Методическая разработка занятия в вокальном ансамбле «Пой о том, как ты в Россию влюблен»»
методическая разработка по музыке (5 класс)

Сейтхалилева Тамара  Владимировна

Цель занятия:

Приобщение детей к прекрасному народному песенному искусству, к культуре русского народа,  истокам  народной песни, познакомить с русской, народной, композиторской, стилизованной песней, активизировать творческие способности детей.

Задачи:

Обучающие:
– обучение  певческим  навыкам (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания голоса на протяжении всего диапазона, высокая позиция, точное интонирование, напевность голоса, четкая и ясная дикция);

– сформировать навыки выразительного исполнения ;
– овладеть навыками сценической культуры;
 

Развивающие:

- формирование  правильного  исполнения и музыкального вкуса;

- развитие чувства ритма, внимания, воображения;

- развитие слуховой музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности.

Воспитательные:

- воспитывать культуру  и манеру исполнения, отвечающую народному фольклору и русской песне.

- воспитывать умение работать в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_otkrytoe_shalunishki.doc176 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 «Павловский»

 

Методическая разработка

занятия в вокальном ансамбле

 «Пой о том, как ты в Россию влюблен»»

                       

                Сейтхалилева Т.В.     

              Педагог дополнительного образования высшей категории,

Почетный работник  общего образования РФ         

Павловск

2019

План - конспект открытого занятия в системе ДО

педагога дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Павловский» -

Сейтхалилевой Тамары Владимировны

Творческое объединение - Вокальный ансамбль «Шалунишки»

Учебная группа — средняя, возраст 10-12 лет, год обучения — 2

Образовательная программа - «Вокальный ансамбль Успех»

Время занятия – 2 по 45 мин.

Тема: «Пой о том, как ты в Россию влюблен»

 Цель занятия: 

Приобщение детей к прекрасному народному песенному искусству, к культуре русского народа,  истокам  народной песни, познакомить с русской, народной, композиторской, стилизованной песней, активизировать творческие способности детей.

Задачи:

Обучающие:
– обучение  певческим  навыкам (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания голоса на протяжении всего диапазона, высокая позиция, точное интонирование, напевность голоса, четкая и ясная дикция);

– сформировать навыки выразительного исполнения ;
– овладеть навыками сценической культуры;

Развивающие:

- формирование  правильного  исполнения и музыкального вкуса;

- развитие чувства ритма, внимания, воображения;

- развитие слуховой музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности.

Воспитательные:

- воспитывать культуру  и манеру исполнения, отвечающую народному фольклору и русской песне.

- воспитывать умение работать в коллективе.

Используемые методы: фонопедических упражнений, метод имитационного моделировния, метод рефлексии (эмоции через рисунок), метод самоконтроля.

Материалы и оборудование: 

экран, мультимедиа  проектор,  музыкальный центр, пианино, диск с записью музыкальных произведений, вокальные микрофоны: р.н.п. «Ах ты, степь широкая»,  отрывок из пролога оперы «Снегурочка»  Римского-Корсакова, песня «Вечерний звон», «Балалаечка» Т.Морозовой.

 Эпиграф к занятию:

«Русская песня - русская душа...»

План занятия:

I. Организационная  часть (1 мин.)

  1. Приветствие.

           Упражнения-распевки — (6 мин.)

  1. Упражнения для артикуляционного аппарата
  2. Дыхательные упражнения
  3. Вокальные упражнения
  4. Разъяснение эпиграфа — (1 мин)
  5. Сообщение темы занятия, постановка задач.-2 мин

II . Основная часть  1 блок - (35 мин.)

  1.  Слушание и муз.анализ «Ах ты, степь широкая»,   пролог из оперы «Снегурочка» - сценическая постановка фрагмента.
  2. Слушание и муз.анализ  песни «Вечерний звон»
  3. Рассматривание картины «Вечерний звон»

 Перерыв — 5 мин. ( Угадайка)

  1. блок

1.Музыкально-художественный анализ песни — (9 мин)

2.Презентация «Балалайка» - (5 мин)

2. Вокальная работа над песней «Балалаечка» - (20мин).

