Рабочая программа по музыке, 8 класс
рабочая программа по музыке (8 класс)

Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,примерной программы по учебному предмету "Музыка",авторов Е.Д. Критской,Г.П. Сергеевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_8_klass.docx99.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

по предмету «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева

Нормативные документы. Рабочая программа по музыке составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по  учебному предмету «Музыка», в соответствии с  учебным планом МБОУ «СШ № 5» на 2019/2020 учебный год.

Цель программы – развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.

Задачи: - развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;

-        воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;

- освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;

- изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства;

- знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке; развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры обучающихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы базируется на художественно- образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов- классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры « от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность обучающимся осваивать духовно- нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя,« тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приёмами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у обучающихся универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Описание места учебного предмета «Музыка» в учебном плане

       В соответствии с Базисным учебным планом в 8 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Искусство, как культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

 Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает  в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

.Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения учебного предмета «Музыка»

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших

образцов фольклора, шедевров музыкального наследия;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии;
  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства;
  • умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
  • уважительное отношение к культуре других народов;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
  • развитие музыкально-эстетического чувства.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза и обобщения;
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
  • формирование основ музыкальной культуры на материале музыкальной культуры родного края
  • формирование устойчивого интереса музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении

вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Содержание  учебного предмета «Музыка»  8 класс

Тема 1 полугодия: «КЛАССИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ» 16 часов.

Урок  1.  Классика в нашей жизни. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни.

           Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок  2. В музыкальном театре. Опера.  Расширение и углубление знаний учащихся  об оперном спектакле, понимание  его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

Урок  3. Опера «Князь  Игорь». Музыка пробуждает национальное самосознание Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить  учащихся с героическими образами русской истории.

Урок  4. «В музыкальном театре. Балет.

          Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера   в балете. Современный и классический балетный спектакль  Может ли быть современной классическая музыкаАктуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности     драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического  развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни.

          Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Урок  5.   Балет Тищенко «Ярославна» Музыкальные образы героев балета.

    Значение синтеза различных искусств в балете. Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ  основных образов балета Б. Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А. Бородина «Князь Игорь».

Урок 6. В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера.  «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»  Новые краски музыки XX века  («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж. Бизе (Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл,  симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж. Гершвина «Порги и Бесс» и М. Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок  7.  Рок-опера «Преступление и наказание». Выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл,  симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка.

Урок  8. Мюзикл «Ромео и Джульетта».  Современные жанры музыки. Традиции и новаторство. Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки

 Урок  9. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» - зарисовки для симфонического оркестра. Драматургия музыкального спектакля - конфликтное противостояние. Драматический спектакль – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок 10. Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра.Музыка Э.Грига,  к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт».

Урок 11 . Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А. Шнитке,  к спектаклю «Ревизская сказка».Музыкальные образы героев оркестровой  сюиты. Полистилистика Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей,

в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

12. Музыка в кино. Музыка немого кино. Экскурс в современный музыкальный кинематограф.

13. Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

14.В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфоническая музыка Ф.Шуберта, П.Чайковского,  С.Прокофьева.

15. Музыка – это огромный мир, окружающий человека…проектная работа.

16. Обобщающий урок- викторина

Тема  II  полугодия:

«ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В МУЗЫКЕ» -  19 часов

Урок 17. Музыканты -  извечные маги . Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Урок 18.  И снова в музыкальном театре… «Мой народ – американцы…» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»  Новые краски музыки XX века  («атональная» и «конкретная» музыка, сонористика и полистилистика: стилизация, работа «по моде-пм», коллаж) Музыка легкая и легкомысленная Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл,  симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок  19.  Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок 20. Портреты великих исполнителей. Елена Образцова

Урок 21-22. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Современное прочтение музыки. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии   знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров музыки.

   

Урок 23 . Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая

Урок 24. Современный музыкальный театр.

Взаимодействие искусств. Синтез архитектуры и музыки.

Урок 25. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось»

Урок 26. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки».

