Проблема синестезии в музыкальной педагогике
статья по музыке

Ступакова Оксана Александровна

В данной статье рассматривается проблема синестезии (звука и цвета) в музыкальной педагогике. Приведен собственный педагогический  опыт по данному вопросу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_sinenstezii.docx16.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблема синестезии в музыкальной педагогике

Автор Ступакова Оксана Александровна, учитель музыки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №36» г. Кемерово

  Музыка - звуковой аспект мира, выражение его глубинных связей и отношений через интонацию. Те же самые закономерности, связи и отношения могут быть выражены через слово, цвет, движение и т.д., являющиеся иными аспектами, модусами мира как целого. Данное явление осознается всеми древними культурами, где определенными мировыми явлениями закрепляются как звуковые, так цветовые и другие характеристики - даже если они не фиксируются непосредственно органами чувств.

  Так, например, в Пифагорейской традиции Юпитер часто связывалась со звуком До и пурпурным цветом, Марс со звуком Ре и красным цветом и т.д. Именно разноаспектность, разномодусность конкретных проявлений мира (а конкретное, как известно, является единством многообразного) лежит в основе синкретизма древнего искусства, где слово, звук, цвет выступают в нерасчлененном единстве. Разноаспектность и разномодусность целостных явлений становится основой синестезии-явления восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения соответствующие другому органу чувств. Человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус.

В данной статье мне бы хотелось остановиться на проблеме единства звуковых и зрительных представлений в процессе восприятия музыкальных произведений.

  Связь музыки и живописи, звука и цвета-тема, как для музыкальной практики, так и для рефлексивной сферы-философии музыки, музыкальной психологии, музыкознания- весьма актуальная. Проблема «цветного слуха» в связи с творчеством Н.А. Римского-Корсакова, А. Скрябина, Б. Асафьева, К. Сараджаева. Широко известны музыкальные произведения, созданные под воздействием зрительных образов,- «Картинки с выставки» М. Мусоргского, «Фрески Дионисия. Щедрина и др. и, наоборот, произведения живописи, в которых воплощены музыкальные формы и жанры (картины М.Чюрлениса). Весьма интересна проблема зрительных ассоциаций, вызываемых тем или иным музыкальным произведением.     Особую актуальность проблема синестезии в связи с широким распространением в современной культуре мульти-медийных средств.

Очень перспективна эта проблема для музыкальной педагогики. Еще в программе музыкально –эстетического воспитания, разработанной в 70-е года прошлого века под руководством Д.Б. Кабалевского , уделялось значительное внимание взаимосвязи музыки и с другими видами искусства. Программой предусматривается  прохождение тем «Музыка и литература», «Музыка и живопись» Однако я считаю, что проблема сущностного единства различных видов эстетической деятельности, в том числе музыки и живописи, должна изучаться не фрагментарно, только в рамках определенной тем. Она должна присутствовать на уроке постоянно-прежде всего через выражение зрительно-живописных ассоциаций, возникающих под воздействием музыки. Такое выражение помогает глубже и тоньше понять музыкальное произведение, стимулирует интерес учащихся к изучаемому произведению, активизирует их творческий потенциал.

  Особенно эффективен в этом плане метод визуализации или музыкальной графики, т.е.» зарисовывания» музыкальных впечатлений любыми живописно-изобразительными средствами-не только графическими, но и красочными. Как пишет И.Л. Ванечкина, в основе этого метода лежит один из важнейших дидактических принципов - принцип наглядности. А наглядность связана со зрительной формой восприятия. В естественных науках, как конкретное ее проявление, уже давно применяется своеобразная визуализация абстрактных понятий, невидимых явлений, отображаемых в виде графиков. При этом в образовании цвето-музыкальных связей основополагающим моментом является эмоциональная оценка детьми воспринимаемых явлений.

  Впервые эта методика была предложена и использована в 20-е годы прошлого века австрийцем О. Райнером. С 1962 года «Рисование музыки» было введено в учебный курс венской академии музыки и изобразительного искусства, а инициативная группа оформилась в небольшой специальный институт, при котором был создан специальный музей  лучших «портретов» музыки. Методика «музыкальной графики» нашла последователей во многих странах мира. В России - это И.Л. Ванечкина, И.А. Трофимова. Особый интерес вызывает музыкально-педагогический опыт В. Брайнина, автор концепции взаимно-однозначного  соответствия цветов спектра и ступеней модальных ладов.

