написано между маем и июлем 1841 года, то есть за несколько недель до смерти поэта. При жизни Лермонтова стихотворение не публиковалось. Оно было найдено в записных книжках и впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1843 году. Писали музыку к этому стихотворению многие музыканты и композиторы: Асафьев Б. В.П. П. Булахов , Вейсберг Ю.И.,,  Мясковский  Н. Я.Огарев Н. П. , Оленин А. А.Полежаев Н. И. , Свиридов Г. В. ,  Е. С. Шашина (1861), . и др.. Всех перечислить немыслимо, поскольку новые поколения музыкантов по-прежнему вдохновляются бессмертными строчками Лермонтова и кладут их на музыку соответственно своему пониманию их и своему времени. И тем не менее, несмотря на такое изрядное количество известных очень и не очень композиторов, романс снискал популярность лишь с музыкой Елизаветы Шашиной, написанной в 1861 году в Петербурге.

    Елизавета Сергеевна Шашина (1805—1903) — русский композитор и певица; она много выступала с концертами и как аккомпариатор, в первую очередь аккомпанируя сестре, певице Аделаиде Сергеевне Шашиной. Но славу Елизавете Шашиной принесло ее авторство нескольких популярных романсов, в том числе на стихи М. Лермонтова, самым известным и самым популярным из которых стал романс «Выхожу один я на дорогу» .

(Послушайте романс "Выхожу один я на дорогу")

   Навеяны поэзией Лермонтова и замечательные симфонические произведения. Это прекрасная поэма М. Балакирева «Тамара», фантазия юного С. Рахманинова «Утес», симфоническая картина А. Спендиарова «Три пальмы». Все они хорошо известны слушателям оркестровой музыки. Ну и, конечно, особая популярность завоевана оперой А. Рубинштейна «Демон», которая вот уже почти столетие не сходит с наших крупнейших оперных сцен.

(Послушайте хор из оперы "Демон")

   Не раз обращались к творчеству Лермонтова и современные композиторы.
В спектаклях театров и в концертном исполнении всегда с неизменным успехом звучит музыка А. Хачатуряна к драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад."

(Послушайте вальс)

   Способность полностью отдаваться собственно музыкальному переживанию, сочетания с текстом составляет характерную черту музыкального восприятия Лермонтова. Он любил и тонко чувствовал музыку, считая, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Власть звуков, сила музыки заключаются в способности возвращать к жизни прошлое, пробуждать воспоминания, превращать слышимое в зримое.  Музыка — это выражение глубинных чувств и переживаний, язык души, - утверждал Михаил Юрьевич.  Различные состояния души, различные грани познания отражаются в молитве. Потребность "говорить к Богу", открываться ему в том или ином жизненном положении, душевном состоянии присуща русскому поэту. С особой чуткостью мироощущения написаны стихотворения молитвенных настроений. Таким углубленным проникновением музыки отличается романс "Молитва", созданный на основе написанной ранее пьесы для фортепиано самим Лермонтовым.

(Послушайте романс "Молитва")

  Поэзия Лермонтова часто звучала в домашнем музицировании: к стихам подбиралась подходящая мелодия или они «накладывались» на ранее сочиненную музыку. В частности, стихотворение "Казачья колыбельная песня"имеет различные интерпретации, где каждый певец по-своему вносит интонационное звучание своего творчества. Стихотворение «Казачья колыбельная песня» было написано в 1838 году, когда Михаил Лермонтов впервые побывал на Кавказе и принял участие в военных действиях. В нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения – ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул. Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки ОТРАЖАЕТ ВОЛНЕНИЯ СТРАШНОЙ И КРОВАВОЙ ВОЙНЫ.  В  селениях Северного Кавказа на слова «Казачьей колыбельной» бытовала как народная песня, музыку к  которой положил сам. Эта песня  и сегодня имеет большую популярность.

(Послушайте   Казачью колыбельную песню)

    По убеждению поэта, слово, закрепленное на бумаге, мертво, и лишь музыка может передать живое течение речи, ее неповторимую интонацию. Слова песни могут забыться, но мелодия, обладающая только ей свойственной силой воздействия, навсегда сохраняется в памяти.  