Урок 27. Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».

Урок 28. Классика в современной обработке.  Новаторство – новый виток в музыкальном творчестве.

Урок 29. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича.

Урок30. В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича. ПРОЕКТ.

Урок31. Музыка в храмовом синтезе искусств. Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

Урок 32. Галерея религиозных образов. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов.

Урок 33.  Неизвестный Г.Свиридов. «О России петь – что стремиться в храм».

Урок 34.   Музыкальные завещания потомкам.

Урок 35.   Исследовательский проект. Защита.

Учебно-тематический     план    предмета  «Музыка»   (8  класс)

Разделы и темы

Кол-во часов

В том числе:

Контрольные работы.

Классика и современность

16

Классика в нашей жизни.

1

В музыкальном театре. Опера. Музыкальная драматургия оперы.

1

Опера А.П. Бородина «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

1

В музыкальном театре. Балет.

1

Балет Тищенко «Ярославна».

1

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера.

1

Рок-опера «Преступление и наказание».

1

Мюзикл «Ромео и Джульетта».

1

Музыка к драматическому спектаклю.

1

Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Э.Григ.

1

Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. А. Шнитке.

1

Музыка в кино. Музыка немого кино.

Музыка в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

Музыка-это огромный мир, окружающий человека. Защита проекта.

1

Обобщающий урок

Традиции и новатортво в музыке

19

Музыканты – извечные маги.

1

И снова в музыкальном театре. «Мой народ – американцы…»

1

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

1

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова

1

 Балет «Кармен – сюита», новое прочтение оперы Бизе.

2

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

1

Современный музыкальный театр.

1

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось».

1

 

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки».

1

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».

1

Классика в современной обработке.

1

В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.

2

Музыка в храмовом синтезе искусств.

1

Галерея религиозных образов.

1

Неизвестный Г.Свиридов. «О Росси петь – что стремится в храм…»

1

Музыкальное завещание потомкам.

1

Исследовательский  проект. Защита.

1

1

35

2

Список научно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2013 г.
  •  «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  7 класс», М., Просвещение, 2013г.
  • учебник «Музыка. 7 класс», М.,  Просвещение, 2016г.

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия,.2012 г.
  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос,2011 г.
  3. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2013 г.
  4. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2012 г.
  5. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 2011 г.
  6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2012 г.
  7. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 2011 г.

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 7 класса начальной школы – М.: Просвещение, 2016
  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2013;
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».6 класс 1(СD) mp3,М., Просвещение, 2013 г.

 Технические средства

 1. Классная доска.
2. АРМ учителя.
3. Интерактивная доска.

№ п/п

Тема урока

Дата

Тип урока

Требования к уровню подготовленности учащихся

Техно-

логии

Элементы содержания

Планируемые результаты УУД

Форма кон-

троля

план

факт

Предметные

Л-личностные

Метапредметные
(
П-познавательные,
Р-регулятивные,
К-коммуникативные).

Тема   I полугодия: «КЛАССИКА И  СОВРЕМЕННОСТЬ» 16 ч.

1

Классика в нашей жизни.

Ввод-ный,

изуче-ние нового материала

Урок – беседа.

Знать понятия: класси

ка, классическая музы

ка, классика жанра,

стиль, интерпретация,

обработка, разновидности стиля.

Уметь приводить при

меры

Здоро-вье-сбережения, проблемного обучения

Дать  понятие классической и современной музыки. Жанры музыки: «Серьезная» и «Легкая». Классика, классическая музыка, стиль, классика жанра, интерпретация, разработка.

Актуализировать знания школьников о значении классической музыки в жизни современного человека, привлечь их музыкально-слуховой опыт к аргументации по данной теме.

Л - Уважительно относиться к «Серьезной» и «Легкой» музыке.

 П – Ориентироваться в музыкальных терминах,
К – Знать новые версии и интерпретации муз. классических произведений участие в хоровом исполнении музыкальных произведений.

Р-Самостоятельно определять стиль музыки.

Устный контроль. Слуша-

ние музыки.