III. Заключительная часть (8 мин.).

      Подведение итогов занятия. – (3 мин)

Ход занятия

I.  Организационная  часть

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на занятии.

- Каждое занятие мы начинаем с упражнений –распевок.

- Предлагаю выполнить упражнения для артикуляционного аппарата.

1. Вокальный зевок (открываем рот, опуская нижнюю челюсть как можно ниже).

2. Разогреваем мышцы щек и губ языком: сначала в стороны, вверх и вниз, затем делаем круговые движения.

3. Упражнения для губ:

- «Трубочка»  (с вытянутыми губами произносим звук «У», затем растягиваем губы в улыбке).

- Молодцы, а теперь сделаем упражнения на дыхание.

1. Помассируем крылышки носа

2. Короткий вдох-выдох

3. Вдох-выдох с поворотом головы

4. Вдох-выдох с наклоном головы вверх- вниз

5. Упражнение «Насос»  (вдох-выдох с наклоном  туловища)

6. Ми- иии-иии-иии-йя-а( поступенно вверх)

-  Переходим к вокальным упражнениям.

1. Упражнение с закрытым ртом, на зевке берется звук на заданной высоте

2. На одном звуке ( ми, мэ, ма, мо, му, ди,дэ. да, до, ду,

зи... бри... и т.д.)

3. Исполнение гаммообразной мелодии по звукам мажорного трезвучия вверх-вниз на слоги ли-ля-лё.

4. Секвенциобразное движение мелодии по терциям вверх-вниз.

5. Упражнение на исполнение скачков по мажорному трезвучию вверх-вниз на слог «ма».

6. Исполнение разложенного мажорного арпеджио вверх и доминантового терцквартаккорда  вниз legato и  non legato на одном дыхании.

(Метод фонопедических упражнений)

Ну, а сейчас, давайте  перейдем  непосредственно к самому  занятию

Прочитайте эпиграф к нашему занятию.  

Дети читают запись на экране:

                             «Русская песня - русская душа»

- Как  Вы его понимаете?

(Народная песня близка каждому человеку, потому что в ней отражается душа народа).

Да, и сегодня мы поговорим о песне русской, песне народной и композиторской, о стилизованной песне, о том , как любят петь в России песни разнохарактерные, послушаем фрагмент из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»,  разучим  песню  Т.Морозовой «Балалаечка».

- Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или жанр вокальной музыки – значит сказать все и ничего.

Песня – душа народа, верный и вечный, живой и чуткий спутник человека.

В каких бы условиях не находились люди, в песне они всегда свободны и искренни. Помимо воли людей, песни выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, время и место их пребывания на земле.

Особое место в искусстве занимает русская песня.

Не случайно, тема нашего занятия сегодня:

«Пой о том, как ты в Россию влюблен»».

 II. Основная часть.

I этап занятия.

- Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для большей художественной достоверности вводились в литературные и музыкальные произведения – часто с элементами обряда.

Звучали песни торжественные, величальные, славящие невесту, жениха, шуточные, гостевые, застольные, плясовые. Все в этом своеобразнейшем действии – песни, хороводы, диалоги, прибаутки – проникнуто мудростью и красотой сердца русского народа. Вся жизнь наших предков сопровождалась пением, игровыми действиями.

Какие вы знаете песни? (Бытовые, обрядовые)

Да, это и  колыбельные, оплакивающие умерших,  и песни-сказы, былины, повествующие о далеком прошлом.

- Сегодня мы с Вами прослушаем замечательную лирическую русскую песню «Ах ты, степь широкая».

Слушание песни.

Вопросы после прослушивания:

- Как звучала эта песня?

-Кто её исполнял?

-Что в ней необычного по  сравнению с современными песнями?

(Песня прозвучала в исполнении женского хора. Музыка звучала широко, раздольно, плавно, протяжно. Она рассказывала о бескрайней степи, о Волге – матушке»).

- Совершенно верно.

А что же все-таки отличает лирическую песню от современных песен с музыкальной точки зрения?