Музыкальность Лермонтова и сегодня пробуждает интерес к творчеству современных композиторов и народному песенному искусству, обогащённому средствами не только поэтичной образности, но и музыкальной выразительности. От простого озвучивания произведений Михаила Юрьевича Лермонтова  до глубокого охвата всех жанров его творческого  наследия русские и советские композиторы прошли большой и плодотворный путь. Поэзия великого русского поэта несомненно вызовет к жизни еще немало новых музыкальных произведений.

Наша современница, композитор-песенник Людмила Александровна Марченко посвятила любимому поэту  свою песню "Мария".

(Послушайте песню "Мария")

Стихи Лермонтова и созданные его гением поэтические образы навсегда останутся неисчерпаемым источником вдохновения композиторов и исполнителей, источником радости.



Предварительный просмотр:

       Михаил Юрьевич  Лермонтов и музыка

  Лермонтов – один из самых музыкально одаренных русских поэтов. Уже в раннем детстве он слышал песни от матери. В заметках 1830 года поэт писал: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать”.
  Маленький мальчик слушал, как мать пела ему песню, и плакал… 
Ребенок вырос, и одним из ранних впечатлений детства осталось: грустная песня и мать, которая умерла, когда мальчику было около трех…

   Позже Лермонтов уже не помнил ни мелодии, ни слов песни, но память о ней и о матери была так сильна, что выразилась в редком по строю чувств и красоте стихотворении  «Ангел». В этом стихотворении, написанном Л. еще в юношеские годы, он изобразил ангела, несущего «душу младую» в земной мир «печали и слез» и поющего о прекрасной жизни на небесах и о Боге.
По небу полуночи ангел летел
     И тихую песню он пел… 
    Он душу младую в объятиях нес
     Для мира печали и слез; 
    И звук его песни в душе молодой
     Остался — без слов, но живой.

(Послушайте песню "АНГЕЛ")

   Так из детства, от материнской песни звуки музыки пришли в поэзию Лермонтова.

От природы Лермонтов был очень музыкален. В детстве он учился игре на фортепиано, скрипке и флейте и позже всегда любил музицировать. Он и пел, аккомпанируя себе, публично выступал. Михаил умел хорошо петь. Сохранилось воспоминание его товарища по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров А. Тирана, писавшего, что поэт «очень хорошо пел романсы, т. е. не пел, а говорил их почти речитативом».

    Музыкальность Лермонтова не могла не отразиться на его творчестве.  Любовь и способности поэта к музыке не могли не отразиться в его литературном творчестве. Он воспринимал действительность не только через зрительные образы, как художник, но и через образы музыкальные. Например, в 1830 году он писал: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха». Лермонтов считал, что только музыка может полно передать глубинные душевные чувства и переживания. Возможности звуков почти безграничны. Свое восхищение перед музыкальными звуками поэт выразил в стихотворении «Звуки», навеянном игрой гитариста М. Т. Высотского после одного из концертов музыканта.

Высотский Михаил Тимофеевич 
(гитарист-семиструнник и композитор)

   В. А. Русанов, знаток истории гитары в России, пишет: «Высотский поражал слушателей не одной необыкновенной техникой своей игры - он поражал их своим вдохновением, богатством своей музыкальной фантазии. Он как бы сливался с гитарою; она была живою выразительницею его душевного настроения, его мыслей».

   Стихотворение Лермонтова интересно и как свидетельство глубины переживания поэтом музыки, и тем, что в нем своеобразно преломляются некоторые типично лермонтовские мотивы: музыка оживляет для него «пустыню» жизни, воскрешает любовь и веру в добро.

  (Прочтите стихотворение «Звуки»)

Что за звуки! неподвижен внемлю
            Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
            Самого себя.
Всемогущий! что за звуки! жадно
            Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
            Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
            Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают
            Все, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки,
            Образ милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
            И душа в огне.
И опять безумно упиваюсь
            Ядом прежних дней
И опять я в мыслях полагаюсь
            На слова людей.