Хоровое пение

2

В музыкальном театре.
Опера.

Новая

эпоха в русской музыке.

Комби-ни

Рован-ный:

комплексное применение знаний и умений. Урок-путеше-ствие.

Знать понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющиеоперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена).
Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения

Здоро-вье-сбере-жения, разви

ва-ющего обуче-ния, игро-вая

Опера, музыкальный спектакль, увертюра, литературно-театральный жанр,

Этапы сценического действия:

Экспозиция, Завязка,

Развитие,

Кульминация,

Развязка,драма, либретто,

характеристика главного героя: ария, песня, каватина, речитатив,

оркестр, ансамбль, хор.

Расширить и углубить понятие опера.  Актуализация знаний об оперном спектакле; классификация опер по их источнику; распознавание различных музыкальных жанров, форм, характеризующих действующих лиц и события в опере

Л-Научиться понимать оперное искусство.
П –. знать жанры оперы,
(эпические, лирические, комические, драматические, сказочные, исторические, героические,бытовые),
Р – самостоятельно определять эмоциональный строй и муз. язык главных героев в опере .
К –. взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

Устный контроль.

Интонационно-

образный анализ

прослушанной му-

зыки.    

Хоровое пение

3

Опера  А.П. Бородина «Князь Игорь»

Комбини

рованный  изучение нового материала

Знать: драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических событий.

Уметь:

 - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

Здоро-вьесбе-режен-ия,  развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ

Опера«Князь Игорь».Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

 Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев

Л - Вдумчиво относиться к опере и сопоставлять исторические события происходившие в России.
П- четко  определять кульминационную сцену оперы, знать интонационно-жанровые особенности построения музыки Р–самостоятельно определять интонационную выразительность музыки хора «Славься!»,К – уметь описывать женские образы на картинах различных художников.

Устный контроль. Слушание музыки. Пластическое интонирование.

Хоровое пение

4

В музыка-льном театре. Балет.

Комбини

рованный

сообщение и усвоение новых знаний

Урок -беседа.

Знать: - понятия: балет,  Шипы балетного танца; - составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио

Здоро-вьесбе-режен-ия,  развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ

Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль

Актуализация знаний учащихся о балете на знакомом музыкальном материале

Л.- Понимать сложные внутренние взаимоотношений действующих лиц выраженные в танце.

П - самостоятельно определять главные темы героев.
Р - Самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима.
К-  Формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.

Устный контроль. Слушание музыки. Пластическое интонирование

Хоровое пение

5

Балет Тищенко «Яросла-вна»

Комбини

рованный

интегрированный

Урок-беседа.

Знать драматургию

развития балета.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять тембры

музыкальных инструментов;

Здоро-вье-сбере-жения, проблемного обучения

групп-повой деятельности, , ИКТ

Знать:  понятия: балет, Типы балетного танца; - составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио .
Плач Ярославны. Молитва.

Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров Знать драматургию

развития балета.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять тембры музыкальных инструментов

Л  - Уважать патриотические чувства русского народа.

П - Четко знать муз. термины, сопоставлять плач-песню и плач-причитание.
Р- самостоятельно определять  выразительные муз.средства использованные в песне  К - Знать роль музыки в балете. понимать пластику движений эмоционального состояния героев.

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование

6

В музыка-льном театре. Мюзикл. Рок-опера.

Закрепление знаний, выработка умений и навыков,комплексное применение знаний и  умений. Урок-беседа.

Знать особенности жанра  «мюзикл», его истоки.

Здоро-вьесбе-режен-ия,  развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности.

Взаимопроник-новение «легкой «и «серьезной» музыки,особенности их взаимоотношения в музыкальном искусстве. Театр «легкого» стиля-мюзикл.

Знакомство с современным жанром – мюзиклом. Новаторство в оперном искусстве -  синтез современных музыкальных направлений.  Музыкальная драматургия рок-оперы.

Л -  Составить словарь направлений современной популярной музыки.
П - Четко знать муз. Термины.
Р – эссе на прослушанный фрагмент
К – пение хором отрывков из рок-оперы.

