Описание педагогического опыта.
опыты и эксперименты по музыке

Девина Маргарита Юрьевна

В описании педагогического опыта представлен мой опыт работы по апробации региональной программы  по музыке, созданной коллективом кафедры ЮНЕСКО "Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни"  МПГУ под руководством  зав. кафедрой, доктора педагогических наук, профессора Э.Б.Абдуллина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta.docx44.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Описание  педагогического опыта

учителя музыки  МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»

городского округа Саранск Республики Мордовия

Девиной Маргариты  Юрьевны

Введение

В последние десятилетия образование в России претерпело ряд существенных изменений, главным из которых является глубокое  обновление содержания образования и приоритетных задач обучения в школе. Сегодня недостаточно наполнить  ученика  знаниями, умениями и навыками. Цель обучения - через овладение  обучающимися разнообразными компетенциями  приобрести такие качества личности как креативность, логику мышления и воображение, активную жизненную позицию и способность  самовыражения в разных сферах общественной   жизни.

Формирование личностных качеств детей и подростков -  процесс сложный и разносторонний, одной из важных граней которого является определение культурных потребностей и эстетических предпочтений молодого поколения страны. Помочь школьникам сформировать свой культурный потенциал  призваны предметы области «Искусства».

Тема моего педагогического  опыта: «Формирование  музыкальной культуры обучающихся  в процессе исполнительской музыкально - творческой деятельности».        

        В современном быстро меняющемся мире дети и подростки часто не замечают,  как попадают под влияние популярных стилей, групп, исполнителей, которые активно предлагают своё творчество не всегда высокого уровня. Принимая за образец то, что видят и слышат с телеэкрана и из интернета, дети получают искажённое представление о самой музыке и её ценности. Урок музыки в школе является по сути единственным местом, где ребёнок может услышать произведения высокого уровня  разных стилей и жанров и получить профессиональные музыковедческие пояснения для более полного понимания особенностей   музыкального искусства.

Влияние музыкального звука на организм и психо–эмоциональное развитие детей исследовано достаточно разносторонне и доказано благотворное воздействие сочинений композиторов – классиков на малышей - например, музыки Моцарта. Чтобы приблизить детей к музыкальным шедеврам русской и зарубежной музыки и дать тем самым правильное направление развитию их музыкальной культуры, учителю современной школы необходимо создать условия, при которых этот процесс будет происходить ненавязчиво и разносторонне.

Актуальность процесса формирования музыкальной культуры обучающихся начальной школы состоит ещё и в том, что сам ученик в силу недостаточного опыта музыкально-творческой деятельности не может оценить то или иное музыкальное явление современности. Процесс формирования и развития музыкальной культуры школьников должен идти непрерывно, планомерно,  с учётом современных реалий и особенностей личности ребёнка.

Формировать  музыкальную культуры детей 7-11 лет помогают разные виды творческой деятельности ребёнка на уроке музыки и во внеурочное время, это: слушание  и анализ музыкальных произведений, изучение элементарной теории музыки (средства музыкальной выразительности, жанры, исполнители), нотной грамоты; исполнительская деятельность –  пение (хоровое, ансамблевое и сольное)  и инструментальное исполнение на различных инструментах.

Много лет работая с детьми, задавала себе вопрос: каким образом дать возможность каждому ребёнку приобрести опыт творческой музыкально-исполнительской деятельности в начальной школе? Современные программы по музыке охватывают всё более широкий спектр сочинений композиторов - классиков, народной, духовной, современной музыки, но мало времени остаётся на творческую исполнительскую деятельность. Каждый ребёнок в этом возрасте хочет почувствовать себя  творцом, «создать звук», «сложить мелодию».

В марте 2016 года я прошла курсы по подготовке кадров учителей музыки республик России к изучению и адаптации пилотного проекта региональных программ по музыке для общеобразовательных учебных заведений в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» и с 2016 – 2017 учебного  года работаю над апробацией национально-региональной программы  по учебному предмету «Музыка» в контексте проекта «Музыка для всех».   Программа  разработана   кафедрой ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование  на протяжении жизни» при Московском  педагогическом государственном университете в составе: лауреата премии Правительства России, заведующего кафедрой, доктора педагогических  наук, профессора Э.Б. Абдуллина; профессора  кафедры, доктора педагогических наук Е.В. Николаевой, доцента кафедры, кандидата педагогических наук Б.Р. Иофиса.