(То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог пропевается много нот).

- Верно, например: Ах ты степь широ-о-о-о-ка-я, ( пропоем)

Степь раздо-о-о-льна-а-я.

Ах ты, Волга-ма-а-а-а-ту-ушка,

Волга Во-о-о-ольна-я.

 (запись показана на экране).

Вокальная работа ( дыхание ,распевы, длинные глассные звуки, чистый унисон)

Проводим анализ через средства музыкальной выразительности.

Метод музыкально-художественного анализа.

- Множество песен связано с годовым земледельческим кругом: все сельские работы, все календарные праздники нашли в них свое отражение. Использование русской народной песни придает музыкальным произведениям особый колорит, так как в них запечатлены образ времени и глубокое своеобразие народной культуры. К примеру, Николай         Андреевич Римский-Корсаков использует народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка».

( Видео и слушание фрагмента из пролога «Снегурочка»).

Метод музыкально-художественного анализа. Работа с текстом. «Гласные -река, согласные -берега»

 БЕРЕНДЕИ.

Раным-рано куры запели,

Про весну обвестили.

Прощай, Масленица!

Сладко, воложно нас кормила.

Суслом бражкой поила.

Прощай, Масленица!

Пито, гуляно было вволю,

Пролито того боле.

Прощай, Масленица!

Мы зато тебя обрядили

Рогозиной, рединой.

Прощай, Масленица!

Мы честно тебя проводили,

На дровнях волочили.

Прощай, Масленица!

Завезем тебя в лес подале,

Чтоб глаза не видали.

Прощай, Масленица!

Ой, честная Масленица,

Веселенько тебя встречать, привечать,

Трудно-нудно тебя со двора провожать.

Воротись хоть на три денечка,

Не воротишься на три денечка,

Воротись хоть на денечек,

На денечек, на малый часочек,

Ой, честная Масленица!

Овсень-коляду кликати.

БЕРЕНДЕИ.

... на денечек, на малый часочек.

МАСЛЕНИЦА.

Во вьюгах с перевеями

Прибудет день, убудет Ночь.

Из лужицы из наледи

Напьется кочет с курами.

Тогда и ждать меня опять.

- В исполнении какого хора прозвучал отрывок?

Академического смешанного. Музыка композиторская, но очень похожа на народную.

Анализируем этот отрывок через средства музыкальной выразительности, метод импровизации и сценического движения.

Дети читают  , а потом пробуют  проинсценировать  этот отрывок.

У каждого перед глазами текст. Сценическая игра с движениями по группам. Группы меняются( кто за берендеев, кто за масленицу).Каждая группа показывает свою пластику, свои характерные движения, свой образ.

Потом работаем с музыкой.(сценка –игра)

Очень часто русские композиторы включали в свои произведения крупной формы  русские народные, обрядовые песни, чтобы  ярче передать  русский колорит.

- А вот история  следующей песни очень интересна.

Слушаем  « Вечерний звон»

- Знакома ли она вам? Да.

Это песня-романс.

- Знаете ли вы , в чем отличие романса от песни?

Романс отличается от песни и более сложным развернутым построением, и глубоким содержанием.

Являясь одним из основных жанров вокальной камерной музыки(написанной для небольшого состава исполнителей -соло, дуэта, трио), романс не только тонко передает душевный мир человека, но и выражает разнообразные события общественной жизни и истории народа.

История этого романса удивительная.

         По одной версии — песне — 1000 лет По другой - авторами романса числятся Иван Козлов и Александр Алябьев. Замечательный поэт и замечательный композитор. Один был слеп после разбившего его паралича, второй находился в ссылке, в Сибири. Иван Иванович Козлов (1779 – 1840 годы) – из дворян, сын статс-секретаря при дворе Екатерины Великой.  Считается, что Иван Козлов перевел стихотворение английского поэта ирландского происхождения Томаса Мура, которое и стало знаменитым «Вечерним звоном».

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон

в последний раз.

Работа по первичному чтению текста, нацеливание на выразительность чтения с расставлением смысловых акцентов.