Устный контроль. Слушание музыки. Пластическое интонирование

Хоровое пение

7

Рок-опера «Преступ-ление и наказа-ние».

Расширениеи углубление знаний, комплексное применение знаний и  умений. Урок-беседа.

Знать особенности жанра  «рок-опера», его истоки.
Иметь представление о романе Достоевского «Преступление и наказание»

Здоро-вьесбе-режен-ия,  развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ

Синтез искусств: литературы и музыки в новом прочтении. Знакомство с драматургией рок-оперы,  образы героев.

Знакомство с творчеством Эдуарда Николаевича Артёмьева.

Л - Уважать исторические корни России. Уважать героику русского народа. 
П –
Сопоставление музыкальных образов первой и последней частей оперы;
Р - самостоятельно определять главные темы героев.
К - Формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Вокально-хоровое

интонирование.

 

8

 Мюзикл «Ромео и Джульетта»

Расширение

и углубление

знании, комплексное применение знаний и  умений. Урок-путешествие

Знать особенности жанра  «мюзикл.
Иметь представление о трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

Здоро-вьесбе-режен-ия,  развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ

Синтез искусств: литературы и музыки в новом прочтении. Знакомство с драматургией  мюзикла,  образы героев.

Знакомство с мюзиклом «Ромео и Джульетта». Музыкальныеобразы героев мюзикла. Драматургия мюзикла.

Л - активность, самостоятельность, креативность; развитие способности критически мыслить
П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе.
Р - самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в проектно-исследовательской деятельности.
К - Формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-образный и сравнительный анализ.

Вокально-хоровое

интонирование.

9

Музыка к драматическому спектаклю.

Урок комплексного применения знаний и умений.

Урок-концерт

Знать о роли музыки в сценическом действии

Здоро-вье-сбере-жения, проблемного обучения

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма

Уметь:

- приводить примеры

музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема;

- рассуждать на поставленные проблемные вопросы;  

проводить сравнительный анализ музыкальных

произведений

Л - распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки

П - сопоставлять плач-песню и плач-причитание

Р - соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора

К -  передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы

Беседа. Устный,

письменный кон-

троль. Слуша-ние

музыки. Хоровое

пение.

10

Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка Э. Грига.

Урок изучения нового материала.

урок - путешествие в мюзикл

Знать – музыкальная увертюра. Иметь представление о драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

Здоро-вье-сбере-жения, проблемного обучения

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Пьесы: «Арабский танец», «В пещере горного короля»

Знакомство с жизнью и творчеством Э.Грига. Музыкальное развитие драмы Г.Ибсена «Пер Гюнт».

Л - выявлять различные по смыслу музыкальные интонации

Р - соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора

К - формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.

Хоровое пение

Интонационная работа

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационноо бразный и сравнительный анализ.

11

Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Музыка А.Шнитке.

Урок актуализации

полученных знаний.

Знать:

- жизнь и творчество

Дж. Гершвина;

- драматургию развития

оперы;

-  музыкальных

жизненных событий.

Уметь проводить ин-

тонационно-образный

и сравнительный анализ

музыки

Здоро-вьесбе-режен-ия,  развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ

Знакомство с жизнью и творчеством А.Шнитке.

Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы

Л - демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки

П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе.

Р - воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности

К - передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы

Хоровое пение

Я люблю тебя жизнь- интонационная работа.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонацион-но образный и сравни-тельный анализ.

12

Музыка в кино. Музыка к фильму «Властелин колец»

Урок изучения нового материала

Знать:

- драматургию развития муз. произведения;

-  музыкальных

жизненных событий.

Иметь представление о трёх фильмах «Властелин колец»

Здоро-вьесбе-режен-ия,  развивающее-го обуче-ния, , ИКТ

Музыка канадского композитора Говорда Шора из кинофильм «Властелин колец»

Знакомство с разными видами  кино (внутрикадровая, закадровая, музыкальная характеристика персонажа)

Л – осознания учащимися роли музыки в кино

П- расширение опыта использования ИКТ

Р - выполнять творческие задания,

К- владеть умениями совместной деятельности

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

нограмму

Хоровое пение

13

Музык в кино. Музыка к кинофильму «Властелин колец».