Основная  идея   - формирование музыкальной культуры школьников через приобщение всех  обучающихся  начальных классов  к  активной, творческой музыкальной деятельности. Для этого впервые в программе предусматривается органическое единство урока музыки и двух музыкальных занятий в неделю, которые проводятся за счет часов, отводимых в начальной школе на внеурочную деятельность. Важный компонент программы – увеличение видов деятельности на каждом уроке и занятии: слушание музыки, хоровое пение, инструментальное исполнительство, пластическое интонирование, театрализация и  импровизация  – позволяет  активизировать деятельности обучающегося на уроке и превратить общение учителя и учеников в творческий процесс познания музыкального искусства. При этом, не смотря на свои способности, каждый ребёнок найдёт тот вид деятельности, который у него получается,  и от этого далее будет осуществляться формирование  его  музыкальной культуры.

Теоретическая база данной программы представлена в работах руководителя проекта «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни»   заведующего кафедрой МПГУ, доктора педагогических наук, профессора Э.Б. Абдуллина:

 Николаева Е.В., Абдуллин Э.Б. Концепция программы по музыке в свете новой государственной стратегии развития общего музыкального образования // Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО при Московском педагогическом государственном университете. Научный журнал о мире музыкального искусства и образования. 2013, №3 ,с.133-157.

Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э.Б.Абдуллина. Коллективная монография/ Под научн. ред. Э.Б. Абдуллина. Изд. 3-е, испр. и доп. / Вступительная статья академика В.Л. Матросова. – М., Граф-Пресс, 2010. 17.п.л..

Новизна данной программы состоит в том, что впервые программа становится национально-региональной, то есть в содержании учебного материала  наряду с шедеврами русской и мировой музыки изучается народная культура и композиторская музыка своего региона, что даёт возможность младшим школьникам прикоснуться к культуре и искусству родного края.

Также впервые для общеобразовательных школ вводится обучение игре на мелодическом духовом инструменте – блокфлейте. Этот инструмент является наиболее доступным для обучения и музицирования  на школьном уроке. Авторами программы разработана методика пошагового овладения приёмами игры на блокфлейте, подготовлены методические материалы, ноты и сборники с минусовками для исполнения на флейте.

Особое  внимание на уроках уделяется освоению младшими школьниками  элементов нотной грамоты на основе  приобретаемого ими музыкально-слухового опыта в процессе исполнении  и восприятия музыки.

Накопление  младшими школьниками под руководством учителя опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, развития эстетического  вкуса и приобретений знаний музыки происходит  на основе личностного эмоционально-образного общения с образцами народной музыкальной культуры, шедеврами русских и зарубежных композиторов в процессе различных видов музыкальной деятельности,  выявления связей музыки с жизнью и  практического исполнения музыки: в хоровом пении и коллективном инструментальном музицировании.

Технология опыта

Приобретаемый младшими школьниками опыт музыкально-исполнительской  деятельности – игра на флейте,  хоровое пение, театрализация -  направлен  на пробуждение творческого начала в ребенке, стимулирование его  самовыражения, развитие у него интереса к музыке, проживание им  состояния человека, исполняющего музыку, слушающего и сочиняющего ее с опорой на приобретаемый в процессе музыкальных занятий эмоциональный опыт. Такой опыт помогает ребёнку  познавать природу музыки, пути и способы ее создания, исполнения и слушания, открывая новое для себя самого. При этом особое значение в начальной школе имеют разнообразные игровые формы проведения занятий.

Музыкальное образование в начальной школе создает базу для формирования основ музыкальной культуры учащихся. Музыка рассматривается в неразрывной связи с жизнью самого ребенка. Изучение музыки в младших классах направлено на достижение следующих задач:

 – пробуждение интереса к   музыке и музыкальным занятиям;

–формирование потребности в музицировании и активного участия в музыкальной жизни школы;

 – воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; эмоционально-ценностного отношения к искусству;

– развитие музыкального слуха и  музыкальной памяти, певческого голоса,  воображения  и образного мышления;

– формирование круга знакомых обучающимся образцов народного музыкального творчества, сочинений русских и зарубежных композиторов;

 – приобретение первоначальных знаний о музыке и ее месте в жизни человека;

– выявление и развитие музыкально-творческих способностей в различных видах деятельности;

– овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности:  хоровом пении, слушании и восприятии музыки, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании, музыкально-композиционном творчестве (импровизации и сочинении), театрализации разучиваемых произведений;

 – применение в разных видах музыкальной деятельности основ музыкальной (нотной)  грамоты.