   В статье “Стихотворения М. Лермонтова” Белинский писал: “Страшен этот глухой могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех обаяний жизни! От него содрогается человеческая природа, стынет кровь в жилах... И какая простота в выражении, какая естественность, свобода в стихе! Так и чувствуешь, что вся пьеса мгновенно излилась на бумагу сама собою, как струя горячей крови из раны, с которой вдруг сорвана перевязка”.

    Интересно, чем значительнее композитор, тем с большей осторожностью относился он к сочинению музыки на стихи Лермонтова. В самом деле: у Глинки, например, есть только один романс на его слова («Слышу ли голос твой»).  На причину «осторожного» обращения великих композиторов со стихами Лермонтова наиболее точно указывает П.И. Чайковский: «…текст до того силен, что вряд ли музыка может достигнуть этой высоты, но я все-таки дерзнул». «Дерзость» Чайковского дала прекрасные плоды: его романс «Любовь мертвеца»стоит в ряду лучших произведений на тексты поэта.
  Немало романсов, тонко передающих настроение лермонтовской поэзии, сочинил М. Балакирев. Писали музыку на стихи Лермонтова Алябьев, Варламов (всем известен его «Парус»), Гурилев,  А. Рубинштейн, Аренский, Рахманинов, Гречанинов,  Даргомыжский.
  Стихотворение “Мне грустно потому, что я тебя люблю” — один из шедевров зрелого творчества Лермонтова. Это монолог, в котором поэт предсказывает возлюбленной ее будущее. Стихотворение проникнуто грустным настроением. “Цветущая молодость” прекрасно женщины вызывает у поэта горестные и мрачные предчувствия: "За каждый светлый день иль сладкое мгновенье, Слезами и тоской заплатишь ты судьбе”.

(Послушайте  романс А.Даргомыжского "Мне грустно")

   "Выхожу один я на дорогу" — Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»,  написано между маем и июлем 1841 года, то есть за несколько недель до смерти поэта. При жизни Лермонтова стихотворение не публиковалось. Оно было найдено в записных книжках и впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1843 году. Писали музыку к этому стихотворению многие музыканты и композиторы: Асафьев Б. В.П. П. Булахов , Вейсберг Ю.И.,,  Мясковский  Н. Я.Огарев Н. П. , Оленин А. А.Полежаев Н. И. , Свиридов Г. В. ,  Е. С. Шашина (1861), . и др.. Всех перечислить немыслимо, поскольку новые поколения музыкантов по-прежнему вдохновляются бессмертными строчками Лермонтова и кладут их на музыку соответственно своему пониманию их и своему времени. И тем не менее, несмотря на такое изрядное количество известных очень и не очень композиторов, романс снискал популярность лишь с музыкой Елизаветы Шашиной, написанной в 1861 году в Петербурге.

    Елизавета Сергеевна Шашина (1805—1903) — русский композитор и певица; она много выступала с концертами и как аккомпариатор, в первую очередь аккомпанируя сестре, певице Аделаиде Сергеевне Шашиной. Но славу Елизавете Шашиной принесло ее авторство нескольких популярных романсов, в том числе на стихи М. Лермонтова, самым известным и самым популярным из которых стал романс «Выхожу один я на дорогу» .

(Послушайте романс "Выхожу один я на дорогу")

   Навеяны поэзией Лермонтова и замечательные симфонические произведения. Это прекрасная поэма М. Балакирева «Тамара», фантазия юного С. Рахманинова «Утес», симфоническая картина А. Спендиарова «Три пальмы». Все они хорошо известны слушателям оркестровой музыки. Ну и, конечно, особая популярность завоевана оперой А. Рубинштейна «Демон», которая вот уже почти столетие не сходит с наших крупнейших оперных сцен.

(Послушайте хор из оперы "Демон")

   Не раз обращались к творчеству Лермонтова и современные композиторы.
В спектаклях театров и в концертном исполнении всегда с неизменным успехом звучит музыка А. Хачатуряна к драме Михаила Юрьевича Лермонтова "Маскарад."