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Знать:

- драматургию развития муз. произведения;

-  музыкальных

жизненных событий.

Уметь проводить интонационно образный и сравнительный анализ музыки.

Здоро-вье-сбере-жения, проблемного обучения

Музыка канадского композитора Говорда Шора из кинофильм «Властелин колец»

Экскурс в музыкальный кинематограф. Киномузыка: прошлое и настоящее.

Л - осознания учащимися роли музыки в кино.
П - проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, литературе.

Р - передавать в движениях содержание муз. произведений, производить оценку своих действий и действий одноклассников

К - передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

Вокально-хоровое

Интонирование.

Хоровое пение

14

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

Урок повторения и обобщения знаний

Знать шедевры русской и зарубежной музыкальной классики.

Знать формы сонатного allegro.

Здоро-вьесбе-режен-ия,  развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ

. Симфония «Хроника блокады»,

Симфония –сюита «Из русской старины»

Симфония №2 «Андрей Рублёв»

Знакомство с симфонической музыкой русских композиторов.

Л - эмоционально откликаться и выражать своё отношение к классической музыке
П – узнавать тембры инструментов симфонического оркестра

слушание музыки и размышление о ней.
Р - планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.
 К – разделившись на группы подготовить мини-проекты о симфонии в целом

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тем-бров музыкальных

инструментов.

15

Музыка-это огромный мир, окружающий человека…

Урок повторения и обобщения знаний

Знать основные принципы развития музыки.

Уметь приводить примеры

Здоро-вьесбе-режения,  развивающее-го обуче-ния, ИКТ

Симфония №8(«Неоконченная»)Ф Шуберта. Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №1(«Классическая») С. Прокофьева

Знакомство с симфонической музыкой русских и зарубежных композиторов.

Л – осознание личностных смыслов музыкальных произведений.
П – слушание музыки и размышление о ней.        
Р - создание музыкально-танцевальных импровизаций
К - передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы

Устный контроль. Интонационно-образ-ный и сравнительный анализ .Выявление средств муз выразительности

16

Обобщающий урок.

Урок повторения и обобщения знаний

Знать произведения разных музыкальных жанров: опера, балет, симфония, рок-опера, мюзикл, музыка кино, музыка к драматическим спектаклям первого раздела учебника «Классика и современность»

Здоро-вье-сбере-жения, проблемного обучения

Обобщение представлений восьмиклассников о разнообразии трактовок темы первого раздела учебника «Классика и современ-ность»

Обобщение представлений учащихся о значении музыкального искусства в жизни человека. Воздействие музыкальных звуков на эмоционально-образную сферу человека.

Л – осознание личностных смыслов музыкальных произведений.  
П –проявление устойчивого интереса к познанию классического музыкального наследия. Р - оценка своей музыкально-творческой деятельности.
К - владеть умениями совместной деятельности

Музы-кальная викто-рина

Определение тем-бров музыкальных

инструментов.

II. Раздел 2. «ТРАДИЦИИ  И  НОВАТОРСТВО  В  МУЗЫКЕ» (19 ч.)

17

Музыканты-извечные маги.

 

Урок новых знаний.

Форма урока-урок концерт

Форма урока – урок – презентация.

Уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Здоровье -

сбережения,

развития

исследовательск

их навыков,

педагогики

сотрудничества,

личностно-

ориентирован-ного обуче-ния,

ИКТ

Знакомство с неординарным творчеством великих композиторов мира. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях

Л - эмоционально откликаться и выражать своё отношение к классической музыке
П – выявлять особенности развития музыкальных образов, определять музыкальные и речевые интонации, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры.

Р - рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах

К - передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании

Определение тем-бров музыкальных

инструментов.

Устный контроль

18

И снова в музыкальном театре…

«Мой народ – американцы…»

Урок изучения нового материала.