Для достижения целей общего музыкального образования и реализации задач на уроках музыки используются две категории методов:

Музыкально-педагогическая интерпретация общепедагогических методов:

          – метод сравнения учащимися под руководством учителя музыкальных явлений посредством выявления их сходства или различия;

– наглядно-слуховой показ учителем музыкального произведения, способа, приема освоения музыкального материала, примера выполнения музыкального задания;

 – словесные методы (перевод учителем и детьми музыкально - слуховых представлений в словесную форму с характеристикой образной стороны звучания и использованием освоенной музыкальной терминологии).

Специальные методы музыкального образования:

         – метод эмоциональной драматургии при выстраивании учителем урока музыки;

 – метод наглядного звукового показа учителем качества исполнения разучиваемого музыкального материала, в том числе с применением сравнения «как надо» и «как не надо» исполнять музыку;

         – метод «забегания» вперед и «возвращения»  к пройденному на новом уровне при планировании и в процессе осуществления музыкальных занятий;

 – метод музыкального обобщения учителем и детьми приобретенных знаний о музыке;

 – метод размышления учащихся о музыке, направляемый учителем;

 – метод создания художественного контекста благодаря установлению связей между музыкой и жизнью, музыкой и другими видами искусства;

 – метод «подстраивания» хорового звучания класса к звучанию разучиваемого музыкального образца в исполнении детского хора.

Методическое обеспечение занятий по флейте разработано преподавателем кафедры «Методологии и методики преподавания музыки» Музыкального факультета Московского Педагогического Государственного университета (МПГУ),  руководителем отдела «Психологического консультирования» в Научно-образовательном Центре «Психология искусства в образовательной среде», автором методического обеспечения федерального проекта «Музыка для всех» реализуемого на кафедре ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» при  МПГУ  Новокшеновой Ольгой Робертовной:

1. Новокшенова, О. Р. Видеопособие по обучению игре на блок-флейте сопрано / О. Р. Новокшенова [Электронный ресурс]. – Москва, 2015.

2. Методические рекомендации к урокам музыки в контексте проекта «Музыка для всех» / Э. Б. Абдуллин (руководитель проекта), Е. В. Николаева, Б. Р. Иофис,   М. С. Осеннева,  О. Р. Новокшенова, И. В. Шаульская. – Москва, 2016. – 105 с.

 Результативность опыта

 

Результатом своей педагогической  деятельности считаю выполнение основных поставленных в данной программе учебных задач, описанных выше:

-ученики экспериментального класса с удовольствием занимаются  пением (хоровым, ансамблевым и сольным)  и осваивают блокфлейту;

-обучающиеся активно участвуют в жизни школы – несколько раз в учебном году выступают на концертах в школе и других учреждениях в составе школьного хора, вокального ансамбля  и ансамбля флейтистов; участвуют в фестивалях, смотра и конкурсах;

-продолжается работа над развитием и становлением  музыкального слуха и памяти, певческого голоса,  образного мышления и воображения;

-формируется  репертуар изученных  учащимися образцов народного музыкального творчества, шедевров отечественных и зарубежных композиторов;

-продолжается  закрепление  знаний о музыке и  основ музыкальной, в том числе нотной грамоты;

-продолжают совершенствоваться умения и навыки в разных видах музыкальной  деятельности.

Несколько учеников поступили в музыкальную школу для обучения на разных музыкальных инструментах.

Своим опытом работы я делилась с коллегами:

        

дата

место

тема

название мероприятия

29.08.2017

Мордовский республиканский музей изобразительного искусства им. С.Д. Эрьзи

«Национальный компонент в содержании предмета «Музыка»

Методическая секция учителей образовательной области «Искусство» образовательных организаций г.о.Саранск

21.03.2018

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П.Огарёва» Институт национальной культуры

«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании и обучении учащихся»

II Региональная НПК «Музыкальное искусство и образование в Республике Мордовия»

Март

2018 г.

МОУ СОШ №35

«Формирование творческого  потенциала обучающихся через применение различных видов деятельности на уроках и во внеурочное время»

Педагогический совет школы

27.03.2019

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» Институт национальной культуры

«Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках музыки в рамках реализации ООП начальной школы»

III Региональная НПК «Музыкальное искусство и образование в Республике Мордовия: теория, методология, практика»

Результаты участия младшего хора «Радуга» в конкурсах:

2015 – 2016 г.г. – лауреат I степени Всероссийского фестиваля школьных хоров           «Поют дети России» региональный этап;

                        I  место в смотре художественной самодеятельности среди МОУ г.о. Саранск  «Территория творчества»;

2017  - 2018 г.г. – I место  в Городском конкурсе детских хоров «Мелодия детства».

