Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках музыки
статья по музыке (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Миронова Ольга Леонидовна

Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, не на обучение основам музыкальной грамоты, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на раскрытие эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_uch-sya.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 3

Тема: «Духовно-нравственное воспитание учащихся

на уроках музыки»

Подготовила учитель музыки

Миронова О.Л.

г.Дзержинск

2019 г.

Духовно-нравственное воспитание

учащихся на уроках музыки

Разрабатываются новые концепции общего образования и воспитания школьников. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития. Духовное возрождение России…Сегодня об этом много говорят. И главная задача учителя музыки состоит в том, чтобы в изучении отечественного музыкального искусства раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. В практике массового музыкального образования главным становиться обращение учащихся к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, что позволит активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт подростков, а также опыт музыкально художественного творчества. Приоритетным направлением содержания программы "Музыка” Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, является русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции (в том числе и Русской православный церкви), современные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Работая с УМК "Музыка” Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой для I – VI классов в обращении к учащимся затрагиваются важные проблемы, связанные с постижением разных видов искусства как способа общения, способа познания, единение прошлого, настоящего, будущего: «Искусство обладает удивительным свойством: оно помогает человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживание тех людей, которые жили много веков тому назад, лучше понять самого себя и своих современников, а также представить, каким будет человек будущего, нового времени» Духовно – нравственное развитие включает четыре раздела тем: "Россия – Родина моя”, "День, полный событий”, "О России петь, что стремиться в храм”, "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” Я согласна с авторами программы в том, что именно возвращение к родным истокам, "погружение” в мир родных интонаций, тем, образов создает необходимую почву для более глубокого понимания учащимися шедевров мирового искусства.

"День, полный событий” - так называется следующий раздел. Задача – раскрыть перед учащимися связь музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, воспринимать музыку как интонационно – образную речь, обращенную к сердцу, уму и душе человека.

"О России петь – что стремиться в храм” - этот раздел назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения "Запевка”. Он абсолютно новый в содержании программы и посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся в художественные образы духовной музыки.

"Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” - раздел, в котором русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать "темой”, так велико и так всеобъемлюще ее значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему все лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.

Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. В 5 классе после прослушивания фрагментов из концертной симфонии для арфы с оркестром В.Кикты при кажущемся спокойствии детей идет огромная внутренняя работа, которая проявляется в стремлении пожалеть стареньких, помочь больным и немощным. Это драгоценное свойство души сострадания, сопереживания очень важно сохранить, не растерять.

Еще раз обратимся к "Сикстинской Мадонне” Рафаэля и "Аве, Марии” Шуберта в 6 классе. Рассматривая картины Рафаэля, Васнецова, иконы Богоматери Владимирской, Донской, Тихвинской отмечаем, что нигде, ни в одной из них мы не найдем пересечения взглядов Марии и младенца. Их взгляды обращены к нам. Это одна из важнейших тайн иконы. Она всегда обращена к молящемуся, всегда включает предстоящего человека в свое пространство, и в этом внутреннем пространстве входит с ним в общение. Их взгляды обращены к нам. И мы должны либо войти в их духовное пространство, либо так и остаться сторонним наблюдателем.

В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Вспомним песню "Вечерний звон”, которую слушаем в 5 классе, "Вечерний звон” И.Левитана… Дети сами приходят к мысли, что колокольный звон на Руси был чем – то большим, чем простое явление колокольного звона: в нем словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти.

Литература:

1.Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Т.С. Шмагина «Музыка» 1- 4 класс методическое пособие для учителя М. «Просвещение» 2004 г. с.206

2.Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Уроки музыки» 5-6 классы Пособие для учителя М. «Просвещение» 2007 г. с. 3-5

3.Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. «Уроки музыки» 7 класс Пособие для учителя М. «Просвещение» 2009 г. С. 3-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образо...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках музыки

Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из самых, на мой взгляд, важных направлений  в наше время. Вот почему концепция  ФГОС 2 поколения ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на уроках музыки

Выступление на педагогическом совете. Раскрывает роль музыки в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся школы....

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВНА  УРОКАХ  МУЗЫКИ...