Знать:

- драматургию развития муз.произведения;

-  музыкальных

жизненных событий.

Уметь проводить интонационнообразный и сравнительный анализ музыки

Здоро-вьесбе-режен-ия,  развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера

Узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Л - эмоционально откликаться и выражать своё отношение к классической музыке

П – определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.

Р - рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения

К - участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

Вокально-хоровое

интонирование

Исполнение ритмического аккомпанемента под

фонограмму.

Хоровое пение

19

Опера «Кар-мен». Самая популярная опера в мире.

Урок изучения нового материала

Форма урока – урок - игра.

Знать:

- драматургию развития оперы;

- то, что музыкальные

образы могут стать воплощением каких-либо

жизненных событий.

Уметь:

-называть полное имя композитора - Ж. Бизе

Здоро-вьесбе-режен-ия,  развивающее-го обуче-ния, групп-повой деятельности, , ИКТ

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен»..

Музыкальные образы оперных героев

Интонация – ключ к раскрытию образа.

Л - распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки и живописи

П - Расширять представления об ассоциативно-образных связях муз

Р - выполнять творческие задания в тетради, , оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии

К - передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и срав-

нительный анализ.

Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму

Хоровое пение

20

Портреты великих исполнителей Елена Образцова.

Урок изучения нового материала

Форма урока –музыкальная презентация.

Уметь оперировать терминами и понятиями

Музыкального искусства

Здоровье -

сбере-жения,

проблемного обу-чения,

развития

иссле-довательских навыков,

дифференцирова

иного подхода

обучения.

Интонация – ключ к раскрытию образа.

Приобретение индивидуального опыта. Знакомство с творчеством великих исполнителей.

Л - выявлять различные по смыслу музыкальные интонации,

П -  

Р - соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора

К - владеть умениями совместной деятельности

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

21

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

Урок актуализации полученных знаний.

Форма урока – философская беседа.

Знать основные принципы развития музыки.

Уметь:

-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

Здоровье -

сбережения,

развития

исследовательск

их навыков,

педагогики

сотрудничества,

личностно-

ориентирован-ного обуче-ния,

ИКТ

Драматургия оперы - конфликтное противостояние

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие.

Л - демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки в произведениях искусства, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки.

П - Расширять представления об ассоциативно-образных связях музыки.

Р - воплощать эмоциональное состояние в различных видах музыкально – творческой деятельности

К - передавать в собственном  исполнении различные музыкальные образы

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

22

 Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе

Урок изучения нового материала.

Форма урока – урок-презентация

Знать:

- то, что музыкальные

образы могут стать воплощением каких-либо

жизненных событий.

Уметь:

-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки.

Здоровье -

сбережения,

развития

исследовательск

их навыков,

педагогики

сотрудничества,

личностно-

ориентирован-ного обуче-ния,

ИКТ

«Кармен» - самая популярная опера в мире.

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие.

Л - распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки и живописи.

П -

Р - выполнять творческие задания, передавать в движениях содержание муз. произведений, производить оценку своих действий и действий одноклассников

К - владеть умениями совместной деятельности

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

23

Портре-ты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

Урок актуализации полученных знаний

Форма урока – урок – экскурсия.

Знать основные принципы развития музыки.

Уметь приводить примеры

Здоровье -сбере-жения,

развития

исследо-вательс-ких навыков,

развивающего

обуче-ния,

самодиагностики

коррек-ции

результа-тов.

Балет «Кармен-сюита» (фрагменты)

Р. Щедрин.

Приобретение индивидуального опыта. Знакомство с творчеством великих исполнителей.

Л - Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства.

П - Расширять представления об оперном искусстве зарубежных композиторов.

Р - Выявлять особенности драматургии классической оперы.

К - Проявлять стремление к продуктивному общению со сверстниками, учителями.

Слушание музыки. Хоровое пение. Тест.

24

Современный музыкальный театр.

Урок изучения нового материала.

Форма урока – урок – путешествие.