И.Л. Ванечкина и И.А. Трофимова исследовали, как именно в рисунках отражается музыка - от отдельных средств музыкальной выразительности( мелодия, гармония, лад, тембр, темп, фактура, динамика) до общего впечатления от разностилевых , разнохарактерных, программных и непрограммных сочинений. Предварительно детей  знакомили с основными средствами музыки  (мелодия, гармония, темп и т.п.) и  живописи (рисунок, колорит,  композиция и т.д.). Затем предлагалось внимательно прослушать музыку, определить ее структуру и содержание.   Только после этого дети приступали к рисованию. Перед ними ставились конкретные задачи по принципу от простого к сложному: например в направлении отражения формы и содержания. Сначала - рисование простого для восприятия краткого музыкального отрывка, затем- разнохарактерных одночастных программных произведений и, наконец, непрограммных сочинений в двух- или трехчастной форме. Обширный эксперимент был проведен по выявлению цвето-тембровых соответствий через рисование музыки, написанной для различных инструментов соло (скрипка, флейта, клавесин, труба и т.д.) и различных составов оркестра. ( симфонический, эстрадный и т.д.

  По утверждению И.Л. Ванечкиной, эти эксперименты подтвердили научные предположения о закономерностях синестезии. «С уверенностью можно констатировать следующие слухозрительные соответствия: мелодия-рисунок, тембр-цвет, регистр-светлота, тональность-колорит и т.д. К сходным выводам, основываясь на собственном педагогическом опыте, приходит и В.Б. Брайнин. За несколько лет постоянного контакта с цветными изображениями музыкальной звуковысотной системы у детей появляются цвето-звуковые релятивные ассоциации. Все мажорные («диезные») ступени-теплого  цвета, все минорные («бемольные») - холодного. Все мажорные интервалы имеют вверху более теплый  звуко-цвет, чем внизу. Минорные-наоборот.

  Однако, гораздо более ценным для музыкальной педагогики является вывод о том, что привлечение звукоцветовых ассоциаций стимулирует интерес учащихся к музыкальному искусству активизирует их мыслительную деятельность, способствует развитию творческой фантазии, колористического и интонационного мышления. Как пишет И.Л. Ванечкина, «рисунки детей с отраженными в них содержанием и формой произведения служат своеобразным визуально фиксированным «документом», позволяющим  с одной стороны, судить о глубине восприятия музыки, а с другой о типологических особенностях личности самих учащихся. Это такой вид «обратной связи», которая недостижима иными средствами (опрос, беседа, анкетирование), причем на каждом уроке и по отношению к каждому ребенку».

  В мировой педагогике накоплен достаточный опыт по формированию слухоцветовых  представлений. Проблемы синестезии в процессе восприятия музыки активно исследуются в России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмпатия в музыке и музыкальной педагогике.

Статья содержит общую информацию с опорой на научную литературу....

Роль музыкальной педагогики в гармоническом развитии ребенка

Важнейшая тенденция передовой музыкальной педагогики может быть характеризована как стремление достичьсовместно с общей педагогикой гармонического воспитания личности....

Музыкальная педагогика

Глубокое познание музыкальной истории и культуры имеет большое значение для формирования духовного облика новых поколений. В процессе становления мировой музыкальной культуры складываются общезначимые...

Хоровое пение в общеобразовательной школе как одно из направлений музыкальной педагогики оздоровления

Данная статья раскрывает проблему ухудшения здоровья обучающихся и приводит примеры использования здоровьесберегающих технологий на уроке. Автор показывает, что с помощью здоровьесберегающих технологи...

«Принципы развивающего обучения в современной музыкальной педагогике»

Практическая деятельность ведущих преподавателей-методистов страны внесла весомый вклад в развитие музыкально-педагогической науки. Изданная методическая литература по обучению игре на музыкальных инс...

Статья "Русская музыкальная педагогика. История и современность"

Статья о о становлении музыкальной педагогики на Руси...

Мои первые проблемы и открытия в педагогике

В презентации представлены мои первые проблемы в педагогике, с которыми я столкнулась, как молодой педагог...