2018 – 2019 г.г. - лауреат II степени Всероссийского фестиваля школьных хоров           «Поют дети России» региональный этап;

                        I  место в смотре художественной самодеятельности среди МОУ г.о. Саранск  «Территория творчества».

В октябре 2016 года на базе факультета эстетического образования УО «Белорусский  государственный педагогический университет имени Максима Танка» был проведён Педагогический форум по эстетическому образованию, на котором был показан видеоурок по экспериментальной программе по музыке в контексте проекта «Музыка для всех». Видеоматериалы были продемонстрированы в ходе работы IV Международной научно-практической конференции «Искусство и личность», проводимой в рамках работы Педагогического форума. За предоставленный видеоматериал в МОУ СОШ №35 было прислано благодарственное письмо за подписью Э.Б.Абдуллина.

В 2019 году я поделилась методикой  освоения блокфлейты с коллегами в рамках VI регионального фестиваля мастер – классов «Профессиональный успех учителя – 2019» и была награждена дипломом Победителя.

Список литературы

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Изучение и разучивание Государственного гимна России в учреждениях общеобразовательного типа: учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений.– М., 2006.

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр.и доп. – М., 2013.

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В., Иофис Б.Р., Варламова А.В. Хрестоматия к экспериментальной программе по учебному предмету «Музыка» в контексте проекта «Музыка для всех». Первый класс. – Москва – Якутск, 2014.

Ольга Александровна Апраксина: Избранное / Ответственные редакторы: Э.Б. Абдуллин, П.Г. Бугаков. – Москва – Липецк, 2006.

Иофис Б.Р. Импровизация и сочинение музыки. – М., 2006.

Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?: Книга для учителя. – М., 2005.

Лаптев И.Г. Оркестр в классе? Да! Учебное пособие. 2-е изд. –Астрахань, 1999.

Мелик-Пашаев А.А. Искусство в образовании – путь «вперед» и «вверх» // Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО при Московском педагогическом государственном университете. – 2013. – № 2.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как оценивать художественное творчество ребенка? // Искусство в школе. – 2002. – № 3.

Сергеева Г.П. Информационные технологии в преподавании «Музыки» // Искусство в школе. – 2011. – № 1.

Сергеева Г.П. Нотная грамота на уроках музыки // Музыка в школе. – 1985. – № 2.

Сергеева Н.Ю. Педагогический потенциал современных видов искусства // Искусство и образование. – 2009. – № 6

Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. – М., 2010. 66

Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи… Творческоемузицирование, импровизация и законы бытия. – 3-е изд. – М., 2012.

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Приложение к учебнику «Методика музыкального образования» для студ. высш. пед. учеб. заведений / комплект из 6 DVD-дисков. – М., 2006. Видеоматериалы к экспериментальной программе «Музыка. 1-4 классы», разработанной в контексте проекта «Музыка для всех».

 Играем с музыкой Вивальди. Алиса и времена года. Интерактивная музыкальная игра. Игры Загадки. Викторины // © 2005, ООО «МедиаХаус», издание. © 2004, Quaint Interaсive, разработк; ООО «АРК СИСТЕМ», изготовление. Режим доступа: http://www. mediahous.ru

 Играем с музыкой П.И. Чайковского. Щелкунчик. Интерактивная музыкальная игра. Игры Загадки. Викторины. © 2004, ООО «МедиаХаус», издание. © 2003, Quaint Interaсive, разработка; ООО «АРК СИСТЕМ», изготовление. Режим доступа: http:// www.mediahous.ru

Карнавал животных. Камиль Сен-Санс.// © 2003 «Alisa Studio»; ООО «Уральский электронный завод», изготовление.               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта

Описание педагогического опыта по теме самообразования: "Практическая направленность на уроках географии как средство реализации компетентностного подхода в обучении учащихся "...

Описание педагогического опыта учителя физкультуры Рассолова А.В.

Здесь описывается моя методичская тема, представлен опыт работы по данной теме и результаты...

Описание педагогического опыта

Описание педагогического опыта...

Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе

Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...

Описание педагогического опыта классного руководителя

Представлен опыт работы с учащимися старших классов в малокомплектнойсельской школе....

Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Елдиной Юлии Николаевны

"Развитие творческих способностей на уроках литературы"Рассмотрение условий развития творческих способностей школьников позволило  выделить пути реализации их развития в процессе изучения литерат...