Знать крупнейшие центры мировой музыкальной культуры(театры оперы и балета, концертные залы, музеи.

Здоровье -

сбере-жения,

проблемного обу-чения,

развития

иссле-довательских навыков,

дифференцирова

иного подхода

обучения.

Современные исполнительские интерпритации

Синтез искусств музыки  и архитектуры. Застывшая музыка.

Л - Оценивать современные исполнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций

П - понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Р - выполнять творческие задания в тетради, , оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. К - уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или опровергать) мнение собеседника.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

25

   Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Юнона и Авось».

               

Урок изучения нового материала.

Форма урока –музыкальная презентация.

Знать знаменитые мюзиклы мира. Уметь анализировать драматургию мюзикла.

Здоровье -

сбережения, поэ-тапного

формирования

умствен-ных

действий,

развития

исследо-вательс

ких навыков

информационно-

комму-никацио

иные.

Определять разные характеры главных партий в мюзикле. Уметь творчески интерпретировать содержание муз.произведения в пении.

Сопоставление музыкального образа героев произведения.

Л - Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства

П - Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов.

Р - оценка своей музыкально-творческой деятельности

К - видеть границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

26

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Кошки».

Урок комплексного применения знаний

Форма урока –музыкальная презентация.

Знать знаменитые мюзиклы мира. Уметь анализировать драматургию мюзикла.

Здоровье -

сбережения,

развития

исследовательск

их навыков,

педагогики

сотрудничества,

личностно-

ориентирован-ного обуче-ния,

ИКТ

Определять разные характеры главных партий в мюзикле. Уметь творчески интерпретировать содержание муз.произведения в пении.

Сопоставление музыкального образа героев произведения.

Л - Приобретение душевного равновесия

П - Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов.

Р - анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

К - участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений в музыке и других видах искусства.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

27

Великие мюзиклы мира. Презентация проекта. «Призрак оперы».

Урок изучения нового материала

Форма урока –музыкальная презентация.

Знать знаменитые мюзиклы мира. Уметь анализировать драматургию мюзикла.

Здоровье -

сбере-жения,

проблемного обу-чения,

развития

иссле-довательских навыков,

дифференцирова

иного подхода

обучения.

ИКТ

Определять разные характеры главных партий в мюзикле. Уметь творчески интерпретиро-вать содержание муз.произведе-ния в пении.

Сопоставление музыкального образа героев произведения.

Л-осознания арттерапевтического влияния музыки на организм.
П - присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества.
Р - анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность, выполнять творческие задания в рабочей тетради.Понимать особенности мюзикла.
К - участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

28

Классика в современной обработке.

Закрепление материала

Форма урока – урок-концертный зал.

Знать понятия: класси

ка, классическая музы

ка, классика жанра,

стиль, интерпретация,

обработка, разновидности стиля.

Уметь приводить при

меры

Здоровье -сбере-жения,

развития

исследо-вательс-ких навыков,

развивающего

обуче-ния,

самодиагностики

коррек-ции

результа-тов.

Вечные темы классической музыки. Новаторство в классической обработке.

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении. Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами.

Л - осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки.

П – сопоставление терминов и понятий.
Р - рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах, выполнять творческие задания в тетради.
К – хоровое пение.

Слушание музыки.

Тест, музыкальная викторина

29

В концертном зале.

Симфония №7 «Ленинградская». Д.Д. Шоста-ковича.

Урок изучения нового материала

Урок –презентация

Уметь:

-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;

-определять тембры музыкальных инструментов;

-определять приемы музыкального развития
и жанры;

Здоровье -

сбере-жения,

проблемного обу-чения,

развития

иссле-довательских навыков,

дифференцирова

иного подхода

обучения.

Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты) Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата

Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией.

Л - понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя

П - узнавать тембры инструментов симфонического оркестра.

Р  - анализировать художественно – образное содержание , музыкальный язык произведений мирового муз. Искусства.

К - формирование монологической речи учащихся

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

30

В концертном зале. Симфония №7 «Ленинградская». Д.Д. Шоста-ковича.