(Послушайте вальс)

   Способность полностью отдаваться собственно музыкальному переживанию, сочетания с текстом составляет характерную черту музыкального восприятия Лермонтова. Он любил и тонко чувствовал музыку, считая, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Власть звуков, сила музыки заключаются в способности возвращать к жизни прошлое, пробуждать воспоминания, превращать слышимое в зримое.  Музыка — это выражение глубинных чувств и переживаний, язык души, - утверждал Михаил Юрьевич.  Различные состояния души, различные грани познания отражаются в молитве. Потребность "говорить к Богу", открываться ему в том или ином жизненном положении, душевном состоянии присуща русскому поэту. С особой чуткостью мироощущения написаны стихотворения молитвенных настроений. Таким углубленным проникновением музыки отличается романс "Молитва", созданный на основе написанной ранее пьесы для фортепиано самим Лермонтовым.

(Послушайте романс "Молитва")

  Поэзия Лермонтова часто звучала в домашнем музицировании: к стихам подбиралась подходящая мелодия или они «накладывались» на ранее сочиненную музыку. В частности, стихотворение "Казачья колыбельная песня"имеет различные интерпретации, где каждый певец по-своему вносит интонационное звучание своего творчества. Стихотворение «Казачья колыбельная песня» было написано в 1838 году, когда Михаил Лермонтов впервые побывал на Кавказе и принял участие в военных действиях. В нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения – ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул. Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки ОТРАЖАЕТ ВОЛНЕНИЯ СТРАШНОЙ И КРОВАВОЙ ВОЙНЫ.  В  селениях Северного Кавказа на слова «Казачьей колыбельной» бытовала как народная песня, музыку к  которой положил сам. Эта песня  и сегодня имеет большую популярность.

(Послушайте   Казачью колыбельную песню)

    По убеждению поэта, слово, закрепленное на бумаге, мертво, и лишь музыка может передать живое течение речи, ее неповторимую интонацию. Слова песни могут забыться, но мелодия, обладающая только ей свойственной силой воздействия, навсегда сохраняется в памяти.  

Музыкальность Лермонтова и сегодня пробуждает интерес к творчеству современных композиторов и народному песенному искусству, обогащённому средствами не только поэтичной образности, но и музыкальной выразительности. От простого озвучивания произведений Михаила Юрьевича Лермонтова  до глубокого охвата всех жанров его творческого  наследия русские и советские композиторы прошли большой и плодотворный путь. Поэзия великого русского поэта несомненно вызовет к жизни еще немало новых музыкальных произведений.

Наша современница, композитор-песенник Людмила Александровна Марченко посвятила любимому поэту  свою песню "Мария".

(Послушайте песню "Мария")

Стихи Лермонтова и созданные его гением поэтические образы навсегда останутся неисчерпаемым источником вдохновения композиторов и исполнителей, источником радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество

Этот урок-перезентацию рекомендуется провести в 9 классе.Информация, размещенная в этой разработке, помогает учащимся вспомнить биографию поэта и его творчество....

Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"

Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....

Экскурсия по литературе "М.Ю.Лермонтов в Петербурге"

Живя в таком удивительном городе, как  Петербург, есть возможность проводить уроки, путешествуя......

Литературная композиция, посвященная юбилею М. Ю. Лермонтова (200 лет со дня рождения) «А Лермонтов есть Лермонтов навеки»

Мероприятие о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В основе композиции материал из книг и статей Ираклия Андронникова, лучшего биографа, исследователя творчества поэта....

Лермонтов и музыка.

Музыка была спутницей М.Ю. Лермонтова от первых дней до конца его жизни. Самые ранние музыкальные впечатления будущего поэта связаны с порой «младенческих ночей» - «то была песня, от...

Технологическая карта внеклассного занятия по музыке "Лермонтов и музыка"

В материале представлена технологическая карта внеклассного занятия по музыке, с примерным текстом и заданиями на урок...