(Метод имитационного моделировния)

- Какое настроение? - печаль.  Предлагаю выступить детям в роли экспертов.

Длинные распевы, звуки колокола,  унылые слова:                       навек простясь, последний раз, нет в живых, могильный сон, лежат в земле сырой.
Сколько отчаяния в строках: уже не зреть мне светлых дней. Весны обманчивой моей и сколько нет теперь в живых тогда веселых, молодых!

Раздумья о своей судьбе связаны с мыслями о судьбе человека вообще: жизнь коротка, она быстро проходит, и многое повторяется на земле:

– Другой певец по ней пройдет, и уж не я, а будет он в раздумье петь вечерний звон!

- Что же остается? Что вечно? Колокольный звон, зовущий в храм к богу, красота и раздумья людей о вечности и краткости человеческой жизни, о боге.

- Как вам кажется, герой тихо печалится или сильно переживает? (Переживает сильно.)

(Метод музыкально-художественного анализа, имитация колокола).

- Молодцы, а сейчас давайте посмотрим на картину «Вечерний звон»  Исаака Левитана и послушаем одноименное произведение в исполнении хора.  

- Скажите, перекликается ли эта  картина  с тем, произведением. что мы с вами  еще раз  прослушали?

(Да, на картине изображены  храм, церковь на берегу реки. Сумерки, лодка, осенний лес. Все это-облик Родины, России - матушки,  в музыке - человеческие переживания,  душа поет, печалится.).

Это еще раз доказывает, что песня  русская — душа народа.

Вокальная работа над песней.

(Эмоции через рисунок. Метод рефлексии)

- Давайте сделаем небольшой перерыв, а затем непосредственно приступим к вокальной работе.

На доске кроссворд.

Во время перерыва( у каждого воспитанника –рисунок кроссворда).

- Пробуем разгадать кроссворд и узнаем ключевое слово.

1

р

2

а

3

с

4

п

5

е

6

в

7

к

8

а

  1. Музыкальный термин, обозначающий  исполнение  «громко»  (форте)
  2. Музыкальный термин, обозначающий  исполнение  «тихо»  (пиано)
  3. Певец-одиночка  (солист)
  4. Высокий женский голос  (сопрано)
  5. Плавное исполнение мелодии  (легато)
  6. Жанр песенной музыки  (вокал)
  7. Отрывистое исполнение мелодии  (стаккато)
  8. Низкий женский голос  (альт)

(Метод самоконтроля).

    Сдаем листочки с кроссвордом – идем отдыхать

II этап занятия

- Сегодня мы разучим замечательную  стилизованную  песню «Балалаечка» современного автора и исполнителя Татьяны Морозовой.

Что такое стилизованная  русская песня? - русская песня в современной аранжировке( современные музыкальные инструменты)

Звучит песня «Балалаечка».

1. Я на балалаечку  ленточку повешу,

Русскую раздольную песню  запою.

Пусть она плывет, плывет

Над рекой и лесом,

Пусть скорей услышат песенку мою.

Припев.

Балалайка, балалайка

Задушевная  играй-ка.

Ты  играй, играечка,

Ах, чудо-балалаечка.

2 куплет.

Наша  балалаечка ростом невеличка

У нее всего  три  тоненьких струны

Ах, как заиграет, замолкают  птицы,

Сердце  замирает от этой красоты.

3 куплет.

Эту балалайку я крепко полюбила

За  ее веселый звонкий  голосок.

Про нее родимую я  песню сочинила,

Пусть теперь порадуется этот городок.

- Что вы можете рассказать о прослушанной песне?

 (Песню можно отнести к разряду современных  авторских песен, веселая, мелодичная задорная , яркий контраст по сравнению с песнями «Ох ты, степь широкая...» и «Вечерний звон».

Какой самый яркий исполнительский момент в песне – тема соло балалайки после 2 куплета.

Балалайка – замечательный  струнный  русский народный инструмент. Сегодня о нем нам подготовил небольшую презентацию Даня Козлов. Давайте посмотрим и послушаем.

Презентация – «Балалайка».