Урок изучения нового материала.

Урок – проект.

Знать:

-понятие симфония;

-особенности строения симфонии.

Уметь

-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;

-выявлять связи в средствах выразительности
музыки и изобразительного искусства

Здоровье -

сбережения,

развития

исследовательск

их навыков,

педагогики

сотрудничества,

личностно-

ориентирован-ного обуче-ния,

ИКТ

Симфония №7 («Ленинградская») (фрагменты) Д. Шостакович. Литературные страницы. «Письмо к Богу» неизвестного солдата

Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

Л- понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя

П- - расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности

Р- Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов.

К -- решение учебных задач совместно с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

31

Музыка в храмовом синтезе искусств

Изучение нового материала.

Форма урока – урок – путешествие.

Знать понятия: программная музыка.

Уметь:-анализировать составляющие средств выразительности.

Здоровье -сбере-жения,

развития

исследо-вательс-ких навыков,

развивающего

обуче-ния,

самодиагностики

коррек-ции

результа-тов.

Литературные страницы. Стихи русских поэтов.  Запевка, слова И. Северянина.

Углубление знакомства с духовной музыкой.

Л-  вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
П- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка

Р-  самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

К - развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и сбора информации о музыке, музыкантах, в процессе восприятия и исполнения музыки.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

32

Галерея религиозных образов.

Урок актуализации полученных знаний.

Форма урока – урок –презентация

Знать понятия: программная музыка, симфоническая картина.

Уметь:

 -определять форму пьесы;

-проводить интонационно-образный анализ музыки;

-выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи.

Здоровье -

сбере-жения,

проблемного обу-чения,

развития

иссле-довательских навыков,

дифференцирова

иного подхода

обучения.

Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» (фрагменты). Г. Свиридов..Свет фресок Диониссия-миру («Фрески Диониссия»).

Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере духовной музыки отечественных и зарубежных композиторов.

Л - Понимать жизненно-образное содержание муз.произведений разных жанров. вокально-хоровые навыки, навык самообразования.
П -  расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

Р -  совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности.

К -  формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

33

Галерея религиозных образов.

Изучение нового материала.

Форма урока – урок-путешествие.

Уметь:-анализировать составляющие средств выразительности;

-определять форму пьесы;

-проводить интонационно-образный анализ музыки;

-выявлять связи в средствах выразительности музыки и живописи.

Здоровье -

сбережения, поэ-тапного

формирования

умствен-ных

действий,

развития

исследо-вательс

ких навыков

информационно-

комму-никацио

иные.

Р. Щедрин. Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин.

Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере духовной музыки отечественных и зарубежных композиторов.

Л- понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя

П- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

Р- анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства

К -- формирование адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

34

Музыкальное завещание потомкам.

Закрепление пройденного материала.

Форма урока – урок –презентация.

Знать основные принципы развития музыки.

Уметь приводить примеры.

-называть полные имена композиторов-симфонистов;

Здоровье -

сбережения,

развития

исследовательск

их навыков,

педагогики

сотрудничества,

личностно-

ориентирован-ного обуче-ния,

ИКТ

Композиторы-современникам. Наставления. Письма. переживания.

Обобщить представления обучающихся о взаимодействии музыкального образа на внутренний мир человека на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Л- проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством.
П- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

Р-
определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных  произведении, формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация)

К - самооценка и интепретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.

Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль

35

Исследовательский проект Защита проекта.

Обобщение и закрепление знаний.

Форма урока –урок – концерт

Знать основные принципы развития музыки.

Уметь приводить примеры.

Здоровье -сбере-жения,

развития

исследо-вательс-ких навыков,

развивающего

обуче-ния,

самодиагностики

коррек-ции

результа-тов.

Этномузыка. Популярныехиты из мюзиклови рок-опер.

Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка. Популярныехиты из мюзиклови рок-опер.

Л- участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством.
П- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах.
Р- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.
К - - знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов.

Музыкальная викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...