Проводится работа над разучиванием 1-2 куплета  песни, особое внимание уделяется  тексту и распевам. Вокально-ансамблевая работа. Метод погружения и метод музыкального анализа .

III. Заключительная часть.

- Что нового вы узнали на занятии?

- О каких разновидностях русской народной песни вы сегодня узнали?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Когда исполняются те или иные песни?

- Что такое романс?

- Что такое русская стилизованная песня?

 - Можете ли вы рассказать о таком инструменте, как балалайка?

- Перечислите средства музыкальной выразительности?

Ответы детей.

Итог занятия.

            Сегодня на занятии мы говорили с вами о русской народной песне, её разновидностях. Узнали, что русские народные песни бывают трудовые, обрядовые, звучащие на праздниках – свадебные, масленичные, исторические, лирические и т.д.  Некоторые композиторы  использовали  русские народные песни  в своих произведениях и давали вторую жизнь песням.

В песнях живет душа народа,  вечная  мудрость и красота.

Сегодня на занятии все работали хорошо. Молодцы. Кроссворд был тоже разгадан всеми на отлично.

Занятие закончено.  

Музыкальное прощание: Досвидания! - До -сви-да-ни-я!


Использованная литература:

  1.  Гродзенская Н.Л.

«Слушание музыки в начальной школе» М., 1962 г

  1.  «Развитие голоса» СП6Д997 г. 5. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» М.,1984 г. 6.Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., 1977 г.
  2. И.Каплунова, И.Новоскольцева. “Этот удивительный ритм”.
  3. М.А.Михайлова, Н.В.Воронина. “Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
  4. Г.П.Федорова. “Пой, пляши, играй от души”.
  5.  Костина Э.П.

«Камертон» (Программа музыкального образования детей дошкольного и школьного возраста) М., 2004 г.

  1. Стулова Г.П.
  2. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». Учебное пособие. М.: Народное образование,1998.

«Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М., 1992.г.

9. Стулова Г.П.

«Что необходимо знать учителю - хормейстеру для правильной организации вокальной работы с детьми: Сб. научн. трудов Mill У» М., 2002 г.

10. Стулова Г.П.

«Теория и практика работы с детским хором» М., 2002 г.

11. Мазель Л.

«Строение музыкальных произведений» М., 1979 г.

12. Школяр Л.В.

«Музыкальное образование в школе» М., 2001 г.

13. Шеломов Б.

«Детское музыкальное творчество на русской народной основе» СПб., 1997 г.

14. «Хрестоматия русской народной песни» составитель Л. Мекалина, М. Музыка, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия младшей вокальной группы

В разработке представлены основные этапы занятия с младшей вокальной группой, приемы развития вокально-хоровых навыков , игровые и творческие приемы....

Методическая разработка занятия в вокальном ансамбле

Цель занятия:Приобщение детей к прекрасному народному песенному искусству, к культуре русского народа,  истокам  народной песни, познакомить с русской, народной, композиторской, стилизованно...

Архивы начинают говорить. (Влияние ВОВ на демографическую ситуацию в России) «Методическая разработка занятия на основе кейс-обучения».

- Война. Это слово несет в себе стойкость и мужество, потери и разрушение, боль и страх. Война - это страдание матерей, миллионы погибших солдат, тысячи сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания лю...

Методическая разработка занятия " Вперед Россия!"

Разработка занятий с помощью которых в секции черлидинг  объясняется: " Что значит быть гражданином России"....

Методическая разработка занятия:" Применение в работе с ансамблем авторских методических пособий"

Материал занятия по предмету "Ансамбль" в детской эстрадной студии. Использованы авторские методики С.Н.Науменко....

Методическая разработка занятия по теме "Экономическое развитие России в XVII веке".

Методическая разработка предназначен для изучения темы экономического развития России в 17 веке: новых явлениях в эконмике, причинах отставания от стран Европы, усилении крепостной зависимости....

Методическая разработка занятия «Вокальное слово и дикция».

Одним из первых навыков, приобретаемым детьми  в процессе обучения вокалу, является навык певческого дыхания и певческой дикции. Это – основа всего обучения....